Здоровьесберегающие технологии. Сказкотерапия.
материал (старшая, подготовительная группа)
Один из видов здоровьесберегающих коррекционных технологий является сказкотерапия, которая является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребёнка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи: воспитательные, образовательные и развивающиеся. Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания ребёнка и обеспечивает контакт, как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире. Принципы сказкотерапии заключаются в знакомстве ребёнка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выводов из различных ситуаций, обмене жизненном опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое. В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи. Например, отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций, где на примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya.docx | 16.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология сказкотерапия
Один из видов здоровьесберегающих коррекционных технологий является сказкотерапия, которая является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребёнка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи: воспитательные, образовательные и развивающиеся. Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания ребёнка и обеспечивает контакт, как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире. Принципы сказкотерапии заключаются в знакомстве ребёнка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выводов из различных ситуаций, обмене жизненном опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое. В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи. Например, отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций, где на примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах.
Выделяют несколько функций сказок:
1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.
2. Концепция сказкотерапии основана на идеи ценности метофоры как носителя информации: – о жизненно важных явлениях;
– о жизненных ценностях;
– о постановке целей;
– о внутреннем мире автора.
3. В сказке в символической форме содержится информация о том:
– как устроен этот мир, кто его создал;
– что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
– какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ним справляться;
– как приобретать и ценить дружбу и любовь;
– как прощать.
Рассмотрим типологию сказок, которую предлагает Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстегнеева:
1. Художественные сказки. К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами.
2. Народные сказки. Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды:
– Сказки о животных, взаимоотношения людей и животных;
– Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. В этих сказках рассказывается о маленьких семейных хитростях.
– Сказки о преобразовании. Например, сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок».
– Страшные сказки. Сказки, про нечистую силу. Также сказки – страшилки. Многократно моделируя и переживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Рассказывание страшилок детям семи лет, необходимо учитывать, что конец должен быть обязательно неожиданным и смешным.
– Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6-7 лет.
3. Авторские художественные сказки. Чтобы помочь детям осознавать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы с ними авторскую сказку. В работе с особенными детьми подойдет авторская сказка Мамин-Сибиряк Д. «Серая шейка».
4. Дидактические сказки создаются для подачи учебного материала. Так например, на непосредственно-образовательной деятельности детей можно обучать записывать математические примеры в виде дидактических сказок.
5. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребёнка. Психокоррекционную сказку можно просто почитать ребёнку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребёнок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть её с помощью кукол, рисунков, песочницы.
6. Психотерапевтические сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Такие сказки, не всегда однозначны и не всегда имеют счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны.
Основные методы, используемые в сказкотерапии:
– Рассказывание сказки.
– Рисование сказки.
– Сказкотерапевтическая диагностика.
– Сочинение сказки.
– Изготовление кукол.
– Постановка сказки.
Для того чтобы сказка или история обрела силу или оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил её создания:
1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но не в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребёнок может сделать новый выбор при решении своей проблемы.
3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности: Жили-были. Начало сказки, встреча с её героями. Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных. Примерно с 5-6 лет ребёнок предпочитает волшебные сказки.
В своей работе с детьми мы используем элементы сказкотерапии, учитывая их возрастные особенности. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи, такие как: снижение чрезмерной двигательной активности, нормализация эмоционального и речевого состояния ребенка, избавление от собственных страхов. Педагогам в своей работе с дошкольниками необходимо использовать сказкотерапию, потому что даже те дети которые вначале не включаются в игру, не принимают сказку, все равно испытывают на себе её благоприятное влияние на подсознательном уровне. Ребёнок почерпнет из сказки намного больше , если будет путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» – нормы и правила поведения
Таким образом, можно сделать вывод, что каждый из нас может научиться сочинять сказку для детей дошкольного возраста, которая поможет раннему развитию ребёнка, снимет стресс у малыша, а также поможет наладить контакт: мостик понимания и дружбы между обыденным миром взрослых и волшебным миром детей.
В.А. Сухомлинский сказал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей ,зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ. СКАЗКОТЕРАПИЯ. «ТИГРЁНОК В ЛЕСНОМ ДЕТСКОМ САДУ» (АВТОРСКАЯ СКАЗКА)
Цели 1.ЧТЕНИЕ. 2.ОБСУЖДЕНИЕ. 3.РИСУНОК4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ5.ВЫСТРАИВАНИЕ СКАЗОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА6.ДРАМАТИЗАЦИЯ или проигрывание сказки...
Конспект совместной деятельности с детьми второй младшей группы с использованием ИКТ, сказкотерапии, здоровьесберегающих технологий и ТРИЗ технологий по теме «Дружба начинается с улыбки»
Основной целью данной совместной деятельности является формирование понятий "друг", "дружбы", которая достигается с помощью педагогических технологий: ТРИЗ, сказкотерапия, ИКТ....
Здоровьесберегающие технологии. Сказкотерапия.
Здоровьесберегающие технологии. Сказкотерапия. Актуальность:Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, ...
Презентация "Здоровьесберегающие технологии - Сказкотерапия"
Одной из здоровьесберегающих технологий при работе с детьми является сказкотерапия. В презентации раскрывается сущность данной технологии, описываются этапы работы, показан наглядный материал....
Здоровьесберегающие технологии. Сказкотерапия для детей.
Сказкотерапия для детей. Читаем детям терапевтические сказки Сказкотерапия — это «лечение сказкой», один из самых доступных и в то же время эффективных методов корректирования п...
Доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии: сказкотерапия.»
Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с ...