Проект по познавательному развитию детей второй младшей группы "Удивительный мир насекомых"
проект (младшая группа)
Краткосрочный,познавательно-исследовательский,творческий,групповой проект,целью которого является формирование у детей представлений о различных насекомых и их образе жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nasekomye.docx | 40.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение детский сад №86
Красносельского района Санкт–Петербурга
Проект по познавательному развитию
для детей второй младшей группы
«Удивительный мир насекомых»
Подготовила и провела воспитатель:
Ботякова Юлия Анатольевна
Санкт-Петербург
2023г.
Паспорт проекта:
Тема проекта: «Удивительный мир насекомых».
Тип проекта: Краткосрочный, познавательно – исследовательский, творческий, групповой.
Участники проекта: Воспитатели, дети и родители группы «Улыбка».
Возраст участников: Воспитанники младшего дошкольного возраста (3-4 года).
Сроки реализации: 26.04.2023 г. – 21.05.2023 г.
Проблема
Во время прогулки дети наблюдали за насекомыми. В ходе наблюдения, было выявлено, что реакция у детей на насекомых была неоднозначная. Часть детей выражали радость и интерес, другие – пугались, третьи - предлагали уничтожить насекомых. В ходе диалога выяснилось, что знаний дошкольников о насекомых недостаточно. Отсюда возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?»
Актуальность
Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того как происходит эта встреча, зависит наше дальнейшее отношение к ним, или у нас развивается фобия к разным ползающим и летающим букашкам, или мы открываем для себя удивительный микромир, с его чудесами и тайнами. Жуки и бабочки, пчёлы и мухи, тараканы и пауки, муравьи и шмели, божьи коровки и кузнечики, осы и комары, стрекозы и сверчки – это всё наши братья меньшие, которых мы порой не замечаем из-за темпа нашей жизни. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным.
А для чего нам насекомые? Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания. Ребёнок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая, форма жизни, начинает видеть в насекомом живое существо.
Данный проект позволяет расширить кругозор детей, обогатить и систематизировать знания детей по теме «Насекомые». Широкий кругозор облегчает процесс познания, активизирует мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности.
Формирует у детей экологическое сознание, способность понимать и любить окружающий мир, бережно к нему относиться.
Гипотеза: Если дети больше узнают о насекомых, поймут, какую важную роль они играют для природы и для человека, то будут беречь и ценить насекомых.
Цель проекта: Формирование у детей представления о различных насекомых, их образе жизни и среде обитания.
Задачи проекта:
- расширять и систематизировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, кузнечик), их строении, способах передвижения;
- учить выделять главные признаки насекомых (членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики);
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых; эмоциональную отзывчивость;
- воспитывать любознательность, бережное отношение к живому.
Ожидаемый результат:
- дети будут знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, гусеница, паук, кузнечик, пчела, комар, муха);
- иметь представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, пищит);
- иметь представления, где и как зимуют насекомые;
- знать о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые;
- находить сходства и различия;
- владеть обобщающим понятием «насекомые»;
- будут самостоятельно наблюдать за насекомыми, бережно обращаться с ним, использовать свои знания и умения в самостоятельной деятельности.
Методы исследования:
- Наглядные - наблюдения, просмотр презентаций и мультфильмов. Игры с использованием интерактивного пола.
- Словесные - беседы, чтение художественной литературы, пальчиковых игр.
- Практические (рисование, лепка, использование нетрадиционной техники аппликации нитками).
Работа с родителями:
- консультация «Оказание первой помощи при укусах насекомых», «Осторожно – КЛЕЩИ».
- предложить родителям провести с ребенком экскурсию в парк, что бы понаблюдать за насекомыми;
- почитать художественную литературу (рассказы, сказки);
- посмотреть мультфильмы «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Под грибом».
- совместная аппликация с детьми нитками «Насекомое».
Итоговое мероприятие:
- музыкальная подвижная игра с использованием Интерактивного пола.
План проекта:
I этап – подготовительный
- создание необходимых условий для реализации проекта.
- определение уровня знаний детей по теме «Насекомые».
- определение цели и задач проекта.
- привлечение родителей к участию в тематических выставках.
- составление плана мероприятий.
Сбор информационного материала:
- изучение методических пособий и литературы по теме;
- подбор художественной литературы по теме;
- подбор дидактических игр по теме, наглядных пособий.
