РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
материал (младшая группа)
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorchestva_v_produktivnyh_vidah_deyatelnosti.docx | 22.11 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
Порой даже у опытных педагогов-практиков мы встречаем недопонимание того, каким образом можно развивать изобразительное творчество у детей в 2-3 года. Ведь изобразительное творчество детей – это процесс и результат художественно-творческой деятельности детей в различных областях изобразительное искусства. А в раннем возрасте изобразительная деятельность только выделяется из предметно-орудийной. Малыши лишь открывают для себя функции и способы действий с изобразительным материалом. Но при этом у них велик интерес к познанию предметного мира, и интерес к изобразительной деятельности, в том числе.
Поэтому развитие начал творчества в раннем возрасте, связано, прежде всего, с развитием интереса к продуктивной деятельности. В развитии интереса можно выделить, пожалуй, два направления. Первое направление – это поиск ребенка содержания образа в результате своих действий: какой-то знакомый предмет или явление вдруг обнаруживается в каракулях на бумаге, в комочке смятого пластилина, в видоизмененной кучке кирпичей. Следовательно, работа по развитию начал творчества связана с экспериментированием с содержанием ассоциативного образа, так как это закрепляет понимание ребенком изобразительного смысла его черканий, манипуляций с пластичными материалами и строительным материалом. Это возможно, если при предварительном ознакомлении с предметами и явлениями взрослые называли их словами и представления о них связано с названием, вошедшим в активный словарь малыша. Вторым направлением развития интереса является необычность для ребенка художественных материалов, а также возможность поэкспериментировать с новыми интересными способами рисования. Малыши с удовольствием опускают пальчики в краску и изображают на бумаге разнообразные линии и конфигурации; обрывают салфетки; печатают капустным листом, ватными дисками, проводят линии расческой и т.п. Нетрадиционные техники рисования – это как раз то, что нужно малышам: завораживающий процесс и яркий результат.
Наряду с развитием интереса к продуктивной деятельности развитие творчества тесно связано с эстетическим развитием, со становлением эстетического отношения к окружающему. Исследователи отмечают, что эстетическое отношение к окружающему миру — это духовно-нравственная характеристика гармонично развивающегося человека, реализующая его творческое Я. Это умение видеть красивое в окружающем, уметь различать эстетические категории прекрасного и безобразного, умение оценивать, давать характеристику явлению, объекту на соответствие или несоответствие эстетическому идеалу. Такое отношение, с одной стороны, не является врожденным качеством человека, но с другой, оно предопределено возрастной предпосылкой, заключающейся в обострённой эмоциональной чувствительности ребенка к внешним раздражителям. Таким образом, специально организованное обучение является значимым средством становления эстетического отношения к окружающему миру, а следовательно, определяет реализацию творческого Я. Согласно исследованию И. А. Лыковой, дошкольный возраст обладает возможностью непосредственной заинтересованности оценивающего «Я» в объективной ситуации; неотделимости эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения; объединения впечатлений на основании общего эмоционального тона, что актуально для эстетического отношения.
В связи с вышесказанным, особое значение в становлении эстетического отношения к окружающему раннем возрасте приобретает обучение через чувства. И оно складывается на фоне обострённой эмоциональной чувствительности к воздействию внешних «раздражителей»: света, цвета, звука, ритма — того, что ребёнок непосредственно воспринимает органами чувств и что вызывает в нем потребность к выражению собственного эмоционально-оценочного отношения.
Ниже мы представили картотеку дидактических игр, направленных на эстетическое развитие детей двух-трёх лет, которую разработали педагоги муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка –детский сад № 6» г. Магнитогорска.
Дидактическая игра «Собери букет»
Цель игры: создать условия для развития художественно-эстетического восприятия.
Дидактические задачи. Формировать представление детей раннего возраста о категории «красиво». Упражнять детей группировать предметы по цвету. Формировать навык совместного выполнения задания. Активизировать в словаре детей слова «красиво, красивый, цветок, ваза».
Дидактический материал: магнитное панно с вазами; силуэты цветов в соответствии с цветом ваз на магнитах.
