Использование сюжетно-ролевых игр в процессе нравственного воспитания дошкольников
статья (старшая группа) на тему
В статье рассматривается проблема нравственного воспитания дошкольника в современном обществе.С помощью каких методик повысить уровень нравственногго воспитаня ребенка.Информация как для родителей, так и для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование сюжетно-ролевых игр в процессе нравственного воспитания дошкольников | 18.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование сюжетно-ролевых игр в процессе нравственного воспитания дошкольников
Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста весьма актуальна в современном обществе.
- Требует переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника. Данное направление исследований в современной отечественной педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания.
- Остаются недостаточно выясненными механизмы становления и развития начал их нравственного сознания, не в полной мере выявлены ресурсы для совершенствования содержания и технологии его формирования.
- Недостаточно изучены и выявлены возможности и особенности реализации индивидуального подхода к детям в процессе соответствующей педагогической работы.
- А ведь именно в сюжетно-ролевой игре ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Следовательно, выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.
- Основной вопрос
Какое значение имеет сюжетно-ролевая игра в процессе нравственного воспитания дошкольников?
- Цель:
Рассмотреть сюжетно-ролевые игры как средство повышения уровня развития нравственности дошкольников
- Задачи:
- Раскрыть связь понятий «игра» и «нравственность»;
- охарактеризовать значение и сущность игры в дошкольном возрасте;
- сделать теоретический анализ формирования нравственных качеств дошкольника в игровой деятельности;
- практическим путем обосновать целесообразность внедрения в структуру и содержание сюжетно-ролевых игр методик, направленных на формирование у дошкольников представлений о нравственном поведении;
- минимизировать признаки агрессии и зарождающегося девиантного поведения дошкольников
- Гипотеза
Сюжетно-ролевая игра является одним из видов деятельности дошкольника, следовательно, и одним из наиболее эффективных средств воспитательно-образовательной работы, позволяющих сформировать у дошкольника представления о нравственном поведении.
Методика повышения уровня нравственности
- Сюжетно-ролевая игра «Больница»
- беседы: «Кто был в больнице», «Каким должен быть доктор»;
- чтение художественных произведений: К.И. Чуковский «Айболит», С.В. Михалков «А что у вас?»;
- экскурсия в медицинский кабинет;
- рассматривание иллюстраций, отражающих действия врача.
- Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»
- Беседы: «Кто был в парикмахерской», «Как правильно ухаживать за своими волосами», «Что мы знаем о работе парикмахера».
- Рассматривание проспектов с прическами для мальчиков и девочек.
- Сюжетно-ролевая игра «Шоферы»
- Беседы «Как я играю с машинами», «Что мы знаем о машинах», «Пассажирский транспорт»
- Чтение Н.Носов «Автомобиль», Н.П.Сапотницкая «У меня растут года»
- Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
- Беседы «Кто был в магазине», «Специализированные магазины», «Кто работает в магазине».
- Чтение Ю.Тувим «Спор овощей», Э.Мошковская «Веселый магазин».
- Рассматривание картины «В магазине».
- Сюжетно-ролевая игра «Семья»
- Беседы о семье, «Как зовут ваших родителей», «Где работают ваши родители», «Как вы помогаете дома своей семье»
- Чтение В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным», В.Осеева «Волшебное слово», Е.Благинина «Посидим в тишине», Б.Емельянов «Мамины руки».
- Участники проекта: воспитатель, дети группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет, педагоги-специалисты, родители.
Основной этап – разработка общих направлений работы
Изучение методик организации сюжетно-ролевых игр
Второй этап - Формирование знаний педагогов о специфике работы с детьми с применением сюжетно-ролевых игр
Воспитатель и ребенок – консультации, сюжетно-ролевые игры, выставка методической литературы, педсовет.
Третий этап - Усовершенствование уровня педагогического взаимодействия воспитателя, педагогов-специалистов с родителями.
Консультации, родительские собрания, беседа.
Заключительный этап. Подведение итогов.
Результаты работы
- Улучшилось взаимодействие детей в учебной и игровой деятельности;
- Созданы условия для реализации личного, творческого потенциала всего педагогического коллектива в работе с детьми.
- Повысился уровень социально-нравственного развития детей.
- Уменьшились признаки проявления агрессии, девиантного поведения.
Вывод:
Игра — одно из незаменимых средств сплочения детского коллектива. Она помогает педагогу всесторонне изучить ребят, проникнуть в их духовный мир. В творческой игре каждая роль раскрывает определенные правила общественного поведения. Игровые цели достигаются только в совместной коллективной деятельности. Выполняемая каждым роль имеет смысл при условии, если соответственно выполняют свою роль все участники игры. Эта роль вынуждает ребенка проявлять дисциплинированность, выдержку, терпение, великодушие. Обсуждение с детьми положительных и отрицательных поступков, отношений в процессе игры помогает формированию общих оценочных мнений и суждений о нравственных поступках и нравственных нормах.
Сюжетно - ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т.е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая игра как средство организации нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
Игра, являясь ведущей деятельностью дошкольника, обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка.Н.К.Крупская отмечала, что игра воспитывает...
Использование сюжетно-ролевых и дидактических игр в развитии речи дошкольников (вторая младшая группа).
формировать словарь, прививать детям навыки вежливого и внимательного обращения с окружающими; развивать мышление, память, связную речь; научить сравнивать предметы по цвету, различать и называт...
Использование сюжетно-ролевых игр в процессе нравственного воспитания дошкольников
Цель:Рассмотреть сюжетно-ролевые игры как средство повышения уровня развития нравственности дошкольников Задачи: - Раскрыть связь понятий ...
Консультация для воспитателей: «Сюжетно-ролевая игра как средство организации нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенкавливается живительный поток представлений, понятий. Игра – э...
ПРОЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. БАРТО В ПРОЦЕССЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ (В ПЕРВОЙ МЛАДШЕ ГРУППЕ)
Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребёнка, формированию его мировоззрения. Стихи для детей - один из самых первых и простых опытов знакомства с книгами. Они формируют пре...
Консультация «Сюжетно-ролевая игра как средство организации нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности....
Консультация «Сюжетно-ролевая игра как средство организации нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра &ndash...