Опыт работы «Играй, исследуй, изобретай!»
материал

Матвеева Наталья Николаевна

«Играй, исследуй, изобретай!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы

«Играй, исследуй, изобретай!».

Разработала: Матвеева Н.Н.

г.Сатка

Цель: передача педагогического опыта по развитию предпосылок инженерного мышления у дошкольников.

Задачи:

  1. Ознакомить педагогов с технологией и методикой использования образовательных конструкторов LEGO в работе с детьми в целях развития и инженерного мышления.
  2. Представить опыт педагогической деятельности по использованию интегрированного подхода в занятиях по конструированию.
  3. Представить адаптированные дидактические игры с использованием LEGO конструктора для развития инженерного мышления старших дошкольников.
  4. Сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в работе LEGO-конструктора.
  5. Через работу фокус-группы показать участникам мастер-класса, как из простого оборудования можно придумать дидактическую игру по развитию инженерного мышления.
  6. Создать условия для профессионального общения, роста, самореализации и творческого потенциала слушателей.
  7. Представить участникам мастер-класса свой педагогический опыт по работе со старшими дошкольниками по развитию инженерного мышления, посредством дидактических игр с LEGO-конструктором.

Форма проведения: мастер-класс.

Оборудование: ноутбук, проектор, оборудование для фокус-группы, детали для сбора сердца, игры,презентация.

Методы и приемы: худ. слово, показ образца, рассматривание иллюстраций, выполнение задания по указанию, оценка, пояснение, беседа, эпизодические игровые приемы.

 

Ход мастер-класса:

1.Вводная часть.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Детство – мир ярких красок и волшебства. Взрослея, люди теряют способность смотреть на мир глазами ребенка. Предлагаю заглянуть в детство.

Фрагмент мультфильма «Палочка-выручалочка».

Предлагаю вам придумать свои варианты использования в педагогическом процессе вот этой обычной палки.

Пожалуйста, ваши варианты: указка, условная мерка, заборчик, мостик, палка-копалка в песочнице,

В жизни настоящей палочкой-выручалочкой служит наше мышление и позволяет сделать нашу жизнь более комфортной.  

Внимание на экран. (Слайды )

      Во всех этих случаях человек проявил инженерное мышление и смекалку.

Я тоже решила проявить смекалку и придумала как для развития инженерного мышления можно использовать всем известные дидактические игры. Хотите узнать главный атрибут моих дидактических игр. Внимание   на экран-  РЕБУС

Абсолютно верно – это конструктор.

2. Теоретическая часть (информативный блок).

В 1982 году группа исследователей наблюдала за четырехлетними детьми и тем, как и во что они играют. В 1998 году ученые взяли и проанализировали школьные ведомости тех детей. Оказалось, что с возраста 11-12 лет наблюдалась прямая зависимость между тем, как ребенок успевал в школе и его детским интересом к конструкторам.

В детстве конструктор был у Альберта Эйнштейна.

3.Практическая часть.

Я предлагаю вашему вниманию адаптированные дидактические игры, которые я использую в работе со своими детьми в целях развития инженерного мышления.

1.Всем знакомая игра «ЛОТО», вот вариант как я адаптировала ее в своей работе.

       Игра развивает воображение детей, учит логическому мышлению и распознанию предметов.  В рамках социального партнерства игра изготовлена нашими родителями.

2.Правила игры в «Домино» знакомо всем с детства, подбирая одинаковые детали дети выстраивают веселый поезд из карточек.

Игра способствует познавательному и коммуникативному развитию дошкольников, способности логически мыслить.

Уважаемые коллеги загляните за спинку вашего стула. Вы «Счастливчики», под аплодисменты   приглашаем Вас стать участниками творческой группы.

Задание для   фокус группы. На столе   много разных предметов. Найдите им применение придумав новую свою игру

3. Для следующей игры нам понадобится карточка с деталью, у которой потерялась пара. Дети должны найти пару из набора картинок. Это игра называется «Найди пару». Дети учатся анализировать, сравнивать. Игру «Найди пару» я использую и как подвижную игру.

