Проект по познавательному развитию детей второй младшей группы "Удивительный мир насекомых"
проект (младшая группа)
Краткосрочный,познавательно-исследовательский,творческий,групповой проект,целью которого является формирование у детей представлений о различных насекомых и их образе жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение детский сад №86
Красносельского района Санкт–Петербурга
Проект по познавательному развитию
для детей второй младшей группы
«Удивительный мир насекомых»
Подготовила и провела воспитатель:
Ботякова Юлия Анатольевна
Санкт-Петербург
2023г.
Паспорт проекта:
Тема проекта: «Удивительный мир насекомых».
Тип проекта: Краткосрочный, познавательно – исследовательский, творческий, групповой.
Участники проекта: Воспитатели, дети и родители группы «Улыбка».
Возраст участников: Воспитанники младшего дошкольного возраста (3-4 года).
Сроки реализации: 26.04.2023 г. – 21.05.2023 г.
Проблема
Во время прогулки дети наблюдали за насекомыми. В ходе наблюдения, было выявлено, что реакция у детей на насекомых была неоднозначная. Часть детей выражали радость и интерес, другие – пугались, третьи - предлагали уничтожить насекомых. В ходе диалога выяснилось, что знаний дошкольников о насекомых недостаточно. Отсюда возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?»
Актуальность
Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того как происходит эта встреча, зависит наше дальнейшее отношение к ним, или у нас развивается фобия к разным ползающим и летающим букашкам, или мы открываем для себя удивительный микромир, с его чудесами и тайнами. Жуки и бабочки, пчёлы и мухи, тараканы и пауки, муравьи и шмели, божьи коровки и кузнечики, осы и комары, стрекозы и сверчки – это всё наши братья меньшие, которых мы порой не замечаем из-за темпа нашей жизни. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным.
А для чего нам насекомые? Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания. Ребёнок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая, форма жизни, начинает видеть в насекомом живое существо.
Данный проект позволяет расширить кругозор детей, обогатить и систематизировать знания детей по теме «Насекомые». Широкий кругозор облегчает процесс познания, активизирует мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности.
Формирует у детей экологическое сознание, способность понимать и любить окружающий мир, бережно к нему относиться.
Гипотеза: Если дети больше узнают о насекомых, поймут, какую важную роль они играют для природы и для человека, то будут беречь и ценить насекомых.
Цель проекта: Формирование у детей представления о различных насекомых, их образе жизни и среде обитания.
Задачи проекта:
- расширять и систематизировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, кузнечик), их строении, способах передвижения;
- учить выделять главные признаки насекомых (членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики);
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых; эмоциональную отзывчивость;
- воспитывать любознательность, бережное отношение к живому.
Ожидаемый результат:
- дети будут знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, гусеница, паук, кузнечик, пчела, комар, муха);
- иметь представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, пищит);
- иметь представления, где и как зимуют насекомые;
- знать о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые;
- находить сходства и различия;
- владеть обобщающим понятием «насекомые»;
- будут самостоятельно наблюдать за насекомыми, бережно обращаться с ним, использовать свои знания и умения в самостоятельной деятельности.
Методы исследования:
- Наглядные - наблюдения, просмотр презентаций и мультфильмов. Игры с использованием интерактивного пола.
- Словесные - беседы, чтение художественной литературы, пальчиковых игр.
- Практические (рисование, лепка, использование нетрадиционной техники аппликации нитками).
Работа с родителями:
- консультация «Оказание первой помощи при укусах насекомых», «Осторожно – КЛЕЩИ».
- предложить родителям провести с ребенком экскурсию в парк, что бы понаблюдать за насекомыми;
- почитать художественную литературу (рассказы, сказки);
- посмотреть мультфильмы «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Под грибом».
- совместная аппликация с детьми нитками «Насекомое».
Итоговое мероприятие:
- музыкальная подвижная игра с использованием Интерактивного пола.
План проекта:
I этап – подготовительный
- создание необходимых условий для реализации проекта.
- определение уровня знаний детей по теме «Насекомые».
- определение цели и задач проекта.
- привлечение родителей к участию в тематических выставках.
- составление плана мероприятий.
Сбор информационного материала:
- изучение методических пособий и литературы по теме;
- подбор художественной литературы по теме;
- подбор дидактических игр по теме, наглядных пособий.
