Парциальная программа
рабочая программа (младшая группа)

Дарьина Ольга Леонидовна

Парциальная программа . Вторая младшая группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Парциальная образовательная программа по развитию речи

2 младшей группы ДОУ.

Основной целью данной программы у детей 3-4 лет является развитие познавательной речевой активности.

Данная цель определяет задачи:

  1. Расширение и уточнения словаря;
  2. Совершенствования грамматического строя речи;
  3. Развивать связную монологическую речь
  4. Привлечь внимание детей к собственной речи.
  5. Знакомство со звуком, введение элементов звукового анализа;
  6. Развивать речевой аппарат.

Планируемый результат:

ОД по развитию речи проводится один раз в неделю, продолжительность 15 минут. На изучения курса отводиться 32 периода (1 раз в неделю), в том числе и в нерегламентированной деятельности (прогулки с целью наблюдения, дидактические игры, сюжетно ролевые игры, используется интегрирование других областей как на занятиях, так и в индивидуальной работе. Планирование интеграционной части ОД соответствует темам календаря праздников. Задания на развитие речи детей выборочно включаются в содержание другой образовательной деятельности. Работа с детьми данного возраста строиться на основе свойственного им наглядно-действенного типа мышления и ориентированно на формирование нового мышления наглядно образного.

Актуальность и новизна

Одним из важнейших средств познания окружающего мира для детей 3-4 лет является возможность понимать речь и говорить.

Актуальность программы строиться с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольника, учитывает тенденции модернизации  Российского образования. У ребенка возникает потребность спрашивать взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира, что служит основой для развития диалогической речи. Вместе с тем в речевых  возможностях детей данного возраста наблюдаются большие индивидуальные различия. Таким образом, при систематической работе по развитию речи у детей активизируются познавательные процессы, расширяется активный и пассивный словарь, формируется культура речевого общения. Развитие памяти, восприятия, мышления, внимания позволяет развивать у детей интеллектуальные и творческие возможности.

Модуль 1. Огород

Тема 1.1. Помидор и огурец

Содержание темы

Стихотворения и загадки об овощах. Просмотр , иллюстраций, картинок овощей. Сравнение форм и цвета. Основные свойства пластилина и особенностей работы с ним. Техника выполнения пластилинографии.

Формы, способы, методы

Организация коллективной деятельности детей в процессе беседы, рассматривания иллюстраций. Индивидуальная работа в процессе выполнения рисунка.

Используется метод наглядности, игровой, словесный.

Средства образования и развития

Зрительный ряд: рассматривание картин с изображением овощей, поделки и рисунки детей подготовительной группы по теме: «Овощи», рассматривание овощей на грядке.

Литературный ряд: Стихотворение Ю. Тувим «Овощи».

Материалы и оборудование: пластилин, дощечки, картон, стеки, салфетки, наглядные пособия, муляжи овощей.

Взаимодействие участников образовательных отношений

Взаимодействие со взрослыми: в процессе беседы, рассматривания, обсуждения.

С другими детьми: взаимопомощь в процессе работы.

Виды деятельности детей

Игровая, коммуникативная, трудовая, экскурсионная, продуктивная,  чтение художественной литературы.

Продукт

Работа детей - изображение овощей (помидор, огурец) на картоне путем пластилинографии.

Тема 1.2. Яблочко краснощекое

Содержание темы

Яблоко: внешний вид, особенности. Стихотворение «Яблоня» Д.Хармса.  

Формы, способы, методы

Организация коллективной деятельности детей в процессе беседы, рассматривания иллюстраций. Индивидуальная работа в процессе выполнения рисунка.

Используется метод наглядности, игровой, словесный.

Средства образования и развития

Зрительный ряд: рассматривание картин с изображением яблони, иллюстраций яблок, поделки подготовительной группы из пластилина, экскурсия в сад.

Литературный ряд: Стих «Яблоня» Д. Хармс.

Материалы и оборудование: пластилин, дощечки, картон, стеки, салфетки, наглядные пособия, муляжи яблок.

Взаимодействие участников образовательных отношений

Взаимодействие со взрослыми: в процессе беседы, рассматривания, обсуждения.

С другими детьми: взаимопомощь в процессе работы.

Виды деятельности детей

Игровая, коммуникативная, трудовая, экскурсионная, продуктивная,  чтение.

Продукт

Работа детей - изображение яблока на картоне путем пластилинографии.

Тема. Солнышко на грядке.

Содержание темы

Загадки. Подсолнухи: особенности внешнего вида. Сравнение подсолнуха с солнцем.

Формы, способы, методы

Организация коллективной деятельности детей в процессе беседы, рассматривания иллюстраций. Индивидуальная работа в процессе выполнения рисунка.

Используется метод наглядности, игровой, словесный.

Средства образования и развития

Зрительный ряд: рассматривание картин с подсолнухами, иллюстраций подсолнуха, экскурсия к клумбе с цветами.

Литературный ряд: загадки

Материалы и оборудование: пластилин, дощечки, картон, стеки, салфетки, наглядные пособия.

Взаимодействие участников образовательных отношений

Взаимодействие со взрослыми: в процессе беседы, рассматривания, обсуждения.

С другими детьми: взаимопомощь в процессе работы.

Виды деятельности детей

Игровая, коммуникативная, трудовая, экскурсионная, продуктивная,  чтение.

Продукт

Работа детей - изображение подсолнуха на картоне путем пластилинографии.

Тема Волшебная корзинка

Содержание темы

Корзина, ее предназначение и способы  изготовления (береста, прутья деревьев). Выполнение работы.

Формы, способы, методы

Организация коллективной деятельности детей в процессе беседы, рассматривания иллюстраций. Индивидуальная работа в процессе выполнения рисунка.

Используется метод наглядности, игровой, словесный.

