Семинар для педагогов Структура АООП ДОУ
материал
Посткурсовая деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_dlya_pedagogov_struktura_aoop_dou.docx | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Сейкинская СОШ»
Детский сад «Рябинка»
Методический семинар для педагогов
«Структура адаптированной основной образовательной программы ДО
для детей с ОВЗ»
учитель-логопед:
Каюкова Наталья Владимировна
2023 г.
Актуальность
В современной системе образования, направленной на обеспечение доступности качественного образования, создание условий для обучающихся с ОВЗ является одним из главных ресурсов «развития человеческого капитала».
Так, в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определяется задача, направленная на повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (в том числе с ОВЗ), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество. Во ФГОС ДО определяется в качестве основной задачи «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями».
Согласно Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014), содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются Адаптированная образовательная программа, а для инвалидов также – в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (п. 16).
Таким образом, исходя из нормативных требований, любая ДОО, в которой обучаются дети с ОВЗ, обязана самостоятельно разрабатывать и реализовывать АОП. При проектировании такой программы для детей дошкольного возраста с ОВЗ важно понимать, что такие программы, с одной стороны, должны в полной мере соответствовать установленным законодательством требованиям к структуре и содержательному наполнению разделов, а с другой – отражать специфику ее реализации в ДОО для детей с конкретными видами ограничений по здоровью, учитывать психофизические особенности, возможности и потребности ребенка.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по АООП ДО для детей с ОВЗ.
Задачи:
- ознакомить педагогов с требованиями к структуре и содержанию АООП ДО;
- разобрать содержание разделов АООП ДО;
Адаптированная основная образовательная программа по структуре должна соответствовать требованиям, установленным к структуре стандартной ООП дошкольного образования. В ФГОС ДО обозначены разделы, которые должны присутствовать в структуре программы (Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений»). Также должен быть оформлен титульный лист.
Титульный лист АООП содержит:
- информацию о ДОУ, о том, когда и кем рассмотрена, согласована и утверждена АООП;
- гриф согласования АООП (с указанием даты, Ф.И.О. родителя (законного представителя) ребенка с ОВЗ);
- гриф рассмотрения АООП (с указанием даты проведения и номера протокола заседания Педагогического совета;
- гриф утверждения программы заведующим дошкольным образовательным учреждением (с указанием даты и номера приказа);
- полное наименование АООП с указанием категории детей, для которых она разрабатывается;
- информацию об авторах, разработчиках АООП (ФИО педагога (-ов), возможно указание стажа работы, категории;
- год составления АООП.
Целевой раздел состоит из двух подразделов: пояснительной записки и планируемых результатов освоения программы. В пояснительной записке должны быть: описание нормативно-правовой базы: заключения ПМПК, ИПРА (при наличии), заключения ППк детского сада, цели и задачи программы, принципы и подходы к ее реализации, особые образовательные потребности детей. Планируемые результаты освоения программы должны быть представлены в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры нужно формулировать так, чтобы они отражали специфику нарушений у детей с ОВЗ. Их разбивают по годам обучения, чтобы каждый новый шаг в коррекции нарушения был взаимосвязан с предыдущим результатом. Такой подход позволяет отследить результаты коррекционной работы и при необходимости разработать АОП под конкретного ребенка. Целевые ориентиры являются основаниями для преемственности дошкольного и начального общего образования. Раздел завершается описанием оценки качества образовательной деятельности по данной программе. Оценивают условия, созданные в организации, а также степень развития ребенка в течение года. При этом, проявление целевых ориентиров могут варьироваться индивидуально у каждого воспитанника.
Содержательный. Этот раздел включает в себя два компонента: образовательный и коррекционный. В первом описывают план образовательной деятельности по пяти направлениям развития:
- социально-коммуникативному;
- познавательному;
- речевому;
- художественно-эстетическому;
- физическому.
Это общее требование для всех программ дошкольного образования. Каждая область описана для определенного возраста: младенческий (2-12 месяцев); ранний (1-3 года); дошкольный (3-7 лет). В адаптированной программе также должно быть отражено содержание образовательной деятельности по коррекции нарушений развития детей (коррекционная программа). Это и есть коррекционный компонент.