II этап – основной этап (практический)
Планирование совместной - образовательной деятельности по теме проекта:
- рассмотреть картотеки картинок и пособий - какие бывают насекомые.
- наблюдение за насекомыми на участке.
- чтение художественной литературы, беседы в которой рассказывается о насекомых.
- раскрашивание раскрасок с изображением насекомых.
- просмотр презентаций, мультфильмов, коллекции насекомых.
- дидактические и подвижные игры и упражнения.
- НОД по рисованию, лепке и аппликации с родителями.
Реализация проекта:
Развитие речи:
- Беседы:
«Насекомые» Цель: Познакомить детей с насекомыми на картинке.
«Не будешь им мешать, они тебя не укусят». Цель: Познакомить детей с правилами поведения при встрече с насекомыми.
«Что мы знаем о пауках?» Цель:дать детям знания о различных пауках.
«Божья коровка» Цель: познакомить детей с удивительным насекомым-божьей коровкой.
- Звуковая культура речи:
«Пчёлы в поле полетели», «Как жужжит комар,муха» (на музыкальном занятии). Цель: Учить чётко и правильно произносить звукоподражательные.
Дидактическое упражнение «Подуй на бабочку». Цель: Развивать речевое дыхание.
- Наблюдение на прогулке «За летающими бабочками», «За божьей коровкой», «За муравьями», «За пауками и паутиной».
Цель: Развивать наблюдательность
- Рассматривание иллюстраций и коллекций с изображением насекомых.
Цель: Учить узнавать и правильно называть насекомых по внешнему виду. Называть действия, какие они совершают (летают, ползают, прыгают).
- Просмотр мультфильма по произведению К. Чуковского «Тараканище».
Цель: Вызвать интерес к мультфильму. Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
- Просмотр презентации «Мир насекомых»
Цель: Учить детей внимательно наблюдать за насекомыми, отвечать на вопросы.
Художественная литература:
- Чтение сказки К. Чуковского «Муха - Цокотуха».
Цель: Познакомить детей со сказкой. Учить выделять главную мысль.
Чтение стихов о насекомых. «Бабочка» И. Ефремов, «Божья коровка» Ф. Грубин, «Муравьи» С. Михалков.
Цель: Учить детей слушать стихи. Заучить несколько несложных строчек.
- Пальчиковая игра «Божья коровка», «Бабочка». «Паучок на ветке».
Цель: Выполнять движения в соответствии с текстом.
Художественно-эстетическое развитие:
- Лепка «Божья коровка».
Цель: Продолжать учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики круговыми движениями между ладоней.
- Рисование «Бабочка – красавица».
Цель: Продолжать развивать желание работать с гуашью. Учить рисовать методом тычка, дорисовывать мелкие детали.
- Аппликация «Гусеница».
Цель: Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, интерес к художественному творчеству.
- Рисование на асфальте «Насекомые».
Цель: Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, интерес к художественному творчеству.
- Раскраски по данной тематике.
Цель: Продолжать учить детей аккуратно закрашивать рисунки на данную тему, развивать у детей эстетическое чувство.
Познавательное развитие:
- Д/игра «Сложи картинку. Картинки половинки».
Цель: Учить составлять целое из частей.
Д/игра «Найди бабочку».
Цель: Упражнять в употреблении предлогов «в», «на», «около».
Д/ игра «Логическая цепочка из жуков» (большие, маленькие).
Цель: Учить располагать жуков в определённой последовательности.
Д/игра «Собери гусеницу».
Цель: Формировать умение собирать гусеницу по цвету.
Д/игра «Найди два одинаковых жука»
Цель: Учить видеть и находить одинаковые картинки.
Физическое развитие:
- Комплекс утренней гимнастики «Насекомые».
Цель: Развивать двигательную активность детей.
- П/игра «Улитка, со мною проползи по дорожке».
Цель: Учить детей ползать по ограниченной поверхности.
П/игра «Бабочки и цветочки».
Цель: Учить действовать по сигналу, закреплять знания цветов.
П/ игра «Паучки».
Цель: Приучать малышей лазать по гимнастической стенке, залезать на нее и спускаться любым удобным способом.
- Итоговое мероприятие – игра с Интерактивным полом «Угадай Насекомое».
