Авторские разработки музыкально-дидактических игр
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Материал содержит описание авторских разработок музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма и навыка ансамблевого музицирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_muzykalno-didakticheskih_igr.docx | 25.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад № 13»
Музыкально-дидактические игры
на развитие музыкально-ритмических способностей
Выполнил:
Музыкальный руководитель
МБДОУ № 13
Клименко Тамара Николаевна
г. Миасс
2023
Описание музыкально-дидактической игры
«Мы дружим с ритмом».
Актуальность:
Актуальность игры обусловлена важностью развития музыкально-ритмических способностей и активизации интереса детей к процессу обучения.
Цель: Развивать чувство ритма и музыкальную память.
Задачи:
Развивающие:
- Развитие ритмического слуха, способности воспринимать музыку и умения передавать голосом и жестами основные средства музыкальной выразительности (темп, динамику, регистр, метро – ритм).
- Развитие связной речи, внимания, воли, памяти, ассоциативного мышления.
- Развитие навыка совместной деятельности и ансамблевого музицирования.
- Активизация интереса к музыкальной игровой деятельности.
Коррекционно-оздоровительные:
- Эмоциональное раскрепощение детей.
- Развитие зрительно-моторной координации.
- Развитие артикуляции, моторики, речи.
- Формирование навыка саморегуляции и самоконтроля.
Обучающие:
- Формирование умения различать и сочетать звуки различной длительности.
- Формирование умения выделять и чередовать сильные и слабые доли.
- Формирование навыка точного воспроизведения ритмического рисунка.
- Формирование навыка ритмичного декламирования текста под музыку и сопровождения его ударами деревянных палочек, шумовыми, звуковысотными инструментами и звучащими жестами.
- Закрепление знаний о музыкальной паузе.
Воспитывающие:
- Воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры.
- Формирование эстетического вкуса.
- Формирование доброжелательного и уважительного отношения к окружающим.
Целевой возраст детей: 5-7 лет.
Вид: настольная.
Оборудование: магнитная доска.
Дидактический материал.
Карточки с изображением одного звука определенной длительности, которые позволяют самостоятельно выкладывать ритмическую формулу прослушанной мелодии.
Также такие карточки активизируют детей к творчеству, позволяя моделировать, придумывая собственные ритмические формулы.
Состав пособия:
- карточки с изображением красных цветочков.
- карточки с изображением колокольчиков.
- карточки с изображением тучек.
Ход игры:
- Прослушивание произведения.
- Рассматривание ритмических карточек.
- Выкладывание карточками ритмического рисунка произведения.
- Воспроизведение ритмической формулы произведения ритмослогами.
- Воспроизведение ритма произведения ритмослогами в сопровождении звучащими жестами или музыкальными и шумовыми инструментами.
Практическая значимость.
Благодаря играм с ритмослогами:
- ритмические длительности и группы усваиваются успешнее и естественнее.
- быстрее и легче осуществляется перевод слов в ритм.
- реализуется доступность информации за счет параллельного представления её в слуховой и визуальной форме.
- у детей возникает желание двигаться, импровизировать и повышается настроение.
Всё это позволяет привлечь внимание детей и стимулировать эмоциональное восприятие информации, соответственно сформировать чувство успешности, положительный настрой на обучение.
Описание музыкально-дидактической игры «В нашем оркестре».
Состав пособия.
Пособие включает карточки с изображением музыкальных и шумовых инструментов. Размер карточек соответствует звуку определенной длительности для выкладывания ритмической формулы: маленькие карточки – короткие звуки, большие – длинные звуки.
Целевой возраст детей: 5-7 лет.
Вид: настольная.
Оборудование: магнитная доска.
Цель:
- Развитие навыка совместной деятельности и ансамблевого музицирования.
- Активизация интереса к творчеству, самовыражению на музыкальных и шумовых инструментах.
Задачи:
Развивающие:
- Развитие ритмического слуха.
