ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья
В статье рассматриваются задачи, стоящие перед дошкольными организациями по формированию финансовой грамотности. Представлены основные методические разработки для старших дошкольников по финансовой грамотности. Определена роль развивающей предметно-пространственной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье рассматриваются задачи, стоящие перед дошкольными организациями по формированию финансовой грамотности. Представлены основные методические разработки для старших дошкольников по финансовой грамотности. Определена роль развивающей предметно-пространственной среды.
Ключевые слова: финансовая грамотность дошкольников, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, развивающая предметно-пространственная среда.
В условиях насыщения рынка игровой продукцией, продуктами питания и другими вещами дети уже в дошкольном возрасте знакомятся с магазинами и понимают, что за покупки нужно платить денежные средства. Поэтому на современном экономико-социальном этапе развития общества становиться актуальным начинать формировать у населения финансовую грамотность в дошкольных образовательных организациях.
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения в будущем[1, c.41].
В своей педагогической деятельности дошкольные образовательные учреждения осуществляют следующие задачи по формированию финансовой грамотности старших дошкольников:
- помочь детям войти в социальную жизнь;
- понять, что такое материальные ценности (мир вещей как результат труда людей);
- воспитать уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги.
Серьезное внимание к формированию финансовой грамотности было уделено в Программе «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Над данной программой работали Банк России и Министерство образования и науки России. Кроме того, стало наблюдаться увеличение методических рекомендаций. Но этого все равно недостаточно, и воспитателю кроме уже готовых трудов нужно дорабатывать и актуализировать предлагаемые методики.
Важную роль в формировании финансовой грамотности старших дошкольников занимает развивающая предметно-пространственная среда в виде игровой экономической зоны.
Формирование игровой экономической зоны в детском саду позволяет детям проявить свою самостоятельность, развивает познавательные способности, формирует базу для адаптации личности ребенка к существующим в обществе финансово-экономическим отношениям. Особенно важным является то, что зона позволяет приобщить родителей к финансовому воспитанию детей.
Наиболее оптимальным является создание вариативной модели развивающей среды, которая может позволить сочетать финансовую деятельность с математической, конструкторской, изобразительной, и другими видами деятельности, а, следовательно, делать познавательную деятельность разнообразной и интересной.
Нами был разработан проект по созданию развивающей среды по экономическому воспитанию дошкольников. В рамках проекта совместно с родителями были созданы лэпбуки, различные пособия, рабочие тетради.
Так, были разработаны сюжетно-ролевые игры с финансовой составляющей «Ресторан», «Салон красоты», «Магазин продуктов», «Сбербанк». Сюжетно-ролевые игры наиболее интересны детям, так как позволяют погружаться в ситуации и практически ее отрабатывать.
Для более глубокого и полного формирования финансовой грамотности старших дошкольников были подготовлены дидактические игры: «Откуда приходят деньги», «Потребности и желания человека», «Доходы и расходы», «Что можно, и что нельзя купить за деньги». Дидактические игры призваны выполнять следующие задачи:
- формирование понимания дошкольником того, что для получение желаемого возможно при приложении усилий;
- формирования причинно-следственной связи «мысль-действие-результат»;
- формирование связи между финансовыми и нравственными понятиями.
Дидактическая игра, особенно разработанная с помощью интерактивных технологий, совмещают в себе развивающую, образовательную и воспитывающую функции. Использование интерактивных игр делает процесс обучения более интересным, занимательным и даже захватывающим. Это обусловило разработку в рамках проекта следующих компьютерных игр: «Какой бывает доход?», «МЕМО», «Что можно купить, а что нет?».
Была разработана и опробована дидактическая игра «Школа банкира». «Школа банкира» направлена на закрепление финансовых понятий, отработку навыков совместной деятельности, развитие интереса к изучению вопросов финансовой грамотности; развитие способности принимать обоснованные решения и совершать эффективные и рациональные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды.
Формирования финансовой грамотности у дошкольников с применением интерактивных игр совместно с традиционными методами, делают процесс обучения захватывающим, усиливающим уровень восприятия представленной информации.
Список литературы
- Аитбаева З.Р. Использование интерактивных игр по финансовой грамотности / З.Р.Аитбаева, Г. З. Сынбулатова // Приоритеты развития российского образования в системе обеспечения национальной безопасности: материалы межрегиональной научно-практической конференции (г. Уфа, 12 мая 2021 г.) - Уфа: Изд-во ИРО РБ, 2021. –41-42.
- Панова Н.А. Картотека сказок по финансовой грамотности для детей 5-7 лет/ Н.А. Панова - Мегион, 2018 год.-44 с.
- Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fincult.info/prepodavanie/ base/metodicheskie-materialy/8461/ (дата обращения: 19.11.2021).
- Шатова А. Д. Тропинка в экономику: программа, методические рекомендации, конспекты занятий с детьми 5—7 лет/ А. Д. Шатова— М: «Вентана-Граф», 2015. – 35 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/24/picture-963612-1508842451.jpg)
Дидактические игры по финансовой грамотности старших дошкольников
некотрые игры по финансовой грамотности старших дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/24/picture-963612-1508842451.jpg)
Формы работы по финансовой грамотности старших дошкольников
некоторые формы работы по финансовой грамотности старших дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/27/picture-857890-1480267699.jpg)
План по формированию финансовой грамотности старших дошкольников в группе компенсирующей направленности № 2 МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14
План по формированию финансовой грамотности старших дошкольников в группе компенсирующей направленности № 2 МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14...
Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников
Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр»Возрастная группа: подготовительнаяЦель: учить детей в ходе игры рационально использовать денежные средства при приобретении товара.Задачи:-совершенств...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/31/picture-987705-1517421732.jpg)
Использование инновационной технологии "Лэпбук" в процессе формирования финансовой грамотности старших дошкольников.
Одно из современных направлений в дошкольной педагогике - это финансовое просвещение детей. Задача воспитателя детского сада - преподнести элементарные финансовые понятия в доступной и увлекательной ф...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/02/picture-1098013-1546435115.jpg)
Опыт работы «Обучение основам финансовой грамотности старших дошкольников»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, нео...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/25/picture-1272104-1601060013.jpg)
«Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности»
Цель опыта работы - показать важность обучения дошкольников финансовой грамотности. Рассказать, с какого возраста нужно учить ребенка распоряжаться деньгами и отвечать за свои решения, ...