- Выставка совместных работ родителей и детей в технике аппликации нитками «Насекомое».
Основной этап. Реализация проекта
Содержание деятельности | Срок | Деятельность | результат | |
Детей | родителей | |||
Беседы на тему: «Насекомые» , «Не будешь им мешать, они тебя не укусят» «Что мы знаем о пауках?», «Божья коровка»
| Вторая половина апреля | Дети участвуют в беседах, отвечают на поставленные вопросы, слушают новую информацию от воспитателей. | Беседы с детьми дома по данным темам. На прогулках обращать внимание детей на различных насекомых. | Активизировали словарь детей по теме «Насекомые». Дети получили новые знания, научились различать насекомых. |
Рассматривание картотеки , коллекций, наборов насекомых | На протяжении всего проекта | Дети рассматривают, обучающие карточки, фото ,экспонаты, фигурки насекомых. | Помощь в пополнение наглядного материала(картинки, коллекция, наборы насекомых) | Дети научились рассказывать о разных насекомых, отличать одного от другого, определять части строения насекомых, их питание. |
Звуковая культура речи: «Подуй на бабочку», «Пчёлы в поле полетели» «Как жужжит комар, муха» | Начало мая (муз. занятия) | Дети учатся звукоподражанию различных насекомых, развивается речь,речевое дыхание | Дома с детьми повторять и закреплять упражнения на звукоподражания и на развитие речевого дыхания. | Развитие речевого дыхания, дети научились звукоподражанию различных насекомых. |
Наблюдения на прогулках за муравьями, пауками, божьей коровкой и бабочкой. | Первые недели мая | Дети на прогулке наблюдают за муравьями, пауками и паутиной, божьими коровками и бабочками. | Продолжать наблюдение на на семейных прогулках, на дачах, в лесу на природе. | Дети научились определять насекомых на природе, наблюдать за их образом жизни, повадками, проявили большой интерес к наблюдениям. |
НОД по художественно-эстетическому развитию: Рисование «Бабочка – красавица». | Первая половина мая | Закрашиваем шаблон бабочки разными красками, развиваем воображение, учить не выходить за контур рисунка. | Закрепление полученных навыков дома. Попробовать с родителями нарисовать красками бабочку. | Выставка рисунков «Бабочки -красавицы» |
НОД по художественно-эстетическому развитию: Лепка «Божья коровка» | Первая половина мая | Дети учатся лепить божью коровку, используя два цвета пластилина. | Закрепление полученных навыков. Предложить дома слепить с детьми разных других насекомых. | Выставка работ детей «Божьи коровки» |
НОД по художественно-эстетическому развитию: Аппликация «Гусеница» | Вторая половина мая | Дети отражают в своих работах полученные ранее знания -изображают гусеницу из ватных дисков. | Выполнить с детьми дома гусеницу из других материалов. (пластилин,бусинки,бумага и др.) | Выставка работ по аппликации «Гусеница» |
НОД по развитию речи ЧХЛ «Муха-цокотуха» | Вторая половина апреля | Дети слушают произведение, смотрят иллюстрации, отвечают на вопросы. | Предлагаем родителям совместно с детьми посмотреть мультфильм «Муха-цокотуха» | Дети познакомились с произведением К.Чуковского «Муха-цокотуха», некоторые отрывки выучили наизусть. |
Просмотр мультфильма «Тараканище» , просмотр презентации «Насекомые» | Первая половина мая | Детям предлагалось посмотреть презентацию и мультфильм и ответить на вопросы о насекомых. | Родителям предложено посмотреть с детьми дома серии мультфильма «Лунтик», «Пчёлка Майя» и ответить, какие насекомые там встречаются. | Дети с удовольствием смотрели мультфильмы и закрепили знания при просмотре презентации. |
Рисование насекомых на асфальте во время прогулок. Раскрашивание насекомых в раскрасках в группе. | Апрель-Май | Дети с удовольствием рисуют бабочек ,жучков, божьих коровок мелом под руководством и по заданию воспитателя. Дети учатся аккуратно раскрашивать мелкие детали. | Родители вместе с детьми на прогулке также рисуют мелом насекомых, закрепляя знания. Учить детей дома раскрашивать, не выходя за контур. | Дети научились рисовать мелками на асфальте разных насекомых, раскрашивать их в раскрасках. |
Дидактические игры, подвижные, пальчиковые игры | На протяжении всего проекта. | Дети играли на протяжении всего проекта самостоятельно и под руководством воспитателей. | Для родителей были оформлены консультации по разным видам игр, в которые можно играть дома. | Дети научились новым подвижным и пальчиковым играм, освоили дидактические игры. |
Итоговое мероприятие-игра с Интерактивным полом «Угадай Насекомое». Проводится в муз.зале. Организация итоговой выставки работ родителей и детей в нетрадиционной технике аппликации нитками «Насекомые» | Вторая половина мая | Закрепление знаний детей по теме «Насекомые», дети отвечают на вопросы, играют с интерактивным полом, отгадывают загадки. | Предложить родителям вместе с детьми в заключении проекта сделать аппликацию нитками «Насекомые» | Выставка работ по аппликации из ниток «Насекомые». |
III этап. Заключительный.