- Развитие внимания, воли, памяти, ассоциативного мышления.
- Активизация интереса к самостоятельной игре на различных музыкальных инструментах.
Обучающие:
- Закрепление знаний детей об инструментах (название, внешний вид, звучание).
- Развитие навыка точной передачи ритмического рисунка.
- Формирование умения одновременно начинать и заканчивать игру.
- Закрепить умение исполнять музыкальное произведение от начала до конца в едином темпе.
- Формирование умения своевременно вступать и заканчивать свою партию.
- Формирование навыка игры на различных музыкальных инструментах.
Коррекционно-оздоровительные:
- Эмоциональное раскрепощение детей.
- Развитие зрительно-моторной координации.
- Развитие артикуляции, моторики, речи.
- Формирование навыка саморегуляции и самоконтроля.
Предварительная работа: педагог показывает детям карточки с изображением инструментов и рассказывает о них.
Варианты хода игры:
- Отгадывание инструмента:
- после исполнения педагогом за ширмой мелодии на каком-либо инструменте.
- с использованием пособия «Музыкальный домик». Дети отгадывают инструмент по музыкальным отрывкам, поднимают карточки с изображением звучащего инструмента. Для проверки ответа педагог открывает окно домика, в котором «живёт» названный инструмент.
- Выбор детьми инструмента и начало своей партии в оркестре в соответствии с изображением на карточке, показываемой педагогом.
- Выкладывание ритмической формулы прослушанной мелодии с помощью карточек с изображением звучащих инструментов.
- Воспроизведение детьми ритма в соответствии с ритмической формулой по карточкам.
- Поисковая деятельность:
- Составление детьми рассказа про инструмент, изображённый на карточке.
- Моделирование ритмических формул и последовательности вступления музыкальных инструментов.
Практическая значимость.
- Повышение эффективности запоминания, разучивания материала и слаженности игры в оркестре за счёт представления информации в визуальной форме.
- Развитие артикуляционного аппарата, зрительно-моторной координации, психической и эмоциональной сферы.
- Активизация интереса к игре в оркестре и к творчеству в моделировании ритма.
Игра на музыкальных инструментах всегда связана у детей с чувством радости и удовольствия, а желание играть в оркестре настолько велико, что дети не замечают той большой учебной работы, которая проводится в процессе музицирования и от которой они не устают, потому что являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская разработка музыкально-дидактической игры «Шишечка »
Музыкально-дидактическя игра на развитие мелкой моторики рук и музыкального слуха у детей 3-4 лет....
Авторская разработка музыкально-дидактической игры "Три кита"
Многие дети с трудом запоминают новые музыкальные термины. Эта игра через рифмованный текст помогает детям легко запомнить основные музыкальные жанры: песня, танец, марш. ...
Авторская разработка музыкально-дидактической игры "Модель песни"
Освоить песенную структуру в 5-6 лет детям бывает сложно. Для того, чтобы им помочь придумана эта игра. Песенная структура перед детьми предстаёт в виде одушевлённых персонажей: Запева, Пр...
Авторская разработка музыкально-дидактической игры "Мы по кругу побежали"
Дети любят играть под музыку. В этой игре можно с детьми 3-4-х лет закрепить двухчастный характер музыки и знание шумовых музыкальных инструментов. С детьми среднего возраста - закрепить форму и цвет....
Авторская разработка музыкально-дидактической игры "Веселые лошадки"
Авторская разработка музыкально-дидактической игры...
Авторская методическая разработка музыкально-дидактической игры «Волшебный штурвал» (для детей среднего, старшего возраста).
В эту игру мы можем играть на занятиях, на вечерах досуга, на праздниках.Перед тем как мы начинаем играть, я провожу небольшую беседу, где стараюсь развивать у детей познавательные способности: вниман...
Авторская разработка музыкально-дидактическое пособие "Друзья"
Буклет, текст сказки, картинки для альбома...