" Кейс-метод, как современная педагогическая технология"
консультация (подготовительная группа)
Материал знакомит с использованием кейс -метода в работе с детьми,дошкольного возраста. дает рекомендации педагогам по разработке и составлению кейса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация | 20.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.С. Малинина,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад № 5 «Хрусталик» г. Йошкар-Олы»
«Кейс – метод , как современная педагогическая технология проблемного обучения по правилам дорожного движния»
Один из новых методов работы с детьми, который позволяет педагогу самостоятельно проектировать образовательный процесс – это кейс-метод.
Кейс-метод относится к современным педагогическим технологиям проблемного обучения. Кейстехнология (от латинского casus – запутанный, необычный случай; от англ. case – портфель, чемоданчик) зародилась в Гарвардской школе бизнеса (США) в начале XХ века и постепенно распространилась на другие сферы деятельности человека во многих странах, в т. ч. в России.
В отличие от вопросов, тестов и задач кейс-метод позволяет оценить не объем информации, которую усвоил ребенок, а его готовность к практической деятельности через актуализацию полученных знаний. Суть кейс-метода заключается в том, чтобы стимулировать познавательную активность детей через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая моделируемая или реальная ситуация должна предполагать несколько вариантов решений и быть максимально приближена к личному опыту детей.
Чтобы подготовить любую кейс-ситуацию, необходимо придерживаться определенного алгоритма:
1-й шаг – определить цель кейса: компетенции, умения или способности, которые вы хотите выявить или сформировать у детей.
2-й шаг – описание кейса: сюжет, содержащий проблемный фактор, завязку. Это необязательно конфликт. Кейс может содержать обстоятельства, которые определяют проблему: острые и внезапно возникающие события, парадокс явлений окружающего мира.
3-й шаг – обозначение кульминацию кейс-ситуации: это еще не вопрос, но из сюжета дети должны почувствовать дилемму. Этот этап является отправной точкой для поиска решения.
4-й шаг – определить момент проблемного включения: это вопрос или задание, которые будут предлагаться детям.
Ситуация, которая предлагается, должна не просто дать детям информацию, а погрузить их в атмосферу происходящего, стимулировать к общению. Диалог должен быть конструктивным. При этом следует принимать любой детский ответ, даже суперфантастический. Важно научить дошкольников аргументировать свое мнение и из большого количества идей выбирать уместные и актуальные.
Кейс-метод – вариативный инструмент в общении с детьми и предполагает использование различных средств:
- социальные и естественно-научные проблемные ситуации;
- словесные и иллюстрированные сюжеты: события, рассказы и игры с проблемным содержанием;
- фантазийные ситуации и нелепицы;
- фото- и видеоролики;
- объекты и явления окружающей действительности.
Любой кейс можно использовать на разных этапах занятия. Например, в начале занятия кейс поможет сформировать у детей интерес к теме, настроить на совместную работу, в конце – плавно перейти к самостоятельной деятельности. Кейсы, которые используются для работы с детьми дошкольного возраста, должны отражать не абстрактные, а реальные жизненные ситуации. При этом материалы кейса должны не просто описывать эти ситуации, а представлять собой единый информационный комплекс, который позволит детям понять ситуацию и найти один или несколько вариантов, как ее решить.
Кейс по ПДД может содержать комплект из картинок, фотографий, карточек, носителей аудио- или видеоинформации, которые обозначат в доступной для детей форме дорожную проблему. Также можно использовать книжки-малышки, раскраски (например, с дорожными знаками), пазлы, настольно-печатные игры, тематические конструкторы. Сопроводите кейсы именными конвертами или листами, куда воспитанники будут складывать или наклеивать свои достижения. Например, за правильные ответы на загадки, ребусы, кроссворды назначьте приз – наклейку в виде светофора. Такие поощрения будут дополнительно стимулировать детей решить кейс.
Девять признаков правильно составленного кейса по ПДД.
- Соответствует поставленной дидактической цели.
- Содержит информацию в доступной для понимания дошкольников форме.
- Содержит четко сформулированное задание.
- Имеет соответствующий возрасту дошкольников уровень трудности.
- Имеет одно или несколько решений.