Описание игры. Игра предназначена для детей 2-4 лет. Работа проводится индивидуально или группой детей. Перед ребенком поляна с цветами и панно магнитное с вазами.
Содержание.
Воспитатель предлагает рассмотреть цветочки, несколько раз проговаривая «какие красивые цветочки».
- Цветочки красивые, но надо их расставить в вазы правильно, тогда и в комнате будет красиво. Возьмем красный цветок и найду такую же вазу (примеряет силуэт к каждой из вазе). Вот такая же. Как красиво! Женя, скажи: «Как красиво!».
- А сейчас, Женя, подберет цветок, чтобы было красиво.
Ребенок собирает букет. Расставляя в вазы цветы, ребенок называет цвет цветка и соотносит с цветом вазы.
В конце игры, воспитатель активизирует детей не только называть цвет, но и восхищаться красотой.
Дидактическая игра «Украсим шторы»
Цель игры: способствовать развитию художественно-эстетического восприятия.
Дидактические задачи. Продолжать работу по формированию представлений детей раннего возраста о категории «красиво». Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей. Формировать навык совместного выполнения задания. Активизировать в словаре детей слова «красиво, красивый».
Дидактический материал: магнитное панно со шторками; силуэты горошков разных цветов.
Описание игры. Игра предназначена для детей 2-3 лет. Работа проводится индивидуально или группой детей.
Содержание.
Воспитатель предлагает рассмотреть окно, на котором висят шторки.
- Ребята посмотрите какие у нас красивые шторки, но у них чего-то не хватает. Давайте посмотрим можно ли их украсить. Вика возьми горошки желтого цвета и наклей на шторки, посмотрите «Как красиво!».
- А сейчас, Максим, наклеит горошки на шторки, проговаривая цвет горошка, которого наклеивает. Как красиво! Максим, скажи: «Как красиво!»
В конце игры, воспитатель активизирует детей не только называть цвет, но и восхищаться красотой.
Дидактическая игра «Осеннее дерево»
Цель игры: способствовать развитию художественно-эстетического восприятия.
Дидактические задачи. Продолжать работу по формированию представлений детей раннего возраста о категории «красиво». Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в процессе закрепления названий цветов. Активизировать в словаре детей слова «красиво, нарядное, разноцветный».
Дидактический материал: Магнитное поле с изображением дерева, листья разных цветов на магнитах и лучики для солнышка.
Описание игры. Игра предназначена для детей 2-3 лет. Работа проводится индивидуально или группой детей.
Содержание. Воспитатель: ребята, налетел осенний ветер и сдул все-все листья. Как вы думаете, дерево будет нарядным и красивым с листьями? Или без?
Дети….
Воспитатель: если подарим дереву листику, то оно будет нарядным. Повторите, нарядное дерево. Дети….
Воспитатель: выберите себе листики и будем наряжать дерево ….
Далее дети прицепляют листики к дереву. Воспитатель активизирует в назывании цвета, и проговаривании слов «красиво, нарядное». После того, как все листики окажутся на дереве, воспитатель предлагает полюбоваться разноцветным нарядом. А затем убирает листики и предлагает нарядить дерево в «осенний» наряд, «летний» наряд, «весенний» наряд.
Дидактическая игра «Подбери к кастрюле крышку»
Цель игры: создать условия для развития художественно-эстетического восприятия.
Дидактические задачи. Закреплять у детей представления о цвете. Упражнять детей группировать предметы по цвету. Формировать навык совместного выполнения задания. Активизировать в словаре детей слова «синий, красный, желтый, зеленый; кастрюля, крышка». Создать условия для самостоятельного выбора деталей узора.
Дидактический материал: магнитное панно с кастрюлями и крышками; шаблоны крышек в соответствии с цветом кастрюль на магнитах, украшение виде кружочков и квадратов.
Описание игры. Игра предназначена для детей 2-4 лет. Работа проводится индивидуально или группой детей. Перед ребенком цветные кастрюли, крышки.
Содержание.
Воспитатель предлагает рассмотреть кастрюли, несколько раз проговаривая какого они цвета.
