Шахматы в детском саду
рабочая программа (старшая группа)

Колихова Евгения Викторовна

Рабочая программа "Юный шахматист" для детей старших и подготовительных групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад» Белоснежка»

 ПРОГРАММА

«ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ»

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

 «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5 - 7 ЛЕТ)

 2 года обучения

                                                                                                                                                                                                               Разработчик: Колихова Евгения Викторовна

                                                                                       г. Новый Уренгой, 2023г.

Содержание программы

Ведение

1.   Целевой раздел

1.2. Пояснительная записка.

1.3. Цели и задачи по освоению Рабочей Программы

1.4. Принципы обучения

1.5. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников групп

1.6. Планируемые результаты освоения программы

1.7. Педагогическая диагностика

2. Содержательный раздел

2.1. Учебно-тематический план

2.2. Календарно-тематический план

3.Организационный раздел

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

3.2. Требование к кадровому обеспечению

3.3 Требование к методическому обеспечению

3.4. Литература

Приложение

3.5. Ссылка на электронный образовательный ресурс: Образовательная социальная сеть nsportal 

Введение

Шахматы– это древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства. В дошкольном учреждении уделяется большое внимание развитию логического мышления старших дошкольников. Одним из направлений данной работы стало обучение старших дошкольников игре в шахматы. Процесс обучения шахматам способствует концентрации внимания и развивает логическое мышление, укрепляет память, развивает изобретательность. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно в дошкольном возрасте.

Развитие науки и техники, компьютеризация, социальные изменения в обществе, определяют возрастающую роль интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, формирование логических операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности. В современном мире обучаемость ценится значительно выше, чем обученность, поэтому значимость работы по развитию мышления будет возрастать. 

Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы определена поиском эффективных методов развития логического мышления у дошкольников. Еще знаменитый советский педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память». Немецкий ученый Клаус говорил о шахматах: «Точное логическое мышление легче тренировать посредством шахматной игры, нежели использовать для этой цели учебники логики. Известно, что человек гораздо охотнее обучается в процессе игры, чем при ином способе обучения». Эти слова справедливы по отношению и к взрослому, и к ребенку. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения позволяет этим детям преодолеть свою закомплексованность. Педагоги и психологи рассматривают шахматы как особый вид игровой деятельности, как занимательную, дидактическую, математическую игру, как средство обучения и воспитания.

1.Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Программа «Шахматы» (далее Программа) для детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) составлена на основе программы "Шахматы для самых маленьких" И.Г.Сухина, с учетом Методических рекомендаций по обучению игре в шахматы для педагогов дошкольных образовательных организаций и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). Данная программа включена в часть программы МБДОУ «Детский сад «Белоснежка», формируемая участниками образовательного процесса ДОУ с целью формирования представлений о шахматах как о виде спорта, интереса к интеллектуальной деятельности, самостоятельной поисковой деятельности.

Рабочая программа обеспечивает развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательной области «Познавательное развитие». Программа отражает основные положения Концепции развития шахматного образования для детей данной возрастной категории. С учетом создания условий непрерывного шахматного образования, разработки личностно – ориентированных разноуровневых программ обучения, расширения вариативности форм и технологий обучения по предмету «Шахматы».

Основание для разработки:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" с изменениями и дополнениями от 21 января 2019 г., 8 ноября 2022 г.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573) (далее - постановление № 28)
  • Приказ МО РФ №2211 от 18.05.2004 «О развитии игры шахматы в системе образования РФ».
  • Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры и Департаментом культуры и спорта
  • ХМАО – Югры №1066/196 от 30.06.2017г.
  • Устав ОО

Срок реализации программы – 2 года обучения.

1.2. Цели и задачи по освоению программы

Цель:

- интеллектуально-нравственное развитие личности ребенка дошкольного возраста;

Задачи:

Образовательные:

- знакомить воспитанников с правилами игры в шахматы;

- учить способам поиска цели деятельности, ее осознания и оформления;

- учить грамотной шахматной речи, умению обобщать и делать выводы;

-учить самостоятельно добывать знания из дополнительной литературы;

- учить быть критичным слушателем;

- знакомить с культурным наследием нации;

- изучать основы нравственных традиций прошлого и современности.

Развивающие:

- повышать интерес к шахматной науке;

- развитие математических способностей и логического мышления у

учащихся;

- Развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;

- развивать эмоциональную отзывчивость;

- развивать быстроту мыслительной деятельности, пространственное

воображение;

- развивать стремление к совершенствованию души, к овладению системой

культурно-нравственных ценностей;

- способствовать появлению потребности делать добро.

