Из опыта работы «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством знакомства с классической музыкой в свете реализации ФГОС ДО»
методическая разработка

Еноктаева Ольга Александровна

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл enoktaeva_o.a._duhovno_-_nravstvennoe_vospitanie_detey.docx21.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Из опыта работы «Духовно – нравственное воспитание

детей дошкольного возраста посредством знакомства с классической музыкой в свете реализации ФГОС ДО»

Слайд 1

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Слайд 2

Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, надо помочь малышам не только внимательно смотреть, но и внимательно слушать.

Слайд 3

В наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь то собеседник, природа или музыка.

Слайд 4

Одной  из приоритетных  задач ФГОС ДО, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

Слайд 5

Поэтому сегодня, как никогда, актуальны вопросы формирования целостного художественно-эстетического восприятия мира и духовно-  нравственного воспитания детей дошкольного  возраста. В решении этой острой проблемы невозможно переоценить роль музыки.

Слайд 6

Как часто звучат в наше время слова «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто — «падение нравственности», «деградация общества». Говоря словами композитора Д. Б. Кабалевского: «Музыка является могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира». Восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и направляет его на добрые поступки.

Слайд 7

Предназначение дошкольного возраста – не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа Я, эмоциональной сферы и нравственных ценностей.

Слайд 8

В нашем детском саду с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей «Теремок»  особое внимание уделяется  слушанию классической музыки и  ознакомление детей с творчеством композиторов – классиков: М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А.Римского - Корсакова, М.П. Мусоргского.  

Слайд 9

Их музыка отличается особой красочностью, романтичностью и необычайным мелодическим богатством. Возрастные возможности старших дошкольников позволяют воспринимать разножанровую музыку: музыкальные произведения для фортепиано или симфонического оркестра, балет, оперу.

Слайд 10

Эти обстоятельства послужили основанием для создания долгосрочного музыкально – творческого проекта «Сказка в музыке» для детей старшего дошкольного возраста, в основе которой использованы интегрированные музыкальные занятия, позволяющие в полной мере воспринимать образы, сюжеты музыкальных произведений композитора, в частности произведения М.П. Мусоргского.

Слайд 11

Проект  осуществлялся в форме музыкально – творческой гостиной. Данная форма  творческой активности, обеспечивающая художественно – эстетическое развитие детей включала в себя синтез музыки, литературы и художественного творчества (рисование, многослойное силуэтное вырезание, оригами, пластилинографию, бумагопластику).

Слайд 12

Таким образом, педагоги создавали условия для полного погружения  детей в мир классической музыки и  искусства.

Слайд 13

После прослушивания музыкального произведения   с детьми проводились беседы, где дети могли высказать своё отношение к музыке,  выйти на взаимодействие с автором: «Я - герой», «Я - автор», «Исполнитель – ребёнок», отыскать  средства выразительности  для передачи  характера  героя или музыкального произведения.    

Слайд 14

Приветствовалась детская инициатива, словесное фантазирование, озвучивание  музыкального произведения музыкальными инструментами,  импровизация в пластике.

 Слайд 15

Дети вживались в образ и на время становились и мужественными богатырями, и скрытными гномами, и смешными цыплятами.

Слайд 16

Для большего понимания  музыкального произведения использовались репродукции картин известных русских художников и художественные произведения, демонстрация мультимедийных презентаций. Далее дети самостоятельно воплощали свои представления в творческих работах.

В ходе творческой деятельности  дети проявляли собственную инициативу, сотрудничество со сверстниками,  дети учились уступать и договариваться друг с другом.

Слайд 17

Для демонстрации детских творческих  работ  в детском саду организована постоянно действующая выставка « Картинки с выставки».

Слайд 18

При выполнении творческих  работ детям предлагались различные техники, дети выбирали наиболее доступные  и фантазировали, что ещё можно добавить в свою поделку.    

Слайд 19

Так появились: замок на богатырских воротах и богатырь, друзья свирепой Бабы Яги, алмазы ворчливого и жадного Гнома, туман вокруг старинного замка.

Слайд 20

Творческое вдохновение детей  продолжалось за пределами творческой мастерской.

Слайд 21

Дети с удовольствием делились впечатлениями со сверстниками,  педагогами и родителями.

Слайд22

Родители становились полноценными участниками реализации проекта

«Сказка в музыке».  

Слайд 23

Сотрудничество детей педагогов и родителей  - непременное условие реализации  проекта. Родители  изготовляли  костюмы, атрибуты, на выставке «Картинки с выставки»  появлялись совместные детско-родительские работы к пьесам сюит. Родители неожиданно для себя открыли, что их дети слышат, чувствуют и понимают содержание классических произведений.

Слайд 24

Итогом данного проекта явился праздник – театральная постановка  « М.П. Мусорский «Ожившие картинки».

Слайд 25

В гости к зрителям дети - актёры приходили в образе героев пьес, выполняя пластические этюды. Синтез поэтического, изобразительного и пластического творчества на основе создания целостной сюиты никого не оставил равнодушным.

Слайд 26

Таким образом, выстроилась  целая система работы по знакомству детей с классической музыкой.

Слайд 27

Педагоги детского сада    намерены продолжить работу в данном направлении и на новый учебный год запланирована реализация  долгосрочного проекта для детей дошкольного возраста « Я рисую музыку» в форме музыкально – творческой гостиной.

Слайд 28

Где  дети старшего дошкольного возраста будут знакомиться с творчеством Камиля Сен-Сеанса «Карнавал животных»,

Слайд 29

а дети младшего возраста  с  шедеврами  русских композиторов С.С. Прокофьева и П.И. Чайковского.

Слайд 30

Мой опыт, связанный с использованием классической музыки на музыкальных занятиях, вечерах-досугах, в повседневной жизни детского сада позволяет сделать вывод о том, что классическая музыка обогащает эмоциональное восприятие ребёнка - дошкольника, дети начинают понимать, что в музыкальных произведениях отражены жизненные явления, оценки таких нравственных категорий как добро и зло. От нас зависит сегодня, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – классической музыкой.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством знакомства с классической музыкой в свете реализации ФГОС ДО»

Одной из приоритетных задач ФГОС ДО  является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществ...

«Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях реализации ФГОС ДО»

МАДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № «Радуга»      «Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего дошкольного воз...

Презентация опыта работы "«Всестороннее развитие детей дошкольного возраста посредством применения игровых технологий»

В представленном опыте работы описывается результаты применения игровых технологий в образовательном процессе ДОУ...

Тема: из опыта работы «Физическое развитие детей дошкольного возраста посредством проекта «Мой веселый, звонкий мяч»

В своей деятельности я непрерывно провожу работу в данном направлении. Мы знаем, что в наше время актуально, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, но и здоровым и крепким ...

Обобщение опыта работы «Развитие ловкости детей дошкольного возраста посредством игр с мячом»

Работая с детьми, определила, что наиболее эффективной формой физического развития и воспитания дошкольника является использование игр и игровых упражнений с мячом....

семинар для педагогов "Духовно - нравственное воспитание дошкольного возраста посредством музейной педагогики"

laquo;Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».Академик...