комплекс упражнений
материал

Журбенко Галина Васильевна

Для снятия эмоционального напряжения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 "Радуга" Кулундинского района Алтайского края, ул. Советская, 43

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ СНЯТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

Педагог - психолог:

Галина Васильевна Журбенко

2023 г.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СНЯТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

1. УПРАЖНЕНИЕ «КОМПЛИМЕНТ». Используется в начале занятий как приветствие. Обучающиеся садятся в круг и выполняют упражнение.

Инструкция: «Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное.

Обязательные условия «Комплимента»: о Обращение по имени. о Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему. о Обсуждение и принятие групповых правил.

Правила принимаются совместно. Во время работы ведущий постоянно обращается к ним.

2. УПРАЖНЕНИЕ «САМОПОХВАЛА». Можно использовать

в конце занятий.

Участникам предлагается встать на какое-нибудь возвышение, например, на стул, и похвалить себя за то, что выполнял такие трудные задания.

     Это упражнение очень важное, так как помогает участникам осознать, что самопознание — тяжелый труд.

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

  1. Упражнение «Сбрось усталость»

Инструкция: «А сейчас, чтобы вновь встряхнуться и сбросить усталость:

  1. встаньте;
  1. широко расставив ноги;
  1. согните их немного в коленях;
  1. наклоните тело слегка вниз;
  1. свободно опустите руки;
  1. расправьте пальцы;
  1. склоните голову к груди;
  1. слегка покачайтесь из стороны в сторону, вперед, назад (стоим несколько секунд)...

А сейчас встряхните руками, головой, телом, выпрямитесь и подпрыгните.

Вы стряхнули всю усталость, чуть-чуть осталось, повторим ещё».

  1. Упражнение «Лимон»

Инструкция:

 Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты.

      Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон.

 Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок.

 Расслабьтесь. Запомните свои ощущения.

 Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке.

 Повторите упражнение.

 Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения.

 Затем выполните упражнение одновременно двумя руками.

 Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

  1. Упражнение «Муха»

Инструкция:

 Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты.

Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха.

Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза.

 Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

  1. Упражнение «Лужа»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

«Садиться в лужу мы с вами не будем. А вот постоять предлагаю.

Представьте глубокую дождевую лужу с чистой водой. Ступайте в нее босыми ногами, смелее. На дне лужи большой слой ила и ваши ступни медленно в него проваливаются. Попробуйте достать до самого дна, вдавливая ноги в ил и напрягая ступни для лучшего эффекта. Раздвиньте пальцы ног, чтобы почувствовать, как песчинки ила между ними просачиваются вверх. А теперь выйдите из лужи, стряхните интенсивными движениями оставшийся песок с ног. И расслабьте пальцы».

     В данном упражнение можно сделать 10 прыжков в лужу и представить как брызги летят во все стороны.

  1. Упражнение «Воздушный шар»

Время: около 10 мин.

Ход упражнения

Ведущий: Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы — большой воздушный шар, наполненный воздухом (можно расставить руки и ноги и надуть щеки). Постойте в такой позе 1 минуту, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального

психоэмоционального состояния.

  1. ИГРА «ПРЕВРАЩЕНИЕ В КАМЕНЬ»

Обучающиеся могут бегать, прыгать, скакать, то есть активно двигаться. По сигналу ведущего они замирают, превращаясь в камень и ждут сигнала, когда можно двигаться. Так повторяется несколько раз.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Для снятия эмоционального напряжения полезно рисование, особенно рисование такими красками, карандашами, фломастерами, которые дают насыщенный яркий цвет.

Это помогает, кстати, и при необходимости «избавиться» от неприятных переживаний особенно при депрессии, тревоги, страха. В последних случаях рекомендуется рисовать левой рукой (если, конечно, обычно вы пишите правой) и не переживать из-за того, что вы не умеете рисовать, выражать эмоции в абстрактной форме, через линию и цвет.

И обязательно нужно взять яркие краски, связанные с чувством радости, уверенности, свободы и нарисовать - пусть это будет чистая абстракция - что-нибудь этими красками. Нам часто не хватает ярких красок, особенно в нынешнюю погоду, и подобное эмоциональное насыщение очень важно для всех.

          Можно дать задание нарисовать свои отрицательные эмоции, которые обучающиеся испытывали в последнее время, после нарисованный рисунок скомкать, или порвать и выбросить его.

  1. УПРАЖНЕНИЕ «ЛАДОШКА»

Обучающиеся прикладывают свои ладошки к листу бумаги и обводят их, в центре пишут свое имя, а в каждом пальчике - по одному хорошему качеству, которое они могут найти в себе. Нарисованная ладошка раскрашивается в любые цвета.

  1. ИГРА «ЗА ЧТО МЕНЯ МОЖНО ЛЮБИТЬ».

Обучающиеся перечисляют за что их может полюбить любой человек, пусть перечислять свои хорошие качества.

  1. УПРАЖНЕНИЕ «ЧТО МНЕ МЕШАЕТ»

Оборудование: чистые листы, ручки (или карандаши).

Это упражнение каждый делает сам для себя, оно не будет демонстрироваться, если обучающийся этого не хочет сделать.

Инструкция: давайте сейчас каждый из вас подумает и нарисует то, от чего хотел бы избавиться (негативные эмоции, ситуации). На рисунке может быть, как что-то конкретное, так и абстрактный образ.

Дается 5 минут.

Вам необходимо описать нарисованный вами рисунок словами письменно или же устно, кто как пожелает.

Обсуждение.

А теперь вы можете сделать со своим листочком всё что угодно, главное приложить все свои усилия, чтобы избавиться от не желаемого. Например, смять и выбросить в мусорное ведро, разорвать на мелкие кусочки и т. д.