Воспитательные:

- воспитывать творческую активность учащихся в процессе изучения

стратегии шахмат;

- воспитывать самостоятельность, ответственность, культуру общения;

- формировать мировоззрение учащихся, логическое и эвристическое

мышление;

- воспитывать эстетическую культуру, культуру речи;

- воспитывать трудолюбие;

- формировать систему нравственных ценностей,

- формировать доброе отношение друг к другу;

1.3. Принципы обучения

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

-принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;

-принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;

-принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала;

-принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих, воспитывающих.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

-принцип наглядности;

-принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;

-принцип минимакса – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

-принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

-принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

-принцип творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития.

Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение дошкольниками основами шахматной игры.

Программа основана на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. В ходе непосредственно образовательной деятельности используются различные виды игровой деятельности: сюжетные, дидактические, подвижные, театрализованные.

1.4. Возрастные особенности детей старшего и дошкольного возраста.

Старшая возрастная группа (дети от 5 до 6 лет)

Дети этого возраста могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, особенно если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д.

Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты.

Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Подготовительная к школе группа (дети от 6 до 7 лет) 

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

  1. Планируемые результаты освоения программы

К концу первого учебного года дети должны знать:

  1. названия шахматных фигур и отличать их друг от друга;
  2. правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу первого учебного года дети должны уметь:

  1. правильно размещать шахматную доску между партнерами;
  2. различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  3. играть по частям, понимая правила.

К концу второго учебного года дети должны знать:

  1. шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
  2. названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  3. правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу второго учебного года дети должны уметь:

  1. ориентироваться на шахматной доске;
  2. играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  3. правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  4. правильно расставлять фигуры перед игрой;
  5. различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  6. рокировать;
  7. объявлять шах;
  8. ставить мат;
  9. решать элементарные задачи на мат в один ход.

1.6.Педагогический мониторинг усвоения программы

Мониторинг проводится в начале и в конце каждого учебного года, на основании нижеизложенных критериев и по средствам наблюдений за деятельностью ребенка.

Количественный анализ результатов мониторинга (первый год)

№ п\п

Фамилия, имя ребенка

Знание шахматных фигур

Шахматная доска

Умеют играть по частям, знают правила

Увлечение игрой

Итог

Дети знают названия шахматных фигур и умеют отличать их друг от друга

Правила хода и взятия каждой фигуры

Правильно помещать шахматную доску между партнерами, расставлять фигуры перед игрой

Различать горизонталь, вертикаль, диагональ

ix

v

ix

v

ix

v

ix

v

ix

v

ix

v

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Качественный анализ

№ п/п

Название секции

Показатели, наиболее успешно освоенные детьми

Показатели, которые недостаточно освоены детьми.

Причины недостаточного уровня освоения отдельных показателей

Пути решения

1.

«Юные шахматисты»

Условные обозначения:

2 - высокий уровень

1 – средний уровень

0 – низкий уровень

Критерии уровней развития детей 

9 -12 Высокий уровень – Дети с интересом самостоятельно играют в шахматы «по частям» (фрагмент игры), добиваясь победы.

Знают названия шахматных фигур, правила хода и взятия каждой фигуры.

Умеют ориентироваться на шахматном поле

6 - 8 Средний уровень – Интерес у детей к шахматной игре не продолжительный, играют с помощью воспитателя. Ошибаются в названии шахматных фигур, путают правила хода и взятия каждой фигуры.

Ориентируются на шахматном поле с помощью воспитателя, не всегда различают горизонталь, вертикаль, диагональ.

0 – 5 Низкий уровень – Самостоятельно не проявляют интерес к шахматной игре.

Знают несколько шахматных фигур, не знают правила хода и взятия каждой фигуры.

Не умеют ориентироваться на шахматном поле.

Мониторинг подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (второго года обучения)
Количественный анализ результатов мониторинга:

Фамилия, имя ребёнка

Шахматные термины

Названия шахматных фигур

Правила хода и взятия каждой фигуры

Ориентироваться на шахматной доске

Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами

Правильно помещать шахматную доску между партнёрами

Правильно расставляют фигуры перед игрой

Различать горизонталь, вертикаль, диагональ

Рокировка

Объявлять шах

Ставить мат

Решать элементарные задачи на мат в один ход

итог

ix

v

ix

v

ix

v

ix

v

ix

v

ix

v

ix

v

ix

v

ix

v

ix

v

ix

v

ix

v

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Качественный анализ

№ п/п

Название кружка

Показатели, наиболее успешно освоенные детьми

Показатели, которые недостаточно освоены детьми.

