Система работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
материал (старшая группа)
Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_ekologicheskoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 28.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида "Гусельки"
Система работы
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Составила: воспитатель
Мастерова Елена Алексеевна
Югорск 2020 г.
Пояснительная записка
Чтобы быть природе другом,
Надо нам ее беречь!
Ей мы будем помогать-
Не вредить, оберегать!
В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы: он не может жить вне её, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы можем лучше понять её тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле. Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире.
Проблема экологического воспитания дошкольников очень актуальна. Общение с природой, организованное педагогом, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе, важны не только знания, но и воспитание гуманных чувств, положительного опыта общения с природой.
Основным содержание экологического воспитания является формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам живой и неживой природы, которые окружают ребенка и с которыми он знакомиться в дошкольном детстве. А лучше всего это можно сделать через игру и игровую деятельность.
Дошкольный возраст это подготовительная ступенька данной проблемы. Знакомясь со своим родным краем, ребенок осознает важность окружающего его микромира, значимость своего края в мире, а затем и всей мировой истории и помогает ребенку приобрести необходимые качества.
Для решения этой важной проблемы разработала систему: «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края через игровую деятельность». Система разработана для более углубленного изучения природы родного края средствами игры. Она предназначена для работы с детьми от 4- 7 лет. В системе отводиться большое внимание работе по экологическому воспитанию дошкольников в игровой деятельности. Материал можно интегрировать с различными видами деятельности: изобразительной, музыкальной, игровой, аппликацией и ручным трудом. Данная система предлагает в интересной, увлекательной и доступной игровой форме обучать детей экологически целесообразному образу жизни.
Экологическое образование дошкольников необходимо начинать с младшего возраста, когда в детях закладывается интерес к окружающему миру. Система работы очень актуальна, потому что дети, живущие здесь, должны знать свой край, в котором они живут. И не только знать, но и оберегать, защищать, сохранять. Любовь к родной природе воспитывает в детях чувство прекрасного, доброту, сопереживание, то, что так не хватает подрастающему поколению.
Новизна системы состоит в том, что экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края осуществляется через игровую деятельность.
Цель: Формирование у детей целостных представлений об окружающей природе, природе родного края средствами игровой деятельности.
Задачи:
- Знакомить детей с основными правилами гуманного, бережного отношения к природе Югры.
- Развивать познавательный интерес к миру природы.
- Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения в природе и практических умений взаимодействия ребенка с природой Югры.
- Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
- Формировать умения и желания сохранять природы и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыки элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
Принципы системы опираются на основные принципы дидактики:
- Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.
- Принцип доступности – использованный материал рассчитан на возрастные и индивидуальные особенности детей.
- Принципы комплексности – решение поставленных задач в системе всего образовательного процесса, вовлечение в работу педагогов ДОУ, родителей.
- Принцип системности – систематизация изучаемого материала с учетом усложнения.
- Принцип наглядности - изучаемый материал предлагается детям в виде игр, картин, плакатов, демонстрационного материала.
Дошкольное детство – яркий период жизни человека. От того, каким было детство человека, кто и как вел ребенка к истокам изучения своего края, нравственных качеств, во многом зависит мировоззрение и мировосприятие человека, богатств природы и богатств ХМАО-Югры.
Этапы системы
2017-2018 учебный год
Организационно-подготовительный:
- Подбор и изучение литературы
- Создание предметно-развивающей среды
- Составление перспективных планов
2018-2020 учебный год
Внедренческий этап
- Отработка взаимодействия с педагогами и узкими специалистами
- Создание банка конспектов
- Написание системы
2019-2020 учебный год
Заключительный этап
- Анализ работы по данному разделу
- Пополнение предметно-развивающей среды
- Банк конспектов
Условия реализации системы
- В группе оформлены:
- Центр природы
- Центр родного края
- Изготовлены дидактические игры:
- «Четвертый лишний»
- «Отгадай чей след»
- «Правила поведения в природе»
- «Какие птицы прилетели на кормушку»
- «Кто живет в домике, а кто в лесу»
- «Какие рыбы живут у нас в реках»
- «Этажи леса» и д.р.
- Подборка стихов, пословиц, загадок, поговорок – «Фольклор народов Севера»
- Оформлены:
- Выставка «Край мой Югорский»
- Стенд « Почему они исчезают»
- Подобраны книги по экологическим сказкам
- Материал для проведения опытов и экспериментирования.
Объект системы
- Дети дошкольного образовательного учреждения в возрасте 4-7 лет
- Родители детей, посещающие детский сад
- Педагоги дошкольного учреждения
Срок реализации системы: 3 года
Учебный материал, предусмотрен системой, распределен в определенной последовательности, предполагает к концу года повышенный уровень экологической воспитанности детей. У ребенка формируется осознанно- правильное отношение к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка, и с которыми он знакомился в дошкольном детстве.
Методическое обеспечение системы
Предметно-развивающая среда:
- Зеленая комната, которая имеет несколько зон: комнатные растения, лаборатория…
- Центр природы
- Мини-музей «Наш край Югория»
- Библиотека
- Учебно-наглядные пособия для проведения ООД, дидактические игры.
- Оформление в группе центра с региональным компонентом.
- Подборка стихов, загадок, пословиц, поговорок народов ханты и манси.
- Изготовление альбомов:
- «Мой любимый Югорск»
- «Наш Югорский край»
- «Красная Книга ХМАО-Югры»
- «Времена года»
- Дидактический материал
- Метеостанция
- ЭКО тропа на территории детского сада
Предполагаемый результат:
- Воспитание у детей осознанного положительного отношения к окружающей нас природе
- Вовлечение родителей в педагогический процесс по экологическому воспитанию
- Проявление интереса и участия детей в природоохранной деятельности
Библиографический список
учебно-методической литературы
- Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет». ТЦ «Учитель» Воронеж 2004.
- Васин А.М. «Заповедник Малая Сосьва», Средне –Уральское книжное издательство 1985.
- Гаврилова О.Н. «Наедине с природой», Тюмень Издательство Мандаринки 2000.
- Гончарова Е.В. «Экология для малышей», Ханты-Мансийск 2005.
- Газина О.М. «Животные жарких стран». Экологическая азбука для детей, Москва «Школьная пресса»2004.
- Разина О.М. «Животные, растения и другие обитатели леса». Экологическая азбука для детей, Москва «Школьная пресса»2004.
- Егоренков Л.И. «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников». Москва 2001.
- Ёлкина Н.В., Мариничева О.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль «Академия развития» 2005.
- Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» Москва «ЦТЛ» 2003.
- Николаева С.Н. «Эколог в детском саду». Москва. Мозайка Синтез 2002.
- Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду средняя группа, старшая группа и подготовительная к школе группа». Москва «Просвещение»2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ОПЫТУ РАБОТЫ "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ОПЫТУ РАБОТЫ...
Опыт работы "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ"
Природа - наша кладовая. В ней есть все для жизни, но она постепенно истощается. Поэтому охоана окружающей среды, разумное отношение к природе, рциональное использование ее богаства, стали в настоящее...
Опыт работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Природа, окружающая нас, начинает претерпевать изменения, некоторые из них могут носить отрицательный и даже необратимый характер. Повседневная охрана природы должна стать необходи...
Формы работы экологического воспитания детей дошкольного возраста
Экологическое вoспитание способствует формирoванию духовных и нравственных ценностей. Так же онo способствует развитию наблюдательности и практического oпыта по ухoду за растениями и живoтными; ...
Опыт работы "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через дидактические игры"
Презентация...
«Современные формы работы экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Современный этап развития общества характеризуется принципиально новыми приоритетами в образовательной сфере. В соответствии с законом «Об образовании в РФ» дошкольное образование является...
Опыт работы "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Материал опыта работы....