ВОСПИТАНИЕ ПАТРИАТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Чувство патриотизма так многогранно по своему содержа нию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохра нять, приумножать богатства своей страны. Патриотизм проявля ется не только в сложных, тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. Однако если это чувство столь сложно, то правомерно ли говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста? Внимательные наблюдения за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяют сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. Проявление интереса детей к окружающему миру взрослых находит отражение в их вопросах, в свободной изобразительной деятельности, в желании слушать рассказы воспитателя и книги о трудовых подвигах людей, о героях войны, о жизни разных на родов. Показательны в этом отношении и игры детей. В них отра жаются все яркие события жизни страны. Например, в 30—40-е годы дети играли в челюскинцев, в строителей Днепрогэса, в военные и послевоенные годы они «становились» Матросовым, Космодемьянской, а сегодня дети играют в космо навтов. Дети старшего дошкольного возраста могут принимать посильное участие в труде на общую пользу, в охране природных богатств страны, и они хотят это делать. В период Великой Оте чественной войны ребята посылали на фронт свои рисунки, по делки, выступали с концертами перед ранеными. Все это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства» — как нельзя больше относит ся к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы, и поразившие нас когда-то факты и события. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни мате ри, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван-Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым важным богатством трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каж дого народа свои сказки, и все они по-своему передают от поко ления к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Загадки, пословицы, поговорки — эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть, и глубо кая любовь к человеку, к Отечеству. Сказки, пословицы, поговор ки формируют начала любви к своему народу, к своей стране. Иногда впечатления детства могут быть связаны с восприя тием серьезных социальных явлений, и это тоже формирует ми роощущение, отношение к окружающему. Наша действительность богата яркими событиями, которые не могут не вызвать интереса у детей, не могут не остаться в их памяти. Отец впервые взял сына на демонстрацию, когда ему было всего 4 года. Ребенок еще не понимал, что такое демонстрация, но хорошо запомнил общее ликование, яркие краски, смех, хо рошее настроение окружающих людей. И хотя его 'ум еще недос таточно был подготовлен к оценке происходящего, впечатления уже формировали отношение к миру. Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприя тия ребенок переходит к конкретизации — у него появляются любимые уголки для игры, любимые деревья, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родны ми, остающимися в памяти на всю жизнь. Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окру жающей жизни наиболее существенное, характерное. Он может не увидеть главного или принять за главное нетипичное, второ степенное. «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над зем лей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности кото рого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десяти летий, так и учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине. Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день,— это и есть его Родина и что быть Россиянином — большая гордость. Целенаправлен ная педагогическая работа развивает, воспитывает чувства, формирует убеждения ребенка. При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. В детском саду такие беседы лучше проводить с небольшими группами детей, чтобы сохранить интимность обстановки. Это по буждает ребят к откровенности при выяснении интересующих их вопросов. В таких беседах важно, чтобы ребенок почувствовал отношение взрослого к фактам, событиям, о которых он расска зывает. Дети равно чувствуют и искренность, заинтересован ность и малейшую фальшь в отношениях, безразличие. Воспита телю следует избегать многословных объяснений. Гораздо боль шую роль играет удачная реплика, правильно подобранный эпитет. Дети пришли в парк. Осень. Желтые листья медленно падают с деревьев и покрывают землю золотым ковром. Голубое небо отражается в зеркале пруда. - Посидим тихонько, посмотрим вокруг,— говорит воспитатель. (Дети са дятся на скамейку, любуются осенней природой.) — Как хорошо в нашем парке,— продолжает педагог.— И день сегодня такой красивый... Стало вдруг светлее вдвое, Двор как в солнечных лучах — Это платье золотое У березы на плечах. Утром мы во двор идем — Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят И летят... летят... летят... Пролетают паутинки С паучками в серединке, И высоко от земли Пролетели журавли. Все летит! Должно быть, это Улетает наше лето Потом можно поиграть, побегать, собрать букет осенних листьев. А когда, вернувшись с прогулки, дети будут рисовать, то на их рисунках на тему «Наш парк» непременно окажутся и «паутинки с паучками в серединке», и пруд, и «платье золотое у березы на плечах». Совсем другим будет разговор педагога с воспитанниками, когда речь пойдет о событиях, вызывающих гордость и восхище ние достижениями россиян . «Дети, вы слышали? Снова наши космонавты полетели в космос! Вот их фотографии в газе те — посмотрите. Трудная работа им предстоит и в этот раз». И педагог коротко рассказывает ребятам о задании, которое должны выполнить космонавты, выражает свое восхищение их смелостью, советует детям слушать радио, чтобы знать, как проходит полет, как чувствуют себя герои. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, к детскому саду, затем — к городу, ко всей стране. Однако неверно пола гать, что, воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем и любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безраз личием к судьбе Родины и даже с предательством. Мы учим ребенка с первых лет жизни любите родителей, по могать им. Благородное чувство преданности дорогому челове ку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним — все это важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к Родине, необходимо, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как труже ников, вносящих свой вклад в общее дело. Мать получила премию. Отец поздравляет ее и объясняет шестилетней дочери, что маму наградили за отличную работу, за то, что она вместе с другими работницами соткала столько ткани, что ее хватит на платья всем девочкам, воспитателям, няням, поварам детского сада. Вот какая мама! И у дочки рож дается гордость за свою маму, она видит в ней не только люби мую маму, но и человека из того большого мира, который так интересует ребенка и войти в который он так стремится. У многих детей есть бабушки и дедушки. Дети любят их, при вязаны к ним. Но знает ли внук, что у дедушки есть ордена и медали? За что он их получил? Каждый орден и медаль — это рассказ о героизме русского человека. В одном из детских садов перед 8 Марта детям дали задание спросить у бабушки, что она делала в годы войны. Нужно было видеть удивленно-восторженные глаза детей, когда они потом рассказывали о бабушках: «Моя бабушка в деревне прятала партизан от фашистов!», «А моя — работала на заводе, где делали танки для фронта». Другими глазами дети стали смотреть на своих бабушек, стали чаще расспрашивать их о том, как они воевали, работали. Расширить интересы детей, вывести их из узкого личного мир ка, показать через малое большое, показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, всей страны очень важно для воспитания патриотических чувств. Организо ванная таким образом работа будет способствовать и воспитанию еще большей любви к родителям, и воспитанию любви к своей стране. Тот же принцип — через малое к большому — следует сохра нять и при воспитании у детей любви к своему городу или селу. Дети должны понять, что их город, село, лес, река, поле — части ца Родины. Хорошо, если дошкольники будут знать, какие заводы, фабрики есть в городе, узнают о лучших людях, которые трудом прославляют не только свой город, но и всю страну. Знакомя де тей с родным городом, селом, нужно обращать их внимание и на достопримечательности, памятники, музеи; следует подчеркнуть при этом, что люди из других городов и сел приезжают, чтобы побывать в музее, увидеть исторический памятник, поклониться погибшим героям. Мысль, что родной город, село дороги и ин тересны всем, пробуждает гордость за родной край. Важным средством патриотического воспитания является при общение детей к традициям народа. Они отражают сущность нашего об щественного строя, психологию народа. Например, стало тради цией отмечать праздник Масленицы, Рождество, Пасха, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибших воинов, встречи ветеранов труда и участников Великой Отечественной войны. Приобщая детей к этим традициям, мы тем самым приобщаем их к жизни народа, всей страны. Приобщение к традициям про исходит постепенно. Сначала ребенок воспринимает отдельные факты, затем с помощью взрослых обобщает их. Воспитатель может посоветовать родителям в День Победы, в День Российской Армии или в другой важный для семьи день (проводы в армию старшего брата, день рождения, поступление в школу) пойти с ребенком к Вечному огню, к памятнику и возло жить цветы в знак благодарности погибшим за нашу мир ную жизнь. Одна из задач патриотического воспитания — уважение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стра не, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее, чем героизм военного подвига. Педагог может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, для чего это нужно. При ознакомлении детей с трудом взрослых важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Ребенок часто бывает с родителями в булочной. Батоны, булочки, бублики, хлеб белый, черный... Кто и как вырастил его? Кто испек? Кто привез в магазин? И не только в наш магазин — булочных в горо де много. С этого воспитатель может начать свою беседу о труде хлебороба. В простой и доступной форме взрослый должен рассказать детям, какой ценой достается людям хлеб, как тяжело убирать урожай в условиях непогоды, как тесно связаны в труде люди различных спе циальностей: комбайн сделали рабочие города, бензин для него добыли нефтяники, испекли хлеб пекари, привезли его в магазин шо феры, продают его продавцы. Важно, чтобы ребенок к 7 годам уже знал эту «цепочку», имел представление о том, как хлеб появляется у него на столе. Все эти знания рождают глубокое уважение к тру довому человеку. Пользуясь приемом сравнения надо рассказать детям подгото вительной к школе группы о том, что во многих странах