Причины недостаточного уровня освоения отдельных показателей

Пути решения

«Юный шахматист»

Условные обозначения:

2 - высокий уровень.

1 – средний уровень

0 – низкий уровень

Критерии уровней развития детей 
17 – 24 баллов - высокий: Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве».

Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух.

Знает, различает и называет шахматные фигуры.

Знает ходы шахматных фигур и их отличия.

Понимает важность первых ходов.

Имеет понятие о приёмах взятия фигур.

Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат».

Умеет записывать шахматные партии.
9 - 16 баллов - средний: Ребенок затрудняется в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух.

Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия.

Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».
0 - 8 - низкий: Ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры.

Не знает ходов шахматных фигур и их отличия.

Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат».

Не умеет записывать шахматные партии.        

2.Содержательный раздел.

Программа обучения рассчитана на два года для детей 5-7 лет.

В середине занятий проводятся физкультминутки, с использованием упражнений для глаз, мышц шеи, спины, рук, проходящие в игровой форме.

Формой подведения итогов реализации программы являются участие детей в турнирах, проводимых в детском саду и муниципальных шахматных турнирах, а также результаты педагогического мониторинга.

Отчет об исполнении заслушивается в конце учебного года на итоговом педагогическом совете учреждения и на Общем родительском собрании.

Продолжительность 1 занятия в старшей возрастной группе – до 25 минут, в подготовительной группе – до 30 минут.

Периодичность в неделю – 1 раз.

Количество занятий в месяц – 4 занятия.

Количество занятий в год – 32 занятия.

2.1 Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Первый год обучения

Второй год обучения

Количество занятий / часов всего

Теорет. занятия / часов

Практ. занятия / часов

Количество занятий / часов всего

Теорет. занятия / часов

Практ. занятия / часов

1

В стране шахматного королевства

1з./25 мин.

1з./25 мин.

-

1з./30 мин.

1з./30 мин.

-

2

Волшебная доска

4з./1 ч.40мин

2з./50 мин.

2з./50 мин.

3з./ 1ч.

2з./ 1ч.

1з./30 мин.

3

Шахматные фигуры

2з./50 мин.

1з./25 мин.

1з./25 мин.

1з./30 мин.

1з./30 мин.

-

4

Начальное положение

2з./50 мин.

1з./25 мин.

1з./25 мин.

1з./30 мин.

-

1з./30 мин.

5

Шахматная фигура «Ладья»

2з./50 мин.

1з./25 мин.

1з./25 мин.

1з./30 мин.

-

1з./30 мин.

6

Шахматная фигура «Слон»

2з./50 мин.

1з./25 мин.

1з./25 мин.

1з./30 мин.

-

1з./30 мин.

7

Ладья против слона

2з./50 мин.

-

2з./50 мин.

1з./30 мин.

-

1з./30 мин.

8

Шахматная фигура «Ферзь»

3з./1 ч.15мин

1з./25 мин.

2з./50 мин.

3з./ 1ч.

1з./30 мин.

2з./ 1 ч.

9

Шахматная фигура «Конь»

2з./50 мин.

1з./25 мин.

1з./25 мин.

3з./ 1ч.

1з./30 мин.

2з./ 1 ч.

10

Шахматная фигура «Пешка»

2з./50 мин.

1з./25 мин.

1з./25 мин.

2з./30 мин.

1з./30 мин.

1з./30 мин.

11

Шахматная фигура «Король»

2з./50 мин.

1з./25 мин.

1з./25 мин.

2з./30 мин.

1з./30 мин.

1з./30 мин.

12

Шах

1з./25 мин.

1з./25 мин.

-

3з./30 мин.

1з./30 мин.

2з./1 ч.

13

Шах и мат

1з./25 мин.

1з./25 мин.

-

1з./30 мин.

-

1з./30 мин.

14

Мат

1з./25 мин.

-

1з./25 мин.

2з./ 1ч.

1з./30 мин.

1з./30 мин.

15

Ничья и пат

2з./50 мин.

1з./25 мин.

1з./25 мин.

1з./ 1ч.

-

1з./30 мин.

16

Рокировка

1з./25 мин.

-

1з./25 мин.

1з./30 мин.

-

1з./30 мин.

17

Шахматная партия

1з./25 мин.

-

1з./25 мин.

4з./2ч.30мин

2з./1ч.

2з./ 1 ч.

18

Подготовка к шахматному турниру

1з./25 мин.

1з./25 мин.

-

1з./30 мин.

