Мастер- класс «Возможности использования кейс- метода конкретной ситуации в педагогической практике»
методическая разработка
Мастер- класс. Возможности использования кейс- метода конкретной ситуации в педагогической практике.
Мастер-класс по теме «Возможности использования кейс-метода или метода анализа конкретной ситуации в педагогической практике» посвящен вопросу внедрения кейс-технологии в образовательно-воспитательный процесс общеобразовательных учреждений. В основной части мастер-класса раскрывается теоретические аспекты технологии, виды кейсов и правила их разработки, а также методика работы с кейсом. Содержательное приложение способствует многостороннему раскрытию материала.
Цель: актуализация знаний педагогов о применении метода кейсов в воспитательно- образовательном процессе.
Задачи:
1. Расширить знания о методе кейсов и их применении в воспитательно-образовательном процессе.
2. Формировать навыки практической работы над кейсом.
Участники: педагоги
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, портфель, видеопрезентация по теме, маркеры, мольберт, лист бумаги А2.
Ожидаемые результаты:
Получат знания:
- что представляет собой кейс-технология;
- особенности применения данного метода в обучении;
- какие задачи решаются при использовании кейс-технологий в учебном процессе;
- разновидности кейс-технологий, соответствующие разным целям обучения;
Выработают умения:
- анализировать конкретные ситуации (кейсы);
- применить метод анализа конкретной ситуации;
- подбирать варианты кейсов к конкретной ситуации.
План проведения:
1. Введение – 1 мин.
- вступительное слово.
2. Теоретическая часть – 4 мин.
- теоретические основы кейс-метода.
3. Практическая часть -7 мин.
- работа с кейсом;
- защита кейса;
- подведение итогов работы – 3 мин.
Ход мастер-класса:
(звучит динамичная мелодия, методист выходит с портфелем в руках, все общение с педагогами идет с помощью компьютерной презентации)
Вступление:
Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги!
Мне хотелось бы обратиться с вопросом к аудитории. Как вы думаете, что такое кейс? (Варианты ответов). Спасибо большое за ответы.
Внимание на экран.
Теоретическая часть
Название кейс-метод произошло от латинского слова «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик. В кейс-методе формирование проблемы и путей ее решения происходит на основании кейса, который является одновременно и техническим заданием и источником информации для осознания вариантов эффективных действий.
При использовании конкретной ситуации или случая, участники должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основаны на реальном, фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. По сути, кейс-метод представляет собой специфическую разновидность проектной технологии.
Методы кейс-технологии
Их шесть: метод инцидентов (самостоятельный поиск информации, ее сбор, систематизация, анализ);
игровое проектирование (процесс создания либо совершенствования проектов: исследовательских, поисковых, творческих, аналитических, прогностических);
метод разбора деловой корреспонденции (работа с документами, бумагами, которые относятся к конкретной организации, проблеме, ситуации);
ситуационно-ролевая игра (создание в виде инсценировки правдивой исторической, правовой, социально-психологической ситуации с последующей оценкой поступков, поведения участников);
кейс-стади (групповой анализ представленной ситуации, разработка разных вариантов проблем, поиск их практического решения, оценка предложенных алгоритмов, выбор лучших);
метод дискуссии (обмен мнениями в соответствии с правилами).
В своей работе кейс-метод я применяю недавно. Преимуществом кейса является возможность оптимально сочетать теорию и практику, это минимизирует время, важная роль отводится «диалогу». Главное предназначение кейс –метода – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Данный метод соответствует требованиям ФГОС ДО провозглашающие сегодня принцип вариативности, который дает возможность образовательным организациям выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели.
Приглашаю коллег для участия.
Практическая часть.
Я подготовила кейс- ситуацию, с которой мы будем работать. В портфеле вы найдетепапки с инструкцией по работе с кейсом, приложение, задания, методические рекомендации,которые помогут нам решить проблему и защитить кейс. При работе с материалами вы можете делать записи, подчеркивать тезисы в статьях, документах.
Работать мы будем коллективно в общей группе. Нам предстоит защитить кейс, ответив на всепоставленные вопросы.
Модератор группы - я Свиридова Н.С. Наша задача - выбрать «секретаря», фиксирующего результаты нашей работы и «спикера» - представляющего задания на обсуждение.
Прошу познакомиться с материалами.