Я вас поздравляю! Теперь вы избавились от не желаемого! И сейчас на это опустевшее место впустите доброту, любовь, ласку и нежность».

Обсуждение:

Какие эмоции вы сейчас испытывали?

Смогли отпустить то, от чего избавились?

  1. УПРАЖНЕНИЕ «РУГАЕМСЯ ОВОЩАМИ»

Обучающиеся образуют круг стоя или сидя.

Инструкция: хочу предложить вам поругаться овощами. Да, да! Вы не ошиблись, именно овощами!

  1. Даю вам мячик, который вы будете бросать любому, понравившемуся вам участнику игры. Со словами, например: «Ты - огурец».
  1. Вы бросаете мяч, а следующий участник, произнося, допустим: «А ты - редиска!» бросает мячик другому человеку и т.д.

Всем все понятно? Итак начнем...

Итог: Таким образом, если вы очень-очень злы на вашего одногруппника, то необязательно ругаться различными плохими словами, достаточно сказать человеку, что он «редиска». А лучше всего стараться не на кого не злиться, и тем более не ссориться с людьми!»

        МЕДИТАЦИИ

Для этих упражнений необходимо обучающимся занять свободное и удобное положение. Психолог говорит спокойным ровным голосом без эмоций, но с соблюдением чувства такта по тексту. В конце при открывании глаз все должны прийти в себя, необходимо дать несколько минут для этого.

МЕДИТАЦИЯ «ПОЛЕТ НА КОВРЕ САМОЛЕТЕ»

Цель: обучение навыкам расслабления и саморегуляции психического состояния.

Участникам группы предлагается расслабиться, закрыть глаза и максимально представлять себе то, о чем говорит психолог.

Вдох-выдох (три раза)... Представьте себе, что у вас есть волшебный ковер - самолет. Какого он цвета?

Он однотонный или с узорами?

Это огромный ковер или маленький коврик?

Какой он на ощупь?

Мягкий, шелковистый, шершавый?

Из какого материала он сделан?

А теперь Вы садитесь на свой волшебный ковер самолет и поднимаетесь в воздух. Вдох-выдох. Вам хорошо, тепло, безопасно. Ковер ласково поддерживает вас и несет туда, куда вам хочется. Вы поднимаетесь над городом, летите над полями, лесами и реками... Вдруг вы видите замечательное место, очень красивое, уютное и привлекающее вас. Вы опускаете ковер на это место. Что вы там видите? Что вас окружает? Там очень спокойно и безопасно. Побудьте в этом месте столько, сколько вы захотите. Затем вы снова садитесь на ковер-самолет и возвращаетесь обратно, в эту комнату, но ощущение покоя и безопасности найденного вами места остается с вами». После завершения упражнения участники делятся своим опытом, можно предложить нарисовать найденное безопасное место.

 МЕДИТАЦИЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ГОЛУБУЮ ЗВЕЗДУ»

Психолог: «Наша родная планета - Земля. Здесь живут люди, звери, птицы, насекомые, растения. Но люди любят мечтать, хотят знать, а есть ли у нас соседи? Сейчас помечтаем и мы...»

Инструкция:

«Сядьте удобно, закройте глаза.

Сделайте вдох-выдох (3 раза)... Представьте себе темное ночное небо с яркими звездами. Где-то там далеко-далеко тоже есть жизнь. Мы отправляемся в увлекательное путешествие к загадочной Голубой Звезде.

Вы - команда межпланетного космического корабля землян. Каждый занял свое место на корабле. Сейчас мы поднимемся в небо.

Вдох - выдох. Крепко-крепко сожмите штурвалы и сильно надавите ступнями на педали. Держите, держите. Молодцы! А теперь отпустите штурвалы и педали. Чувствуете, как приятная тяжесть растекается по телу? Корабль взлетает. Нам становится легко. Важно сейчас ровно дышать: вдох — выдох (3 раза). Хорошо. Мы почти не чувствуем своего тела, оно легкое и невесомое.

Мы летим в космосе. На нас приветливо смотрят звезды, приглашают к себе в гости, но наша цель - это Голубая Звезда.

И вот она совсем близко: яркая, голубая. Давайте сделаем плавную посадку. Снова крепко возьмемся за штурвалы, сильно надавим на педали, сделаем глубокий: вдох — и выдох. Отпустим штурвалы и педали. Как плавно и мягко мы сели!

Выйдем из корабля... Перед нами океан, где нет воды. Цветы, всюду цветы: белые, желтые, оранжевые, розовые с голубыми стебельками, поэтому-то планета издалека кажется голубой. В этом океане цветов живут необычные существа с прозрачными крылышками, огромными голубыми глазами, серебристыми усиками. Это и есть наши соседи, жители Голубой Звезды – Чисто крылышки. Они рады нам, улыбаются, мы им нравимся. Они предлагают нам свою дружбу, протягивают нам свои чистые крылышки. Мы тоже протягиваем им руки и ... чувствуем, как в наше тело наполняется теплом, добротой и нежностью.

Нам пора возвращаться домой на Землю. Мы возьмем с собой их добро, радость, нежность и чистоту, и поделимся счастьем с близкими и родными, с друзьями и со всеми людьми.

Сейчас делаем вдох-выдох. И медленно открываем глазки».



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«Как проводить игры с пальчиками дома?»

1. Прежде чем предлагать пальчиковую игру малышу, познакомьтесь с ней сами, разберитесь с движениями пальцев.

2. Для разминки пусть малыш сжимает и разжимает кулачок, то правой, то левой рукой.

3. После разминки прочитайте стихотворение и покажите движения пальцев и кисти.