-

1з./30 мин.

Итого

32з./14 часов

15з./6ч.35м.

17з./7ч.25м.

32з./16 часов

12з./ 6ч.

20з./10 ч.

2.2. Календарно-тематический план программы

1-й год обучения

Месяц

Тема

Задачи

октябрь

Тема 1.

В стране шахматного королевства

Познакомить детей с понятием «Шахматная игра», способствовать развитию интереса к игре в шахматы.

Тема 2.

Волшебная доска

Познакомить детей с новыми понятиями – «шахматная доска», «белые и чёрные поля», чередование белых и чёрных полей, шахматная доска и шахматные поля, «центр» шахматной доски. 

Тема 3.

Волшебная доска

Продолжать знакомство с шахматной доской.

Учить правильно располагать доску между партнёрами. Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная и вертикальная линии.

Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий. 

Тема 4.

Волшебная доска

Повторить понятия горизонтальных и вертикальных линий, познакомить с новым понятием: «диагональ».

Закреплять полученные знания с помощью игр-заданий. Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. 

ноябрь

Тема 5.

Волшебная доска

Повторить и закрепить знания о шахматной доске – горизонтали, вертикали, белые и чёрные поля, чередование полей.

Тема 6.

Шахматные фигуры

Познакомить детей с шахматными фигурами, белыми и чёрными, учить сравнивать фигуры между собой, упражняться в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных.

Тема 7.

Шахматные фигуры

Продолжение. Закрепить знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур.

Учить определять ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных.

Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий.

Тема 8.

Начальное положение

Познакомить детей с новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция»«партия», запомнить правило «ферзь любит свой цвет».

Закрепить новый материал посредством дидактических игр-заданий.

декабрь

Тема 9.

Начальное положение

Продолжать знакомить детей с начальной расстановкой фигур.

Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий.

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Тема 10.

Шахматная фигура Ладья

Познакомить детей с шахматной фигурой «ладья», новым понятием «ход фигуры».

Тема 11.

Шахматная фигура Ладья

Игровая практика. Закрепить полученные знания детей о шахматной фигуре «ладья» в игровой практике на шахматной доске; упражняться в умении ходить ладьёй, отслеживать взаимодействие между белой и чёрной ладьёй на шахматной доске, учиться предвидеть события на шахматной доске на один ход вперёд.

Тема 12.

Шахматная фигура Слон

Познакомить детей с шахматной фигурой «слон».

Место слона в начальном положении.

Белопольные и чёрнопольные слоны.

Ход слона.

январь

Тема 13.

Шахматная фигура Слон

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «слон», вспомнить место слона в начальном положении, ход слона, что такое белопольные и чёрнопольные слоны.

Показать детям, как слон выполняет взятие.

Закрепить полученные знания посредством дидактических игр.

Тема 14.

Ладья против Слона

Игровая практика. Закреплять полученные детьми знания о шахматных фигурах «ладья» и «слон» в игровой практике на шахматной доске.

Упражняться в умении взаимодействовать между фигурами на шахматной доске, учить детей предвидеть ход событий на доске и, в соответствии с этим, выбирать методы защиты или нападения.

Тема 15.

Ладья против Слона

Закреплять полученные детьми знания о шахматных фигурах «ладья» и «слон» в игровой практике на шахматной доске. Учить детей следовать определённым правилам во время шахматной партии – делать ходы поочерёдно, учитывая предыдущий ход соперника и предвидя ответный ход. Учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задачу.

Тема 16.

Шахматная фигура Ферзь

Познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь».

Место ферзя в начальной позиции.

Ход ферзя.

февраль

Тема 17.

Шахматная фигура Ферзь

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», вспомнить место ферзя в начальной позиции, как ходит ферзь.

Познакомить детей с правилами взятия ферзём.

Закрепить полученные знания посредством дидактических игр.

Тема 18.

Шахматная фигура Ферзь

Закреплять полученные знания детей о шахматной фигуре «ферзь» в игровой практике на шахматной доске.

Учить детей следовать правилам ведения шахматной партии: делать ходы поочерёдно, учитывая ход соперника и предвидя ответный ход.

Учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задачу.

Тема 19.

Шахматная фигура Конь

Познакомить детей с шахматной фигурой «конь».

Место коня в начальной позиции.

Ход коня, взятие.

Тема 20.

Шахматная фигура Конь

Закреплять полученные детьми знания о шахматной фигуре «конь» в игровой практике на шахматной доске. Учить детей правильно взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, вспоминать и применять полученные знания о шахматных фигурах (ладье, слоне, ферзе) в процессе игры.