Кейс - информационный комплекс, состоящий из трёх частей: вспомогательная информация необходимая для анализа кейса, описание конкретной ситуации, задания к кейсу.
Виды кейса:
Печатный кейс – содержит графики, таблицы, диаграммы и т.д. Мультимедия кейс - наиболее популярный в последнее время, зависит от технического оснащения, видео кейс – может содержать фильм, видеоматериалы.
Материалы кейса
Вот ситуация…
Родители ребенка находятся в постразводной ситуации, не могут согласовать с кем из родителей (с отцом или матерью) лучше находиться ребёнку. Отец обратился в суд с исковым заявлением в отношении своей супруги о нахождении ребёнка с одним из родителей. Суд, рассмотрев все доводы сторон, принял решение оставить ребёнка с матерью, отец может забирать к себе ребёнка по определённым дням недели и в определённое время, но отец нарушает решение суда. Он не отдаёт матери ребёнка по несколько дней. Мать вынуждена искать ребёнка с органами опеки, а также отец может прийти и забрать ребёнка из детского сада в любое время. Между супругами происходят разногласия, происходящие при ребёнке.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Пояснительная записка
Данная конкретная ситуация (кейс) разработана для решения реальной ситуации педагогами по теме: «Взаимодействие с родителями».
Использование выпискииз 223-ФЗ «Семейного кодекса Российской Федерации», выписки из закона об «Образовании РФ», на основании Конвенции о правах ребёнка, позволит педагогам, избежать конфликтов в процессе обсуждения, легкоориентироваться в сложившейся ситуации, где каждая из сторон (отец - мать)отстаивает свое мнение, свои права. Ориентируясь на умение работать с информацией, руководитель, используя кейс-метод, решает изадачи формирования необходимых ключевых компетенций: способности адекватно вести себяв различных ситуациях, готовности к плодотворной профессиональной деятельности, выработкенавыков критического оценивания различных точек зрения и принятия правильного решения наоснове анализа ситуации, самоанализа, самоконтроля, самооценки, инициативности.На ряду с образовательными и развивающими решаются и воспитательные задачи:
чуткость и внимание к окружающим людям, забота о детях, толерантность.
Представленная к разбору ситуация жизненная, реальная. Это тот случай, который можетпроизойти в каждой организации.
Ситуация требует серьезного разрешения, опирающегося на знание нормативных документов.
Средством достижения поставленных целей преподавания является кейс, как пакет документов для работы с участниками.
Содержание кейса:
1) Конкретная ситуация «Вот ситуация…»;
2) приложение №1;
3) выпискаиз 223-ФЗ «Семейного кодекса Российской Федерации»;
4)выписка из закона об «Образовании РФ»
5) выписка из ФГОС ДО
6)«Конвенция о правах ребёнка»
7) режим работы с кейсом;
8) задания;
9) методические рекомендации «Как работать с кейсом»;
10) правила ведения дискуссии;
11) критерии оценки работы участников.
Режим (алгоритм) работы по кейс-методу в аудитории
№ | Наименование этапа работы с кейсом | Время работы |
1. | Организационная часть. Этап введения в кейс | 2 минуты |
2. | Основная часть. Работа участников в группе | 6 минут |
3. | Заключение. Защита кейса
2 - вынесение решения | 2 минуты |
Примерные вопросы для проведения дискуссии
1.Правомерны ли действия родителей в сложившейся ситуации?
2.В чем вы видите неправильность действий каждой из сторон?
3.Какие статьи Семейного кодекса Российской Федерации», нарушаются и кто их нарушает?
4.Ущемлены ли права отца?
5. Кто из родителей в данной ситуации поступает неверно и по каким причинам на ваш взгляд?
6.Как лучше всего в сложившейся ситуации поступить воспитателям ребёнка?
Задания
1. Определите тему кейса.
2. Определите главных персонажей ситуации. Охарактеризовать их по возможности.
3. Провести анализ ситуации и сформировать проблему кейса.
4. Определите пути выхода из сложившейся ситуации.
5. Составить кластер- анализ.
Как работать с кейсом
(методические рекомендации)
1. Прочитайте кейс два раза: один раз, чтобы ознакомиться, второй раз, чтобы
хорошо разобраться в фактах.
2. Выпишите главных персонажей ситуации и дайте характеристику каждому из
них, отметив их положительные и отрицательные черты.
3. Составьте список проблем, с которыми придется иметь дело.
