конспект "Музей в чемодане"
план-конспект занятия (средняя, старшая, подготовительная группа)

Скуратова Наталья Васильевна

конспект по ознакомлению детей с личными вещами солдат ВОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_muzey_v_chemodane.docx209.81 КБ

Предварительный просмотр:

  1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД  «АИСТЁНОК» П. ВЫГОНИЧИ
  2. 243361 Брянская область, посёлок Выгоничи, улица Майская, дом 2
  3. ИНН/КПП 3245512844/324501001, ОГРН 11332560147812

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП КОНКУРСА«ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА РОССИИ» 2023ГОДА

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ С ДЕТЬМИ

СКУРАТОВОЙ

 НАТАЛЬИ ВАСИЛЬЕВНЫ

ЭКСКУРСИЯ

«МУЗЕЙ В  ЧЕМОДАНЕ: ЛИЧНЫЕ ВЕЩИ СОЛДАТА»

IMG_20220429_164433_1.jpg

ВЫГОНИЧИ, 2023Г.

СЦЕНАРИЙ ЭКСКУРСИИ

 «МУЗЕЙ В  ЧЕМОДАНЕ: ЛИЧНЫЕ ВЕЩИ СОЛДАТА»

 Цель:  Познакомить детей с  историей   вещей  военного времени.  

Задачи:         
Образовательные:

- Формировать и расширять представления о событиях Великой Отечественной Войны, о героическом прошлом народа;

- Расширять представления о предметах  военного  быта;

Развивающие:

- Развивать интерес к прошлому страны, её истории;

Воспитательные:

- Воспитывать чувство любви к Родине;

-Воспитывать чувство патриотизма,  уважение к ветеранам Великой Отечественной;

- Формировать интерес  к изучению своего края и сохранению реликвий прошлого.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа с детьми:

     беседа о музее, работе поисковых отрядов, беседа о ВОВ, разучивание физминутки.

Формы организации:

Совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей.

 Методы и приёмы:

Наглядный, словесный, вопросы к детям, использование художественной литературы, словарная работа, индивидуальная работа.

Оборудование:

 проектор, экран, почтовая коробка, клей, салфетки, заготовки для аппликации

Демонстрационный материал:

медиапрезентация, чемодан с личными вещами солдата ВОВ

Продолжительность  экскурсии – 25  минут.

Возраст посетителей – 5-6 лет (старшая группа)

Экспонаты:

 чемодан, солдатская фляжка, котелок,  ложка, каска, планшет,  кружка,  письма треугольники

Содержание экскурсии: на  экскурсии  дети  узнают об истории  вещей военного времени, смогут   увидеть  музейные экспонаты – солдатскую  фляжку, котелок, каску, планшет.

Предварительная работа.

 -подготовить музейную экспозицию  «Музей в чемодане» ;

 -иллюстрации, муляжи

Воспитатель:

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Васильевна, и сегодня я буду вашим воспитателем. Посмотрите, сколько вокруг гостей. Это все наши друзья. Пожалуйста, не стесняйтесь, но слушайте меня внимательно.

В: Я к вам сегодня пришла в необычной одежде.

Кто знает, как она называется? Правильно, военная форма.

- А вы знаете, почему я так наделась? (нет)

- Я вам сейчас расскажу.

-Мне недавно пришло сообщение для вас, давайте его послушаем. Подойдите поближе к экрану, встаньте полукругом. (Слайд 2)

(Слушаем)

Звонок. Видеописьмо. – Здравствуйте ребята детского сада «Аистенок». Мы – участники поискового отряда «Русич». Ваши воспитатели просили помочь им оформить музей, посвященный ВОВ. Выполняем эту просьбу и отправляем вам посылку с первыми экспонатами. До скорой встречи!

Воспитатель:

- Вот такое интересное сообщение. Кто знает, что такое поисковый отряд?

-Правильно. Это те люди, которые ищут останки солдат погибших в ВОВ,  чтобы с почестями их перезахоронить.

