ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ПЕСОК И ГЛИНА» (средняя группа)
проект (средняя группа)
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Автор проекта: Бута Надежда Владимировна
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, родители.
Продолжительность: краткосрочный, с 15.05 по 19.05.2023
Объект исследования: песок и глина.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Физическое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Художественно-эстетическое развитие
Методы работы: наблюдения, беседы, эксперименты, продуктивные виды деятельности.
Цель проекта: Создать условия для знакомства детей с такими компонентами неживой природы, как песок и глина и их свойствами.
Задачи:
- Познакомить детей с особенностями песка и глины, их свойствами (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду – песок; пластичность, вязкость, удерживание воды на поверхности, сухая размачивается, становится как камень – глина).
- Развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей: строение, функционирование, назначение.
- Развивать умение планировать свою деятельность, добиваться результатов в ходе экспериментирования.
- Расширять кругозор.
- Воспитать стремление проявлять самостоятельность, доводить начатое дело до конца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pesok_i_glina_may_2023.docx | 774.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ПЕСОК И ГЛИНА»
(средняя группа)
Составила: воспитатель
Бута Надежда Владимировна
Сыктывкар, 2023
Информационная характеристика проекта:
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Автор проекта: Бута Надежда Владимировна
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, родители.
Продолжительность: краткосрочный, с 15.05 по 19.05.2023
Объект исследования: песок и глина.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Физическое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Художественно-эстетическое развитие
Методы работы: наблюдения, беседы, эксперименты, продуктивные виды деятельности.
Цель проекта: Создать условия для знакомства детей с такими компонентами неживой природы, как песок и глина и их свойствами.
Задачи:
- Познакомить детей с особенностями песка и глины, их свойствами (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду – песок; пластичность, вязкость, удерживание воды на поверхности, сухая размачивается, становится как камень – глина).
- Развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей: строение, функционирование, назначение.
- Развивать умение планировать свою деятельность, добиваться результатов в ходе экспериментирования.
- Расширять кругозор.
- Воспитать стремление проявлять самостоятельность, доводить начатое дело до конца.
Актуальность проекта:
Важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность, а особый интерес представляет детское экспериментирование с компонентами неживой природы, так как именно эксперименты составляют основу всякого знания, потому что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции.
Экспериментирование в дошкольном возрасте является тем методом обучения, который позволяет малышу моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях при решении проблемных ситуаций; совершенствовать умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск их решения, делать выводы и аргументировать их, видеть и понимать взаимосвязи и взаимозависимости окружающего мира
Ожидаемые результаты:
У детей повысится интерес к исследовательской экспериментальной деятельности.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
- Изучить и проанализировать методическую литературу по теме проекта;
- Подбор иллюстративного, мультимедийного материала, художественной и познавательной литературы, материала для экспериментирования.
- Погружение в проект – выявление имеющихся знаний у детей
2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ
Этапы реализации проекта (сроки) | Основные направления реализации проекта (мероприятия) | Материалы и средства |
15.05.2023 | Дидактические игры по экологическому воспитанию Предварительная беседа с детьми с постановкой цели проекта. Беседа с родителями о выставке изделий из глины и песка. | Картотека игр по экологии Консультация для родителей «Экспериментальная деятельность в детском саду и дома» |
16.05.2023 | НОД по окружающему миру «Песок и глина» Исследовательская деятельность: опыты и эксперименты. | Наглядные пособия по теме, необходимые материалы и оборудование к опытам (исследовательский уголок) |
17.05.2023 | Просмотр фильма и беседа по нему «Где используют песок и глину». Занятие по изодеятельности (лепка, рисование песком). | |
18.05.2023 | Конструирование из песка (конкурс на самую интересную постройку из песка) | |
19.05.2023 | Выставка изделий из песка и глины. |
- ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Выставка изделий из песка и глины.
Взаимодействие с родителями:
- Консультация для родителей «Экспериментальная деятельность в детском саду и дома».