4. Внимательно прочтите и проанализируйте ту информацию, (то есть, отметьте, кто из персонажей говорит и поступает верно, илиневерно).
5. Примените уже имеющиеся у Вас знания и полученную информацию к
обозначенным проблемам (при необходимости обратитесь к информации, данной в приложениях).
6. Разработайте план или схему выхода из сложившейся ситуации, пути решения проблем.
7. Предложите свое решение членам группы.
8. Обсудите в группе каждое решение.
9.Выберите наиболее приемлемое решение.
10. Если это необходимо, подготовьте иллюстративный материал: рисунки, схемы,таблицы и др.
Правила ведения дискуссии
1. Во время дискуссии не нарушайте доброжелательную атмосферу!
2. Возражать лучше по формуле: «Да - но». Например: «Все это, конечно так,
но…», «Вы правы, но если взглянуть с другой стороны…», «Хотелось бы принять Ваш довод, но…» и т.д.
3. Вопросы выступающим задавайте в корректной форме: «хотелось бы уточнить», «интересно узнать» и т.п.
4. Уважайте точку зрения другого человека, стремитесь понять ее.
5. Сосредоточьтесь на теме дискуссии, не перебивайте, следите за ходом мысли
оппонента.
6. Поблагодарите оппонента за полезный разговор.
Критерии оценки работы участников
№ | Наименование критерия | Кол-во | ФИО участников | ||||
|
|
|
|
| |||
1. | Полнота характеристики | 10 |
| ||||
2. | Точность критериев решения | 5 |
| ||||
3. | Профессиональность, | 10 |
| ||||
4. | Новизна и неординарность | 10 |
| ||||
5. | Активность работы всех | 5 |
| ||||
6. | Этика ведения дискуссии | 5 |
| ||||
7. | Нарушение правил ведения | 5 |
| ||||
| Итого: 50 |
|
Рефлексия
Коллеги, мы обсудили с вами героев данной ситуации и для того чтобы прийти к единому решению, начнём с чистого листа. Проведём кластер – анализ т.е. создадим схему.
Итог
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sviridova_n.s.ppt | 2.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Источники формирования кейса Реальные события из жизни Художественная или публицистическая литература Произведения искусства Научные статьи,монографии Интернет
метод инцидентов игровое проектирование метод разбора деловой корреспонденции ситуационно-ролевая игра кейс-стади метод дискуссии
Родители ребенка находятся в постразводной ситуации, не могут согласовать с кем из родителей (с отцом или матерью) лучше находиться ребёнку. Отец обратился в суд с исковым заявлением в отношении своей супруги о нахождении ребёнка с одним из родителей. Суд, рассмотрев все доводы сторон, принял решение оставить ребёнка с матерью, отец может забирать к себе ребёнка по определённым дням недели и в определённое время, но отец нарушает решение суда. Он не отдаёт матери ребёнка по несколько дней. Мать вынуждена искать ребёнка с органами опеки, а также отец может прийти и забрать ребёнка из детского сада в любое время. Между супругами происходят разногласия, происходящие при ребёнке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов в педагогической практике детского сада
Цель данного материала - создание рекомендаций по внедрению в образовательный процесс ДОУ технологии -"метод проектов". Данные рекомендации направлены на педагогов ДОУ. Использование метод...
Доклад с элементами мастер-класса "Инновационные методы и формы педагогической деятельности в практике педагога-психолога ДОУ"
Как показывает практика психолого-педагогической деятельности, использование традиционной методики по развитию речи старших дошкольников в детском саду не всегда приводит к высоким результатам. В перв...
Мастер - класс «Возможности использования палочек Кюизенера в логико-математическом развитии дошкольников»
Мастер - класс для педагогов использование палочек Кюизенера. Конспект занятия с использованием палочек Кюизенера, начиная с младшего возраста до старшего возраста....
Мастер-класс“Возможности использования интерактивной доски в образовательном процессе”
ldquo;Возможности использования интерактивной доски в образовательном процессе&rdquo...
Мастер-класс "Возможности здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик для оздоровления воспитанников в ДОО"
Мастер-класс...
Мастер – класс «Возможности «Педагогической гостиной» в ДОО».
Мастер – класс «Возможности «Педагогической гостиной» в ДОО»....
Мастер-класс "Возможности использование традиционных народных тряпичных кукол в работе с детьми".
Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Познавая красоту народног...