трудящимся живется тяжело, что труд их не пользуется почетом, как у нас. В таком разговоре необходимо соблюдать чувство меры, осторож ность и тактичность. Достаточно небольшой иллюстрации к фактам, чтобы ребенок почувствовал гордость за свою страну, уважение к трудовому человеку, в какой бы стране он не жил. Итак, окружающая действительность, если ребенок воспринимает ее при целенаправленном руководстве взрослого, становится сред ством патриотического воспитания дошкольников. Но не менее силь ным средством воспитания любви к Родине, так же как и воспитания гуманных чувств, может стать художественная литература, искус ство. У нас создано для детей много высокохудожественных произве дений разных жанров: стихи, рассказы, очерки. Своеобразная энциклопедия для детей — книга С. Баруздина «Страна, где мы живем». Книга «Страна, где мы живем» читается детям в течение длитель ного времени не только потому, что она велика по объему, но, главное, потому, что дети должны все осознать, усвоить. Пусть они не запом нят всю информацию, содержащуюся в книге, но у них обязательно появится представление о том, что наша страна большая, богатая, сильная, дружная. После этой книги у детей непременно возникнет желание больше узнать и о природе страны, и о том, как работают люди, как добывают соль и нефть, как растят хлеб и виноград, как живут охотники и рыба ки. Обо всем этом им расскажут другие книги: «Разноцветная земля» Н. Сладкова, «От края до края» Н. Михаленко, «Про жаркую пусты ню» Г. Ганейзера, «Прозрачный слоник» С. Гарина и многие другие. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитни ках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию. С особым пафосом, с, подъемом читают дети стихи С. Михалкова: Мы видим город Петроград В семнадцатом году: Бежит матрос, бежит солдат, Стреляют на ходу... Стихи запоминаются мгновенно, меняется выражение лица, осан ка чтеца — ребенок преображается, что объясняется доступностью детям данного стихотворения и по мысли, и по чувствам, которые оно пробуждает. Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в про изведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а закре пить эмоциональное воздействие. Одна из любимых книг детей — книга Л. Кассиля «Твои защит ники». Каждый рассказ в ней — пример героизма.. Важно правильно определять время чтения того или другого про изведения, учитывать настроение детей, предыдущую деятельность, т. е. делать все для того, чтобы произведение воздействовало на ре бенка в большей мере. Например, воспитатель привел детей к могиле Неизвестного солдата, ребята возложили цветы, постояли молча. Здесь можно прочесть такие стихи М. Исаковского: Куда б ни шел, ни ехал ты, Но здесь остановись, Могиле этой дорогой Всем сердцем поклонись. Кто б ни был ты — рыбак, шахтер, Ученый иль пастух,— Навек запомни: здесь лежит Твой самый лучший друг. И для тебя и для меня Он сделал все, что мог, Себя в бою не пожалел, А Родину сберег. Для воспитания патриотических чувств, гордости за свою страну необходимо читать детям также произведения классиков русской литературы — А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, стихи С. А. Есенина, А. А. Блока, Ф. И. Тютчева. Нужно сказать детям, что произведения этих писателей известны во всем мире. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» указаны от дельные произведения русских классиков, с которыми воспитатель знакомит всех детей. Однако этот список можно расширить. Педагог может посоветовать родителям, почитать дома и другие книги этих писателей, учитывая индивидуальные особенности ребенка. При воспитании патриотических чувств, так же как и при воспи тании гуманных чувств, важно не количество прочитанных ребенку книг, а правильный, строгий отбор их и последующая беседа. Что может знать о своей стране ребенок старшего дошкольного возраста, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к Отечеству стало осознанным и прочным? Для воспитания патриотических чувств важны исторические зна ния. Детям нужно рассказывать или читать о героизме людей в годы Великой Отечественной войны. Примеры беспредельной преданности своему делу, Родине служат для ребят своеобразной школой патриотизма. Детям необходимо знать о сегодняшней жизни Родины. Это и борьба за мир, в которой принимают участие дети и созидательный труд русских людей, направленный на преобразование нашей страны. Нужно рассказывать детям и о будущем нашей страны, о том, ка кие будут построены дома, машины. Такие знания научат их мечтать, ощущать себя (пусть пока в воображении) активными гражданами своей страны. Опираясь на эти ведущие положения при отборе знаний о стране, можно составить примерную программу обучения детей старшего дошкольного возраста: они должны знать, что Россия — многонациональное государство, что необходимо жить в мире и друж бе с людьми разных национальностей. Воспитатель расскажет детям, какая разноцветная наша земля: зеленые леса, серая тундра, желтая пустыня, синие моря и реки. Страна у нас богатая: есть и уголь, и золото, и нефть; есть и хлопок, и пшеница, и лен. Самые большие машины делают в нашей стране. Самые сильные ледоколы — «Ленин», «Сибирь», «Арктика» — советские. Первые космонавты — советские. А какие игрушки для детей делают народ ные умельцы! Не во всех странах мира детям живется так хорошо, как у нас. Есть чем гордиться гражданину России. Как же нужно организовать педагогический процесс, чтобы до