Покажите малышу,  как «рассказать» стихи руками.

Пусть он повторяет за вами, а затем постепенно выполняет упражнение самостоятельно. При возникновении трудностей можно взять руку ребёнка и сделать движения вместе с ним.

4. Сразу много игр давать не стоит, ограничьтесь 1 – 2 в день, лучше повторите каждую игру 2 – 3 раза. И старайтесь найти удобное время, когда и вы, и малыш

готовы с удовольствием провести несколько минут вместе за интересным занятием.

«Шарик».

Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

«Петушок»

Ладонь вверх, указательным пальцем упереться в большой; остальные растопырить и поднять.

Петушок стоит весь яркий,

Гребешок он чистит лапкой.

Тренируйте пальчики!

Головушка станет умной, 
рука сильной, А речь красивой!!!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга Кулундинского района Алтайского края, ул. Советская,43

Проект

«Развитие эмоциональной сферы дошкольников»

Подготовила и провела

Педагог-психолог :

Журбенко Г.В.

2023 год

Проект «Развитие эмоциональной сферы дошкольников»

Выполнила: Журбенко Галина Васильевна – педагог-психолог

МБДОУ детский сад № 7 «Радуга» Кулундинского района Алтайского края, ул. Советская,43

Тема проекта: развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Актуальность проекта: в настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребёнка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально - личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка. Развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его познавательного развития. Однако, как справедливо указывали психологи Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Следовательно, актуальность данной проблемы очевидна. Она заключается в следующем: рассмотрение вопроса о развитии эмоциональной сферы и личности ребенка дошкольника предполагает всестороннее изучение его личности, поведения и деятельности, взаимоотношений с окружающими людьми, особенностей его переживаний, мировоззрения и качеств личности.

Почему эту проблему важно обсуждать и решать: у детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т. д.

Цель проекта: Создание условий для ознакомления детей с миром эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния.

Для решения данной темы необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить соотношение между формированием эмоциональной сферы и возрастными особенностями детей дошкольного возраста.

2. Разработать систему занятий, комплекс игр, упражнений и психологических этюдов по формированию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

3. Научить детей соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других людей, сравнивать их, и регулировать их таким образом, чтобы было комфортно им самим и окружающим их людям.

Вид проекта – практико-ориентированный.

Ожидаемые результаты проекта: Дети научатся выражать свое эмоциональное состояние вербально, мимикой, в рисунке, движениями; станут лучше понимать эмоциональное состояние других людей; узнают о способах, как выплеснуть свои эмоции и никому не навредить. Родители глубже осознают свою роль в эмоциональном благополучии ребенка.

По продолжительности проведения – 6 месяцев

Подготовительный этап включал в себя проведение первоначальной диагностики (методики «Дом-Дерево-Человек», «Рисунок семьи», «Рисунок человека»), анкетирование родителей (Анкета «Какие вы родители?», «Рисунок семьи»), наблюдение; подбор и анализ методической литературы, наглядного материала (пиктограммы «Эмоции») и оборудования; разработка плана занятий с детьми.

Основной этап – проведение цикла занятий, психологических упражнений и игр.

Завершающий этап – проведение сравнительной диагностики, ознакомление родителей с результатами, подведение итогов.

В основу системы работы легли следующие принципы: позитивности, взаимодействия, индивидуального подхода, психологической комфортности, развития и саморазвития личности, здоровьесберегающий принцип.

Для решения поставленных задач и целей по развитию эмоциональной сферы дошкольников использую   программу Стеркиной Р.Б. и Князевой О.Л. «Я-ты-мы» и Программу «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», которые направлены на эмоциональное развитие детей.

Все занятия имеют гибкую структуру, исходя из поставленных целей и индивидуальных особенностей каждого ребёнка в группе.

Вводная часть – это введение в тему, создание эмоционального настроя.

В рабочей части проводятся: игры, упражнения, психогимнастика, релаксация, ролевые диалоги, проблемные ситуации.

В завершающей части создаем у каждого участника чувство принадлежности к группе и закрепляем положительные эмоции от работы. Проводится либо общая игра-забава или продуктивная коллективная деятельность, например, создание общего рисунка. (Приложение 1, Приложение 2)

И, конечно, для решения поставленных задач я не могла не обойтись без активного взаимодействия с семьями своих воспитанников. Ведь значительную роль в развитии и воспитании у ребёнка дошкольного возраста эмоций (например: сопереживания и сочувствия) принадлежит семье.

Формы работы с семьёй:

- анкетирование «Какие вы родители?» (Приложение 3),

- индивидуальные беседы по текущим проблемам,

- консультации «Профилактика эмоциональных нарушений у детей» (Приложение 4),

- проведение родительских собраний «Эмоциональное благополучие ребёнка.

Что это такое? »

- дни открытых дверей.

В результате целенаправленной работы с детьми и при содействии родителей мы добились позитивных результатов по развитию эмоциональной сфере детей, на что указывают данные мониторинга. На начало года, с высоким уровнем развития эмоциональной сферы было выявлено 5 (25%) детей, со средним 13(65%, с низким 2 (10%) детей, от общего количества (20 детей). На конец года количество детей с высоким уровнем развития составило 9 (45%) детей, со средним 11 (55%) и с низким уровнем детей не выявлено.

Итак, можно сказать, что цели и задачи достигнуты, но работу по развитию эмоциональной сферы детей необходимо продолжать и далее.

Список, используемой литературы:

1. Запорожец А. В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., Педагогика, 1986г.

2. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. М., 1997г.

3. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации /Под ред. А. В. Можейко. - М: ТЦ Сфера, 2009.(Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») (3) .

4. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. М.: Генезис, 2011г.

