консультация для воспитателей
консультация

Носова Екатерина Владимировна

 Консультация для педагогов ДОУ «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» «Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным» Роберт Кийосаки Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка – товарно–денежным отношениям. Ребенок – дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых центрах, магазинах, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, продукты, товары, цены, дорого, дешево, экономить и т.д. Поэтому проблема финансового воспитания детей становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально – психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово – грамотного человека. Так же следует понимать, что формируется не финансовая грамотность, а финансовая культура ребенка, т.е. закладываются индивидуальные особенности восприятия финансового мира. Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательной деятельности. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а так же заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни. Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Важно помнить, что сегодняшние дети – это будущие налогоплательщики, вкладчики и заемщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы. Надо закладывать основы финансовой культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребенка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям, понимание о взаимосвязи денег как предмета материального мира с нормами морали, этически – культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека. Но прежде чем формировать основы финансовой грамотности надо поставить перед собой и детьми цель и задачи. Цель: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старших и подготовительных к школе групп детского сада. Чтобы добиться поставленной цели надо решить ряд задач: Образовательные: - познакомить дошкольников с денежной сферой жизни; - раскрыть взаимосвязь понятий: труд – продукт (как результат труда) – деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать; - сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению; - подготовить к принятию своих первых финансовых решений; - заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; - научить соотносить понятия надо, хочу и могу; - обогащать словарный запас и познакомить с понятиями – трудиться, работать, зарабатывать, деньги, доходы, покупать, тратить, расходовать, откладывать, копить, сберегать, одалживать, занимать, отдавать, возвращать, планировать, экономить. - способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово – экономических отношений между людьми в обществе; - подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги. Воспитательные: - активизировать коммуникативную деятельность детей; - стимулировать интерес к изучению мира финансов; - формировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотности; - способствовать повышению ответственности и самоконтроля – качеств, необходимых для достижения успеха в жизни; - обеспечить психолого – педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребенка. Вся работа по формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста строиться по направлениям развития или образовательным областям: «социально – коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно – эстетическое развитие», «физическое развитие». Так же нужно предусмотреть следующие формы и методы работы с детьми в направлении формирования финансовой культуры и овладения финансовой грамотности: - игровые (игры, игровые упражнения, ситуативные игры, игровые приемы, интерактивные театральные мини - постановки); - словесные (беседы, объяснения, рассуждения, рассказы, чтение с обсуждением прочитанного, пояснения); - наглядные (наблюдения, экскурсии, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, картин и иллюстраций); - практические (исследования, экспериментирование, опыты, моделирование). Но базовой формой и методом является игра. Ребенок осваивает и познает мир через игру, поэтому обучение, осуществляется с помощью игры. В целях достижения оптимального результата рекомендуется использовать различные игры: театрализованные, режиссерские, сюжетно – ролевые, интеллектуальные, семейные, дидактические. В совместной игровой деятельности происходит активное общение детей друг с другом и взрослыми, которое заряжает положительными эмоциями, стимулирует познавательную активность, способствует развитию мышления. В процессе игры дети осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. В играх моделируются реальные жизненные ситуации, устанавливается адекватная возрасту ситуация общения, развивается речь. Знания и навыки, приобретенные в процессе игр и игровых занятий, будут способствовать экономическому развитию дошкольников, которое не прекратится с окончанием детского возраста, так как представляет собой процесс длиною в жизнь. Для формирования финансовой культуры и овладения финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста можно предложить изучение таких тем: 1. Без труда нет жизни на земле:  Труд – основа жизни,  Работать и зарабатывать,  Все работы хороши - выбирай на вкус,  Трудолюбие и лень,  Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны:  Как придумали деньги,  Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся,  Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая денежка всегда крепка,  Где живут деньги. 