II этап – основной этап (практический)
Планирование совместной - образовательной деятельности по теме проекта:
- рассмотреть картотеки картинок и пособий - какие бывают насекомые.
- наблюдение за насекомыми на участке.
- чтение художественной литературы, беседы в которой рассказывается о насекомых.
- раскрашивание раскрасок с изображением насекомых.
- просмотр презентаций, мультфильмов, коллекции насекомых.
- дидактические и подвижные игры и упражнения.
- НОД по рисованию, лепке и аппликации с родителями.
Реализация проекта:
Развитие речи:
- Беседы:
«Насекомые» Цель: Познакомить детей с насекомыми на картинке.
«Не будешь им мешать, они тебя не укусят». Цель: Познакомить детей с правилами поведения при встрече с насекомыми.
«Что мы знаем о пауках?» Цель:дать детям знания о различных пауках.
«Божья коровка» Цель: познакомить детей с удивительным насекомым-божьей коровкой.
- Звуковая культура речи:
«Пчёлы в поле полетели», «Как жужжит комар,муха» (на музыкальном занятии). Цель: Учить чётко и правильно произносить звукоподражательные.
Дидактическое упражнение «Подуй на бабочку». Цель: Развивать речевое дыхание.
- Наблюдение на прогулке «За летающими бабочками», «За божьей коровкой», «За муравьями», «За пауками и паутиной».
Цель: Развивать наблюдательность
- Рассматривание иллюстраций и коллекций с изображением насекомых.
Цель: Учить узнавать и правильно называть насекомых по внешнему виду. Называть действия, какие они совершают (летают, ползают, прыгают).
- Просмотр мультфильма по произведению К. Чуковского «Тараканище».
Цель: Вызвать интерес к мультфильму. Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
- Просмотр презентации «Мир насекомых»
Цель: Учить детей внимательно наблюдать за насекомыми, отвечать на вопросы.
Художественная литература:
- Чтение сказки К. Чуковского «Муха - Цокотуха».
Цель: Познакомить детей со сказкой. Учить выделять главную мысль.
Чтение стихов о насекомых. «Бабочка» И. Ефремов, «Божья коровка» Ф. Грубин, «Муравьи» С. Михалков.
Цель: Учить детей слушать стихи. Заучить несколько несложных строчек.
- Пальчиковая игра «Божья коровка», «Бабочка». «Паучок на ветке».
Цель: Выполнять движения в соответствии с текстом.
Художественно-эстетическое развитие:
- Лепка «Божья коровка».
Цель: Продолжать учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики круговыми движениями между ладоней.
- Рисование «Бабочка – красавица».
Цель: Продолжать развивать желание работать с гуашью. Учить рисовать методом тычка, дорисовывать мелкие детали.
- Аппликация «Гусеница».
Цель: Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, интерес к художественному творчеству.
- Рисование на асфальте «Насекомые».
Цель: Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, интерес к художественному творчеству.
- Раскраски по данной тематике.
Цель: Продолжать учить детей аккуратно закрашивать рисунки на данную тему, развивать у детей эстетическое чувство.
Познавательное развитие:
- Д/игра «Сложи картинку. Картинки половинки».
Цель: Учить составлять целое из частей.
Д/игра «Найди бабочку».
Цель: Упражнять в употреблении предлогов «в», «на», «около».
Д/ игра «Логическая цепочка из жуков» (большие, маленькие).
Цель: Учить располагать жуков в определённой последовательности.
Д/игра «Собери гусеницу».
Цель: Формировать умение собирать гусеницу по цвету.
Д/игра «Найди два одинаковых жука»
Цель: Учить видеть и находить одинаковые картинки.
Физическое развитие:
- Комплекс утренней гимнастики «Насекомые».
Цель: Развивать двигательную активность детей.
- П/игра «Улитка, со мною проползи по дорожке».
Цель: Учить детей ползать по ограниченной поверхности.
П/игра «Бабочки и цветочки».
Цель: Учить действовать по сигналу, закреплять знания цветов.
П/ игра «Паучки».
Цель: Приучать малышей лазать по гимнастической стенке, залезать на нее и спускаться любым удобным способом.
- Итоговое мероприятие – игра с Интерактивным полом «Угадай Насекомое».
- Выставка совместных работ родителей и детей в технике аппликации нитками «Насекомое».
