Материал выступления на городских педагогических чтениях на тему: «Музыкально-ритмическое развитие детей дошкольного возраста средствами дидактических пособий и игр».
статья
Материал статьи посвящен разработанным мной играм и пособиям для развития музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста.
В статье раскрыты актуальность, цель, задачи, практическая значимость пособий и игр, а также принципы, в соответствии с которыми осуществлялась их разработка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение:
«Детский сад № 13»
Материал выступления на городских педагогических чтениях на тему:
«Музыкально-ритмическое развитие
детей дошкольного возраста
средствами дидактических пособий и игр».
автор: музыкальный руководитель
Клименко Т.Н.
г. Миасс
2023 г.
Содержание
№ п.п. | Наименование раздела | № стр. |
Вступительное слово …………………………………….. | 2 | |
Описание разработок музыкально-дидактических игр и пособий …………………………………………………… | 2 | |
2.1. | Дидактическое пособие «Мнемокартинки» ……............. | 2 |
2.2. | Музыкально-дидактическая игра «Говорим и поём ритмослогами» …………………………………………… | 3 |
2.3. | Дидактическое пособие «В нашем оркестре» ………….. | 5 |
2.4. | Мультимедийная игра «Весенний оркестр» ……………. | 6 |
3. | Заключительная часть …………………………………… | 6 |
4. | Список использованных источников ………………….. | 7 |
- Вступительное слово
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Я рада Вас видеть.
Своё выступление я посвящаю теме музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста средствами дидактических пособий и игр.
Музыкально-дидактические игры помогают мне решать целый спектр задач по развитию музыкально-ритмических способностей, музыкальности, речи и личности ребенка во всех его проявлениях.
Разработка игр и пособий осуществляется мной на основе принципов педагогической концепции немецкого композитора и педагога Карла Орфа, а именно:
- Обучение в действии в игровой форме.
- Нацеленность на детей с разным уровнем развития навыков и способностей, даровитых и менее способных за счет:
- элементарного музицирования – простого, доступного каждому, но не примитивного, когда настроение и ритм музыки воспроизводятся с помощью элементарных инструментов - звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы) и простейших музыкальных и шумовых инструментов.
- несложных ритмоформул.
- простейших поэтических форм – считалок, попевок, загадок, малых жанров народного фольклора (заклички, дразнилки и т.п.).
- элементарных танцевальных движений.
При этом, именно совместное элементарное музицирование позволяет наиболее естественно, пусть и не в полной мере, но «сгладить» различие между детьми в уровне развития.
- Синтез музыки, слова и движения, ведь ритм осознается и осваивается только в движении.
Поэтому, характер, высота, динамика, тембр, гармония музыкального произведения отображается через слово и движение.
- Описание разработок музыкально-дидактических игр и пособий.
2.1 Дидактическое пособие «Мнемокартинки».
Первый вид разработанных мной пособий - это комплекты мнемокартинок для разучивания песен и стихотворений.
В переводе с греческого мнемотехника означает «искусство запоминания».
Актуальность мнемотехники обусловлена тем, что у детей в дошкольном возрасте преобладает зрительно - образная память.
Ребёнку гораздо проще запомнить какую-либо информацию, если он сможет ее с чем-то ассоциировать.
Применение мнемокартинок позволяет значительно облегчить процесс запоминания и разучивания песен и, в целом, сделать привлекательным процесс обучения малышей дошкольного возраста и максимально ускорить темпы развития детской связной речи за счёт обогащения зрительного восприятия красочными изображениями образов песни или стихотворения, которые представлены в доступной для понимания детьми форме.
Мнемокартинки решают также такие задачи, как:
- Развитие слуховой и зрительной памяти, ассоциативного мышления, воображения, внимания, наблюдательности.
- Обогащение словарного запаса, формирование связной речи.
- Формирование положительного эмоционального настроя и раскрепощение детей.
- Формирование предпосылок к самообучению, самоанализу.
Последовательность разучивания песни по мнемокартинкам:
- Прослушивание музыкального произведения.
- Беседа педагога с детьми о характере и содержании произведения.
- Определение соответствия мнемокартинок тексту и персонажам произведения.
- Разучивание произведения, с последующим исполнением при помощи соответствующих тексту картинок.
- Самостоятельное выкладывание детьми дорожки из хаотично расположенных мнемокартинок в соответствии с содержанием произведения.
Для развития способности к творчеству, импровизации возможны дальнейшие варианты использования пособия - исполнение песни по мнемокартинкам в сопровождении звучащими жестами, музыкальными и шумовыми инструментами, образными движениями.
