Педагогическая мастерская "Создание интеллект-карты"
материал

Булгакова Валентина Михайловна

Педагогическая мастерская   знакомит  с технологией «Интеллектуальная карта» ираскрывает возможности использования ее в работе по ознакомлению дошкольников с профессиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_mastkrskaya_intellekt_karta.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая мастерская «Создание интеллект карты»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области ознакомления дошкольников с профессиями на основе использования технологии «Интеллектуальная карта».

Задачи:

1) Познакомить с понятием «интеллектуальная карта».

2) Показать возможности применения технологии «Интеллектуальная карта» в систематизации и структурировании информации о профессиях.

3) Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала педагога.

Теоретическая часть.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!  В ходе нашей педагогической мастерской мы с вами  познакомимся с технологией «Интеллектуальная карта». Я расскажу  о том, как ее можно использовать в работе по ознакомлению дошкольников с профессиями.

Мы с вами живем в красивой, богатой стране. Кто же делает нашу страну богатой и красивой? (Люди)

Во всех городах и селах нашей страны трудятся люди. От их труда зависит, будет ли наша страна сильной, красивой и богатой.

Слайд №2   Посмотрите внимательно на слайд и скажите очень коротко, не перечисляя всех по отдельности, кто изображен на слайде?

(Люди труда, люди разных профессий)

Мы с вами знаем немало профессий, одни зародились еще в давние времена. Другие появились в последнее время. Как вы думаете, какая профессия - самая важная, главная?

(Все профессии)

Конечно же, все, а выбор профессии на сегодняшний день для многих очень актуален.

Слайд №3   Нам, воспитателям, известно, что ознакомление с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях.

Слайд №4 Задачи ранней профориентации: дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;

 Слайд №5 развить эмоциональное отношение ребенка к миру профессий, дать возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Слайд №6 Как педагог я постоянно интересуюсь  современными образовательными технологиями,  и одна из них мне очень нравится -это технология «Интеллектуальная карта».

Слайд №7  Технологию разработал Тони Бьюзен – британский психолог, автор методики запоминания и творчества.

Интеллектуальная карта — это уникальный и простой метод запоминания информации, представляющий собой особый вид записи материала в виде структуры исходящей от центра к краю.

Слайд №8. В условиях реализации ФГОС ДО методика  интеллектуальных карт позволяет наиболее полно осуществлять интеграцию образовательных областей и успешно решать воспитательные, образовательные и развивающие задачи.

На данном слайде изображена интеллектуальная карта, которая сама о себе рассказывает (рассматриваем карту).

В педагогической практике можно применять интеллект-карты следующим образом:

1 направление – Сбор материала

2 направление – Закрепление и обобщение материала.

3 направление - Развитие связной речи. Составление рассказов

Слайд №9 Интеллектуальная карта имеет ряд полезных свойств.

- наглядность (в интеллект-карте она представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними);

- привлекательность (хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, её рассматривать не только интересно, но и приятно;

- запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета интеллект-карта легко запоминается);

- своевременность (интеллект-карта помогает выявить недостаток информации);

- творчество (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи);

- возможность пересмотра (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ещё лучше информацию, дополнить её новыми идеями).

Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).

Слайд №10 (Карта профессии повар)

Правила составления интеллектуальной карты:

  • Лист располагается горизонтально, это позволяет более рационально использовать место, а также дает возможность расширить рисунок в будущем.
  • Основная идея, проблема или слово располагается в центре листа.
  • Используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
  • Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
  • Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
  • Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).  
  • Над каждой линией – ветвью - пишется только одно ключевое слово.

 Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями. Для дошкольников предпочтительнее использовать картинки, поскольку не все умеют читать. А если все-таки используем надписи, то их необходимо четко писать печатными буквами или печатать.

Практическая часть

А сейчас, уважаемые коллеги, попробуем применить данную технологию на практике, для этого я вам предлагаю поработать в группах, создать интеллектуальные карты профессий врач, строитель и пожарный У вас на столах находятся все необходимые материалы для изготовления интеллект-карты. Маркеры, ватман, клей, наборы картинок. 

 Слайд 11 Правила выполнения работы  выведены на экран до конца вашей творческой деятельности. Итак, приступаем к работе.

 (По окончании работы группы представляют свою интеллектуальную карту).

Замечательные карты у нас получились.

В заключение хотелось бы сказать, что без развития мыслительных процессов невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Они связаны между собой и активизируют деятельность друг друга. Поэтому можно сказать, чем больше ребенок мыслит, тем он больше интеллектуально развит.

Интеллект-карту можно составить на абсолютно любую тему и в дальнейшем использовать в организованной образовательной деятельности, а также в самостоятельной деятельности детей. Можно применять ее и при проведении мероприятий с родителями, для организации совместной деятельности родителей и детей.

Считаю технологию составления  интеллект — карт очень эффективным средством в дошкольной педагогике.

Желаю всем успехов и профессионального роста!

 Спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: "Что такое интеллект-карты? Создание: как составить интеллект-карту?"

Интеллект-карта — это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Данный материал ...

Обобщение педагогического опыта по теме" Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе детского сада"

Глобальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества – социальной, политической, культурной, - не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенц...

Доклад на педагогическом совете "Использование интеллект-карт"

Установочный педагогический совет, доклад на тему "использование интеллект-карт в образовании дошкольников"...

Моя педагогическая находка «Интеллект-карты в образовательном процессе ДОУ»

Метод интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ...

Педагогическая находка «Интеллект – карты»

МКДОУ «Коноваловский детский сад»         Педагогическая  находка   «Интеллект – карты»...

Педагогический проект "Интеллект-карта, как средство развития связной речи у дошкольников с ТНР"

Введение ФАОП и проблемы в развитии речи дошкольников подчеркивают необходимость поиска новых средств, а именно применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют достижен...