Основной этап. Реализация проекта
Содержание деятельности | Срок | Деятельность | результат | |
Детей | родителей | |||
Беседы на тему: «Насекомые» , «Не будешь им мешать, они тебя не укусят» «Что мы знаем о пауках?», «Божья коровка»
| Вторая половина апреля | Дети участвуют в беседах, отвечают на поставленные вопросы, слушают новую информацию от воспитателей. | Беседы с детьми дома по данным темам. На прогулках обращать внимание детей на различных насекомых. | Активизировали словарь детей по теме «Насекомые». Дети получили новые знания, научились различать насекомых. |
Рассматривание картотеки , коллекций, наборов насекомых | На протяжении всего проекта | Дети рассматривают, обучающие карточки, фото ,экспонаты, фигурки насекомых. | Помощь в пополнение наглядного материала(картинки, коллекция, наборы насекомых) | Дети научились рассказывать о разных насекомых, отличать одного от другого, определять части строения насекомых, их питание. |
Звуковая культура речи: «Подуй на бабочку», «Пчёлы в поле полетели» «Как жужжит комар, муха» | Начало мая (муз. занятия) | Дети учатся звукоподражанию различных насекомых, развивается речь,речевое дыхание | Дома с детьми повторять и закреплять упражнения на звукоподражания и на развитие речевого дыхания. | Развитие речевого дыхания, дети научились звукоподражанию различных насекомых. |
Наблюдения на прогулках за муравьями, пауками, божьей коровкой и бабочкой. | Первые недели мая | Дети на прогулке наблюдают за муравьями, пауками и паутиной, божьими коровками и бабочками. | Продолжать наблюдение на на семейных прогулках, на дачах, в лесу на природе. | Дети научились определять насекомых на природе, наблюдать за их образом жизни, повадками, проявили большой интерес к наблюдениям. |
НОД по художественно-эстетическому развитию: Рисование «Бабочка – красавица». | Первая половина мая | Закрашиваем шаблон бабочки разными красками, развиваем воображение, учить не выходить за контур рисунка. | Закрепление полученных навыков дома. Попробовать с родителями нарисовать красками бабочку. | Выставка рисунков «Бабочки -красавицы» |
НОД по художественно-эстетическому развитию: Лепка «Божья коровка» | Первая половина мая | Дети учатся лепить божью коровку, используя два цвета пластилина. | Закрепление полученных навыков. Предложить дома слепить с детьми разных других насекомых. | Выставка работ детей «Божьи коровки» |
НОД по художественно-эстетическому развитию: Аппликация «Гусеница» | Вторая половина мая | Дети отражают в своих работах полученные ранее знания -изображают гусеницу из ватных дисков. | Выполнить с детьми дома гусеницу из других материалов. (пластилин,бусинки,бумага и др.) | Выставка работ по аппликации «Гусеница» |
НОД по развитию речи ЧХЛ «Муха-цокотуха» | Вторая половина апреля | Дети слушают произведение, смотрят иллюстрации, отвечают на вопросы. | Предлагаем родителям совместно с детьми посмотреть мультфильм «Муха-цокотуха» | Дети познакомились с произведением К.Чуковского «Муха-цокотуха», некоторые отрывки выучили наизусть. |
Просмотр мультфильма «Тараканище» , просмотр презентации «Насекомые» | Первая половина мая | Детям предлагалось посмотреть презентацию и мультфильм и ответить на вопросы о насекомых. | Родителям предложено посмотреть с детьми дома серии мультфильма «Лунтик», «Пчёлка Майя» и ответить, какие насекомые там встречаются. | Дети с удовольствием смотрели мультфильмы и закрепили знания при просмотре презентации. |
Рисование насекомых на асфальте во время прогулок. Раскрашивание насекомых в раскрасках в группе. | Апрель-Май | Дети с удовольствием рисуют бабочек ,жучков, божьих коровок мелом под руководством и по заданию воспитателя. Дети учатся аккуратно раскрашивать мелкие детали. | Родители вместе с детьми на прогулке также рисуют мелом насекомых, закрепляя знания. Учить детей дома раскрашивать, не выходя за контур. | Дети научились рисовать мелками на асфальте разных насекомых, раскрашивать их в раскрасках. |
Дидактические игры, подвижные, пальчиковые игры | На протяжении всего проекта. | Дети играли на протяжении всего проекта самостоятельно и под руководством воспитателей. | Для родителей были оформлены консультации по разным видам игр, в которые можно играть дома. | Дети научились новым подвижным и пальчиковым играм, освоили дидактические игры. |
Итоговое мероприятие-игра с Интерактивным полом «Угадай Насекомое». Проводится в муз.зале. Организация итоговой выставки работ родителей и детей в нетрадиционной технике аппликации нитками «Насекомые» | Вторая половина мая | Закрепление знаний детей по теме «Насекомые», дети отвечают на вопросы, играют с интерактивным полом, отгадывают загадки. | Предложить родителям вместе с детьми в заключении проекта сделать аппликацию нитками «Насекомые» | Выставка работ по аппликации из ниток «Насекомые». |
III этап. Заключительный.