- Раз мы будем разговаривать  о ВОВ,  я решила надеть военную форму.

Очень хочу вам показать, что нам прислали. Предлагаю  открыть посылку .

(Достаю)

 Где-то в дальнем углу антресолей

Дерматиновый, пылью покрытый,

Чемодан есть потертый, забытый.

В нем хранятся обрывки историй.

-Вот что прислали нам в музей! А кто из вас знает, что такое музей? - (Место где собраны вещи рассказывающие о каком-то времени, например ВОВ, вещи там изучают и хранят)

-Как вы думаете, что такое «экспонат»? Правильно. Это вещь, которая хранится в музее.

- Предлагаю открыть  и рассмотреть экспонаты в этом «Музее в чемодане».

Наш «музей в чемодане» посвящён Великой Отечественной войне, как вы думаете почему? (потому, что поисковые отряды ищут вещи войны, этими вещами пользовались во время войны, потому что здесь лежат военные вещи)

Присаживайтесь на стульчики. Давайте всё рассмотрим.

Какие интересные вещи нам прислали!

-У каждого солдата во время войны было оружие, боеприпасы, такие как гранаты и вот такие патроны (показываю). А ещё он обязательно носил с собой на спине вещмешок из плотной ткани. Что в нем было? Как вы думаете?   Послушайте стих:

Рядом с фотокарточкой героя,
Есть в музее старый котелок.
Летнею и зимнею порою,
Он солдату послужил, как мог

На войне четыре долгих года
Он варил картошку, кашу грел,
Им из реки солдаты брали воду,
Да и где он только ни гремел!

Правильно, о котелке. Для чего он нужен? Котелок солдатский применялся для приготовления пищи на огне, а также для ее хранения и переноски. Крышка может быть использована как сковорода для разогревания или как тарелка. Котелок снабжён рукоятью для подвешивания и переноски, крышка закрывается на защелку. Он - удобный, легкий, овальной формы, которая позволяет легко разместить котелок в вещмешке.

- Как вы думаете, что ели солдаты во время войны? (Супы, каши, макароны, хлеб, консервы) А для еды они использовали  следующий экспонат.

Правильно, ложка.

Алюминиевая ложка как прекрасна, как проста

Но солдату эта ложка очень-очень дорога

С ней солдат не расстается на привале и в бою

Алюминиевая ложка помогает жить ему

Ведь без ложки и без щей

Будет наш солдат слабей!

 - Почему она железная? Долго польз А если бы была стеклянная, что могло с ней произойти. Ложки чаще всего хранили за голенищем сапога или в котелке, их берегли и мало теряли, ложки свои солдаты часто подписывали. Может быть, верили, что потом по этим инициалам их смогут опознать. Сейчас поисковые отряды находят на местах боев немало таких ложек, и благодаря этому безымянные останки обретают имя. 

- А из чего пил солдат? Из фляжки, тоже очень удобной в походных условиях, с таким же изогнутой с одной стороны и выпуклой стенкой с другой. А еще крышечка фляжки на цепочке, чтобы не потерялась. В фляжке с собой у солдата всегда был запас воды.

В:  Кружка(если есть время!)

У каждого солдата во время войны была  обязательно кружка - солдатская подружка.  Она имеет форму прямого цилиндра с плоским дном, повторяющим форму круга. Характерная особенность большинства кружек довоенного и военного времени - форма ручки, выполненная в виде половины сердечка, имела плоскую форму.

Показ музейного экспоната 

В: Каска – это стальной шлем, сделанный  из броневой стали толщиной в один миллиметр, был   подшлемник, масса стальной части шлема  800 г. У нее был ремень для закрепления  на голове, чтобы не сваливался. Шлем  был прочным и надёжным. За годы войны было выпущено более 10 миллионов штук.   Наш  наверно очень долго пролежал в земле. Посмотрите, какой он старый и ржавый.  Как вы думаете, он был нужен солдату? Для чего? (защищал от ранения во время битвы)

 (Если есть время!)

