«Пути взаимодействия с родителями по вопросам воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста»
материал
альность проблемы.
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП), подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на протяжении дошкольного детства ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_obobshchenie_opyta.docx | 24.73 КБ |
Предварительный просмотр:
«Пути взаимодействия с родителями по вопросам воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста»
(доклад для участия в педагогических чтениях)
«Семья – поистине высокое терпенье.
Она заслон надежный и причал,
Она дает призванье и рождение,
Она для нас основа всех начал.»
(Е. А. Мухачев)
Актуальность проблемы.
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП), подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на протяжении дошкольного детства ребенка.
Признаки и условия создания ЕОП
1. Определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников.
Современные программы образования дошкольников строятся на основе Концепции дошкольного воспитания, достижения психологии и педагогики. Однако, родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в области воспитания, обучения и развития детей. Поэтому цель и задачи общественно воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка.
2. Выработка и принятие единых требований, предъявленных к ребенку дома и в ДОУ. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.
3. Выработка общего подхода к принятию проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передача родителям информации о технологиях образовательного процесса
Таким образом, современность ставит перед ДОУ достаточно сложные задачи и предъявляет высокие требования к профессионализму педагогов.
Практическая часть
Цель: вовлечение семьи в единое образовательное пространство
Задачи:
- Создание условий для благоприятного климата с родителями. Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей;
- Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных стандартов;
Предполагаемый результат:
- Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;
- Повышение педагогической грамотности родителей на основе Федеральных государственных стандартов;
- Повышение профессиональной компетентности педагогов;
- Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;
- Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей;
Описание опыта:
В 2014 году, набрав группу малышей, мы начали работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Использование разнообразных форм работы с семьей с целью единого образовательного пространства».
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вели по четырем направлениям
- Информационно – аналитическое направление:
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка, мы начали работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картинку, на основе собранных данных, мы проанализировали особенности структуры родственных связей на каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработали тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Мы разработали для себя критерий, который назвали «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских утренниках, участие родителей в выставках, конкурсах, помощь родителей в оснащении педагогического процесса.
Позднее мы выделили для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к совместной деятельности взрослых и детей.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей:
- Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно – образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения;
- Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации;
- Родители – наблюдатели
Изменение восприятия родителей, как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей:
- Активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей;
- Заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов;
- Равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали также».
У нас появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.
2. Познавательное направление
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраст.
В нашем детском саду созданы все условия для организации едино пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.
Активные формы и методы работы с родителями:
- Родительские собрания («Задачи воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста», «Особенности психофизического развития детей четвертого года жизни и основные задачи воспитания», «Семейное чтение как средство духовно – нравственного становления личности ребенка»);
- Консультации («Как заинтересовать ребенка физкультурой», «Игра – забава», «В какие игры можно и нужно играть с детьми 3-х лет?» «Формирование интереса к художественному слову у детей раннего и младшего дошкольного возраста», «Труд ребенка в семье» и др.;
- Совместные проекты «Игрушки», «Космос», «Этот день Победы», «Осень, осень в гости к нам пришла!»;
- Выставки детских работ, изготовленные вместе с родителями) «Книжка – игрушка» по стихам А. Барто, альбом сочинений родителей на тему «Любимая игрушка моего ребенка», «Домашние заготовки» «Салют Победы», «Осень золотая» и др.
- Дни добрых дел (подготовка участка к летнему сезону, группы к Новому году, расчистка снега, ремонт оборудования, «Подари книгу детям»);
- Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- Оформление выставок «Моя семья», «Папа – солдат»;
- Совместное создание предметно – развивающей среды;
- Работа с родительским комитетом группы;
- Беседы с родителями («Как правильно одеваться», «Правила чистки зубов», «Режим дня в выходные дни»);
- Родительский уголок;
В результате повысился уровень воспитательно – образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.
Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, родительское собрание «Игра – забава» мы провели его в форме круглого стола. Очень тщательно к нему готовились, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой, готовили пригласительные билеты, постарались создать атмосферу добра, уюта и тепла. Психологическая разминка «Улыбка», объединила взрослых. Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Улыбка помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящими за единым столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе.
Доброжелательный тон повествования способствовал созданию доверительной атмосферы, помог родителям откровенно говорить о проблемах. С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки.
К собраниям мы готовили выставку детских работ и фото стенд, где используем фотографии из жизни группы детского сада. На каждом собрании выражаем благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им объявляют благодарность.
Родители стали активнее участвовать в делах группы, помогать, научились взаимодействовать друг с другом.
Большая работа с родителями была проведена нами на тему «Как подружиться с книгой». Был разработан конспект интегрированной деятельности НОД – беседа «Моя любимая книга», проведена консультация «Как выбрать сказку для самых маленьких»
Состоялось родительское собрание на тему «Семейное чтение, как средство духовно – нравственного становления личности ребенка». Совместная подготовка сблизила нас и родителей, родителей и детей, подружила семьи.
