Шахматы в детском саду
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему
Педагогические задачи игры в шахматы, примерное тематическое перспективное планирование, список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty_v_detskom_sadu.docx | 19.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Шахматы в детском саду
Часто воспитателям в детских садах родители задают вопросы: «Можно ли обучать малышей игре в шахматы? Как играть с ребёнком на доске?»
Психологи говорят о громадных возможностях в дошкольном возрасте. Многие известные шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте (А.Карпов-в 4 года, Г.Каспаров, Р.Фишер, Ю.Балашов-в 6 лет, А.Алёхин, М.Таль-7 лет).
Малыши любознательны-это позволяет увлечь их игрой в деревянные фигурки. Впервые массовое дошкольное шахматное воспитание и обучение началось на Кубани. Шахматы помогали подготовить дошкольника к быстрому и успешному освоению общеобразовательных школьных дисциплин (особенно математических). Массовое обучение дошколят помогало выявить шахматные дарования.
Игра в шахматы решает несколько педагогических задач:
- Оброзовательная-расширяет кругозор, развивает память, сообразительность, находчивость, учит ориентироваться на плоскости, тренирует логическое мышление, внимание.
- Воспитательная-дисциплинирует, вырабатывает черты характера, как усидчивость, самокритичность, умение самостоятельно принимать решение, не унывать при проигрышах.
- Эстетическая-обогощает внутренний мир ребёнка, развивает фантазию, приносит наслаждение и восхищение игрой.
- Физическая-развивает выносливость, побуждает быть физически здоровым.
- Коррекционная-помогает активным малышам стать спокойнее, непоседам сосредотачиваться на одном виде деятельности.
Общепринятой методики обучения дошколят шахматам не у нас в стране, не за рубежом не существет. Есть опыт энтузиастов.
Список литературы:
1. В.Г. Гришин «Малыши играют в шахматы», М. Просвещение, 1995 г.
2. В. Кастров, Д. Давлетов «Шахматы», Санкт-Петербург 1997 г.
3. Инна Весела, Иржи Веселы «Шахматный букварь», М. Просвещение, 1983 г.
4. Ник Бретт «Как играть в шахматы?» М.,Слово,1999 г.
5. И. Г. Сухин «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны», О. Просвещение «Духовное возрождение», 2003 г.
6. И. Г. Сухин «Играем и выигрываем», О. Просвещение «Духовное возрождение», 2003 г.
Занятия с детьми проводятся вовтрой половине дня, желательно каждую неделю по 30 мин. – подготовительные группы, 25 мин. – старшие. Группа делиться на подгруппы. Главное в обучение – привить интерес к интеллектуальной игре.
Примерное тематическое преспективное планирование (подготовительная группа)
Занятия | Цель занятий | Кол-во часов |
Сентябрь 1. Что за игра – шахматы? Сказка про великого царя и про появление шахмат. | Знакомство с новыми предметом, с шахматной доской и фигурами. | 2 ч. |
2. Путешествие шахмат по свету. Знакомство с шахматной доской. | Знакомство с геометрией шахматной доски. Изучение шахматной нотации. | 2 ч. |
3. Изучение шахматной нотации. Запись позиции. | Запись положение фигур на шахматной доске. Закрепление знаний, полученных на первых уроках. Игра на шахматной доске. | 2 ч. |
4. Плывут ладья по доске. Запись шахматных ходов. | Передвижение ладьи по шахматной доске. Изучение записи шахматных ходов. Закрепление пройденного материала. | 2 ч. |
Октябрь 5. Как ходит и как ест шахматный слон? | Изучение и запись ходов слона. Закрепление пройденного материала. | 2 ч. |
6. Как ходит его величество король и ферзь? | Передвижение короля и ферзя. | 2 ч. |
7. Скачем на коне. | Обучение прыжкам коня (на это потребуется 2-3 занятия). | 6 ч. |
Ноябрь 8. онипеамёёюСолдаты шахматной доски-пешки. | Знакомство со всеми правилами поведения пешек во время игры. | 2 ч. |
9. Что такое шах, мат и пат? | Понятие о цели шахматной игры. Знакомство с шахом, матом и патом. | 2 ч. |
10. Как начинать шахматную партию? | Правельная начальная расстановка фигур и их быстрейшее развитие в начале партии. Понятие об основных идеях дебюта. | 2 ч. |
11. Рокировка и всё о ней. | Знакомство с рокировкой. Разобраться во всех правилах и тонкостях рокировки. | 2 ч. |