март

Тема 21.

Шахматная фигура

Пешка

Познакомить детей с «пешкой».

Место пешки в начальном положении.

Ход пешки, взятие.

Взятие на проходе.

Тема 22

Шахматная фигура Пешка

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе».

Познакомить с новым понятием – «превращение пешки». Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-заданий.

Тема 23.

Шахматная фигура Король

Познакомить детей с шахматной фигурой «король».

Место короля в начальной позиции.

Ход короля. Взятие.

Тема 24.

Шахматная фигура Король

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «король», вспомнить знания, полученные на предыдущем занятии (место короля в начальной позиции, ход короля, взятие).

Дать новое понятие – «контролируемое» поле.

Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-упражнений: учить детей правильно понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

апрель

Тема 25.

Шах

Познакомить детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха.

Учить находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет.

Закреплять новые знания посредством индивидуальных игр – заданий, учить детей правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно её решать.

Тема 26.

Шах и мат

Вспомнить значение понятия «шах».

Познакомить с новым понятием «мат».

Учить находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет.

Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно её решать.

Тема 27.

Мат

в один ход

Вспомнить значение понятия «мат».

Познакомить с новым понятием – «мат в один ход».

Учить определять среди остальных фигур в шахматной позиции ту, которая объявляет (ставит) мат в один ход неприятельскому королю.

Закреплять полученные знания посредством практических и индивидуальных заданий, учить детей понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно её решать.

Тема 28.

Ничья и пат

Познакомить детей с новыми понятиями – «ничья» и «пат». Показать несколько вариантов шахматной игры, которые приводят к ничейной позиции.

Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет.

Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать учебную задачу и самостоятельно решать её.

май

Тема 29.

Ничья и пат

Вспомнить значение понятия «ничья», в каких случаях в шахматной партии может быть ничья, повторить данные ситуации на примере шахматных позиций.

Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет.

Закреплять полученные знания посредством индивидуальных знаний, учить детей правильно понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно её решать.

Тема 30. Рокировка

Познакомить детей с новыми понятиями: «рокировка»«длинная и короткая рокировка».

Познакомить с правилами рокировки.

Закреплять полученные знания посредством дидактических игр – заданий.

Тема 31.

Шахматная партия

Познакомить детей с новыми понятиями – «дебют»«миттельшпиль»«Эндшпиль»«ценность фигур» (выгодный и невыгодный размен фигур или пешек). Учить детей во время шахматной игры действовать в соответствии с принятыми правилами поведения партнёров во время шахматной игры.

Тема 32.

Подготовка детей к шахматному турниру

Знакомство детей с понятием шахматных турниров, правила проведения соревнования, правила поведения во время шахматной партии и во время самого турнира.

Знакомство с понятием «судья соревнований».

2-й год обучения

Месяц

Тема

                   Задачи

октябрь

Тема 1.

В стране шахматного королевства

Краткая историческая справка о возникновении 
шахматной игры. Понятие шахматная доска, фигуры, горизонтали, вертикали, диагонали, центр, край, угол. 

Тема 2.

Волшебная шахматная доска. Горизонталь.  Вертикаль

Горизонтальная линия.

Количество полей в горизонтали.

Количество горизонталей на доске.

Игра «Нарисуй горизонталь».

Вертикальная линия.

Количество полей в вертикали.

Количество вертикалей на доске.

Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали.

Игра «Исправь ошибку».

Тема 3.

Волшебная шахматная доска. Диагональ

Диагональ.

Отличие диагонали от горизонтали и вертикали.

Количество полей в диагонали.

Большая белая и большая черная диагонали.

Короткие диагонали.

Игра «Раскрась диагональ».

Центр доски.

Количество полей в центре.

Игра «Собери шахматную доску».

Упражнение «Правильно положи перед собой шахматную доску».

Тема 4.

Знаки - символы

 

Объяснить детям, что «шахматная доска помогает записывать шахматные позиции. Не будь этих записей, не смогли бы люди восстановить сыгранные партии. Запись шахматных партий называют шахматной нотацией».

Познакомить детей со знаками-символами при записи партий.

ноябрь

Тема 5.

Шахматные фигуры

Вспомнить шахматные фигуры: белые и черные; ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Правила игры в шахматы.  

Просмотр мультфильма «Советы тетушки совы «Шахматы».

Тема 6.

Начальное положение

Расстановка фигур перед шахматной партией.

Правило: «Ферзь любит свой цвет».

Связь между горизонталями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч», «Расставь фигуры».