Развивает память, внимание, Дети учатся составлению пар по внешним признакам,

4. Всем известную игру «Разрезные картинки» или «Пазлы» я так же использую в своей работе. Задача детей собрать из частей целую картинку и назвать получившую деталь.

5.Умение увидеть закономерность поможет любому человеку в жизни. Закономерность есть всегда во всем, в том числе и в нашей игре «Продолжи ряд»

Игра учит детей совершать мыслительные операции, развивает логическое мышление и внимание.

6. Любимая игра детей «Чудесный мешочек.» В познание мы подключаем еще один орган чувств-осязания. Определить на ощупь деталь.

Совершенствование осязательного и зрительного восприятия, мыслительной способности.

7.Следующая игра «Логико-малыш» - само название говорит само за себя, помогает развивать логическое мышление.

8.Еще одна интересная игра – «Путь к детали». Эта игра изготовлена в мастерской нашими родителями

9. Очень интересная игра «Четвертый лишний». Детям необходимо выбрать   на карточке лишнюю деталь и обосновать почему.

Все эти игры направлены на закрепление деталей, способ соединения, закрепление конструкторских навыков.

В нашем детском саду на группах есть разные виды конструкторов. И мы используем конструкторы не только по своему прямому назначению. Например, детали конструктора могут быть элементом дидактической игры.

Предлагаю Дидактическую игру «Навигатор».

Инструкция: по моей инструкции расставьте LEGO-кирпичики на LEGO-пластину.

Пример задания: поставьте синий кирпичик в центре LEGO-пластины, слева от него расположите красный, справа — поставьте серый, сверху над красным кирпичиком поставьте чёрный, снизу под серым кирпичиком — жёлтый.

Комментарии: закрепление умения ориентироваться на LEGO-пластине.

Лего-конструктор также помогает детям закреплять знание цифр.

Игра «Легоматематика». С помощью лего-кубиков на опорной карточке выложите числовой ряд от 1 до 10.

Комментарии: способствует закреплению порядкового счета.

 

Дидактическая игра «Где находится звук»

Инструкция: у каждого слова есть начало, конец и середина. Брусочек желтого цвета — это слово, а с помощью красного кирпичика мы будем определять, где находится заданный звук, в начале, в середине или в конце слова.

С помощью таких игр педагоги закрепляют у детей знания по разным образовательным областям.

4 часть. Представление результатов практической работы.

Предлагаю участникам фокус группы представить результаты проделанной работы.

Представляют.

Спасибо за проделанную работу. Присаживайтесь на свои места

5 часть. Рефлексия.

( Собираем робота).

Давайте подведем итоги. Как замечательно и плодотворно сегодня поработали.

Успели позаниматься двигательной деятельностью (ноги), мы поняли, что лего может служить опорой для формирования навыков инженерного мышления (туловище), развивали мелкую моторику (руки), мы много думали (голова).

Но робот не должен оставаться машиной. Давайте вдохнем в него немного человеческого тепла.

СОБИРАЕМ СЕРДЦЕ.

Поделимся тем, что получил каждый из вас на нашем мастер-классе.

Например  Я получила удовольствие от общения, работы с коллегами.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. "Играем, думаем, считаем."

мnИспользовать систему эффективных мероприятий для решения проблем математического развития детей.nЗаинтересовать    родителей  играми, способствующими развитию математических навы...

ОПЫТ РАБОТЫ. « Играем по системе ТРИЗ».

Опыт  работы  с детьми  старшего  дошкольного  возраста  показал:одним средств  развития  творческого  познания  может  стать  использование...

Мой педагогический опыт работы «Играя – лечимся»

Мой педагогический опыт работы «Играя – лечимся»...

ОПЫТ РАБОТЫ «Игры с песком как один из способов работы учителя-логопеда над развитием речи детей с ОНР».

Введение Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Поэтому необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи...

Опыт работы «Играя, учимся математике»

Приступив к педагогической практике, я поставила перед собой цель – вырастить детей, умеющих думать, хорошо ориентироваться во всём, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми...

«Играй, исследуй, изобретай!».

Цель: передача педагогического опыта по развитию предпосылок инженерного мышления у дошкольников....