- Выставка изделий из песка и глины.
Приложение
1.Исследовательская деятельность
Первый эксперимент: что такое песок, из чего он состоит?
• рассмотреть через лупу
• обследовать сухой песок пальцами
• опустить магнит в песок, что на нем появилось? (мелкие частички металла, рассмотреть их через лупу).
- Скажите, ребята, что же такое песок? Из чего он состоит?
Вывод: песок – это мелкие камушки разного цвета, формы и размера, в песке находится песочная пыль и мелкие частички металла.
Второй эксперимент. Что такое глина?
Рассмотреть кусочки глины.
Вывод: глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания.
Третий эксперимент.
Взять ложечки и насыпать песок из контейнера в стаканчик.
- Легко ли сыпется песок? (его движение напоминает движение воды)
Возьмите кусочки сухой глины и попробуйте их насыпать.
- А как сыпется глина (комочками)
- Как вы думаете, может ли песок помочь нам определить, сколько прошло времени?
Песочные часы. Когда песок из одной емкости пересыплется в другую пройдет 5 мин.
- Как вы думаете, можно ли сделать глиняные часы? Почему?
Вывод: песок сыпучий, песчинки не держатся друг за друга. Глина состоит из мельчайших, как пыль, частичек, которые скреплены между собой. Чтобы отделить их друг от друга, надо растолочь сухой комок глины.
Четвертый эксперимент
Показать картинку с изображением пустыни.
- В пустыне не бывает зимы, там очень жарко, мало воды, почти нет растений. Насекомые, чтобы спастись от жары, зарываются вглубь песка, а когда наступает ночь, выползают целыми и невредимыми. В пустыне бывают песочные бури. Сейчас я вам покажу, как это происходит. Ребята, попробуйте спрятать своих зверюшек в песок от песочной бури. А теперь в глину. Почему при сильном ветре неудобно играть с песком?
Вывод: песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, поэтому легко сдуваются и двигаются. Кусочки глины сдуваются труднее, потому что тяжелее.
Пятый эксперимент.
В стаканчик с водой опустите ложечку песка. Не размешивайте. Что происходит?
Песок оседает, на поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать, пыль осядет, окрашивая воду.
Тоже самое проделать с глиной. Оставить на некоторое время.
Вывод: песок тяжелый - он опускается на дно баночки, пыль легкая, она осталась на поверхности. При намокании песок меняет цвет.
Шестой эксперимент.
Пропускает ли песок воду.
Полить песок и глину одновременно водой. Что происходит?
Вывод: вода проходит сквозь песок быстрее. Глина намокает медленнее. Меняет цвет.
Седьмой эксперимент.
Намочите свой песок. Слепите из него что-нибудь. Как вы думаете, можно ли будет играть ими после высыхания песка? - Почему?
Возьмите глину слепите любую поделку, игрушку. Какая на ощупь глина? После высыхания можно будет играть вашими поделками? - Почему?
Конспект занятия «Песок и глина - наши помощники»
Цель: Формирование представления детей о том, что песок и глина
полезные ископаемые.
Задачи:
1. Дать представление о свойствах песка и глины.
Материал: песок и глина, стеки, тетрадные листы, песочные часы,
бумажные трубочки, карандаши, лупы, баночка, резиновая
трубочка, иллюстрация «пустыня»
Ход занятия:
Воспитатель: мы пришли в лабораторию, где нас ждут новые и
интересные открытия. Проходите садитесь за столы. (раздается
грустный голос)
Лесовичок: А про меня то вы забыли? А я спешил к вам.
Воспитатель: Ребята кто это может быть (ответы детей)
Лесовичок: Да это я старичок - Лесовичок. Я давно наблюдаю за
вами, как вы занимаетесь интересно, как много открытий вы
делаете. Шел я к вам в гости и нашел 2 мешочка, а что в них не
знаю. Помогите мне разобраться.