Хочу Вас предостеречь, что не нужно злоупотреблять мнемокартинками и использовать их в том случае, когда понять и запомнить содержание стихотворения или музыкального произведения слишком легко, так как это будет препятствовать развитию мыслительных процессов и самостоятельности ребенка.
2.2 Музыкально-дидактическая игра «Говорим и поём ритмослогами».
Следующее дидактическое игровое пособие «Говорим и поём ритмослогами» я изготовила и использую для воспроизведения ритма стихотворений и музыкальных произведений ритмослогами.
В целом дидактические игры с ритмослогами облегчают запоминание текста песен, стихов и ритма музыкального произведения, активизируют к ним интерес и позволяют развивать:
- музыкальный слух.
- навык точного воспроизведения ритмического рисунка.
- зрительно-моторную координацию.
- связную речь, внимание, волю, память, ассоциативное мышление.
- творческие способности, в том числе моделирование собственных ритмических формул.
Дидактический материал игр представляет собой ритмические карточки с изображениями звуков разной длительности в виде определенных образов (предметов, музыкальных инструментов) и геометрических фигур.
Пособие состоит из двух комплектов.
Первый комплект представлен карточками с готовой ритмической формулой в виде изображений нескольких звуков разной или одинаковой длительности, расположенных в определенной последовательности и с определенным интервалом.
Они позволяют распознавать по ритму мелодию или песню, а также облегчают их разучивание.
Под изображениями звуков размещен текст в виде отдельных слогов, который нужно произносить в определенном темпе, выделяя сильную и слабую долю.
Каждому звуку соответствует свой слог.
Для первого комплекта я изготовила карточки:
- Для разучивания отрывка придуманного мной стихотворения «Маленький гномик»:
- «Дудочки» с ритмослогами на основе долгих звуков «Ду», коротких «Ди»:
Ду-ду, ди-ди-ди.
Ту-ту, ти-ти-ти.
- «Музыкальные колокольчики» с ритмослогами на основе долгих звуков «Динь», «Бам», коротких «Дон», «Бом»:
Динь-динь, дон-дон-дон! Бам-бам, бом-бом-бом!
- «Мяч» для отрывка из песни «Мяч», музыка Ю. Чичкова, слова З. Петровой с ритмослогами: Прыг-скок, Прыг-скок, Не-по-се-да мя-чик!
- «Барабанщик» для отрывка из песни «Барабанщик», музыка М. Красева, слова Н. Найдёновой.
Тра-та-та! Тра-та-та! Дай-те па-ло-чки вы мне.
Второй комплект состоит из карточек, на каждой из которых изображен только один звук определенной длительности.
Например, это карточки с изображением цветочков красного цвета и колокольчиков. Здесь для повышения интереса детей к разучиванию репертуара я использую ситуацию соревнования в воспроизведении ритма разными командами детей. Карточки с красными цветочками для первой команды и колокольчики для второй команды.
Использование карточек с изображением одного звука позволяет детям самостоятельно выкладывать ритмическую формулу прослушанной мелодии.
Также отдельные карточки с изображением звука определенной длительности активизируют детей к творчеству, позволяя моделировать, придумывая собственные ритмические формулы.
Вообще, вариативность игр с ритмическими карточками заключается в сочетании ритмослогов с движениями тела, «звучащими жестами» (хлопками, шлепками, щелчками и т.д.), музыкальными инструментами.
2.3 Дидактическое пособие «В нашем оркестре».
Для развития навыка ансамблевого музицирования я использую музыкально-дидактическую игру «В нашем оркестре».
Эта игра помогает решать такие задачи:
- Закрепление знаний детей об инструментах (название, внешний вид, звучание).
- Формирование навыка правильного звукоизвлечения разными приёмами.
- Развитие навыка точной передачи ритмического рисунка.
- Формирование умения одновременно начинать и заканчивать игру.
- Формирование умения исполнять музыкальное произведение от начала до конца в едином темпе.
- Формирование умения своевременно вступать и заканчивать свою партию.
- Формирование навыка игры на различных музыкальных инструментах.
Дидактический материал включает карточки с изображением музыкальных и шумовых инструментов. Размер изображения на карточках соответствует звуку определенной длительности для выкладывания ритмической формулы.
Комплект карточек включает следующие карточки: колокольчик, металлофон, бубен, ложки, цветы.
Варианты игры различны:
- Выбор детьми карточки с изображением инструмента при:
- отгадывании загадок про инструменты.
- определении инструмента по звучанию.
- Выбор детьми инструмента и начало своей партии в оркестре в соответствии с изображением на карточке, показываемой педагогом.
- Воспроизведение детьми ритма по карточкам.
- Поисковая деятельность:
- составление детьми рассказа про инструмент, изображённый на карточке.
