"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
консультация
Буклеты для родителей и педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklety_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.doc | 199.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Чувство патриотизма включает в себя следующие параметры:
- чувство привязанности к местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах Родины;
гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
- уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, его обычаям и традициям;
- стремление посвятить свой труд на благо могущества и расцвета Родины.
Пословицы и поговорки о Родине:
- Одна у человека мать – одна и Родина.
- От Родины теплом веет.
- При солнце тепло, при Родине добро.
- Где родился – там и сгодился.
- Родина – мать, умей за неё постоять.
- Народы нашей страны дружбой сильны.
- Родина краше солнца, дороже золота.
- Для Родины своей ни сил, ни времени не жалей.
- Родная сторона мать, чужая – мачеха.
- Родина – мать своего народа.
- Для родной Отчизны, не жаль и жизни.
- На чужой сторонушке рад своей
воронушке.
- На чужбине родная землица во сне снится
- Своя земля и горсть мила.
«Что мы Родиной зовем?»
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)
Подготовила: Солонецкая Л.А.,
старший воспитатель
МДОУ «Детский сад № 55 о.в.»
г. Магнитогорска
Нравственно – патриотическое
воспитание детей
дошкольного возраста.
Рекомендации для родителей.
"В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец... Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям" (А.С. Макаренко).
Уважаемые мамы, папы, дедушки и бабушки! Перед нами стоит нелёгкая задача – донести всю глубину понятия «гражданин Отечества» до маленького Человека, привить ему любовь к Родине. Особенно хотелось бы обратиться к молодым родителям, которые призваны сохранить свою духовность, разобраться и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную Родину, а такую, какая она есть. В настоящее время эта проблема актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма и гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение, многие из родителей не могут ответить на вопросы о сути гражданственности и патриотизма. А ведь именно родителям нужно начинать развивать в детях чувство привязанности к отеческим ценностям, так как пример взрослых, в особенности близких людей, имеет большое значение. Малыш тянется ручонками к матери и отцу, чувствуя их силу, тепло, нежность, любовь и свою защищённость. Именно с этих ощущений начинается его любовь к своей семье, родному дому, своей маленькой Родине. С возрастом к ребёнку приходит понимание Родины уже как своей страны, в которой он родился. У дошкольника Родина начинается с семьи и детского сада. И очень важно, чтобы она стала его первой «большой» родной и любимой Землёй. У каждого ребёнка, у его семьи и места рождения есть своя история, которую ему необходимо знать, уметь рассказывать и, главное, гордиться ею. «Да зачем всё это нужно в век – то современных технологий?» скажете Вы, взрослый человек. Ответ придёт сам собой. Оглянитесь назад, вспомните своё детство, тепло маминых рук и значимость маминых объятий, запах родного дома, незабываемые праздники в кругу семьи. Задумайтесь! Когда вы рассказывали ребёнку сказки? Когда последний раз были на экскурсии в своём любимом городе? Показывали ли ему свои любимые места? Что рассказывали о себе, о своём детстве, о родных и о родственниках? Какие слова вы ему говорите об Отчизне, о вашем отношении к Родине?... Вспомнили? Поэтому просим вас: рассказывайте детям об этом чаще, обогащайте те знания, который даёт им детский сад. Читайте вместе с ними детские книги, смотрите фильмы, ходите в походы, играйте «в богатырей», занимайтесь вместе сотворчеством (рисуйте, лепите, вышивайте). Может быть, у кого-то из вас сохранилась летопись семьи, рода… Было бы прекрасно, если бы вы рассказали об этом не только вашему ребёнку, но и всем детям группы. Прививайте детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Потому что задача родителей заключается в том, чтобы как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. И помните, что успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит от вас - родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома и в детском саду.
В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и региональную терпимость ». От 4.10.2000г № 751
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры помогает в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Исходя из этого, работа педагога включает целый комплекс задач:
-Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
-Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
-Воспитания уважения к труду;
-Развития интереса к русским традициям и промыслам;
-Формирование элементарных знаний о правах человека;
-Расширение представления о городах России;
-Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
-Развитие чувства ответственности и
гордости за достижения страны;
-Формирование толерантности, чувства
уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в НОД, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Система и последовательность работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом: семья - детский сад - родная улица, район - родной город - страна, ее столица, символика - права и обязанности (конституция).
Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
*Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
*Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
*Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсия по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
Средства патриотического воспитания:
- предметно-развивающая среда;
- художественная литература и искусство;
- фольклор;
- практическая деятельность.
Методы патриотического воспитания:
- повышение познавательной активности;
- эмоциональное восприятие дошкольников.
Формы патриотического воспитания:
- непосредственно образовательная деятельность;
- игры;
- беседы;
- экскурсии;
- праздники и развлечения.
Условия патриотического воспитания:
* Создание, благоприятного психологического климата в коллективе.
Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью,
улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания
чувства привязанности к род6ному детскому саду, родной улице,
родной семье начинается формирование того фундамента, на котором
будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству;
* Интеграция содержания образования (проектирование такого содержания образования, которое бы способствовало усвоению ребенком культурных и других традиций своего народа, с традициями других народов) - тематический блок, тема;
Интеграция условий реализации содержания образования:
а) технологии по патриотическому воспитанию;
б) формы организации патриотического воспитания старших дошкольников;
в) интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы;
г) предметно-пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы;
* Результат:
а) интеллектуальные, личностные, физические качества;
б) универсальные предпосылки учебной деятельности;
в) формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей; сознания, построенного на приоритете национально-государственных ценностей;
Предметно-развивающая среда, созданная с учётом интересов и потребностей ребёнка, предоставляет возможность ребёнку продвигаться в своём развитии.
Обогащение предметно-развивающей среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует ненасильственному включению ребёнка в образовательный процесс и переводу игры в учебную деятельность с целью формирования познавательной, социальной мотивации ребёнка к развитию и самореализации.
МДОУ «Детский сад № 55 о.в.»
г. Магнитогорска
Нравственно – патриотическое
воспитание детей
дошкольного возраста.
Рекомендации для педагогов.
Подготовила: Солонецкая Л.А.,
старший воспитатель
Поскольку данный вид деятельности предполагает тесное взаимодействие с семьями детей, представляется целесообразным выделить отдельно педагогические задачи для дошкольников и для родителей.
Изучение истории своей семьи, воспитание гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать продолжателями лучших качеств своих предков — задачи, которые следует адресовать родителям в большей степени, нежели детям. К тому же история предков может рассказать о том, какие склонности и таланты могут быть у потомков, по какому пути лучше их направить.
В процессе ознакомления с родословной у детей формируются представления об отношениях родства, расширяются знания о семье, словарный запас обогащается терминами родства, развивается словесно-логическое мышление. Так, например, рассматривая свою родословную, ребенок наглядно видит и более отчетливо понимает, что такое «отчество», каково его происхождение.
В дошкольном детстве закладываются основы формирования чувства ответственности перед памятью своих предков. Оно имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка. В школьные годы часто стремление «не огорчить маму», «не опозорить свою фамилию, свой род» является более эффективным сдерживающим началом, нежели любые наказания или поощрения.
Работа по составлению родословной в детском саду нужна и для обеспечения преемственности со школьным обучением. Поиск своих корней в семье продолжается, и когда в школе ребенок будет составлять родословную, в ней уже может появиться шестое, седьмое поколение. Такая работа способствует установлению преемственности в широком смысле этого слова — преемственности поколений, исторического развития в целом.
"Семья"
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Праздники:
Начиная с 1994 года 15 мая ежегодно
отмечается как Международный день семьи.
Всероссийский праздник 8 июля –
День семьи, любви и верности
Родителям, проявившим заинтересованность, можно порекомендовать почерпнуть более подробную информацию по составлению родословного описания в пособиях по вспомогательным историческим дисциплинам, включающим раздел, посвященный генеалогии, воспользоваться рукописью Н.Д. Можарова «Как начать составлять свою родословную. Конспекты для начинающих» (М., 1991)
МДОУ «Детский сад № 55 о.в.»