Воспитатель: Ребята, поможем старичку - Лесовичку? Давай
Лесовичок свои мешочки. Ребята, посмотрите, что это? Как вы
думаете (ответы детей) Молодцы! Садись Лесовичок с нами рядом,
а ребята тебе расскажут, что такое песок и глина.
Ребята, что можно делать с песком? (ответы детей)
Давайте проверим так ли это.
ОПЫТ №1
Возьмите песок в руки и аккуратно насыпайте его на бумагу. Легко
сыпется песок? Что можно сказать про песок? какой он? (он
сыпучий)
А теперь возьмите глину и попробуйте насыпать ее на бумагу.
Что легче делать? (насыпать песок)
Верно песок сыпучий и его движение напоминает движение воды.
А глина сыпучая? подумайте. А как глина сыпется? (комочками)
Как вы думаете, может ли песок помочь нам определить сколько
времени прошло? (ответы детей)
что у меня в руках, кто знает (песочные часы) Когда песок из одной
емкости пересыпается в другую, пройдет 1 минута.
(Демонстрирую)
А в этих часах песок пересыпается за 5 минут.
Как вы думаете, можно ли сделать глиняные часы? Почему нельзя?
Давайте сделаем вывод: песок сыпучий, а глина – нет.
Лесовичок ты запомнил эти свойства песка и глины.
Лесовичок: Как интересно! Какие молодцы ребята!
Воспитатель: Ребята, продолжим наши открытия.
ОПЫТ № 2
Возьмите палочку и попробуйте воткнуть ее в стаканчик с песком.
Что происходит? - палочка легко расталкивает песчинки,
так как они не держатся друг за друга.
А теперь тоже сделаем с глиной. Что произойдет, как вы
думаете (глина твердая, палочка в нее не воткнуть, трудно) Давайте
выполним модель песка и глины. (Дети встают так: 1 группа детей - возле
песка; 2 группа – возле глины)
Сделаем вывод: повторим его для старичка - Лесовичка. Запомнил.
Смотри внимательно и слушай.
ОПЫТ №3
А теперь возьмем бумажные трубочки, вложите в них карандаши,
засыпайте песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу.
Вот так (показ воспитателя)
Как вы думаете, что произойдет с бумажной трубочкой, если мы
вытащим карандаш (ответы детей)
А ты, Лесовичок как думаешь?
Давайте проверим, кто же прав. Она помялась? Почему не
помялась. Вывод: Песчинки образуют предохранительные своды.
Вот почему насекомые, попавшие в песок, выбираются целыми и
невредимыми.
(Показ иллюстрации "Пустыня")
Посмотрите ребята на иллюстрацию. Что на ней изображено? Что
вы знаете, о пустыне (рассказы детей)
(Рассказ воспитателя)
В пустыне не бывает зимы, там очень жарко. Мало воды, почти нет
растительности. Насекомые, чтобы спастись от жары, зарываются
глубоко в песок, а когда наступает ночь выползают. Когда у нас
поднимается ветер, начинается пурга или метель. А в пустыне ветер
поднимает большое количество песка и начинается песчаная буря.
(Словарная работа) Хотите устроить песчаную бурю в
трехлитровой банке?
ОПЫТ №4
Банку нужно положить на бок, внутрь насыпать песок и глину,
закрыть крышкой, в которую вставлена резиновая трубочка. Через
нее с силой вдуваем в банку воздух. Внутри создается ветер.
Что происходит с песчинками? Почему?
А с кусочками глины? Почему?
ВЫВОД: песчинки маленькие, легкие не прилипают друг к другу,
поэтому легко сдуваются. А кусочки глины сдуваются труднее,
потому что они тяжелые.
Лесовичок: Ребята, что-то я не запомнил, почему при сильном
ветре неудобно играть с песком. Что можно сделать с песком,
чтобы можно было играть с ним при сильном ветре? (Смочить
водой)
ОПЫТ №5
Проверяем проходимость воды через глину и песок.