Средства образования и развития

Зрительный ряд: рассматривание картин  и иллюстраций с изображением корзин, рисунки и поделки подготовительной группы на тему:«Корзина».

Материалы и оборудование: пластилин, дощечки, картон, стеки, салфетки, наглядные пособия,  плетенная корзина.

Взаимодействие участников образовательных отношений

Взаимодействие со взрослыми: в процессе беседы, рассматривания, обсуждения.

С другими детьми: взаимопомощь в процессе работы.

Виды деятельности детей

Игровая, коммуникативная, трудовая, продуктивная.

Продукт

Работа детей - изготовление большой корзины на картоне путем пластилинографии.

Методы и приемы

     Данная рабочая программа предлагает решение новых образовательных задач путем использования современных образовательных технологий. Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов деятельности: игровой коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, художественного чтения.

      В основе организации  лежит проблемно-диалогической технология.  Новые задания открываются с помощью педагога путем анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения. Для каждого ОД предлагается набор заданий разного уровня сложности. Программа позволяет снизить объём интеллектуальной, эмоциональной и нервной нагрузки на детей, так как большинство занятий носит интегрированный характер. Программа учитывается здоровьесберегающие технологии, что позволяет сохранять здоровье детей. Возрастные особенности 3-4 лет определили игровой характер содержания и его вариативность.  Для правильного произношения звуков проводиться артикуляционная гимнастика, она представляет собой комплекс упражнений, которые готовит речевой аппарат ребенка к правильному произношению. Артикуляционная гимнастика сочетается с дыхательными упражнениями. Происходит знакомство детей со ЗКР родного языка.  Дети приобретают представление о звуках способе и месте и образования, начинает узнавать эти звуки в звуком ряду в отдельных словах.  Развитие речи в младшем дошкольном возрасте напрямую зависит  от развития мелкой моторики руки ребенка, для чего в ОД используется специальные упражнения и пальчиковые игры. Пальчиковые игры помогают налаживать социально коммуникативные отношения на уровне эмоционального переживания, контакта. Они способствуют также развитию речи. Наведу с развитием мелкой моторике уделяется внимание тактильно чувствительности, что помогает детям приобретать способность сравнивать предметы по качеству. Словесное обозначение качества предметов расширяет активный и пассивный словарь ребенка.  Дети принимают участие в составлении рассказа по сюжетным картинкам раскрашивают их и дорисовывают отдельные фрагменты. Для повышение качества усвоения материла на занятии используются игрушки. Содержание каждого ОД имеет следующую структуру: 1. Лексическая работа.

                                          2. Звуковая культура речи

                                           3. Работа с рисунком с раздаточным материалом

                                           4. Артикуляционная разминка

                                           5. Пальчиковые игры.

При этом используются как фронтальный метод так и работа в группах и индивидуально.

       Основные предметные знания, умения дошкольника  к концу первого года знаний.

Дети должны уметь:

Грамматический строй речи:

  1. Согласовывать слова в сочетаниях
  2. Употреблять в речи предлоги: в , на, за, под, около.
  3. Узнавать и правильно произносить гласные и согласные звуки.
  4. Образовывать существительные во множественном числе.

Формирование словаря:

  1. Реализовывать новые слова и понятия в речи.
  2. Пользоваться словарем обобщения.
  3. Использовать в речи словарь признаков (по цвету, размеру и т.д).
  4. Отвечать на вопросы взрослого.
  5. Рассказывать по картине совместно с воспитателем.

Перечень учебно методического обеспечения:

Для педагога: основная образовательная программа ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Под редакцией Н.Е.Вераксы.  

Список литературы:

Г.Г Агаян. Мы тополи, мы тополи… Пальчиковые игры,- Дмитров, ИД «Карапуз» , 2004 год.

С.Н. Анищенкова. Пальчиковые игры.

Л.В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью.

Т.Ю Бардышева, Е.Н. Морозова. Тра –ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. – Дмитров, ИД «Карапуз» 2004 год.

Е.А. Бабенко. Подвижные игры.

И.А. Лыкова. Дидактические игры и занятия.

Продукт : драматизация, сказки « Теремок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ЭРУДИТ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе парциальной программы «Одарённый ребёнок» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко

Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование логического мышления детей  через использование занимательного математического материала. Занятия проводятся в игровой  зан...

Рабочая программа на основе парциальной программы «Национальный календарь» для детей 4-5 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №53 «Елочка»  Согласованазаместитель заведующего (старший воспитатель)____________ Принята на заседании Педагогичес...

Рабочая программа на основе парциальной программы «Поэтика народной культуры» для детей 4-5 лет

СОДЕРЖАНИЕ 1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка1.2. Цели и задачи1.3. Принципы и подходы к реализации образовательного процесса1.4. Возрастные  особенности воспитанников1.5. Планируем...

Консультация для воспитателей ДОУ "Парциальная программа О.С. Ушаковой "Программа развития речи дошкольников"

Данная консультация содержит обзор парциальной программы О.С. Ушаковой "Программа развития речи дошкольников" и описывает: основные задачи программы, перечень учебно-методического комплекта программы ...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Комплексная программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой «Физическое воспитание в детском саду» под редакцией Э.Я.Степаненковой Парциальная программа : «Основы здорового образа жизни» под редакцией Н.П. Смирновой

Пояснительная записка Рабочая программа по физическому развитию детей МБДОУ «Детский сад №15» разработана в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования...

Рабочая программа первой младшей группы (на основе ООП, разработанной по программе "Детство" Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г. и парциальной программы "Цветные ладошки" Лыковой И.А.)

Представляю проект, рабочей программы для воспитанников первой младшей группы. В программу включено описание работы по пяти образовательным областям, календарно-тематическое планирование по лексически...