Здоровьесберегающие технологии. Сказкотерапия.
статья на тему

Табацкая Ксения Васильевна

Здоровьесберегающие технологии. Сказкотерапия.

 

 

Актуальность:

Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.

Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Новизна исследования заключается в следующем:

- определены педагогические условия повышения эффективности использования сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольника в процессе поэтапного овладения ими смыслового содержания нравственных ценностей и понятий, что позволило определить дидактический и воспитывающий потенциал, а также обосновать специфику использования сказки в условиях дошкольного, и семейного воспитания;

- разработаны методы, формы и средства педагогического руководства, процессом нравственного воспитания дошкольников обеспечивающих органическое единство организационных норм, средств и форм взаимодействия педагогов и воспитанников в процессе формирования ценностных ориентиров поведения детей;

- разработана непосредственно-образовательная деятельность с использованием сказок, реализуемая посредством трёх этапов: познавательно-мотивационного, эмоционально-оценочного и деятельностного.

- в процессе использования деятельностного принципа развивающей работы в качестве основных методов применялись драматизация отдельных сюжетов по сказкам, продуктивные методы (рисование, лепка, аппликация на темы сказок, прослушивание музыкальных произведений, точно подобранных для сказочных сюжетов, что позволяет детям узнавать сказки, их героев. Разнообразные формы работы со сказкой (включая игровые технологии) позволяют формировать интерес к художественной литературе, воспитывать личностные качества ребенка.

Сказка, доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, делают ее особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.

Эффективность средств сказкотеропии:

Главное достоинство опыта заключается в том, что посредством событий в сказке детьми усваиваются духовно – нравственные категории (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность).

- развивается образный строй речи, обогащается словарный запас, формируются навыки связной речи,

- развивается способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни;

- воспитывается у детей милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

- воспитывается трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда;

- развивается эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

В результате поставленных задач у детей сформированы следующие знания, умения, навыки:

- знание определенных сказочных сюжетов;

- умение понимать сюжетную линию сказки;

- выделять проблему, актуализированную в сказке;

- выражать свои мысли и чувства в речи;

- умение передавать художественный образ в рисунке (иллюстрация, в словесной форме;

- умение продолжить сюжетную линию сказки, используя вербальное воображение, активный речевой запас;

- сочинение небольшой сказки на заданную или свободную тему;

- умение применить сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций»;

- понимать эмоциональные состояния окружающих.

Результатом воспитания детей сказкой является:

- усвоение ребенком норм нравственно – духовного воспитания, открытость его к добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе;

- знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах; деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки;

- осознание ребёнком тех базовых нравственных качеств, которые я пытаюсь воспитать в детях: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм;

- понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых.

Результаты, которые мною достигнуты:

- дети знают определённые сказочные сюжеты, составляющие духовный опыт человечества;

- научились понимать сюжетную линию сказки, выделять проблему, актуализированную в сказке, выражать свои мысли и чувства.

- результате проделанной работы дети стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим.

Используемая литература:

1.      Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы» Москва  2010

2.      Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. — М. Генезис. 2011 г.

3.      Н.А. Сакович  "Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования" (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии, Минск 2003 г.

4.      Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. /Сборник программ по сказкотерапии - СПб.: Речь

5.      В. Гнездилов "Авторская сказкотерапия", СПб.: Речь, 2004

6.      Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii._skazkoterapiya.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии. Сказкотерапия.

Актуальность:

Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.

Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Новизна исследования заключается в следующем:

- определены педагогические условия повышения эффективности использования сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольника в процессе поэтапного овладения ими смыслового содержания нравственных ценностей и понятий, что позволило определить дидактический и воспитывающий потенциал, а также обосновать специфику использования сказки в условиях дошкольного, и семейного воспитания;

- разработаны методы, формы и средства педагогического руководства, процессом нравственного воспитания дошкольников обеспечивающих органическое единство организационных норм, средств и форм взаимодействия педагогов и воспитанников в процессе формирования ценностных ориентиров поведения детей;

- разработана непосредственно-образовательная деятельность с использованием сказок, реализуемая посредством трёх этапов: познавательно-мотивационного, эмоционально-оценочного и деятельностного.