- Анализ и подведение итогов по реализации проекта.
- Оформление проекта и фотоотчет.
- Оформление тематической выставки «Насекомые».
Результат проекта.
Задачи по накоплению у детей представлений о многообразии насекомых, формированию интереса к насекомым и бережного отношения к ним, можно считать выполненными, так как:
- познавательный интерес детей о насекомых расширился;
- у детей сформировались положительно-эмоциональные и осознанные отношения к насекомым и их среде обитания.
- пополнили словарный запас детей; познакомились с художественными произведениями по теме;
- на протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию;
- дети стали различать и уверенно называть насекомых, их особенности и различия; просвещение родителей дало большой результат в социальном воспитании детей группы;
- родители приняли активное и заинтересованное участие в совместной деятельности с детьми по развитию у них знаний о насекомых; получили возможность узнать о том, чем занимаются их дети в детском саду.
Вывод:
- Реализация данного проекта научила детей сравнивать, анализировать, делать выводы.
- Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности.
- В процессе работы над проектом дети рассматривали насекомых, изучали их строение, развитие и особенности. Они познакомились с миром насекомых.
- Дети пополнили свои знания о внешнем виде, строении, многообразии насекомых, их повадках и местах обитания;
- У детей возникло желание наблюдать за насекомыми, любоваться и т.д.;
- Дети узнали, что необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым.
- Родителей активно принимали участие в реализации проекта и проявили заинтересованность в процессе.
Список использованной литературы:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (ФГОС).
- И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы. Методическое пособие.
- С.Н. Николаева «Экологическое воспитание младшего дошкольника»
- С.Н. Николаева «Юный эколог» Москва Мозаика – Синтез 2005г.
- О.А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада», М.2009.
- В. В. Гербова «Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада».
- интернет – ресурсы.
- К.Чуковский «Тараканище». Рассказы: В.В. Бианки «Приключение муравьишки», «Зелёный пруд», «Хвосты» (как муха себя хвостом искала).
- А.А. Плешаков «Зеленые страницы». Просвещение 2017 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию детей второй младшей группы на тему: "Подарки с грядки"
Дети в игровой форме продолжают знакомиться с формой, цветом, вкусом, запохом овощей, развивая при этом сенсорные чувства....
«В поисках колобка». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей второй младшей группы.
«В поисках колобка». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей второй младшей группы.Цель: Создать мотивации для развития познавательной активности у дете...
Групповой экологический проект по познавательному развитию детей второй младшей группы «Огород на подоконнике»
Групповой экологический проект по познавательному развитию детей второй младшей группы «Огород на подоконнике»...
Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе . Тема "Насекомые"
Конспект "Насекомые"...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей второй младшей группы (познавательно-исследовательская деятельность) «Ледяная история»
Цель: познакомить детей с одним из свойств воды (лёд); формировать понятие взаимосвязи состояния вещества (лёд - замерзшая вода); продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действ...
Проект по познавательному развитию во второй младшей группе «Подвижные игры с геометрическими фигурами»
Дети знакомятся с подвижными играми с геометрическими фигурами , осваивают их. Далее педагог включает в занятия, режимные моменты, досуговую деятельность. В ходе игр дети осваивают представления о цве...
Проект по познавательному развитию во второй младшей группе «Весна-красна идет и песенку поет»
Актуальность проекта:В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы кажды...