3. Покупаем, продаем, обмениваем:  Потребности и желания,  Где покупают и продают разные товары,  Стоимость и цена товара,  Выгодно – невыгодно,  Русская ярмарка. 4. Тратим разумно, сберегаем и экономим:  Тратим разумно, экономим,  Копим и сберегаем,  Мишкина копилка,  День рождения. 5. Учимся занимать и отдавать долги:  Занимаем и одалживаем,  Долги,  Заплатить долг скорее, жить будет веселее,  Долг платежом красен. 6. Учимся планировать:  Все по плану,  Ставим цели,  Сделал дело – гуляй смело,  Как помогает план человеку в жизни. 7. Богатство и бедность:  Хочу купить все,  Наше богатство,  Жадность и щедрость. Для достижения единства целей и задач воспитания детей старшего дошкольного возраста надо предусмотреть взаимодействие детского сада и семьи. Нужно активно приобщать родителей к образовательной деятельности по формированию финансовой культуры и овладения финансовой грамотности детей через организацию различных форм взаимодействия: - Единое образовательное пространство (родительский клуб, лекции, семинары, беседы, папки – передвижки, проекты, пособия для родителей, семейные конкурсы, встречи с интересными людьми, выставки, ярмарки); - Широкое информационное поле (консультации, тематические памятки, альбомы, стенды, создание странички на сайте ДОУ); - Создание условий (помощь родителей в создании развивающей предметно – пространственной среды); - Наблюдение и контроль (анкетирование, опросы, диагностика, индивидуальные беседы, родительская поста). Прежде чем формировать основы финансовой грамотности необходимо понять, какие знания и умения на начальном этапе есть у детей старшего дошкольного возраста. Для этого надо провести оценку знаний основ финансовой грамотности детей. В связи с этим разрабатывается для детей ряд заданий: - Задание 1. Выбери, что тебе больше нравится. Цель: выявить интерес детей к экономике. - Задание 2. Расскажи, что случилось? Цель: Определить интерес к экономическим знаниям, их осознанность; умение делать выбор, ориентируясь на нравственные нормы поведения. - Задание 3. Продолжи предложение. Цель: проверить умение детей завершать предложение по смыслу, используя термины экономики. - Задание 4. Что необходимо человеку для жизни? Цель: определить уровень понимания понятия «потребности». - Задание 5. Что означают цифры рядом с товаром? Цель: определить уровень элементарных знаний о товарно-денежных отношениях. - Задание 6. Расскажи, откуда появился хлеб? Цель: выявить представления у детей о производстве товара. - Задание 7. Расскажи, кто такой экономный? Цель: выявить уровень понимания понятия «экономия в быту». - Задание 8. Расскажи, в какой семье расходов будет больше? Цель: выявить уровень понимания понятия «расходы». - Задание 9. Дороже-дешевле. Цель: выявить уровень понимания понятий «дороже» и «дешевле». - Задание 10. Польза труда. Цель: выявить уровень понимания связи труд – продукты труда. И на заключительном этапе провести итоговый мониторинг знаний и умений детей для определения динамики развития и дальнейшего планирования работы с детьми в направлении формирования основ финансовой грамотности. Ожидаемые результаты по окончании реализации проекта «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»: Личностные результаты: Дошкольник сможет: - разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий; - четко осознавать, что труд – основа жизни, любой труд – это хорошо, плохо – сидеть без дела; - знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена; - понимать, что бережливость и экономия – это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно; - осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия). Практические результаты: - освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережно относиться к ним; - научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно; - освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребенку вещи (игрушки, канцтовары и пр.); - заложить нравственно – эстетические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться), которые в будущем будут способствовать управлению личными финансами. Работая по данной теме, можно с уверенностью сказать, что тема актуальна, своевременна и, несомненно, интересна. Практическая апробация этой темы позволит сделать выводы о том, что заниматься финансовой грамотностью детей в современных рыночных условиях просто необходимо, не стоит пренебрегать финансовым обучением ребенка, так как это может определить его будущее. Это позволит подготовить ребенка к реалиям современного рынка – товарно – денежных отношений, сформирует у него правильные ориентиры в экономических явлениях. Список используемой литературы: 1. Стахович, Л.В. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 32 с. 2. Стахович, Л.В. Методические рекомендации: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская; серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольника» – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 80 с. 3. Интернет – ресурсы.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.pdf510.59 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...