Декабрь 12. Как записывать шахматную партию? | Знакомство с правельной формой записи шахматной партии. Развитие шахманой памяти. | 2 ч. |
13. Как зписывать шахматную партию? (Продолжение). Испанская партия. | Запись шахматной партии. Знакомство с дебютом – испанская партия. Развитие шахматной партии. | 2 ч. |
14. Основные законы дебюта. Ловушки. | Знакомство с основными дебютными принципами. Борьба с «Детским» матом и другими «детскими» ловушками. | 2 ч. |
15. Кто сколько стоит (ценность фигур). | Понятие о сравнительной ценности фигур. | 2 ч. |
Январь 16. Линейный мат. Мат двумя ладьями. | Понятие – линейный мат. Составление плана. Научится ставить линейный мат двумя ладьями. | 2 ч. |
17. Решение задач. | Правельное формирование задач на мат. Закрепление знаний по темам «Рокировка», «Мат 2-мя ладьями». | 2 ч. |
18. Линейный мат ферзём. | Научится ставить линейный мат ферзём. Составить план действий. | 2 ч. |
19. Лиейный мат ладьёй | Научится ставить линейный мат одной ладьёй. Составление плана действий. Дать определение термину оппозиция. | 2 ч. |
Февраль 20. «Квадратный» мат ладьёй. | Знакомство с геометрией шахматной доски. Научится ставить мат методом ограничения. | 2 ч. |
21. Заплетём косичку. Мат двумя слонами. | Обучение мату двумя слонами. Правильное планирование своих действий. Знакомство с геометрией шахматной доски. | 2 ч. |
22. Король с пешкой против короля. Паровоз везёт вагончик. | Знакомство с возможностями защиты нападения в данном окончании. Оппозиция, «ключевые поля». | 2 ч. |
23. Пешечные окончания. Правило «квадрата». | Знакомство с правилом «квадрата». Основные сведения о розыгрывании пешечных окончаний. Решение этюдов. | 2 ч. |
Март 24. Пешечная структура. Какие бывают пешки. | Знакомство с понятиями: изолированная, сдвоенная, проходная, «висячая», блокированная, отсталая пешка, пешечная цепь. | 2 ч. |
25.Пешечная структура (рокировка). | Значение пешек при защите рокированного короля. | 2 ч. |
26. Борьба ферзя против пешки. | Знакомство с приёмами шахматной борьбы: блокада, цугцванг, «плечо», патовые возможности, связка, «лесенка». | 2 ч. |
27. Комбинации. Двойной удар. | Понятие о шахматной комбинации. Знакомство с тактическим приёмом: двойной удар. | 2 ч. |
Апрель 28. Связка. Виды связок. | Знакомство учащихся с тактическим приёмом: связка. Виды связок, фигуры, осуществляющие связку. | 2 ч. |
29. Отвлечение и завлечение. | Знакомство с тактическими приёмами: завлечение и отвлечение. | 2 ч. |
30. Сильнейшие шахматисты. Чемпионы мира. | Знакомство детей с историей борьбы за мировую шахматную корону. Рассказ о выдающихся шахматистах мира, об их вкладе в развитие шахмат. | 2 ч. |
31.Сильнейшие шахматисты. (Продолжение). | Продолжить знакомство с выдающимися шахматистами мира. | 2 ч. |
Май 32-35. Шахматные задачки. | Закрепление и повторение всех пройденных тем в решение игровых этюдов и решение шахматных задач. | 6 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Шахматы в детском саду"
Программа рассчитана на детей 5-7 лет. В состав группы входит 8-10 детей. Предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: не более 30 минут. Гр...
Шахматы в детском саду
Краткое тематическое планирование на годпо обучению детей с 4 летигры в Шахматы...
Шахматы - в детском саду!
laquo;Шахматы - в детский сад!»«Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элеме...
Консультация для педагогов «Развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста через организацию игр в шахматы в детском саду»
Шахматы - очень древняя игра....
Шахматы в детском саду (младший возраст)
Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию...
Конспект занятия по теме "Шахматы в детском саду"
Конспект занятия по теме "Шахматы в детском саду"...
План реализации по проекту «Шахматы детям» в рамках сетевого инновационного ресурсного центра «Шахматы в детском саду»
Проект предназначен педагогам дошкольных образовательных учреждений, рекомендован педагогам дополнительного образования, так как направлен на оказание практической помощи педагогическому коллективу до...