Упражнять детей безошибочно расставлять фигуры начального положения.

 Д/и «Войско из коробки», «Соседи».

Тема 7.

Ладья

Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности».

Тема 8.

Слон

Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны.

Разноцветные и одноцветные слоны.

Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». 

«Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), «Ограничение подвижности».

декабрь

Тема 9.

Ладья и слон

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности».

Тема 10.

Ферзь

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь!».  

Просмотр диафильма «Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат».

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».

Тема 11.

Ферзь против ладьи и слона

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру».

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».

Тема 12.

Король и ферзь

Ходы, взятия, удары, сила, понятие «шах». 
Игра
: «Огонь» (отметить фишками, сколько полей обстреливает король и ферзь в центре, сбоку, в углу, определить силу). 
Игра: «Поставь шах королю» (посоревноваться, кто больше шахов поставит королю за один ход). 
Игра: «Гости». (Белый и черный ферзь ходят в гости друг к другу. Варианты: Правило двух королей - нельзя подходить близко). 

январь

Тема 13.

Конь

Ходы, взятие, сила, удары. 
Нарисовать букву «Г» в восьми положениях.

Показать, как скачет конь по шахматной доске.

Игра «Огонь» (выложить фишками все поля, которые обстреливает конь, определить силу, напомнив, что он еще может перепрыгивать через фигуры). 

Игра «Гости». (Путешествие конями из угла в угол - сосчитать углы). Можно с элементом соревнования на двух досках. Игра «Гости» (путешествие конями с поля вl на д8 и с а2 на п7). 

Тема 14.

Конь

Закрепление. Понятие «Вилка». 
Игра «Соберем урожай» (съесть конем все пешки, можно с элементами соревнования).

Нападение конем на две фигуры - вилка (варианты с шахом и без шаха) - показ.

Затем дети придумывают вилки сами. 

Игра «Кто быстрее - передвижение коня из угла в угол; на соседнее с ним поле. 

Тема 15

Конь против ферзя, ладьи, слона

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие».

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».

Тема 16.

Пешка

Ходы, взятия, правило превращения, сила (без правила взятия на проходе).
Игра «Огонь» (определить, сколько полей обстреливает пешка).

Игра «Соберем урожай» (побить пешкой как можно больше фигур и провести на последнюю горизонталь). 
Игра «Война пешкой» (играют одни пешки, действуя по шахматным правилам, выигрывает тот, кто проведет больше пешек или съест больше пешек противника). 

февраль

Тема 17.

Пешка против ферзя, коня, ладьи, слона

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие».

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), «Ограничение подвижности».

Тема 18.

Король

Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (король против короля).

Чтение и инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба Яга».

Тема 19.

Король против других фигур

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие».

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки),

Тема 20.

Шах

Объяснить детям, как определять, объявлен ли шах в тои или ином положении: если ближайшим ходом можно побить короля, то этому королю объявлен шах.

март

Тема 21.

Ставим шах

Учить детей ставить шах.

Закрепить названия полей.

Тема 22.

Защита от шаха, пат

Учить детей защищаться от шаха.

Объяснить детям, если противник не сумел объявить шах, то король отделывается патом.

Пат – это почетная ничья.

Тема 23.

Шах и мат

Способы защиты от шаха. Примеры.
Поставить короля на шахматное поле. Предложить «обстрелять» короля фигурой противника.

Вспомнить, что такой «обстрел» называется нападение, а нападение называется «шах».
Поведение короля при шахе: 
• Побить фигуру противника другой фигурой или королем. 
• Поставить защиту (закрыться какой-либо фигурой).
• Уйти из-под шаха на другое поле. 
Продемонстрировать несколько вариантов матов (можно линейных, с помощью пешек, ферзя и др.).

Предложить спасти короля от этого «шаха». 
Сделать вывод, что «мат» — это шах, от которого нет защиты и конец шахматной игры. 
«Шаху - мат» - королю пришел конец (
в пер. с индийского). Шах обозначается знаком «+», мат - «х», 

Тема 24.

Мат

Объяснить детям, что мат – цель шахматной партии, сильного игрока выделяет умение ставить своему сопернику «мат» за кратчайшее время и за наименьшее число ходов.

апрель

Тема 25.

Ферзь, ладья и слон дают мат в один ход

Объяснить детям, что в шахматах выигрывает тот, кто побьет неприятельского короля.

Но чтобы побить короля, на него нужно напасть.

Шахматную игру принято прекращать за ход до того, как король будет побит. Это и есть мат.

Тема 26. Ничья. Пат

Отличие пата от мата.