- Отображает реальные ситуации на дороге.
- Побуждает к дискуссии.
- Способствует развитию аналитического мышления.
- Не устаревает в течение короткого времени.
В процессе обсуждения кейса педагогу рекомендуется не подсказывать детям решения, воздерживаться от ответов на вопросы. Задача детей – самостоятельно найти решение или решения кейса, применить знания правил дорожного движения. Дошкольникам дается возможность анализировать, делать выводы, строить предположения. Чтобы помочь воспитанникам, задаются наводящие вопросы, например: «Что в кейсе?», «О чем пойдет речь?», «В чем состоит проблема?», «Что может произойти и к чему может привести, если…», «Как вы можете решить эту проблему?», «Что вы могли бы сделать?». При правильном применении кейс-технологии дети усваивают правила дорожного движения, учатся в безопасных условиях находить выход из проблемных дорожных ситуаций. Работа с кейсами также будет развивать логическое мышление детей, умение анализировать, формулировать высказывание, взаимодействовать в команде; получать необходимую информацию в общении со сверстником, со взрослым; соотносить свои устремления с интересами других; доказывать свою точку зрения. Дети научатся аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии; воспринимать ситуацию целостно, критически, объективно, применять к себе обстоятельства; работать в команде; адекватно вести себя в конфликтных и проблемных ситуациях; применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания.
Восемь этапов работы с кейсом по ПДД.
- Разработать проблемную дорожную ситуацию.
- Оформить кейс – подобрать иллюстрации, фотографии, макеты и другие материалы.
- Показать кейс дошкольникам, дать им время ознакомиться с ним.
- Обсудить с детьми проблемную ситуацию, совместно озвучить задание.
- Предоставить дошкольникам время на самостоятельный поиск решения кейса.
- Поддерживать дискуссию в подгруппах, помогать оценивать решения ситуации, которые предлагают дети.
- Выслушать/посмотреть/проверить решения детей.
- Подвести итоги.
Таким образом, кейс-технологии по ПДД педагоги могут использовать как составную часть образовательной ситуации познавательного или речевого цикла, как форму работы в рамках совместной или самостоятельной деятельности, как часть проекта о формированию безопасного поведения детей разной степени продолжительности.
Список источников:
1. Качалова, Т., Невмывака С. Как с помощью кейсов обучить детей ПДД [Текст] / Т. Качалова, С. Невмывака // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2018.-№ 9 с. 55-59.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет «Использование современных педагогических технологий в развитии системы педагогической работы с детьми в соответствии с требованиями Профессионального стандарта «Педагог».
laquo;Только та технология даст необходимый результат, когда она одухотворена её главным автором - Педагогом. Ищите, творите!»...
Современные педагогические технологии. Использование в педагогической деятельности развивающие технологии «Палочки Кьюизенера и Блоки Дьенеша »
В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, согласно которым ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взр...
Мастер- класс «Возможности использования кейс- метода конкретной ситуации в педагогической практике»
Мастер- класс. Возможности использования кейс- метода конкретной ситуации в педагогической практике.Мастер-класс по теме «Возможности использования кейс-метода или метода анализа конкретно...
Выступление на семинаре «Использование современных образовательных технологий в ДОУ» на тему: «ИКТ как современная педагогическая технология».
Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распростр...
«Современные педагогические технологии в дошкольном образовательном учреждении» Тема выступления «Информационно-коммуникационные технологии – инструмент современного педагога», март 2021 г.
Информационно - коммуникационные технологии в образовании В условиях динамично меняющегося мира, стремительного роста информационного потока, развития новых информационных...
Консультация для педагогов ДОУ "Кейс- метод как современная педагогическая технология дошкольного образования"
Данная консультация раскрывает суть метода кейса как современного метода педагогических технологий. Современный подход педагогов к образовательной деятельности позволяет моделировать ситуации, в...
«Разнообразие форм взаимодействия участников образовательных отношений с использованием современных педагогических технологий в группах для детей со сложными дефектами» (опыт использования современных технологий в работе с обучающимися с ОВЗ)
Современные тенденции в системе образования определяют необходимость педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в интегрированном образовательном пространстве. В посл...