• Интернет-ресурсы

• http://pochemu4ka.ru

• http://doshvozrast.ru

• http://stranamasterov.ru

Приложение 1

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы дошкольников

«Закрепление знаний о чувствах»

Цели:

- закрепление умения различать чувства;

- закрепление мимических навыков;

- повышение у детей уверенности в себе;

- формировать навыки саморегуляции.

Материалы:

- игра «Азбука настроений»; настольный театр «Эмоции»; лист ватмана, гуашь.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть всех вас! (все садятся на пол в круг)

1. Давайте поздороваемся друг с другом.

Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа, и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа. (Цель – создание положительного настроения) .

А теперь давайте вспомним, с какими чувствами мы с вами уже знакомы. (Показываю детям пиктограммы и провожу беседу о том, как именно мы узнаем, что это именно то или другое чувство).

2. А теперь давайте сядем за один стол. Настольный театр «Эмоции».

Перед вами герои с одними лишь лицами. Подумайте, кто эти герои и почему у них именно такие эмоции (дети рассказывают свои истории про героев).

3. А сейчас вернемся опять на ковер и возьмемся за руки.

Упражнение «Зеркало». Ребенок встает в центр круга и изображает чувства: страх, гнев, обиду, радость и т. п. При этом он как будто смотрится в зеркало. Роль «зеркала» играют все стоящие в кругу. Дети должны точно «отзеркалить» изображенное ребенком чувство. (Мимическая гимнастика)

4. Наша следующая игра называется «Спаси птенца» (цель: ознакомить детей с методами саморегуляции)

Психолог: «Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам».

5. А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется «Я – лев». (повышение у детей уверенности в себе).

Психолог: «Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей. Сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например, «Я – лев Гриша». Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой. (дети выполняют упражнение) Отлично! Молодцы!

6. Релаксация. Упражнение «Цветок-имя».

Психолог: «Сядьте поудобнее на ковер, закройте глаза и представьте летний день в саду или на лесной полянке. Почувствуйте запахи летнего дня. Может быть, кто-то сумеет что-нибудь услышать, например, пение птиц или еще что-нибудь. Рассмотрите цветы вокруг себя. А теперь попробуем увидеть цветок, который вы могли бы назвать своим именем. Какой он? Рассмотрите его, ощутите его запах, возьмите в руки. Попробуйте запомнить, что чувствуют ваши руки. Можно сделать глубокий вдох и открыть глаза».

Психолог: «А теперь давайте расскажем друг другу о цветах, которые носят ваши имена, и поделимся своими чувствами» (Ответы детей).

Хорошо. Садитесь на стульчики.

И в заключение нашего занятия, я предлагаю сделать плакат под названием «Ладонь, полная солнца» (цель: формирование у детей умения любить окружающих). На подготовленный лист ватмана (в середине солнце) дети по очереди кладут ладошку и обводят ее. После этого каждый ребенок закрашивает чужую ладошку. Коллективная работа готова.

Психолог: «Ребята, давайте представим, какие добрые качества будут находиться в наших ладошках, наполненных солнцем (Смех, дружба, любовь и п. т.)

Психолог: «Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. А теперь улыбнемся друг другу». На этом наше занятие заканчивается

Приложение 2

Игры и упражнения для эмоционального развития детей


1. Тренируем эмоции (для детей с 4 лет)

Попросите ребенка:
нахмуриться 

  как осенняя туча;

  как рассерженный человек;

  как злая волшебница;
улыбнуться

  как кот на солнце;

  как само солнце;

  как Буратино;

  как хитрая лиса;

  как радостный человек;

  как будто он увидел чудо;
позлиться

  как ребенок, у которого отняли мороженное;

  как два барана на мосту;

  как человек, которого ударили;
испугаться

  как ребенок, потерявшийся в лесу;

  как заяц, увидевший волка;

  как котенок, на которого лает собака;
устать

  как папа после работы;

  как человек, поднявший большой груз;

  как муравей, притащивший большую муху;
отдохнуть

  как турист, снявший тяжелый рюкзак;

  как ребенок, который много потрудился, но помог маме;

  как уставший воин после победы.

2.
Танец пяти движений (по Габриэле Рот, для детей с 5 лет)

Для выполнения упражнения необходима запись с музыкой разных темпов, продолжительность каждого темпа - одна минута.

  1. "Течение воды". Плавная музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения.

    2. "Переход через чащу". Импульсивная музыка, резкие, сильные, четкие, рубящие движения, бой барабанов.

    3. "Сломанная кукла". Неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения (как "сломанная кукла").

    4. "Полет бабочек". Лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения.

    5. "Покой". Спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса- стояние без движений, слушать свое тело.
    После окончания упражнения поговорите с детьми о том, какие движения им больше всего понравились, что легко получалось, а что с трудом.

    3.
    Походка и настроение (для детей с 4 лет)

    Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: "Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь с неба падают тяжелые большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь- как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдем, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Пройдемся задумчиво, как рассеянный человек. Побежим навстречу к маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее".


    4.
    Танец огня (для детей 5 лет)

    Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. Костер ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (танцуют на цыпочках), то ниже (приседают и покачиваются). Дует сильный ветер, и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две, три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром.

    5.
    Танец морских волн (для детей с 6 лет)

    Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий - "ветер" - включает спокойную музыку и "дирижирует" волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании руки - вторые. Море может быть спокойным - рука на уровне груди. Волны могут быть мелкими, могут быть большими - когда ведущий плавно рукой показывает, кому присесть, кому встать. Еще сложнее, когда волны перекатываются: по очереди поднимаются выше и опускаются ниже.
    Замечание: красота танца морских волн во многом зависит от дирижера-ветра.