На собрание были приглашены специалисты: психолог, библиотекарь. Если в начале встречи ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойство, то к концу встречи царила веселость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу.
Родители поделились своим опытом на темы «Организация семейного чтения и уголка книги», «Книги – семейные реликвии». Получили рекомендации по организации семейного чтения. Им были предложены литературная игра «Сказки нашего детства», викторина «Вспомни сказку»
3. Наглядно – информационное направление
Наглядно – информационное направление включает в себя:
- Родительские уголки;
- Семейные и групповые альбомы «Наша дружная семья», «Улицы по которым хожу»;
- Фотомонтажи «Из жизни группы»;
Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нем мы помещали практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно играть, советы, задания. Активность родителей в создании выставок говорит о том, что эта форма работы является востребованной. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
4. Досуговое направление
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям:
- Увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях;
- Посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В группе провели:
- Конкурс чтецов;
- Выставка рецептов заготовок на зиму;
Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей мы вели подготовку:
- Выделяли цели и задачи;
- Проводили конкурсы для родителей;
- Составляли план проведения мероприятий;
- Изготовили пригласительные билеты;
- Разучивали стихи;
- Индивидуально встречались и давали консультации;
- Изготавливали атрибуты;
Проводимая работа позволяет повысить психолого – педагогическую компетентность родителей в вопросах детско – родительских отношений.
Провели акцию «Подари книгу детям». У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд – воспитание души.
Сразу для родителей это оказалось непросто, но искренняя и неподдельная радость в глазах наших детей заставила их быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим. И вслед за одним, потянулись все остальные. Ведь наша задача была организовать это так, чтобы взрослые сами захотели помочь, принести игры и книги. Пусть не новая игра, но теперь, играя в нее с друзьями, ребенок может познакомить их с вариантами этой игры в семье. А теперь книга стала еще интереснее и звучит по - новому в кругу друзей. Теперь у нас в группе целая библиотека, созданная благодаря родителям.
Живой интерес и даже удивление родителей вызвала стенгазета «По – секрету – всему свету», где дети делились своими мечтами. С точки зрения взрослых, мечты детей в семье были материальны: новая кукла, машинка, робот. Каково же было восхищение родителей, когда они прочли желание своих детей: «Я мечтаю, чтобы мама увидела как Дед Мороз подарит нам паровозик со строителем», «Я мечтаю о сестренке», «Я хочу не болеть», «Я мечтаю о рыбалке», «Я мечтаю о пельменях», «Я мечтаю лучиках, чтобы солнышко нас грело».
Это заставило родителей взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараться укрепить их, больше внимания уделять детям.
Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах.
Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, мы заранее вывешиваем яркое объявление. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает лучше узнать своих воспитанников.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труде. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Мы думаем, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Мы всегда делаем это при любом случае, и родители платят нам тем же.
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей, именно поэтому мы просим помощи у родителей, именно поэтому мы просим помощи у родителей. Они помогали нам изготовить пособия для занятий, оформить уголок природы.
Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таком мероприятии, как «Покраска участка», налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между нами и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям на участке для прогулки было хорошо и уютно. Все дела проходили с энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносил крупицы своего труда, умения, творчества.
Создание единого образовательного пространства невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливым и деликатным и тогда все получится.
Опыт работы показал: позиция родителей, как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители стали проявлять интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога.
Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый их которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Это возможно только благодаря объединению сил и сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих создателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование фольклора в воспитании и обучении детей младшего дошкольного возраста
Цель моей работы: изучение особенностей речевого развития дошкольников воздействием жанрами фольклора.Задачи: 1. Обеспечить эмоционально положительное общение с каждым ребенком, сокр...
Мастер-класс для педагогов "Пути взаимодействия с родителями по вопросам воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста"
Игровые упражнения для педагогов. Функции семьи и ДОУ в современных условиях. Формы работы с родителями. Анкета для родителей "Взаимодействие детского сада и семьи"....
«Детский сад «Семицветик» г. Белоярский» Проект «Организация сотрудничества с родителями в вопросах воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации стандарта дошкольного образования»
Проект организуется с родителями, детьми и педагогами в подготовительной к щколе группе. Для эффективности проведения мероприятий используется интерактивный метод обучения....
Задачи воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования утверждены образовательные задачи, которые решаются на протяжении всего дошкольного возраста. В статье представлены задач...
Консультация для воспитателей «Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей младшего дошкольного возраста»
Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребёнка, способствует повышению его жизненного тонуса, удов...
«ВИДЫ ИГР И ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ, ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребёнка, способствует повышению её жизненного тонуса, удовлетворяет л...