Влияние сюжетно-ролевых игр на нравственное воспитание дошкольников
статья

Новикова Галина Сергеевна

Возможности использования сюжетно-ролевых игр на нравственное воспитание дошкольников. Педагогическое руководство сюжетно-ролевой игры, направленной на обогащение ее содержания нравственной тематикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние сюжетно-ролевых игр на нравственное воспитание дошкольников

Основой развития теории и практики сюжетно-ролевой игры стали положения об игре как целенаправленной социальной деятельности и важном средстве воспитания. Многие психологи и педагоги (Р. И. Жуковская, А. В. Запорожец, С. А. Новоселова, Д. В. Менджерицкая, Д. Б. Эльконин и др.) писали о широких возможностях сюжетно-ролевой игры для воспитания нравственных качеств и чувств ребенка.

 Сюжетно-ролевая игра может быть средством формирования у детей нравственных представлений вообще и гуманных чувств в частности, поскольку дети воспроизводят в ней человеческие взаимоотношения.Во всякой ролевой игре между ролью, игровыми действиями и ролевыми правилами существуют определенные отношения. Они изменяются в соответствии с возрастом детей - участников игр.

Ролевое поведение детей в игре, по утверждению Д. Б. Эльконина, является сложно организованным. В нем есть образец, который, с одной стороны, ориентирует, а с другой - выступает эталоном для контроля, в нем есть выполнение действий по образцу и сравнение их с образцом, т. е. контроль. Среди психологов и педагогов распространено мнение, что основное воспитательное значение игры определяется тем, во что играют дети (сюжетом), и что они отражают в своих играх в качестве центрального момента (содержанием).  Сюжетно-ролевые отношения, являясь своеобразным материальным этапом, на который моделируется сфера человеческих взаимоотношений, преимущественно определяют развитие у дошкольников умения выделять и лучше познавать те стороны своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются нравственными нормами. 

Дети по собственному побуждению ориентируются на привлекательный для них игровой образ. Он вызывает у них положительные эмоции, повышает интеллектуальную активность и желание действовать в игре как герой, т.е. дети выражают свое отношение к нему; комбинируют имеющиеся представления, искренне переживают изображаемые события. Экспериментатор же, воспитатель получают возможность использовать такое стремление ребенка и вне игры, в процессе общения с ним в повседневной жизни: напоминают ему, каким внимательным, вежливым доктором он был во время игры в больницу или каким он был смелым, справедливым капитаном, когда играли в путешествие на пароходе.

Как  утверждала Д.В.Менджерицкая,  от содержания сюжетно-ролевой игры зависит, какие мысли и чувства возникают в игре, как она влияет на нравственное воспитание ребенка . Сюжетно-ролевые игры детей построены на правилах, но в отличии от дидактических и подвижных игр, где правила даются в готовом виде, в ролевых играх правила заимствуются детьми из той общественной среды, в которой они живут. Правилами общественной жизни дети первоначально овладевают именно в изобретательных ими играх, разумеется, по-своему, преломляя их. В этих играх ребенок живет в интересах современности. Игры, придуманные детьми, построены на замысле. Замысел- это не плод отвлечений мечтательности ребенка, он является результатом наблюдения окружающего. Характерно, что осуществляя замысел, ребенок действует по определенным правилам. Поэтому, в играх ребенок устраивает нормы нравственности этого общества незаметно, без особых пояснений.

Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею - «умеют играть».

Актуальность вопроса определяется, прежде всего тем, что в современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми. Последнее, как утверждают современные исследования (Н. Я Михайленко, Н. А. Коротковой), особенно важно в плане обогащения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста. И как показывает опыт методической работы, современные воспитатели не осознают в полной мере свою роль в обогащении сюжетно-ролевых игр современных дошкольников.

Н.Я.Михайленко и Н.А.Короткова выделили принципы организации сюжетно-ролевой игры.

1. Воспитатель должен играть вместе с детьми.                                                                                                                     Чрезвычайно важным моментом является сам характер поведения взрослого, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в игру. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет настоящей игрой, если ребенок почувствует не моральное превосходство воспитателя, которому надо подчиняться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнера. Такая позиция взрослого – это гарантия возникновения у ребенка побуждения к сюжетной игре вообще, и возникновения у него интереса к любой тематике.

