«Пути взаимодействия с родителями одаренных детей в ДОУ»
материал

Надежда Владимировна Кочетова

«Пути взаимодействия с родителями одаренных детей в ДОУ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Пути взаимодействия с родителями одаренных детей в ДОУ»

Слайд №1    Одаренность ребенка, как правило, родители замечают первыми, хотя это не всегда легко сделать, так как не существует определенного стереотипа одаренности – каждый ребенок проявляет свои способности по-своему. Чаще всего одаренность ребенка остается незамеченной в семьях, где этот ребенок является первым или единственным. Но бывает и так, что родители сопротивляются причислению своих детей к одаренным. Как правило, это объясняется тем, что родители одаренных детей, как члены своего общества, подвержены системе отношений. Многие родители заявляют: «Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком – таким, как все». Пытаясь понять родительские переживания и дать на них ответ, задаешься весьма серьезной проблемой: действительно ли думающие родители всерьез полагают, что быть одаренным – значит быть ненормальным, не уметь найти места в компании сверстников, быть несчастным? Как ни печально, но таковы широко распространенные стереотипы, порой разделяемые родителями. Подобное отношение может серьезно мешать нормальному, счастливому детству; такие стереотипы необходимо развенчивать и уничтожать.

Слайд №2 Открытие одаренности собственного ребенка должно рождать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы, а не обезоруживающую озабоченность, которая стесняет живость самой важной для растущего человека связи – связи между родителями и детьми. С течением времени меняется мир, а вместе с ним и взаимоотношения всех социальных институтов. Современная образовательная программа провозгласила родителей субъектами образовательного процесса: на родителей возложена ответственность за качество образования своих детей.

Слайд №3 Но эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют дошкольное учреждение и семья. Поэтому в основе сотруднического взаимодействия семьи и детского сада должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Принципы работы с родителями:

  • Целенаправленность
  • Систематичность
  • Поэтапность
  • Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом много-аспектной  специфики каждой семьи
  • Доброжелательность
  • Открытость
  • Взаимопонимание
  • Доверие

 Накопление   знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения, определяет задачу совместных усилий воспитателя и семьи, которую можно решать разными средствами.

Слайд №4 

Ведущие цели взаимодействия с семьей одаренного ребенка – создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников. Важно, чтобы умственные усилия ребенка, его познавательная энергия встречали доброжелательное отношение со стороны старших не только в ДОО, но и дома. Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Организация работы с родителями одаренных детей в дошкольной образовательной организации включает в себя систему совместных мероприятий с родителями и детьми. С целью создания ребенку и его семье комфортных условий для развития творческого и познавательного потенциала, определены следующие цели: сформировать позитивный опыт семейного воспитания

 повысить уровень комфортности детей и взрослых в семье.

 организовать разнообразный семейный досуг.

 преодолевать затруднения в детско-родительских отношениях.

 Планирование психолого-педагогической деятельности должно быть направлено на решение следующих задач:  посвящение родителей в особенности образовательного процесса;

  предупреждение о возможных трудностях, возникающих у детей в

 разные периоды;  овладение некоторыми знаниями и умениями, чтобы суметь оказать помощь ребенку.

Слайд№5 Задачи:

- Повысить уровень компетентности родителей и привлечь их к сотрудничеству в вопросах развития детей.

  •  Обеспечить информационно – просветительскую поддержку выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку. - Работать в тесном контакте с семьями воспитанников.

Слайд №6  Этапы организованной деятельности.