- в процессе использования деятельностного принципа развивающей работы в качестве основных методов применялись драматизация отдельных сюжетов по сказкам, продуктивные методы (рисование, лепка, аппликация на темы сказок, прослушивание музыкальных произведений, точно подобранных для сказочных сюжетов, что позволяет детям узнавать сказки, их героев. Разнообразные формы работы со сказкой (включая игровые технологии) позволяют формировать интерес к художественной литературе, воспитывать личностные качества ребенка.

Сказка, доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, делают ее особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.

Эффективность средств сказкотеропии:

Главное достоинство опыта заключается в том, что посредством событий в сказке детьми усваиваются духовно – нравственные категории (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность).

- развивается образный строй речи, обогащается словарный запас, формируются навыки связной речи,

- развивается способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни;

- воспитывается у детей милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

- воспитывается трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда;

- развивается эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

В результате поставленных задач у детей сформированы следующие знания, умения, навыки:

- знание определенных сказочных сюжетов;

- умение понимать сюжетную линию сказки;

- выделять проблему, актуализированную в сказке;

- выражать свои мысли и чувства в речи;

- умение передавать художественный образ в рисунке (иллюстрация, в словесной форме;

- умение продолжить сюжетную линию сказки, используя вербальное воображение, активный речевой запас;

- сочинение небольшой сказки на заданную или свободную тему;

- умение применить сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций»;

- понимать эмоциональные состояния окружающих.

Результатом воспитания детей сказкой является:

- усвоение ребенком норм нравственно – духовного воспитания, открытость его к добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе;

- знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах; деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки;

- осознание ребёнком тех базовых нравственных качеств, которые я пытаюсь воспитать в детях: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм;

- понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых.

Результаты, которые мною достигнуты:

- дети знают определённые сказочные сюжеты, составляющие духовный опыт человечества;

- научились понимать сюжетную линию сказки, выделять проблему, актуализированную в сказке, выражать свои мысли и чувства.

- результате проделанной работы дети стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим.

Используемая литература:

  1. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы» Москва  2010
  2. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. — М. Генезис. 2011 г.
  3. Н.А. Сакович  "Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования" (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии, Минск 2003 г.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. /Сборник программ по сказкотерапии - СПб.: Речь
  5. В. Гнездилов "Авторская сказкотерапия", СПб.: Речь, 2004
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ. СКАЗКОТЕРАПИЯ. «ТИГРЁНОК В ЛЕСНОМ ДЕТСКОМ САДУ» (АВТОРСКАЯ СКАЗКА)

Цели 1.ЧТЕНИЕ. 2.ОБСУЖДЕНИЕ. 3.РИСУНОК4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ5.ВЫСТРАИВАНИЕ СКАЗОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА6.ДРАМАТИЗАЦИЯ или проигрывание сказки...

Конспект совместной деятельности с детьми второй младшей группы с использованием ИКТ, сказкотерапии, здоровьесберегающих технологий и ТРИЗ технологий по теме «Дружба начинается с улыбки»

Основной целью данной совместной деятельности является формирование понятий "друг", "дружбы", которая достигается с помощью педагогических технологий: ТРИЗ, сказкотерапия, ИКТ....

Презентация "Здоровьесберегающие технологии - Сказкотерапия"

Одной из здоровьесберегающих технологий при работе с детьми является сказкотерапия. В презентации раскрывается сущность данной технологии, описываются этапы работы, показан наглядный материал....

Здоровьесберегающие технологии. Сказкотерапия для детей.

Сказкотерапия для детей. Читаем детям терапевтические сказки Сказкотерапия — это «лечение сказкой», один из самых доступных и в то же время эффективных методов корректирования п...

Доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии: сказкотерапия.»

                       Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с ...

Здоровьесберегающие технологии. Сказкотерапия.

Один из видов здоровьесберегающих коррекционных  технологий является сказкотерапия, которая является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздейств...