"Воспитание патриотических чувств у дошкольников"
консультация (старшая группа)

Василевская  Светлана Алексеевна

Краткие рекомендации  воспитателям о воспитании нравственных чувств у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestv._literatura.docx19.38 КБ
Файл hudozhestv._literatura.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

 «Воспитание патриотических чувств у дошкольников»

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.

Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно ли говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Так как чувство патриотизма многогранно по содержанию, то главными задачами воспитателя являются:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах;
- знакомство детей с символами государства: герб, флаг, гимн;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.


Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: образовательной деятельности, в играх, в труде, в режимных моментах.
Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.
Что же следует иметь в виду, воспитывая у ребенка первые чувства гражданственности? Как раскрыть перед ним содержание такого сложного и многогранного понятия, как «родной дом»? Оно включает в себя:
- отношение к себе как к личности,
- семью, где ребенок родился и вырос, атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными - традициями, родной культурой,
- дом, в котором он живет,
- родную улицу.

Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Это уже и родной город, родной край.
- не только малая (родной край), но и большая, многонациональная Родина - Россия, гражданином которой ребенок является. И, наконец, планета Земля - наш общий родной дом.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.

Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию в дошкольном учреждении строится по трем направлениям. Это работа с детьми, с родителями и с педагогами.

Для того чтобы дошкольное учреждение способствовало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть насыщенной, интересной, чтобы запомнилась надолго, стала системой радостных детских воспоминаний. Поэтому в работе с детьми используются разные виды детской деятельности: образовательная деятельность, игры, труд, рассматривание иллюстраций, видеофильмов, фотографий, экскурсии, игры-путешествия, наблюдения, беседы, заучивание стихотворений, исполнение музыкальных произведений, чтение художественной литературы, организация и проведение народных праздников и досугов, создание мини-музеев в группах. Важно и такое направление работы по воспитанию ребенка - гражданина, как выполнение норм и традиций в жизни группы, сфера социальных отношений.
В группе можно ввести три обязательных правила:
- нельзя бить и обижать людей;
- нельзя ломать и портить результаты труда других;
- нельзя без разрешения брать чужие и личные вещи.
Работа по воспитанию патриотических чувств, строится по следующим принципам:
• принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе образования дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми;
• принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: моя семья, наш детский сад, наш край, наша страна;
• принцип наглядности - широкое представление соответствую¬щей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотогра¬фии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;
• принцип последовательности предполагает планирование изу¬чаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в опреде¬ленной системе;
• принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремить¬ся к достижению результата.

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми - настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова; «Я - россиянин! Я горжусь своей страной!»

Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель - создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи патриотического воспитания во многом зависит будущее нашей страны!



Предварительный просмотр:

 «Воспитание патриотических чувств у дошкольников»

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.

Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно ли говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Так как чувство патриотизма многогранно по содержанию, то главными задачами воспитателя являются:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах;
- знакомство детей с символами государства: герб, флаг, гимн;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.


Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: образовательной деятельности, в играх, в труде, в режимных моментах.
Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.
Что же следует иметь в виду, воспитывая у ребенка первые чувства гражданственности? Как раскрыть перед ним содержание такого сложного и многогранного понятия, как «родной дом»? Оно включает в себя:
- отношение к себе как к личности,
- семью, где ребенок родился и вырос, атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными - традициями, родной культурой,
- дом, в котором он живет,
- родную улицу.

Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Это уже и родной город, родной край.
- не только малая (родной край), но и большая, многонациональная Родина - Россия, гражданином которой ребенок является. И, наконец, планета Земля - наш общий родной дом.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.

Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию в дошкольном учреждении строится по трем направлениям. Это работа с детьми, с родителями и с педагогами.

Для того чтобы дошкольное учреждение способствовало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть насыщенной, интересной, чтобы запомнилась надолго, стала системой радостных детских воспоминаний. Поэтому в работе с детьми используются разные виды детской деятельности: образовательная деятельность, игры, труд, рассматривание иллюстраций, видеофильмов, фотографий, экскурсии, игры-путешествия, наблюдения, беседы, заучивание стихотворений, исполнение музыкальных произведений, чтение художественной литературы, организация и проведение народных праздников и досугов, создание мини-музеев в группах. Важно и такое направление работы по воспитанию ребенка - гражданина, как выполнение норм и традиций в жизни группы, сфера социальных отношений.
В группе можно ввести три обязательных правила:
- нельзя бить и обижать людей;
- нельзя ломать и портить результаты труда других;
- нельзя без разрешения брать чужие и личные вещи.
Работа по воспитанию патриотических чувств, строится по следующим принципам:
• принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе образования дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми;
• принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: моя семья, наш детский сад, наш край, наша страна;
• принцип наглядности - широкое представление соответствую¬щей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотогра¬фии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;
• принцип последовательности предполагает планирование изу¬чаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в опреде¬ленной системе;
• принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремить¬ся к достижению результата.

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми - настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова; «Я - россиянин! Я горжусь своей страной!»

Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель - создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи патриотического воспитания во многом зависит будущее нашей страны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные сказки как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников

В статье раскрыта роль народных сказок в формировании патриотических чувств у дошкольников...

"Воспитание патриотических чувств у дошкольников"

Консультация для  родителей и воспитателей о воспитании у детей патриатических чувств. Любовь к Родине, к родным местам, воспитание гордости  за свою  страну....

Воспитание патриотических чувств у дошкольников.

Представлен опыт работы учителя -логопеда по теме "Воспитание патриотических чувств у дошкольников"...

Доклад на тему « Воспитание любви к родному городу как условие воспитания патриотических чувств старших дошкольников».

наше общество потеряло свой главный ориентир – патриотизм, который является стержнем любой государственности. Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они об...

Консультация для родителей по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшей группы Тема: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

Консультация«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не м...