Мониторинг динамики речевого развития детей, их успешности в освоении программы Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, корректировка коррекционных мероприятий.
материал
Мониторинг динамики речевого развития детей, их успешности освоении программы Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, корректировку коррекционных мероприятий осуществляет логопед. Он проводится по итогам полугодия, учебного года.
Назначение мониторинга – выявить особенности продвижения в
коррекционно-образовательном процессе всех и каждого из воспитанников группы. Данные мониторинга позволяют вовремя скорректировать характер логопедического воздействия на детей, степень включенности планирование коррекционно-развивающей работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring.docx | 13.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг динамики речевого развития детей, их успешности в освоении программы Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, корректировка
коррекционных мероприятий.
Мониторинг динамики речевого развития детей, их успешности освоении программы Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, корректировку коррекционных мероприятий осуществляет логопед. Он проводится по итогам полугодия, учебного года.
Назначение мониторинга – выявить особенности продвижения в
коррекционно-образовательном процессе всех и каждого из воспитанников группы. Данные мониторинга позволяют вовремя скорректировать характер логопедического воздействия на детей, степень включенности планирование коррекционно-развивающей работы.
Этапы работы
Первый этап.
Диагностико-организационный (сентябрь)
- стартовая диагностика, комплексное всестороннее обследование детей, в котором принимают участие педагоги, специалисты, а также медицинские работники.
- обмен диагностической информацией
- обсуждение результатов комплексного медико-психолого- педагогического обследования для получения конкретных данных о вербальном и невербальном развитии детей, уточнения логопедического заключения.
- формирование информационной готовности педагогов, специалистов и родителей к проведению коррекционно - развивающей работы с детьми.
Организация проведения диагностического обследования детей и механизм обработки полученных данных.
Проведение диагностического обследования проходит в несколько этапов.
й этап. Подготовительный.
Включает в себя работу по подготовке диагностических карт, стимульного материала, определение механизма проведения обследования:
Определение места, времени, точного списочного состава диагностируемых детей, определение временных интервалов проведения.
этап. Проведение непосредственно диагностики:
Индивидуальные занятия, игры и т.д.
этап. Обработка полученных данных.
Просчитывается количество баллов, полученных каждым ребенком.
Количество баллов полученных группой детей по каждому конкретному заданию.
Рассчитывается количественный уровень усвоения программного материала по каждому конкретному заданию, разделу:
Количество детей, получивших 3 балла + количество детей, получивших 2 балла * 100%-общее количество детей группы.
Рассчитывается качественный уровень усвоения программного материала по каждому конкретному заданию, разделу:
Количество детей, получивших 3 балла* 100%- общее количество детей группы.
Рассчитывается общий результат усвоения программы по группе, средний балл в процентах.
й этап. Выводы и рекомендации.
Делаются выводы по организации образовательного процесса в группе, по организации и эффективности индивидуальной коррекционной работы, вырабатывают рекомендации и определяют направления дальнейшей работы с группой в целом и с каждым ребёнком в отдельности.
Результаты обследования фиксируются в речевой карте, оформляются в виде диагностических таблиц (приложение).
Данные диагностического обследования позволяют определить задачи и содержание коррекционно-образовательной работы.
На диагностической основе строится весь процесс коррекционно- развивающего обучения и воспитания, в котором реализуются индивидуально-дифференцированный и личностно-ориентированный подходы.
Второй этап.
Основной: оперативно-прогностический (январь) Содержание:
- решение задач, заложенных в реализуемых программах
- мониторинг динамики познавательно-речевого развития
В январе - делается контрольный срез по усвоению детьми основных компонентов программы.
Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить адекватность выбранных путей, методов и содержания коррекционной работы с каждым ребенком и группой в целом. На основании анализа уточняется мера и характер коррекционного воздействия, определяются цели и задачи коррекционно-развивающей работы на второе полугодие.
Третий этап.
Заключительный: контрольно-диагностический (май) Содержание:
- Анализ качественных показателей усвоения программы, изучение изменений, произошедших в личностном, психическом и речевом развитии.
- Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно- развивающей работы, уровня сформированности основных
компонентов речевой системы (отмечается характер динамики и уровень достижений детей).
