Воспитание патриотических чувств у дошкольников.
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Представлен опыт работы учителя -логопеда по теме "Воспитание патриотических чувств у дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы учителя-логопеда215.91 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №9 «Солнышко»

Из опыта работы учителя-логопеда высшей квалификационной категории Сорокиной Галины Николаевны.

«Работа учителя - логопеда с дошкольниками, направленная на развитие патриотических чувств.»

   В нашем детском саду большое внимание уделяется патриотическому воспитанию дошкольников. Чувство патриотизма - это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим, желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Развивать чувство патриотизма надо,  начиная с дошкольного детства.

Для реализации данной задачи на более высоком уровне педагогами  нашего МБДОУ был разработан проект «Люби и знай - родной свой край.»

В рамках проекта работают и воспитатели, и узкие специалисты. Я, учитель-логопед , также принимаю участие в разработке и реализации проекта.

На своих занятиях я использую лексическую тему «Озёры – наш родной город». Данная тема поднимается на моих занятиях достаточно часто, ведь в нашей работе не обойтись без опоры на имеющийся опыт детей. С  тематикой родного города тесно переплетены такие темы, как «Семья», «Времена года», «Транспорт», «Домашние животные», «Дикие животные» и другие.

В логопедической практике использование материалов о родном городе стало неотъемлемой частью моей работы. Я убедилась в том, что использование этого материала повышает интерес детей к занятиям, так как дети с большим удовольствием узнают знакомые объекты, радуются, увидев их.  На этих занятиях возрастает речевая активность детей, расширяется и обогащается словарь.

1 ТРЕНИРОВКА ПЛАВНОГО РЕЧЕВОГО ВЫДОХА.

Для воспитания правильной звучной речи необходима работа над правильным дыханием. Выработке правильной воздушной струи  способствуют упражнения, связанные с дутьём. Помогает мне в этом пособие «Маленькое озеро». В нашем городе много различных водоёмов. Перед тем, как выполнить это упражнение, я рассматриваю с детьми альбом «Мой любимый город Озёры». Я обращаю внимание детей на то, что водоёмы в разное время года выглядят по-разному. Осенью по озеру плавают разноцветные листочки( в нашем случае это бумажные листочки), зимой озеро покрывается прозрачным льдом(по нашему «льду» скользят пенопластовые «шарики-комочки»), весной по озеру плавают лодочки, качаются кувшинки и др.  

2.РАБОТА ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ.

На материале «Озёры» на занятиях закрепляются  поставленные звуки.

Произнесение чистоговорок  (Звук Р) Ниже приведены несколько примеров таких чистоговорок.

ОРЫ – ОРЫ – ОРЫ – приехал я в Озёры

ОРЫ – ОРЫ -  ОРЫ – родной город наш Озёры

ОРАМ – ОРАМ - ОРАМ  - я гуляю по Озёрам.

Чистоговорки я объединяю по темам: грибы, цветы, овощи, фрукты. Предварительно я  рассматриваю с детьми фотографии, беседую с ними, выясняя, знают ли они цветы, растущие в наших краях, грибы и так далее.

3.РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТРИКИ.

О необходимости развития мелкой моторики всем давно известно. Связав это с материалом о родном крае,  использую на занятиях пальчиковую гимнастику «Я шагаю по Озёрам». Для выполнения упражнения используются мини-туфельки для пальчиков. На столе раскладываются фотографии объектов нашего города. Стихотворение читаю я, а дети «подходят» к называемым объектам.

Я шагаю по Озёрам очень быстро, очень скоро,

Успеваю я, однако, посмотреть по сторонам.

Что я вижу, замечаю, рассказать могу и вам:

Вот администрации здание красивое,

Далее - «Озёрский сувенир»,

Где такие вкусные делают конфеты,

Пастилу, шоколад, вафли и зефир.

А через дорогу нашу церковь видно,

Купол у которой задевает небосклон.

Стоит дальше нам пройти, увидим центр торговый,

Несомненно, людям очень нужен он.

Погуляли по Озёрам, ноженьки устали,

Туфельки свои снимаем и немного отдыхаем.

Данное упражнение способствует развитию мелкой моторики, пространственной ориентировки, развитию чувства ритма, памяти и мышления детей. Я сочинила несколько стихотворений, в которые включила легко узнаваемые детьми объекты нашего города.

4. РАБОТА НАД ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИМ СТРОЕМ РЕЧИ.

Работа над лексико-грамматическим строем речи   является важной частью логопедических занятий. Для этого тоже можно использовать материалы  «Наш город».  Лучше всего он проходит в виде игр. Например:

«Считаем улицы»

Одна улица, две улицы, три улицы, четыре улицы, пять улиц.

«Один – много»

В нашем городе один магазин? – Нет, в нашем городе много магазинов.

«Скажи ласково»

Город – городок

Улица – улочка

Магазин – магазинчик

Двор – дворик.

5. РАБОТА С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.

Работа над составлением предложений проводится  с использованием альбома с фотографиями видов нашего города. Кроме этого, применяю компьютерную программу «Учимся говорить правильно». Данная программа содержит материал, который можно связать с родными местами. Например, составляя рассказ по картинкам, я использую картинки, на которых  дети купаются.  Прежде чем перейти к составлению рассказа, мы вспоминаем, как называются водоёмы нашего района, как надо проводить время на водоёме, вспоминаем летний отдых, затем составляем рассказ.

6. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

Сегодня невозможно представить современные занятия без использования компьютерных технологий.

Для развития связной речи на своих занятиях я использую мультимедийную программу «Учимся говорить правильно».  Задания имеют от 2-х до 7 уровней сложности, что позволяет осуществлять  индивидуальный подход к ребёнку.

8. ТВОРЧЕСТВО ОЗЁРСКИХ ПОЭТОВ.

Рассказывая детям о родном городе, я знакомлю детей с творчеством Озёрских поэтов.

Стихотворения я использую для автоматизации поставленных звуков.

Хочется закончить стихотворением-песней О.Н. Ломтевой, которая является жителем г. Озёры:

Город-сказка, город-песня

Соловьиные края,

Город на Оке – ОЗЁРЫ

Это родина моя.

                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные сказки как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников

В статье раскрыта роль народных сказок в формировании патриотических чувств у дошкольников...

"Воспитание патриотических чувств у дошкольников"

Консультация для  родителей и воспитателей о воспитании у детей патриатических чувств. Любовь к Родине, к родным местам, воспитание гордости  за свою  страну....

Доклад на тему « Воспитание любви к родному городу как условие воспитания патриотических чувств старших дошкольников».

наше общество потеряло свой главный ориентир – патриотизм, который является стержнем любой государственности. Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они об...

Консультация для родителей по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшей группы Тема: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

Консультация«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не м...

Консультация для родителей по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшей группы "Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников"

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих   начал. Сохранить человеческое, в наших детях, заложить нравственные основы, ...


 

Комментарии

Воспитывая чувство патриотизма, мы знакомим детей с объектами родного города, с живой и неживой природой. Только владея знаниями ребёнок формируется как личность и у него начинают складываться определённые отношения к окружающему миру. Мы, взрослые, помогаем получить эти знания, определить, что такое "хорошо" и "плохо".