Исследователи отмечали, что воспитатель в дошкольном учреждении в силу ограниченности своих возможностей не в состоянии обеспечить детям такой объем совместной игры, который позволил бы им в ходе постепенного накопления и обобщения конкретного игрового опыта, овладеть теми     или иными игровыми умениями. Иначе говоря, воспитатель не может воспроизвести в своей деятельности естественный механизм передачи детям игровых умений, как это осуществляется в разновозрастной группе.

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства.

Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть им понятным. Взрослый, играя с ребенком, должен пояснять игровые действия сам и стимулировать к этому ребенка. Однако, чтобы такие пояснения ребенок по собственной инициативе обращался к партнеру- сверстнику, взрослый должен как можно раньше ориентировать его на сверстника, втягивая в игру нескольких детей. Пояснять свои игровые замыслы, согласовывать их в процессе игры – задача непростая, даже для старших дошкольников. Поэтому, творческая сюжетная игра самостоятельно может развертываться лишь в небольших группах детей.

 3.Третий принцип организации сюжетно – ролевой игры : начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам                                                                                                                      

– взрослому или сверстнику.

 Наверное, пришла пора признать необходимость не только руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны взрослого, но и организованного обучения самой игре. Мы не можем изменить негативное влияние современных условий на детскую игру. Но у каждого педагога есть возможность создать оптимальные условия для обучения детей игровым навыкам, согласно теоретическим положениям педагогов и психологов.     Задача воспитателя состоит в том, чтобы  сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы  общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения, в свою очередь только при хорошей организации детского коллектива можно успешно развивать творческие способности каждого ребенка, его активность.

В игре формируются моральные качества; ответственность перед                                                                                                                        коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.

 Важнейшее условие успешного руководства сюжетно-ролевыми играми – умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания.

                    Список использованных источников

Литература

1.Артемова Л.В Формирование нравственных отношений в игре: Игра

   дошкольника /Под ред. С.Л.Новоселовой. - М.: Просвещение, 1989.-286 с.                                                                                                                            

2. Буре Р.С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников.

    Книга для воспитателей детского сада /Под ред. А.М.Виноградовой.-М.:    

    Просвещение, 1989,- 96 с.

3. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре.-М.: АПН РСФСР,1963.-320 с.

4. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного

    возраста.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 2008.- 251 с.  

5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком.-М.: Педагогика

    1990,- 156 с.

6. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетно-ролевой игры в

     детском саду. Пособие для воспитателей.- М.: Гном, 2000.- 96 с.

7. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре.- М.: Просвещение, 1982.-

      128 с.

8. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / Под ред. А.Н.Вераксы, Н.Ф.Губановой, Т.С.Комаровой.-М.:Мозаика- Синтез, 2008.- 73 с. 

9. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду.Программа и методические рекомендации.-2 изд., испр. и доп.- М.:  Мозаика – Синтез, 2008.- 80 с. 

10. Роль игры в развитии дошкольника / Современное дошкольноеобразование, 2009-№1.- 95 с.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания старших дошкольников».

КОНСУЛЬТАЦИЯ РАСКРЫВАЕТ  ВАЖНОСТЬ СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Использование сюжетно-ролевых игр в процессе нравственного воспитания дошкольников

Цель:Рассмотреть сюжетно-ролевые игры как средство повышения уровня развития нравственности дошкольников  Задачи:         -  Раскрыть связь понятий ...

Использование сюжетно-ролевых игр в процессе нравственного воспитания дошкольников

В статье рассматривается проблема нравственного воспитания дошкольника в современном обществе.С помощью каких методик повысить уровень нравственногго воспитаня ребенка.Информация как для родителей, та...

Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания дошкольников

Ведущей  деятельностью детей дошкольного возраста является игра, а одним из видов - сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в общес...

Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания дошкольников

В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это во многом связано как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольн...

Сюжетно-ролевая игра, как средство нравственного воспитания дошкольников

Уважаемые коллеги. Тема моего сообщения: Сюжетно-ролевая игра, как средство нравственного воспитания дошкольников. В современном мире эта тема остается одной из актуальных. Как известно, игра – ...