ВЫВОД: глина воду не пропускает, а песок пропускает, при этом
он становиться тяжелым и лепится.
Давайте выстроим модель песка и глины в сыром состоянии. (Обе
группы детей встают плотно друг к другу)
ИТОГ Занятия Давайте повторим все свойства песка и глины
Беседа «где используют песок и глину».
Цель: Познакомить детей с тем, как человек изготавливает из глины и песка, используя их свойства, предметы обихода, игрушки, строительные материалы.
В ходе беседы, обмена мнениями, дети узнали, что из глины можно слепить кувшины, крынки, вазы, игрушки, предметы украшения и декора, т.к. глина хорошо лепится и не рассыпается при высыхании. Если глина не пропускает воду, то глиняные изделия нужно наливать и хранить воду.
Рассказ воспитателя о посуде древних людей, об использовании песка и глины при строительстве домов, об изготовлении стекла из кварцевого песка с добавлением золы или пищевой соды.
Беседа «Кто живет в песке?»
Цель: Расширить знание детей о животных, живущих в песчаных пустынях.
Рассмотреть карту мира, найти места, раскрашенные желтым цветом. Это песчаные пустыни. Называют животных, живущих в песках. Обсуждаем с детьми, как животные приспособились к жизни в песках. Рассказ воспитателя о приспособительных особенностях животных: способности запасать питательные вещества, подолгу обходиться без воды (верблюд), способности впадать в спячку и пережидать самое жаркое время (черепахи), о маскировочной окраске «под песок», о приспособленности к передвижению, закапыванию, выведению потомства.
Моделирование из песка и глины.
Цель. Использовать различные свойства веществ для игр конструктивной деятельности, труда.
• Конкурс на лучшую песочную постройку, сооружение оцениваются по сюжету (что строят, для чего), по прочности, включению в постройку бросового материала.
• Создание «песчаных картин». На фанерку насыпается тонким слоем песок, тонким слоем распределив его по всей поверхности. Пальцем прорисовывается изображение. Можно ли изготовить для выставки такую картину? Почему?
Лепка из глины. • Посуда и игрушки для кукол.
• Дома наших предков.
Литература
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М., ТЦ Сфера, 2005.
- Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика - Синтез, 2005. 26. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми средней и старшей групп д/с. - М.: Просвещение, 2004.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми средней и старшей групп д/с. - М.: Просвещение, 2004.
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду - М.:Сфера,2004
Интернет источники
- https://infourok.ru/razrabotka-issledovatelskogo-proekta-pesok-i-glina-5321852.html?ysclid=li9c6arqas467338638
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/03/27/proekt-pesok-i-glina
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно-исследовательской деятельности по теме «Воздух - невидимка» средняя группа
Задачи: Дать детям представление о воздухе, как о газообразном веществе, познакомить с его свойствами и способами его обнаружения. Закрепить значение воздуха в жизни человека и других живых орга...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской и художественной деятельности "Цветное королевство" средняя группа.
В процессе экспериментирования с красками дети получают новый цвет, что является для них чем-то новым, удивительным и неожиданным....
Тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности в течение года в средней группе
Тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности на год для средней группы...
Проект познавательно-исследовательский с физкультурной направленностью для детей средней группы «Со скакалкой подружись!»
В проекте предоставлена совместная работа детей, воспитателей, родителей по формированию интереса к двигательной активности с использованием игр и упражнений со скакалкой. В ходе проекта дети по...
Конспект НОД познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Удивительные камни» с использованием ИКТ
Конспект НОД "Удивительные камни"...
НОД по познавательно – исследовательской деятельности. ФЭМП 17 с детьми средней группы.
Форма работы: игровая ситуация.Тема: «Матрешки»Цель: формирование математических навыков....
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему "Посуда" в средней группе
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему "Посуда" в средней группе...