    6.
    "Огонь-лед" (для детей с 4 лет).

    По команде ведущего: "Огонь!"- стоящие в круге дети начинают двигаться всеми частями тела.
    По команде: "Лед!" - дети застывают в позе, в которой их застала команда. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой.


    Этюды на расслабление мышц (по М.И.Чистяковой) 

    7.
    Штанга (для детей 5-6 лет)

    Ребенок поднимает "тяжелую штангу". Затем бросает ее, максимально расслабляясь. Отдыхает.


    8.
    Сосулька (для детей 4 лет)

    Ведущий читает стихи:
    У нас под крышей
    Белый гвоздь висит,
    Солнце взойдет,
    Гвоздь упадет.
    (В. Селиверстов)

    Произнося первую и вторую строчку, дети держат руки над головой, а когда произносят третью и четвертую, то должны уронить расслабленные руки и присесть.


    9.
    Шалтай-Болтай (для детей 4-5 лет)

    Ведущий читает стихи:
    Шалтай-Болтай Сидел на стене,
    Шалтай-Болтай Свалился во сне.
    (С.Маршак)

    Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова "свалился во сне" ребенку необходимо резко наклонить корпус тела вниз.


    10.
    Спящий котенок (для детей 3-4 лет)

    Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик. Этот этюд желательно проводить под музыку Р.Паулса "День растает, ночь настанет" (колыбельная).


    11.
    Конкурс лентяев (для детей 5-6 лет)

    Ведущий читает стихотворение В.Викторова "Конкурс лентяев":

    Хоть и жарко,
    Хоть и зной,
    Занят весь
    Народ лесной.
    Лишь барсук -
    Лентяй изрядный -
    Сладко спит
    В норе прохладной.
    Лежебока видит сон,
    Будто делом занят он.
    На заре и на закате
    Все не слезть ему с кровати.

    Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на пол (на мат или коврик) и пытаются как можно глубже расслабиться. Для расслабления желательно использовать музыку Д.Кабалевского "Лентяй".


    12.
    Пылесос и пылинки (для детей 6-7 лет)

    Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки; кого он коснется, тот встает и уходит.

    Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед - вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.


Приложение 3

Анкета для родителей

«Какие вы родители?»

Если Вы хотите убедиться в правильности воспитания детей в своей семье – начните с этого теста.

Отметьте те фразы, которые Вы частенько употребляете в общении с детьми.

1. Сколько раз тебе повторять?         – 2 балла

2. Посоветуй мне, пожалуйста.        – 0

3. Не знаю, что бы я без тебя делал(а)        – 1

4. И в кого ты только уродился?        – 2

5. Какие у тебя замечательные друзья!        – 1

6. Ну на кого ты похож(а)!?        – 2

7. Я в твое время…        – 2

8. Ты моя опора и помощник(ца).        – 1

9. Ну что за друзья у тебя?!        – 2

10. О чем ты только думаешь?!        – 2

11. Какая ты у меня умница!        – 1

12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?        – 1

13. У всех дети как дети, а ты?        – 0

14. Какой ты у меня сообразительный(ая)!        – 1

Теперь подсчитайте общее количество баллов и найдите ответ. Конечно, понимаете, что это всего лишь игра, но в ней намек на действительное положение дел.

7–8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

9–10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает Вас, хотя не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных друзей.

11–12 баллов. Вам необходимо быть внимательнее к ребенку. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие Вашего ребенка в большей степени зависит от случая, чем от вас.

13–14 баллов. Вы сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между Вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания.

Приложение 4

Консультация для родителей

«Профилактика эмоциональных нарушений у детей»

Сегодня наша встреча будет посвящена рассказу об особенностях эмоционального развития детей и профилактике эмоциональных нарушений.

Всем известно, что в эмоциях мы отражаем наши желания и их удовлетворение. Очень важно, чтобы эмоциональное состояние наших детей было благополучным.

Но в наше время все больше детей испытывает неблагополучие в эмоциональной сфере. К ним относятся проявления агрессивности, неуправляемости, либо тревожности, неуверенности, склонности к страхам, замкнутости.

Очень часто дети «заряжаются» нашими эмоциями, как положительными, так и отрицательными. Дети реагируют на поведение, взаимоотношения родителей, их ссоры, наказания. Если ситуации конфликтов, ссор между родителями случаются редко, они не оставят глубокого следа в эмоциональном развитии ребенка. Но если ребенок испытывает постоянное напряжение (при частых конфликтах), то можно говорить о предневротическом состоянии ребенка.

Отрицательные эмоции накапливаются, и это может отразиться на соматическом здоровье (тики, заикания, энурез, развиваются страхи, агрессивность как защитная реакция). При длительном напряжении эти состояния могут стать устойчивыми свойствами личности. Причем, например, такое состояние, как агрессия, может быть результатом копирования поведения окружающих или защитной реакцией. «Защищаясь», ребенок может совершать, казалось бы, необъяснимые поступки: убежать из дома, чтобы взрослые искали его, думали о нем, и т. п.

Существует множество примеров, когда невротическое состояние становится неврозом, с которым обращаются к врачу. Очень важно вовремя заметить необычное эмоциональное состояние малыша и уметь правильно вести себя с таким ребенком.

А теперь поговорим об очень важной проблеме - о наказаниях.

Влияние наказаний.

Предварительно записать на магнитофон ответы детей на следующие вопросы:

  1. Наказывают ли родители детей? За что?
  1. Как ты думаешь, это бывает обычно справедливо или нет? З. Что чувствует человек, ребенок по отношению к тому человеку, который его наказывает?

4. Если бы ты был (а) мамой (папой), наказывал(а) бы ты своего ребенка?