- Крышка красная, найдите кастрюлю такого же цвета. (примеряет крышку к каждой из кастрюль). Вика, скажи: «Какого цвета кастрюля».
- А сейчас, Матвей, подберет к зеленой кастрюле, соответствующую крышку.
Дети подбирают крышки к кастрюлям, и проговаривает цвета и соотносить с цветом кастрюль.
Воспитатель: чтобы наши кастрюли стали красивыми нужно их украсить кружочками и квадратиками.
- Вика укрась красную кастрюлю.
Дети украшают кастрюли всех цветов.
Воспитатель, восхищается, какие кастрюли стали красивые.
Дидактическая игра «Оденем куклу»
Цель игры: способствовать развитию художественно-эстетического восприятия.
Дидактические задачи. Продолжать работу по формированию представлений детей раннего возраста о категории «красиво». Закрепить, уточнить знание детей о предметах верхней одежды и порядке их одевания. Активизировать в словаре детей слова, обозначающие предметы одежды, их детали, признаки (красные пуговки, теплый шарфик, а также слова «красивый, нарядный». Поощрять первые творческие проявления детей в выборе одежды.
Дидактический материал: Магнитное поле с изображением кукол и набор одежды на магнитах, геометрические фигурки для украшения одежды.
Описание игры. Игра предназначена для детей 2-3 лет. Работа проводится индивидуально или группой детей.
Содержание.
Воспитатель предлагает рассмотреть куклу, и подборку одежды для куклы.
Воспитатель: ребята, давайте познакомимся с куклой. Ее зовут Катя. У Кати много одежды в шкафу. Вся одежда – красивая и нарядная. Повторите со мной, какая у куклы одежда?
Дети: красивая и нарядная.
Воспитатель: Давайте рассмотрим всю одежду, правда ли она такая красивая ... Это что?
Дети….
Воспитатель демонстрирует предметы одежды, активизируя детей в назывании этих предметов. Показывает и называет детали каждого отдельного предмета одежды, характеризуя его признак и обосновывая этим признаком красоту одежды.
Воспитатель: У этой курточки есть капюшон. Скажите, что есть у курточки?
Дети….
Воспитатель: у капюшона есть опушка, посмотрите, вот какая пушистая… Поэтому курточка красивая. А ещё у неё красивый цвет. Какой?
Дети….
Таким образом, рассматривают весь набор.
Воспитатель: кукла Катя говорит, что хочет пойти на улицу погулять. Скажите, можно ей идти на улицу в такой одежде (платье).
Дети: Нет.
Воспитатель: почему?
Дети: На улице зима, дует холодный ветер, идет снег.
Воспитатель: Давайте нашу Катю потеплее оденем, но нарядно. Что ты, Оля выберешь для куклы?
Дети самостоятельно подбирают свои сочетания одежды. Показать детям, как можно украсить детали одежды геометрическими фигурками. Воспитатель активизирует детей в назывании одежды, её деталей, а также в проговаривании слов «красивое, нарядное».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игры в развитии продуктивной деятельности детей раннего возраста
теоретическое сообщение...
Использование игры в развитии продуктивной деятельности детей раннего возраста
Использование игрыв развитии продуктивной деятельностидетей раннего возраста...
Развития способностей и творческого потенциала детей раннего возраста в процессе продуктивной деятельности
Доклад из опыта работы с детьми раннего возраста....
Развитие представлений об окружающем мире детей раннего возраста посредством продуктивных видов деятельности. (проектная деятельность)
Развитие представлений об окружающем мире детей раннего возраста посредством продуктивных видов деятельности.(проектная деятельность)...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
Минсадыкова Г.Ш., старший воспитатель,Сухова М.С., воспитатель, Тангина О.П., воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка –детский сад № 6&raqu...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
Минсадыкова Г.Ш., старший воспитатель,Сухова М.С., воспитатель, Тангина О.П., воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка –детский сад № 6&raqu...
Использование игры в развитии продуктивной деятельности детей раннего возраста
В силу возрастных особенностей интерес к продуктивной деятельности у детей младшего дошкольного возраста неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, пр...