Из опыта работы «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством знакомства с классической музыкой в свете реализации ФГОС ДО»
методическая разработка
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
enoktaeva_o.a._duhovno_-_nravstvennoe_vospitanie_detey.docx | 21.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Из опыта работы «Духовно – нравственное воспитание
детей дошкольного возраста посредством знакомства с классической музыкой в свете реализации ФГОС ДО»
Слайд 1
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Слайд 2
Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, надо помочь малышам не только внимательно смотреть, но и внимательно слушать.
Слайд 3
В наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь то собеседник, природа или музыка.
Слайд 4
Одной из приоритетных задач ФГОС ДО, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
Слайд 5
Поэтому сегодня, как никогда, актуальны вопросы формирования целостного художественно-эстетического восприятия мира и духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В решении этой острой проблемы невозможно переоценить роль музыки.
Слайд 6
Как часто звучат в наше время слова «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто — «падение нравственности», «деградация общества». Говоря словами композитора Д. Б. Кабалевского: «Музыка является могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира». Восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и направляет его на добрые поступки.
Слайд 7
Предназначение дошкольного возраста – не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа Я, эмоциональной сферы и нравственных ценностей.
Слайд 8
В нашем детском саду с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей «Теремок» особое внимание уделяется слушанию классической музыки и ознакомление детей с творчеством композиторов – классиков: М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А.Римского - Корсакова, М.П. Мусоргского.
Слайд 9
Их музыка отличается особой красочностью, романтичностью и необычайным мелодическим богатством. Возрастные возможности старших дошкольников позволяют воспринимать разножанровую музыку: музыкальные произведения для фортепиано или симфонического оркестра, балет, оперу.
Слайд 10
Эти обстоятельства послужили основанием для создания долгосрочного музыкально – творческого проекта «Сказка в музыке» для детей старшего дошкольного возраста, в основе которой использованы интегрированные музыкальные занятия, позволяющие в полной мере воспринимать образы, сюжеты музыкальных произведений композитора, в частности произведения М.П. Мусоргского.
Слайд 11
Проект осуществлялся в форме музыкально – творческой гостиной. Данная форма творческой активности, обеспечивающая художественно – эстетическое развитие детей включала в себя синтез музыки, литературы и художественного творчества (рисование, многослойное силуэтное вырезание, оригами, пластилинографию, бумагопластику).
Слайд 12
Таким образом, педагоги создавали условия для полного погружения детей в мир классической музыки и искусства.
Слайд 13
После прослушивания музыкального произведения с детьми проводились беседы, где дети могли высказать своё отношение к музыке, выйти на взаимодействие с автором: «Я - герой», «Я - автор», «Исполнитель – ребёнок», отыскать средства выразительности для передачи характера героя или музыкального произведения.
Слайд 14
Приветствовалась детская инициатива, словесное фантазирование, озвучивание музыкального произведения музыкальными инструментами, импровизация в пластике.
Слайд 15
Дети вживались в образ и на время становились и мужественными богатырями, и скрытными гномами, и смешными цыплятами.
Слайд 16
Для большего понимания музыкального произведения использовались репродукции картин известных русских художников и художественные произведения, демонстрация мультимедийных презентаций. Далее дети самостоятельно воплощали свои представления в творческих работах.
В ходе творческой деятельности дети проявляли собственную инициативу, сотрудничество со сверстниками, дети учились уступать и договариваться друг с другом.
Слайд 17
Для демонстрации детских творческих работ в детском саду организована постоянно действующая выставка « Картинки с выставки».
Слайд 18
При выполнении творческих работ детям предлагались различные техники, дети выбирали наиболее доступные и фантазировали, что ещё можно добавить в свою поделку.
Слайд 19
Так появились: замок на богатырских воротах и богатырь, друзья свирепой Бабы Яги, алмазы ворчливого и жадного Гнома, туман вокруг старинного замка.
Слайд 20
Творческое вдохновение детей продолжалось за пределами творческой мастерской.
Слайд 21
Дети с удовольствием делились впечатлениями со сверстниками, педагогами и родителями.
Слайд22
Родители становились полноценными участниками реализации проекта
«Сказка в музыке».
Слайд 23
Сотрудничество детей педагогов и родителей - непременное условие реализации проекта. Родители изготовляли костюмы, атрибуты, на выставке «Картинки с выставки» появлялись совместные детско-родительские работы к пьесам сюит. Родители неожиданно для себя открыли, что их дети слышат, чувствуют и понимают содержание классических произведений.
Слайд 24
Итогом данного проекта явился праздник – театральная постановка « М.П. Мусорский «Ожившие картинки».
Слайд 25
В гости к зрителям дети - актёры приходили в образе героев пьес, выполняя пластические этюды. Синтез поэтического, изобразительного и пластического творчества на основе создания целостной сюиты никого не оставил равнодушным.
Слайд 26
Таким образом, выстроилась целая система работы по знакомству детей с классической музыкой.
Слайд 27
Педагоги детского сада намерены продолжить работу в данном направлении и на новый учебный год запланирована реализация долгосрочного проекта для детей дошкольного возраста « Я рисую музыку» в форме музыкально – творческой гостиной.
Слайд 28
Где дети старшего дошкольного возраста будут знакомиться с творчеством Камиля Сен-Сеанса «Карнавал животных»,
Слайд 29
а дети младшего возраста с шедеврами русских композиторов С.С. Прокофьева и П.И. Чайковского.
Слайд 30
Мой опыт, связанный с использованием классической музыки на музыкальных занятиях, вечерах-досугах, в повседневной жизни детского сада позволяет сделать вывод о том, что классическая музыка обогащает эмоциональное восприятие ребёнка - дошкольника, дети начинают понимать, что в музыкальных произведениях отражены жизненные явления, оценки таких нравственных категорий как добро и зло. От нас зависит сегодня, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – классической музыкой.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством знакомства с классической музыкой в свете реализации ФГОС ДО»
Одной из приоритетных задач ФГОС ДО является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществ...
« Познавательное развитие »: направление работы с детьми младшего дошкольного возраста по ознакомлению с миром природы в условиях реализации ФГОС»
quot;Познавательное развитие по ознакомлению с миром природы в условиях реализации ФГОС"...
«Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях реализации ФГОС ДО»
МАДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № «Радуга» «Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего дошкольного воз...
Презентация опыта работы "«Всестороннее развитие детей дошкольного возраста посредством применения игровых технологий»
В представленном опыте работы описывается результаты применения игровых технологий в образовательном процессе ДОУ...
Тема: из опыта работы «Физическое развитие детей дошкольного возраста посредством проекта «Мой веселый, звонкий мяч»
В своей деятельности я непрерывно провожу работу в данном направлении. Мы знаем, что в наше время актуально, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, но и здоровым и крепким ...
Обобщение опыта работы «Развитие ловкости детей дошкольного возраста посредством игр с мячом»
Работая с детьми, определила, что наиболее эффективной формой физического развития и воспитания дошкольника является использование игр и игровых упражнений с мячом....
семинар для педагогов "Духовно - нравственное воспитание дошкольного возраста посредством музейной педагогики"
laquo;Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».Академик...