5. За что хвалят детей родители? Часто ли это бывает?

Иногда дети себя плохо ведут. И родители в этих случаях должны как-то реагировать на поведение ребенка. Вопрос этот не простой. Здесь важно уметь не выплескивать свое негативное состояние на ребенка, а найти правильный подход к нему.

Ситуации для анализа.

Как, по вашему мнению, нужно реагировать в следующих ситуациях ...

1. Вы находитесь дома. Вдруг из другой комнаты раздается звон бьющегося стекла. Вы вбегаете в комнату и видите своего ребенка, стоящего у осколков вашей любимой вазы. Он испуган ...

2. Вы ссоритесь с близким человеком. Ребенок все слышит. Как вы думаете, что он может испытывать при этом? И как отреагировать, если малыш заплачет?

3. Вы вместе с ребенком идете на прогулку. Он несет новую игрушку. В конце прогулки вы вдруг замечаете, что игрушки нет, где-то она потерялась и найти ее, увы, уже невозможно.

  1. Как бы вы поступили, если бы ваш ребенок вас обманул?
  2. Ваш ребенок вернулся с прогулки грязным.
  3.  С чего вы начнете разговор, разбирая плохой поступок ребенка?

7. Как вы считаете, можно ли наказывать ремнем? В чем вред физических наказаний?

8. Надо ли объяснять ребенку, почему вы ему что-то запрещаете?

Таким образом, проблема наказаний может встать, если ребенок сделал что-то не так.

Правила поддержания дисциплины:

• при наказании ребенка лучше лишать его хорошего, чем делать ему плохое;

• требования родителей не должны противоречить важнейшим потребностям ребенка (бегать, прыгать, рисовать, шумно играть);

  • должна быть согласованность правил между родителями;
  • тон предъявления требования или запрета должен быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным;

• объяснение должно быть коротким и повторяться один раз. Агрессивное поведение взрослых, отрицательные черты характера являются для ребенка предметом подражания. Многочисленные факты говорят о том, что насилие по отношению к детям оборачивается со временем насилием и жестокостью по отношению к родителям, особенно престарелым. Важно понимать, что невозможно навязать свою волю наказаниями.

Многие дети готовы получить любую порцию наказания, чтобы отстоять свои «права». Наказания могут давать лишь временные результаты, провоцируя в ребенке усиление своего неповиновения. А главное, знать, что всякое серьезное нарушение поведения – это  крик о помощи. Своим поведением малыш говорит нам: «Мне плохо! Помогите!» Таким образом, причины стойкого непослушания ребенка надо искать в глубине его психики.

Существуют четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей:

  1. Борьба за внимание.
  1. Борьба за самоутверждение (борьба против чрезмерной родительской власти и опеки).

3. Желание отомстить (за развод родителей, за разлуку с семьей - он у бабушки или в больнице, за оказание большего внимания младшему и другое. В глубине души ребенок переживает, страдает, а на поверхности - протесты, непослушание).

4. Потеря веры в собственный успех («Мне все равно ... », «Пусть буду плохим ... »).

Влияние телевидения.

На эмоциональную сферу ребенка оказывает большое влияние телевидение.

Вопросы для обсуждения:

1. Вспомните, какие телевизионные передачи (каких героев) любит ваш ребенок.

2. Не замечали ли вы, что после просмотра какой-либо передачи как-то изменяется поведение ребенка?

3. Бывает ли, что, когда нет времени заниматься с ребенком, вы оставляете его у телевизора, не зная, какие передачи сейчас идут?

4. Стараетесь ли вы как-то ограничивать время просмотра телевизора вашим ребенком?

Можно сказать, что в наши дни ребенок растет и формируется не только под влиянием родителей, но и общества в целом. Сегодня кино, телевидение, компьютеры нередко целиком заменяют родителей, и результаты такого «воспитания» не всегда можно исправить.

Есть две точки зрения ученых о влиянии телевидения на зрителей. Одни считают, что оно позволяет зрителям мысленно пережить про исходящее на экране, дать выход агрессивным эмоциям и избавиться от них. Другие, наоборот, считают, что демонстрация насилия способствует принятию агрессивных стереотипов поведения.

Исследование, проведенное в России, показало, что российский телезритель видит на экране сцену насилия в среднем каждые 12 минут, а в вечерние часы - каждые 4 минуты. А если прибавить к этому обилие сообщений о катастрофах, авариях, стихийных бедствиях и террористических актах, в результате которых гибнут люди, то можно представить, каким слабым и незащищенным должен чувствовать себя ребенок.

Все это рождает в нем чувство тревоги, страха, неуверенности или агрессивности. И здесь для ребенка важен благополучный опыт воспитания в семье, то есть атмосфера доверия и любви. Эта информация позволяет вам задуматься над тем, что смотрят ваши дети по телевизору, приносит ли им это пользу, развивает ли их хорошие качества.

А сейчас каждый из вас самостоятельно выполнит короткое упражнение.

Родители получают карточки с заданием.

К началу каждой фразы в первом столбике подберите конец - вывод из второго столбика. Соедините стрелочкой.

Вы понимаете, что детей учит то, что их окружает. Постарайтесь подобрать, что в ребенке развивается под влиянием окружения.

Если ребенка часто критикуют ...                                                  

Если ребенка часто высмеивают ...

Если ребенок живет с чувством безопасности ...

Если ребенка часто подбадривают ...

Если ребенка часто одобряют ...

Если к ребенку часто бывают снисходительны ...

…он учится верить

…он учится осуждать

                                                                                              ... он учится уверенности в себе

…он учится справедливости

                                                                                    . .. он учится хорошо к себе относиться 

…он учится быть терпеливым

…он учится быть робким

- А теперь давайте проверим себя:

  • Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать .
  • Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.
  • Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить .

• Если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.

• Если с ребенком обычно честны - он учится справедливости.

• Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.

• Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.

Дорогие родители! Очень хотелось бы, чтобы этот разговор как-то повлиял на ваши отношения с детьми. Вы все любите своих детей, но умеете ли вы проявлять свою любовь, чтобы ребенок понял, что он любим? Чувствует ли ребенок, что вы его любите не только тогда, когда он этого заслуживает, а всегда, независимо от его поведения?



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 "Радуга" Кулундинского района Алтайского края, ул. Советская, 43

СООБЩЕНИЕ

КУЛУНДА (КУЛУНДИНСКАЯ СТЕПЬ)

Педагог - психолог:

Галина Васильевна Журбенко

2023 г.

Кулунда (Кулундинская степь)

Кулунда (Кулундинская степь)

На фото белые пятна — солончаки Кулунды. Засоление Кулундинской степи — процесс давний, но особенно он ускорился после того, как начались массовая распашка земель и отвод пресной воды на орошение.

География

Кулундинская степь, или Кулунда, занимает территорию обь-иртышского междуречья, расположенную южнее Барабинской низменности (Барабы), на юго-востоке примыкая к предгорьям Алтая, а на востоке — к Приобскому плато.

Кулунда расположена в Алтайском крае и частично — в Новосибирской области. Западная часть Кулунды находится в пределах Казахстана.

Кулунда представляет собой слегка всхолмленную равнину, сложенную рыхлыми кайнозойскими отложениями. Высоты Кулунды растут с северо-запада на юго-восток в среднем от 100 до 250 м. Для ее ландшафтов характерны низкие гривы (до 2 м высотой), а также разделяющие их ложбины и замкнутые понижения. Большая часть грив ориентирована с севера на юг. В южной части находится большое количество западин.

Формирование рельефа Кулунды происходило под влиянием размыва территории водами при отступании ледника.

Климат Кулунды неоднороден: юго-западная часть, относящаяся к подзоне сухой степи, отличается сухостью, на северо-востоке осадков выпадает несколько больше, здесь и летний период немного меньше. Зимы отличаются суровостью, что при относительно тонком снежном покрове (20-25 см) и сильном ветре, что сдувает снег с полей, приводит к сильному промерзанию почвы.

В силу особенностей рельефа (пониженная территория с двух сторон окружена горами) здесь застаивается холодный воздух, и морозы прекращаются лишь к середине марта.

Понижения между гривами заняты реками и бессточными озерами. Из крупных озер можно отметить Кулундинское (728 км2) и Кучукское (181 км2). Часть из множества озер Кулунды занимают огромные плоские котловины, в которых находятся солончаки.

В озерах — запасы соды, глауберовой и поваренной солей, их запасы достигают сотен миллионов тонн. Ил многих озер является лечебным.

Из всех рек степи лишь некоторые несут пресные воды, что используются для водоснабжения и орошения небольших площадей. Такие относительно большие реки, как Бурла и Кулунда, маловодны и засолены. В особенно жаркие годы они пересыхают и представляют собой цепочки озер.

По характеру рельефа территорию Кулундинской степи можно разделить на две части: более пониженную западную и более высокую восточную (южная часть Приобского плато). Западная часть характеризуется большим количеством озерных котловин и понижений, вытянутых к Иртышу. Предположительно, по этим ложбинам устремлялся к Иртышу излишек скопившихся под ледником вод.

Кулунда занимает наиболее пониженную часть степной зоны, в значительной степени она распахана.

Природа

Немногие сохранившиеся участки разнотравно-типчаково-ковыльных степей располагаются в северной, западной и центральной частях Кулунды. На юге сохранились ленточные сосновые боры и березово-осиновые колки.

Здесь водятся животные, характерные для степей, в основном грызуны. Название самой же Кулунды происходит от казахского «куланды» — «место, где водятся куланы». Кулан — непарнокопытное животное рода лошадей, ныне в этих местах уже не обитающее.

В Кулундинской степи встречаются редкие и исчезающие растения (ковыль перистый) и животные (дрофа, черный аист, сапсан), занесенные в Красную книгу.

Кулундинская степь — один из важнейших районов молочного животноводства и земледелия Западной Сибири. Значительная часть ее занята посевами зерновых (преимущественно яровая пшеница) и технических культур. Местами применяется искусственное орошение.

Однако в связи с пестротой почвенного покрова в целом распаханность этой территории несколько ниже, чем, например, Прииртышской степи. Свою отрицательную роль играет малое количество осадков, их неравномерное выпадение по сезонам, сильный сухой ветер.

Кулундинская степь — популярное место любительской рыбалки (в проточных озерах обитает карп, толстолобик, щука, окунь и карась) и охоты.

Памятников архитектуры на территории Кулундинской степи нет, а большинство древних курганов было раскопано и сровнено с землей при обработке целинных земель. Но и сейчас в непригодных для земледелия местностях можно встретить невысокие курганы, поросшие степной травой.

К современным достопримечательностям относится немецкое село Гальбштадт и казацкий аул Кирей, оба — в Алтайском крае.

Кулунда (Кулундинская степь) на карте


Общая информация

Местонахождение: юг Западной Сибири.

Административная принадлежность: Россия (Алтайский край и Новосибирская область), Казахстан (Павлодарская область).

Населенные пункты: Павлодар (Казахстан) — 335 295 чел. (2017), с. Кулунда — 14 498 чел., пос. Благовещенка (Россия) — 11 577 чел. (2017).

Языки: русский, казахский.

Этнический состав: русские, казахи.