г. Магнитогорска
Как знакомить ребёнка
с историей семьи.
Рекомендации
для педагогов и родителей.
Подготовила: Солонецкая Л.А.,
старший воспитатель
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
* корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
* семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций;
* счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства.
Важным условием для проведения эффективной работы по ознакомлению дошкольников с родословной является овладение педагогами знаниями о том, что такое родословная, зачем ее составляют, каковы истоки традиции. Воспитателю самому необходимо разобраться в теоретических вопросах, попробовать составить свою родословную.
Составление родословной, ее ведение являлось частью традиционной культуры многих народов России. Появление этой традиции обусловлено, прежде всего, экономическими потребностями — передачей земли, имущества по наследству. Поэтому более всего были заинтересованы в тщательном и скрупулезном составлении родословной высшие слои общества, имевшие значительную собственность. Однако родословная велась в семьях повсеместно, как правило, не зависимо от их сословной принадлежности. Крестьяне, ремесленники, промысловики, казаки в большинстве своем бережно относились к родословной. Владевшие грамотой записывали ее на оборотной стороне старинных икон, неграмотные передавали память о своих предках изустно, как сказки, былины или пословицы.
Понятие «родословная» можно определить как перечень поколений людей одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства, с указанием о каждом представителе рода того, что его отличает. Существует два основных способа ее ведения — по восходящей и нисходящей линиям. Собственно родословная отражает отношения кровного родства. Восходящая прямая линия родства — это та, которая идет от данного лица, от нас с вами, к предкам. Запись поколений можно начать с себя. В таком случае себя и считают первым поколением, мать, отца — вторым, дедушек и бабушек — третьим и т.д. Называется такая родословная смешанной восходящей. «Смешанная» означает, что в родословную включают предков и мужского, и женского пола. «Восходящая» означает, что родословная восходит все к более и более отдаленным поколениям. Родословная, где в восходящих поколениях записываются только прямые предки мужчины, называется мужской восходящей родословной.
Составление родословной лучше всего начинать со смешанной восходящей родословной. Этот вид родословной можно составлять, опрашивая родственников, не обращаясь к архивам. Когда уже имеется смешанная восходящая родословная и установлен наиболее отдаленный предок, появляется возможность составить нисходящую родословную — самый распространенный и обычный вид родословной. Однако для ее составления необходимо обратиться к метрическим книгам, архивам. В составлении родословной могут помочь воспоминания, старинные адресные и справочные издания.
Родословную можно представить в виде дерева. Однако следует помнить, что родословное, или генеалогическое, древо — это мужская нисходящая родословная, но перевернутая. Она действительно напоминает разветвленное дерево. Имя родоначальника располагается на стволе дерева, имена его потомков — на разветвлениях и ветвях. Поскольку родословие является частью традиционной народной культуры, то необходимо отметить, что православная церковная традиция сравнивает детей, имея в виду и кровное, и духовное родство, с ветвями древесными, с плодами лозы. Да и русская пословица, пусть и с иронией, напоминает о том же: яблоко от яблони недалеко падает.
Родословную вовсе не обязательно оформлять в виде дерева. Существует достаточно много вариантов. Ее можно внести в таблицу, нарисовать в виде схемы.
В центре пишут имя человека, для которого родословная составляется, а в каждой из двух половин круга располагают имена предков по материнской и отцовской линии.
Поколенная роспись составляет основу семейного, родословного архива. Существенным его дополнением служат фотографии и портреты.
Деятельность по составлению родословной служит сплочению членов семьи, что в результате создает более благоприятную эмоциональную атмосферу, необходимую для нормального развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему "Использование культурно - региональных ценностей в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Музыка»
Развитие эстетических качеств, художественного вкуса, творческой активности и нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста....
«Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников»
Главной целью работы по этой теме я считаю воспитание исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческо...
Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик».
Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группеТема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»....
Консультация для воспитателей "Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников"
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке,...
Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через культуру родного края.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственное и патриотическое воспитание. ...
Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...