школьники усвоили необходимые знания о стране и чтобы одновре менно велась работа по воспитанию патриотических чувств? Одним из важных принципов построения такого педагоги ческого процесса является тематическое планирование познаватель ного материала. На каждую тему выделяется определенное время, часто оно приурочивается к знаменательным датам. Темы в течение года повторяются, продолжаются, между ними устанавливается ло гическая связь. Тематическое планирование способствует не только лучшему усвоению знаний, но и воспитанию чувств, так как создают ся условия для повторения однотипных переживаний. Такое повто рение делает переживания ребенка более глубокими, прочными. Но при этом следует опасаться эмоциональной адаптации, т. е. привы кания к восприятию, что влечет за собой не повышение, а снижение интереса, затухание чувств. Поэтому, приступая к работе по той или другой теме, воспитателю важно продумать, как он подготовит детей к восприятию фактов и событий, на каких примерах остановит вни мание детей, расскажет подробнее, а для каких достаточно будет лишь реплики, замечания. Различные темы воспринимаются детьми по-разному, но все воз никающие у детей в связи с узнаванием материала эмоции и чувства сливаются в одно большое чувство — любовь к Родине. Так, разные по содержанию и по своей эмоциональной направленности темы: «Природа нашей страны», «День рождения страны», «Советская Армия — защитница Родины» и т. п. — раскрывают одно понятие -«Родина» и способствуют пробуждению патриотических чувств. На музыкальных занятиях дети слушают русскую народную музыку, музыку народов мира, разучивают пляски, национальные игры. Важно, чтобы музыкаль ный работник, действуя в тесном контакте с воспитателем, при планировании своей работы учитывал, что узнают дети на других занятиях. Главную эмоциональную нагрузку несут слово педагога, худо жественные средства — музыка, картины, художественная литера тура. По всем темам нужны занятия, на которых закрепляются зна ния детей. Они должны проходить в живой, увлекательной форме, например в форме составления детьми программы концерта из известных произведений о Родине, о воинах, о подвигах. На таких занятиях дети в непринужденной обстановке показывают, что они знают, высказывают свое отношение. Проверить уровень знаний детей и правильность сформирован ных отношений можно и в деятельности, например при оформле нии зала к празднику. Итоговые занятия можно проводить не только в форме беседы, составления рассказов, программы концерта, пересказа произве дений и т.* п. Это может быть и изобразительная деятельность детей или устройство выставки картин, поделок на определенную тему. На таких занятиях надо дать ребятам возможность выска зать свое отношение к событиям, явлениям. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении побольше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться на благо Отечества, бережно относиться к ее богатствам. Роль самостоятельной трудовой деятельности в воспитании будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка-дошкольника невелики и несложны, однако они имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать что-то для коллектива, для детского сада. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример. В патриотическом воспитании дошкольников важное место за нимают игры. Самостоятельная игровая деятельность детей рож дается из потребности познавать окружающий мир, быть его участ ником. В ролях , пограничников, рабочих, вра чей, учителей дошкольники приобщаются к событиям, происходя щим в стране. Педагог, использующий игру как средство патриотического вос питания детей, должен обращать внимание дошкольников- на со ответствующие явления окружающей жизни, подбирать художественные произведения и стараться донести их содержание до соз нания детей, чтобы оно вызвало у них необходимый эмоциональ ный отклик, желание играть; педагог должен также продумать возможное содержание игры и те разнообразные роли, которые дети могут брать на себя в игре. Кроме того, он должен обес печить детей игрушками, необходимыми атрибутами, помогать им советами, предложениями. В коллективной игре дошкольники становятся дружнее, а их разговоры содержательнее: развивается их любознательность, удовлетворяется потребность в приобщении к миру взрослых. Дети больше узнают о Родине, о традициях и обычаях наших народов. Выставки к праздничным датам, выставки бытовых предметов разных республик дают возможность каждому ребенку в группе проявить свои способности, почувствовать полезность своей дея тельности и лучше понять события общественной жизни. Такая форма работы не только способствует закреплению знаний детей, полученных на занятиях, но и создает условия для формирования нравственно - патриотических чувств. Дети учатся рассказывать о своих впечат лениях, о различных событиях, учатся правильно оценивать зна чение праздников. Эта форма работы помогает к тому же инте ресно организовать в свободное время деятельность детей, напра вив ее на решение основных задач патриотического воспитания . Конечно, невозможно в один раз рассказать все стороны пат риотического воспитания. Но хотелось бы, чтобы воспитатели не забывали, что они первыми знакомят детей с Родиной, с окру жающей действительностью. Пути воспитания патриотизма могут быть разнообразными, главное — зародить в ребенке это великое чувство — быть гражданином своей страны. Быть настоящим – Россиянином. |