Организация работы с родителями одаренных детей состоит из четырёх этапов организованной деятельности. Каждый этап имеет определенные внутренние и внешние цели, задачи, содержание, предполагаемые формы работы. Первый этап – знакомство с семьей. На первом этапе организуется деятельность по изучению индивидуальных особенностей каждого ребенка, его способностей, возможностей, склонностей, осмыслению необходимости трансляции родителям положительного образа ребенка. С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей определены следующие формы работы с родителями: анкетирование, опросы, беседы, тематические родительские собрания, круглые столы, родительские практикумы. Второй этап – информирование родителей. Эффективными формами взаимодействия с родителями на втором этапе является следующее: дни открытых дверей, оформление информационных стендов, индивидуальное консультирование, оформление выставок детского творчества, размещение информации на сайте организации. Тематические родительские собрания проходят в разной форме: круглые столы, тренинги, практикумы, родительские лаборатории и т.д. Индивидуальные консультации - одна из важнейших форм взаимодействия с семьей, помогает преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке и способствует созданию хорошего контакта между родителями и педагогом. Тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Педагогические практикумы - родителям предлагаются различные ситуации, необходимо найти выход, дать совет или рекомендацию, объяснить свою позицию. Дискуссии – активная форма повышения педагогической культуры родителей в процессе обсуждения актуальных проблем; Третий этап – образование родителей. На этом этапе происходит сопровождение по индивидуальному запросу семьи и ознакомление родителей с методами развития творческого потенциала ребенка. Здесь актуальными задачами остаются: - индивидуальная работа с семьей, - дифференцированный подход к семьям одаренных детей, - забота о том, чтобы не упустить из поля зрения важные вопросы семьи. Результат работы с родителями – рост их педагогической компетентности. Четвертый этап – совместная деятельность родителей и детей. Для этого этапа характерно эффективное сотрудничество педагогов и родителей в процессе гармоничного развития личности ребенка. Важнейшим результатом организации системы работы с родителями одаренных детей является: создание содержательного общения педагогов и родителей, в процессе которого формируется активная позиция родителей в творческом развитии ребенка. В целом работа с родителями должна быть направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Необходимо подготовить родителей к тому, что из одаренного ребенка вырастет одаренный взрослый, и объяснить им, что в этом нет ничего страшного, что это – замечательно. Главная цель психологической помощи родителям одаренных и способных детей – помочь им понять, что их ребенок, какой бы он ни был, прежде всего ребенок. Работа с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Будущее, гораздо ближе к нам, чем принято думать, оно – совсем рядом: плачет, смеется, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать.

 Слайд № 7  Рекомендации для родителей.

организуйте детям режим труда и отдыха;

– научите ребенка самостоятельно выполнять нормы и правила гигиены;

– отнеситесь внимательно к досугу вашего ребенка, ограничивайте время, проведенное за экраном компьютера или телевизора;

– установите в семье традиции здорового питания и употребления в пищу полезных для здоровья продуктов;

– проводите с ребенком больше времени, организуя для этого совместный досуг;

– научите ребенка основам безопасности жизнедеятельности (правилам дорожного движения, соблюдение правил безопасности при занятиях спортом);

– важно, чтобы ребенок имел элементарные представления о том, как устроено тело человека, что способствует заболеванию и как можно этого избежать;

– атмосфера в семье должна быть доброжелательной, так как важно сохранять как физическое, так и психическое здоровье детей;

– относитесь к своему ребенку доброжелательно, уважайте его мнение, цените его, прислушивайтесь к нему;

– совершайте со своим ребенком прогулки на свежем воздухе всей семьей, походы и экскурсии!

Заключение

Слайд № 8. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребёнка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формирование ценных жизненных ориентаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Пути взаимодействия с родителями по вопросам воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста"

Игровые упражнения для педагогов. Функции семьи и ДОУ в современных условиях. Формы работы с родителями. Анкета для родителей "Взаимодействие детского сада и семьи"....

Пути взаимодействия с родителям одаренных детей в ДОУ

Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для развития одаренности. Однако системы работы с одаренными детьми в ДОУ до последнего времени не существовало. На наш взгляд, ...

Система работы с одаренными детьми. Пути взаимодействия с родителями.

В статье раскрыт опыт экспериментальной деятельности  дошкольного учреждения по созданию системы работы с одаренными детьми дошкольного возраста.  Раскрыта реализация основных направлений ра...

«Пути взаимодействия с родителями по вопросам воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста»

альность проблемы.     Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от со...

Пути взаимодействия с родителям одаренных детей в ДОУ

Политика государства в области образования определила актуальность и особую важность работы с одаренными детьми. В национальной инициативе «Наша новая школа» среди шести основных направлен...

Пути взаимодействия с родителям одаренных детей в ДОУ

Политика государства в области образования определила актуальность и особую важность работы с одаренными детьми. В национальной инициативе «Наша новая школа» среди шести основных направлен...