В: Здесь еще есть пилотка, летний головной убор сшитый из ткани, чтобы не было жарко. Здесь их несколько! Хотите померить? Вы стали похожи на настоящих солдат! Давайте с вами по маршируем, как настоящие солдаты! Повернитесь ко мне, станьте свободно.3-4!

    Физминутка «Военные»

Мы станем все военными, (шагают на месте)

Большими здоровенными.(руки вытянуть вверх, опустить)

Будем в Армии служить, (шагают на месте)

Будем Родину любить. (руки в стороны, руки к плечам)

Сад и дом свой охранять, (наклон в перед, смотрим в «бинокль)

Будем мир мы защищать. (шагают на месте).

- Молодцы! Если хотите, то можете побыть ещё в пилотках.

- Наш следующий экспонат - сумка, которая называется также как любимая вами современная электронная игрушка - планшет. Вы знаете, для чего использовали планшет в годы войны? Командиры носили в нём бумаги, карты, документы, карандаши, линейки. Подумайте, как еще могли использовать планшет во время войны? На нём могли писать? Что писали?

- Правильно, письма. Вот такое как это. Вы знаете, как оно называется? Оно имеет геометрическую форму – какую? Это письмо-треугольник. Как вы думаете, кому писали письма солдаты с войны? О чём они писали свои письма?

-  Полевые письма писали, как правило, в минуты затишья на листочках из обычной тетрадки. Текст писался от души и с новостью, что у солдата всё в порядке, что он живой. Письма складывали треугольником, указывали адрес и  отправляли по назначению. Во многих семьях такие фронтовые треугольники до сих пор хранятся и перечитываются по много раз. А вот писем в конвертах люди с фронта получать боялись, так как в них присылались похоронки или извещения о том, что кто-то пропал без вести.

  - Музейные экспозиции, посвященные Великой Отечественной войне, хранят память о тяжелых испытаниях для нашей страны и о людях, которые эти испытания вынесли. Во многих российских семьях имеются вещи, свято и бережно хранимые, как тёплый огонёк памяти о прошлом, об погибших родственниках, о славных их делах и подвигах.

- Ребята,  давайте и мы зажжем огонек памяти? (Приклеиваем огонек на свечку)

- Давайте все вместе, с гостями,  почтим память погибших солдат минутой молчания. Внимание на экран.  

(Слайд3)

 Спасибо.

Рефлексия: Ребята, вам понравился наш музей в чемодане?

 Что вам запомнилось больше всего? Вам хотелось бы узнать о других вещах солдат?

- Послезавтра к нам в сад приезжают представители поискового отряда «Русич» и расскажут вам о своей работе и находках.

Вы большие молодцы! Спасибо большое за вашу работу! Вручаю вам вот такие открытки с медалями!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникация младшая группа "Волшебный чемодан"

Задачи:      учить детей эмоционально воспринимать содержание потешек;     способствовать развитию речи детей через театрализованную деятельность;  закрепл...

музыкальное развлечение "Чемодан игрушек"

Дети входят в зал под музыку, обращают внимание на старый потертый чемодан, стоящий рядом с пианино.Дети. Что в чемодане? Кто приехал? Чей чемодан?Муз. рук. Я и сама была очень удивлена, обнаружив чем...

«Лето: чемодан ярких впечатлений!!!»

-Что ты мне подаришь ,лето?-Много солнечного света!В небе радугу  – дугу!И ромашки на лугу!...

"Ириска и ее волшебный чемодан"

Конспект совместной комбинированной деятельности детей старшего дошкольного возраста по образовательным областям "познавательное развитие", "речевое развитие", "социально-коммуникативное развитие"....

Опыт вариативности центра детской активности "Волшебный чемодан"

Данный опыт был представлен в рамках Краевого конкурса вариативности предметной среды в группах детского сада "Как мы меняемся". Материал будет полезен воспитателям ДОУ, заинтересованных в преобразова...