Программа коррекционно-развивающей работы предусматривает:
- индивидуальную и групповую коррекционную работу, удовлетворяющую особые образовательные потребности детей с ОВЗ;
- обеспечение коррекционной направленности в процессе проведения учебных занятий и воспитательных мероприятий;
- психолого-педагогическое сопровождение семьи, ее активное включение в коррекционно-развивающую работу;
- выстраивание партнерских отношений с родителями.
То есть в этой части содержательного раздела должна быть программа работы профильных специалистов, работа с которыми была рекомендована психолого-медико-педагогической комиссией. Содержание и образовательного, и коррекционного компонентов зависят от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника и его образовательных потребностей.
Организационный. Этот раздел обязательно должен включать в себя описание:
- кадровых условий, какие специалисты должны работать с ребенком, требования к их квалификации, образованию и опыту работы, особенности осуществления работы и обязанности;
- финансовых условий: как осуществляется финансовое обеспечение, определяется объем финансирования, какие расходы (основные и дополнительные) может включать в себя реализация АООП, формула расчета нормативных затрат на реализацию программы, оплату труда и т.д.;
- материально-технического обеспечения, в том числе обеспеченность методическими материалами, средствами обучения и методами воспитания;
- особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды - как необходимо организовать пространство в группах, где находятся воспитанники с определенным отклонением в развитии, а также оформление и оснащение музыкального, спортивного залов, других кабинетов, прогулочной площадки, общественных пространств, санузлов;
- распорядка и режима дня воспитанников с ОВЗ: можно прописать точное расписание деятельности детей в течение дня, а можно указать на то, что распорядок зависит от конкретных условий и особенностей реализации программы;
- мероприятий по совершенствованию и развитию содержания программы: при каких условиях программа будет улучшаться, какая работа должна быть проведена для совершенствования ресурсов, как и с какой периодичностью происходит диагностика нарушений развития ребенка;
- особенностей традиционных событий, праздников, мероприятий;
- список нормативных и нормативно-методических документов, список литературных источников.
В адаптированные образовательные программы обязательно надо включить описание психолого-педагогических условий, благодаря которым происходит развитие ребенка с ОВЗ. А также эти условия создают перспективу в работе по совершенствованию программы. Можно дополнить АООП другими сведениями или разделами. ФГОС в качестве необязательного раздела предлагает подготовить презентацию по рабочей программе для родителей детей с ОВЗ.
Электронные источники:
- https://fgosreestr.ru/
- https://www.resobr.ru/article/63693-adaptirovannaya-programma-dlya-detey-s-ovz
- https://vk.com/wa1182373093_34527
- https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/11/08/trebovaniya-k-strukture-aoop-do-dlya-obuchayushchihsya?ysclid=lf8cky95ae495397379
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к структуре (АООП ДО) для обучающихся с ОВЗ. Компоненты разделов АООП ДО
Требования к структуре (АООП ДО) для обучающихся с ОВЗ.Компоненты разделов АООП ДО Целевой1. Поясн...
Семинар для педагогов «Семинар для педагогов «Организация совместной познавательно-исследовательской деятельности в рамках проекта»»
Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений....
Семинар-практикум для педагогов "Структура ООД области "Физическое развитие""
Семинар-практикум...
тетрадь взаимодействия с педагогами по АООП
тетрадь взаимодействия с педагогами по АООП...
Консультация для педагогов «Структура и педагогическое руководство дидактическими играми в структуре занятий по развитию речи»
Дидактическая задача является основным элементом дидактической игры и тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают её выполнение....
Обучающий семинар "Особенности и структура познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста"
Документы, подтверждающие проведение обучающего семинара...
Семинар для педагогов ДОУ "Виды и структура занятий"
В зависимости от дидактических целей занятия подразделяются на следующие виды: занятия по сообщению детям новых знаний; по закреплению и систематизации знаний; учетно-контрольные занятия; комплек...