Итоговая диагностика – сравнение достижений в речевом развитии с данными первичного обследования ( т.е. опора на критерий относительной успешности результатов коррекционно-образовательного процесса ) позволяет установить более или менее выраженную положительную динамику в расширении речевой компетентности детей. В то же время необходимо использование критерия абсолютной успешности, предполагающего сравнение уровня речевого развития ребенка с условным возрастным эталоном, который является определяющим.
Заключительный этап диагностики означает не только оценку результативности логопедической работы с ребенком, но и выработку определенного суждения о мере и характере участия каждого из участников в коррекционно-образовательном процессе. Оценка качества работы, обобщение результатов работы позволяют наметить дальнейшие образовательные перспективы и пути оптимизации логопедической работы на следующий учебный год.
Грамотное решение задач диагностического блока и очерчивание проблемных полей, в которых предстоит работать, во многом предопределяет успешность дальнейшей деятельности учителя-логопеда, помогает определить формы, методы и содержание коррекционного воздействия. С другой стороны - закладывается основа для установления обратной связи в ходе коррекционно-речевой работы и отслеживания ее результатов.
Результат 3-го, заключительного этапа - решение о прекращении логопедической работы (выпуск) или о продолжении коррекционно-речевой работы (продление сроков пребывания ребенка в логопедической группе).
Представленная диагностика познавательно-речевого развития детей:
- имеет четкую возрастную адресацию и комплексный характер;
- отражает систематичность изучения состояния речи и фиксации
результатов, динамичность наблюдения за характером развития речи воспитанников;
- способствует выявлению зон актуального и ближайшего речевого развития;
- создает основу для дифференцированного обучения и воспитания детей с учетом уровня речевого развития.
Мониторинг речевого развития
Комплексное обследование позволяет получить целостную картину речевого развития ребенка в результате проведения коррекционного
обучения. При анализе учитываются характерные особенности и недостатки речи детей с общим недоразвитием речи.
Основными критериями оценки являются:
- степень самостоятельности выполнения заданий;
- полнота и обобщенность ответов;
- степень соответствия детской речи условному эталону нормы.
При проведении исследования учитель-логопед заносит результаты в протоколы, которые составлены в соответствии с учетом этапа обучения детей с общим недоразвитием речи.
Обследование речи детей проводится по четырем параметрам (звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексико-грамматические средства речи, связная речь) с использованием трехбалльной системы оценивания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг динамики речевого развития детей, их успешности в освоении программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной
Выявить особенности продвижения в коррекционно-образовательном процессе всех и каждого из воспитанников группы. Данные мониторинга позволяют вовремя скорректировать характер логопедического возде...
Планирование логопедической работы по речевому развитию детей с ОНР (на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет)Н.В.Нищевой») средняя группа
Перспективное планирование по речевому развитию детей С ОНР разработанное на основе коррекционной программы Н.В. Гищевой, расчитан на 36 неднль, 144 занятия в год....
"Мониторинг динамики речевого развития детей с ТНР. Электронное приложение к речевой карте " Автор: Т.В. Капустина
В статье представлено универсальное электронное приложение к речевой карте – мониторинг динамики речевого развития детей, позволяющий наглядно, в балла...
Электронный документ "Мониторинг динамики речевого развития детей с ТНР"
Отличительными особенностями электронного документа «Мониторинг динамики речевого развития» являются следующие качества.Универсальность – может быть использован в приложении к любой речевой карте.2....
Аналитическая справка о результатах мониторинга динамики речевого развития детей
Выявление промежуточных и итоговых результатов коррекционной логопедической работы с детьми с ОНР и динамики их речевого развития за 3 учебных года с использованием методической разработки логопеда Ка...
Динамика речевого развития детей старшего дошкольного возраста за последние три года
Динамика речевого развития...
МОНИТОРИНГ «Отслеживание динамики речевого развития детей, в группах для детей с ТНР».
Краткий обзор мониторинга динамики речевого развития в группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи, в ДОУ.Диагностическое обследование развития речевых процессов: задания, ключ к заданиям, таблица д...