Варианты ничьей.

Примеры на пат.

Дидактическое задание «Пат или не пат».

Тема 27. Рокировка

Закрепление понятий «шах» и «мат». 

Дать понятие «рокировка». В этом ходе принимают участие две фигуры: король и ладья. Поставить на начальную позицию короля и две ладьи. Показать, как делать рокировку в длинную и короткую сторону (король делает два шага по направлению к ладье, вставая на поле того же цвета, а ладья через него перепрыгивает и становится рядом). Запись о - о; о - о - о. 

Тема 28. Начало шахматной партии (дебют).

Развитие фигур (8 - 10 ходов). 
Показать несколько вариантов начала партий.

Игры в парах. Цель - развитие фигур (8 – 10 ходов). 
Оценка с позиции трех главных правил дебюта (занять центр, развить фигуры, сделать рокировку)

май

Тема 29.

Шахматная партия

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода»,

Тема 30.

Шахматная партия

Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта.

 Игра всеми фигурами из начального положения.

Тема 31.

Шахматная партия

Демонстрация коротких партий.

Игра всеми фигурами из начального положения.

Тема 32.

Итоговое занятие

Шахматный турнир

3.Организационный раздел

3.1.  Требования к материально-техническому обеспечению

  1. Настольные шахматы и шахматные доски.
  2. Демонстрационная магнитная доска с комплектом магнитных шахматных фигур.
  3. Дидактические игры для обучения игре в шахматы.
  4. Обучающие видео-уроки по шахматам.
  5.  Интерактивные обучающие программы.
  6. Технические средства обучения: автоматизированное рабочее место педагога (ПК, принтер), проектор, интерактивная доска.

3.2. Требования к кадровому обеспечению

Педагог, имеющий педагогическое образование.

3.3. Требования к методическому обеспечению

Для построения системы шахматного образования необходимо методическое сопровождение: программы и технологии. Их реализация в системе дошкольного образования предполагает учет возрастных особенностей детей, приоритет ведущей игровой деятельности и создание соответствующей предметно-пространственной среды. Решение образовательных задач осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.

3.4. Литература

  1. Сухин И.Г. «Шахматы для самых маленьких». – М.: Просвещение, 2007.
  2. Методические рекомендации по обучению игре в шахматы для педагогов дошкольных образовательных организаций, автор - составитель А.М.Гафт, Ханты-Мансийск, 2015г.
  3. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Издательства: АСТАстрель (2008 г.) 287 стр.

Интернет – ресурсы:

  1. Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: [сайт]URL: http://www.chess-master.net/articles/3.html;
  2. Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;
  3. Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/ebook/.
  4. Гришин В.Г. «Малыши играют в шахматы».-М.: Просвещение, 1991.
  5. Костьев А.Н. «Шахматный кружок в пионерском лагере».-М.: «Физкультура и спорт», 1980.
  6. «Психология и педагогика игры дошкольника», - под ред. А.В. Запорожца и А.П.Усовой.-М.: Просвещение, 1966.


Приложение

Дидактические игры

Игра.

«Кто быстрее?». Все шахматные фигуры стоят на столе. Предлагаем детям посостязаться в такой игре: кто быстрее соберёт в месте две-три одинаковые шахматные фигуры.

«На стуле». Поставьте на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаньте с ребёнком. Досчитайте до трёх и на счет «три» бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать её.

«Над головой». Называем какую-либо шахматную фигуру. Её должны быстро найти и поднять над головой дети.

«Ряд».  Предлагаем детям поставить в один ряд пешек; коней; слонов; ладей; ферзей; королей. Затем кто-то из детей должен попросить об этом взрослого и проконтролировать выполнение задания.

«Белые и чёрные». В беспорядке ставим на стол по шесть разных белых и чёрных фигур. Начиная дидактическую игру, отставляем в сторону одну из фигур, называя её и её цвет. Например, «Белый ферзь». Ребёнок продолжает игру и должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие), обязательно называя её. Например, «Чёрный король». Затем новую шахматную фигуру представляет взрослый и т. д.

«Что общего?» Берем произвольно две любые шахматные фигуры и спрашиваем детей: «Чем они похожи? Чем отличаются?» (цветом, формой).

«Большая и маленькая». Ставим перед детьми шесть разных шахматных фигур. Просим выбрать самую высокую, назвать её, отставить в сторону. Потом выделить самую высокую из оставшихся фигур и т. д.