Религии: православие, ислам (суннизм).

Денежные единицы: российский рубль, казахский тенге.

Реки: Кулунда, Кучук, Бурла (Россия).

Озера: Кулундинсков, Большое и Малое Яровое, Петуховские, Танатарские, Кучукское, Кулундинское, Большое Топольное (Россия).

Цифры

Площадь: 100 000 км2.

Средняя высота: центр — 100-120 м, юг и восток — 200-250 м.

Минимальная высота относительно уровня моря: 79 м, озеро Большое Яровое (Россия).

Самая высокая точка: 351 м, увал Балалан (Казахстан).

Климат и погода

Континентальный.

Лето жаркое и сухое, зима холодная.

Средняя температура января: -18°С.

Средняя температура июля: +21°С.

Среднегодовое количество осадков: 250 мм на юго-западе, 350 мм на северо-востоке.

Среднегодовая относительная влажность: 70%.

Экономика

Полезные ископаемые: глауберова и поваренная соль, сода, мергель, гипс, глина.

Сельское хозяйство: растениеводство (орошаемое — яровая пшеница, технические культуры), животноводство (молочное).

Сфера услуг: туристические, транспортные, торговые.

Достопримечательности

Природные

  • Кулундинский ленточный бор
  • Малиновое озеро

Любопытные факты

  • Хозяйственная деятельность наносит непоправимый ущерб реке Кулунда. В устье сток осуществляется только в период половодья. Жители сел, расположенных по берегу, самостоятельно строят плотины и обезвоживают реку. Зимой Кулунда местами вообще перемерзает.
  • В зависимости оттого, как река Бурла разливается, течение ее может меняться. Когда река многоводна, она впадает в расположенное на территории Казахстана горько-соленое озеро Большой Ажбулат. В годы маловодья Бурла несет свои воды к озеру Большое Топольное в Алтайском крае.
  • Кулундинский магистральный канал — оросительный канал в Алтайском крае от реки Обь в Кулундинскую степь. Общая его протяженность — 180 км, а пропускная способность — 25 м3/с. Канал строили десять лет, с 1973 по 1983 г. В настоящее время канал заболачивается, происходит поднятие грунтовых вод и подтопление населенных пунктов. Все это — результат плохой защиты грунтов от фильтрации оросительных вод.
  • В отдельные годы Большое Топольное озеро способно пересыхать полностью, и в такое время эта территория представляет собой мокрый луг. В конце 1870-х и до конца 1880-х гг. озеро совершенно высыхало. В таком положении оно находилось до 1898 г. После благодаря снежной зиме и дождям вода в бассейне Бурлы начала заметно подниматься. В 1899 г. вода, наконец, наполнила озеро.
  • Необычную окраску воде Малинового озера придает пигмент розового цвета, который вырабатывает жаброногий рачок артемия салина. Весной цвет у озера насыщенный, яркий, осенью — бурый.
  • Кулундинское озеро называют «Алтайским морем» из-за его огромного размера — 35 км в диаметре.
  • Плотность воды Бурлинского озера превышает плотность Мёртвого моря и составляет от 22 до 27 по шкале Боме. Бурлинское озеро — одно из самых крупных мест добычи соли Западной Сибири. Соляной промысел существует здесь уже более 200 лет. Процесс добычи налажен с помощью местного изобретения — комбайнов для сбора соли со дна. Они двигаются по рельсам, проложенным под водой до самой середины озера.
  • Всего в Кулунде насчитывается более 2 тыс. озер. Правда, глубина большинства из них не превышает 4 м.
  • В самом начале заселения Кулундинской степи, в 1911 г., земельные агенты заявляли о «непригодности Кулунды для заселения», что она «по климатическим и по почвенным условиям должна была занять самое незавидное место среди других частей Алтайского округа». Однако спрос на кулундинские участки превзошел все ожидания земельного ведомства. Вся громадная площадь была буквально расхватана переселенцами. Причем значительная часть ее ввиду отрицательного отношения к Кулунде земельных агентов, направлявших свои отзывы в земства, попала в руки не русских крестьян из малоземельных местностей, а немцев-колонистов из Екатеринославской и Таврической губерний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений по развитию чувства ритма

Данные упражнения способствуют развитию чувства ритма и музыкально-ритмических движений...

Система рекомендаций по проведению мимических упражнений, комплекс упражнений

Первичным в онтогенезе является язык эмоции. С разви­тием речи ведущую роль в передаче информации начинают играть слова, однако язык эмоций сохраняется, являясь спе­цифическим компонентом коммун...

Общеразвивающие упражнения под греческую мелодию «Сиртаки» для детей старшего возраста (5-6 лет). Комплекс упражнений сидя и лёжа.

Данная разработка поможет провести интересно утреннюю зарядку, также можно использовать как часть ОРУ в занятии.Музыкальное сопровождение поднимет детям настроение и пожет выполнять упражнения более р...

Комплексы «бодрящей» гимнастики. Комплексы упражнений после дневного сна.

Комплексы «бодрящей» гимнастики.  Комплексы упражнений после дневного сна....

Комплексы «бодрящей» гимнастики. Комплексы упражнений после дневного сна

Комплексы «бодрящей» гимнастики.Комплексы упражнений после дневного сна...

Комплексы «бодрящей» гимнастики. Комплексы упражнений после дневного сна

Комплексы «бодрящей» гимнастики. Комплексы упражнений после дневного сна...

Кинезиологические упражнения (комплексы упражнений)

Кинезиологические упражнения.Упражнения в перекладывании предмета1 Основная стойка, мешочек в правой руке. На счет 1-2 - руки в стороны - вдох; 3-4 - руки вниз перед собой (или за спину), мешочек пере...