- моделирование ритма знакомой мелодии и последовательности вступления музыкальных инструментов.
Игра на музыкальном инструменте всегда связана у детей с чувством радости и удовольствия, а желание играть в оркестре настолько велико, что дети не замечают той большой учебной работы, которая проводится в процессе музицирования, и от которой они не устают, потому что являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями.
2.4 Мультимедийная игра «Весенний оркестр».
Ещё один вариант музыкально - ритмического развития детей в игровой форме - это мультимедийные игры.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедиа обладает преимуществ:
- представление информации на экране в игровой и образной форме, вызывающей огромный интерес и понятной дошкольникам.
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка.
Всё это позволяет повысить мотивацию к обучению, облегчить усвоение детьми материала и сформировать их эстетический вкус.
Мной разработана мультимедийная игра для детей старшего дошкольного возраста «Весенний оркестр».
Эта игра направлена на развитие:
- музыкального слуха, чувства ритма.
- навыка воспроизведения ритма на музыкальных инструментах и совместного музицирования в оркестре.
- умения соотносить визуальный ряд с речевым.
- артикуляции, моторики, координации.
- памяти, внимания, речи, ассоциативного мышления.
Игра представлена в форме электронной презентации, последовательность слайдов которой соответствует содержанию песни.
Птички приглашают детей к совместному музицированию в оркестре на мелодию к песне «Мамин день» (автор музыки А. Тиличеева).
На слайдах в определённой последовательности изображены музыкальные инструменты, на которых дети воспроизводят мелодию музыкального произведения.
- Заключительная часть
Закончить свое выступление хотелось бы на том, что музыкально-дидактические игры являются трамплином от развития музыкально-ритмических способностей до общего развития, предоставляя шанс каждому ребёнку выразить себя, показать своё отношение к музыке, а, следовательно, обогатить духовно-нравственный мир, стать творческой личностью с собственной позицией, которая способна применять полученные знания и сформированные способности в ходе дальнейшего обучения и в жизненной практике.
Список использованных источников.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155.
- Хабарова Т.В. «Педагогические технологии в дошкольном образовании» СПб.: Детство-Пресс, 2011.
- Роот З. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста: Пособие для музыкальных руководителей — М.: Айрис-пресс, 2005.
- Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников - М, Просвещение. 1982.
- Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах - М, Просвещение, 1990.
- Радынова О. Беседы о музыкальных инструментах: Аудиокассеты. – М., 1997.
- Каплунова И.М. Наш веселый оркестр: Метод. пособие. - СПб.: Издательство «Невская НОТА», 2013.
- Зимина А.Н. “Мы играем, сочиняем!” - Москва, ЮВЕНТА, 2002г.
- Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах - М, Просвещение, 1990.
- Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система Карла Орфа - М, АСТ, 2000.
- Электронные образовательные ресурсы: https://www.consultant.ru/, https://fgos.ru/, https://www.orff.ru/, https://muz-rukdou.ru/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/12/picture-265662-1371050114.jpg)
выступление на педагогической конференции по теме "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через проектную деятельность"
Данная публикация содержи тматериал о проектах, которые реализовывались в рамках темы "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/12/picture-1163942-1636705844.jpg)
Доклад на тему: "Активизация речевого развития детей дошкольного возраста через дидактические игры и мнемотехнику"
В речи детей существуют множество проблем: скудный словарный запас, неумение грамматически правильно оформлять свои высказывания, согласовывать слова, малоразвита диалогическая речь, неумение грамотно...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/11/picture-1184426-1573500629.jpg)
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ЛЭПБУК"
Современная система дошкольного образования, предъявляет высокие требования к выпускнику дошкольных учреждений. Это связано с внедрением федерального государственного стандарта дошкольного образования...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/21/picture-411680-1645465465.jpg)
Обобщенный педагогический опыт по теме: «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста» (Презентация)
Познавательно-речевое развитие дошкольников является одним из главных компонентов современного стандарта дошкольного образования и направлено на развитие ребенка как субъекта познания: его любознатель...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/09/picture-989734-1515515307.jpg)
Мастер-класс для педагогов. Тема: «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр с фонариком».
Интересный материал для педагогов по проведению игр, направленных на познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием электрического фонарика....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/20/picture-965100-1666277415.jpg)
Доклад: "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (средствами дидактических игр)"
Доклад: "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (средствами дидактических игр)"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/08/picture-813340-1473330296.jpg)
Презентация «Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста средствами музыки и танца»
В современном мире возросла потребность в выборе эффективных методов воспитания дошкольников, как возможность формирования интеллекта и творческих музыкальных способностей ребёнка-до...