- Анализ и подведение итогов по реализации проекта.
- Оформление проекта и фотоотчет.
- Оформление тематической выставки «Насекомые».
Результат проекта.
Задачи по накоплению у детей представлений о многообразии насекомых, формированию интереса к насекомым и бережного отношения к ним, можно считать выполненными, так как:
- познавательный интерес детей о насекомых расширился;
- у детей сформировались положительно-эмоциональные и осознанные отношения к насекомым и их среде обитания.
- пополнили словарный запас детей; познакомились с художественными произведениями по теме;
- на протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию;
- дети стали различать и уверенно называть насекомых, их особенности и различия; просвещение родителей дало большой результат в социальном воспитании детей группы;
- родители приняли активное и заинтересованное участие в совместной деятельности с детьми по развитию у них знаний о насекомых; получили возможность узнать о том, чем занимаются их дети в детском саду.
Вывод:
- Реализация данного проекта научила детей сравнивать, анализировать, делать выводы.
- Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности.
- В процессе работы над проектом дети рассматривали насекомых, изучали их строение, развитие и особенности. Они познакомились с миром насекомых.
- Дети пополнили свои знания о внешнем виде, строении, многообразии насекомых, их повадках и местах обитания;
- У детей возникло желание наблюдать за насекомыми, любоваться и т.д.;
- Дети узнали, что необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым.
- Родителей активно принимали участие в реализации проекта и проявили заинтересованность в процессе.
Список использованной литературы:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (ФГОС).
- И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы. Методическое пособие.
- С.Н. Николаева «Экологическое воспитание младшего дошкольника»
- С.Н. Николаева «Юный эколог» Москва Мозаика – Синтез 2005г.
- О.А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада», М.2009.
- В. В. Гербова «Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада».
- интернет – ресурсы.
- К.Чуковский «Тараканище». Рассказы: В.В. Бианки «Приключение муравьишки», «Зелёный пруд», «Хвосты» (как муха себя хвостом искала).
- А.А. Плешаков «Зеленые страницы». Просвещение 2017 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/15/picture-516230-1416070269.jpg)
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию детей второй младшей группы на тему: "Подарки с грядки"
Дети в игровой форме продолжают знакомиться с формой, цветом, вкусом, запохом овощей, развивая при этом сенсорные чувства....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/19/picture-430572-1421683765.jpg)
«В поисках колобка». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей второй младшей группы.
«В поисках колобка». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей второй младшей группы.Цель: Создать мотивации для развития познавательной активности у дете...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/10/picture-1307740-1615378073.jpg)
Групповой экологический проект по познавательному развитию детей второй младшей группы «Огород на подоконнике»
Групповой экологический проект по познавательному развитию детей второй младшей группы «Огород на подоконнике»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/12/picture-1302379-1705067875.jpg)
Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе . Тема "Насекомые"
Конспект "Насекомые"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/17/picture-1124243-1650220652.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей второй младшей группы (познавательно-исследовательская деятельность) «Ледяная история»
Цель: познакомить детей с одним из свойств воды (лёд); формировать понятие взаимосвязи состояния вещества (лёд - замерзшая вода); продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/20/picture-1023211-1521570925.jpg)
Проект по познавательному развитию во второй младшей группе «Подвижные игры с геометрическими фигурами»
Дети знакомятся с подвижными играми с геометрическими фигурами , осваивают их. Далее педагог включает в занятия, режимные моменты, досуговую деятельность. В ходе игр дети осваивают представления о цве...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/05/picture-1074675-1641403736.jpg)
Проект по познавательному развитию во второй младшей группе «Весна-красна идет и песенку поет»
Актуальность проекта:В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы кажды...