«Запретная фигура». Расставляем шахматные фигуры в один ряд. Дети называют показываемые фигуры, кроме «запретной», которая выбирается заранее. Вместо названия «запретной» фигуры надо сказать «секрет». Можно поменяться ролями и, называя фигуры, на которые указывает ребёнок, иногда «ошибаться». Если ребёнок не заметит сделанную ошибку, сами указываем на неё.

«Волшебный мешочек» По очереди прячем в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и просим детей по очереди на ощупь определить, какая фигура спрятана. В другом варианте игры в мешок прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру.

«Шахматный теремок». Сделайте из деревянной шахматной доски «теремок». Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на «теремок»и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» «построить» – поднять.

«Шахматный колобок». Дидактическую игру-инсценировку сказки «Колобок» можно провести так: «дед»– король, «баба» – ферзь, «заяц» – пешка, «лиса» – конь, «волк» – слон, «медведь» – ладья, а колобок – шарик или клубок. Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки «лиса» колобка не съест – колобок от неё убежит.

«Шахматная репка». Посадите «репку» – клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: «дед» – это король, «бабка» – ферзь, «внучка» – слон, «Жучка» – конь, «кошка» – ладья, «мышка» – пешка.

"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.

"Перехитри часовых".  Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника

"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур

"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.

"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять!          (сжатые кулаки на столе)

Вышли пешки погулять!              (пальчики шагают по столу)       

Прыгнет конь! Подковы звяк!     (ладони вперёд и хлопок)

Необычен каждый шаг!                (сжимаем – разжимаем кулаки) 

А ладья упряма,                            (указательный палец)

Ходит только прямо!                    (раскрытые ладошки скользят по столу вперёд)

Король на месте, по привычке,    

А куда ему спешить?                     (разводят руки, пожимают плечами)   

Все фигуры встали стеной,           (выпрямленные ладони перед собой на столе)

Им начинать этот сказочный бой. (сжимаем – разжимаем кулаки)

                                                            

Игры для физкультминутки

Игра.

1

«Большой — маленький».

Сначала буду маленьким,

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим,

До лампы дотянусь.

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

2

«Клен».

Ветер тихо клен качает,

Влево, вправо наклоняет.

Раз — наклон

И два наклон.

Зашумел листвою клен.

Руки подняты вверх, движения по тексту.

3

Самолёты.

Самолёты загудели           (вращение перед грудью согнутыми в локтях           руками),

Самолёты полетели           (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),

На полянку тихо сели        (присесть, руки к коленям),

Да и снова полетели.

4

Буратино. 

Буратино потянулся,          (руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки) 

Раз - нагнулся, 

Два - нагнулся,                   (наклоны корпуса вперед) 

Руки в сторону развел,      (руки развести в стороны) 

Ключик, видно, не нашел. (повороты вправо и влево) 

Чтобы ключик нам достать, 

Нужно на носочки встать.  (руки на поясе, подняться на носочки)

5

Ах, как долго мы играли (для глаз)

Ах, как долго мы играли,

Глазки у ребят устали.          (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно,        (Посмотреть влево - вправо.)

Ах, как солнце высоко.         (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем,     (Закрыть глаза ладошками.)

В группе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,        (Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх -                   влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз,        (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)

6

Глазки

Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано -
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

7

Бабочка

Спал цветок                       (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся,          (Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел   (Руки   поднять   вверх (вдох).

                                            Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся   (Руки согнуты в стороны (выдох))

Взвился вверх и полетел.   (Потрясти    кистями,    посмотреть вправо-влево.)

8

Вновь у нас физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,         И совсем не уставать.
Наклонились, ну-ка, ну-ка!               Голова устала тоже.
Распрямились, потянулись,              Так давайте ей поможем!
А теперь назад прогнулись.               Вправо-влево, раз и два.
Разминаем руки, плечи,                     Думай, думай, голова.
Чтоб сидеть нам было легче,             Хоть зарядка коротка,
Чтоб писать, читать, считать             Отдохнули мы слегка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шахматы в детском саду

Педагогические задачи игры в шахматы, примерное тематическое перспективное планирование, список литературы....

Программа "Шахматы в детском саду"

Программа  рассчитана на детей 5-7 лет. В состав группы входит 8-10 детей. Предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: не более 30 минут. Гр...

Шахматы в детском саду

Краткое тематическое планирование на годпо обучению детей с 4 летигры в Шахматы...

Шахматы - в детском саду!

laquo;Шахматы - в детский сад!»«Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элеме...

Шахматы в детском саду (младший возраст)

Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию...

Конспект занятия по теме "Шахматы в детском саду"

Конспект занятия по теме "Шахматы в детском саду"...