Опыт работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Роженко Людмила Николаевна

    Природа, окружающая нас, начинает претерпевать изменения, некоторые из них могут носить  отрицательный и даже необратимый характер. Повседневная охрана природы должна стать необходимостью, привычкой каждого человека. В наше время объектами  охраны становятся не только редкие растения, животные, минералы, но также вода и воздух, вся окружающая человека природа. Каждый человек  должен осознать, что грубые нарушения, допускаемые людьми в общении с природой, ведут истощению и опустошению её ресурсов. Успехи в деле охраны природы непосредственно зависят от культуры и сознательности людей. Вот почему среди проблем, возникающих перед современным человечеством, проблема окружающей среды может быть названа одной из важнейших. Охрана природы – важная сторона воспитательной работы каждого детского учреждения. Что подтверждает примерная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,  М.А. Васильевой.
      Близость человека к природе изначальна. Ребёнок с самого раннего возраста начинает интересоваться природой. Его внимание привлекают и ромашка, выросшая на обочине тротуара, и пёстрая бабочка, и багряный кленовый лист, и снежинка, тающая на детской ладошке. Мы, воспитатели дошкольных учреждений, в тесной работе с родителями должны стать первыми «проводниками» детей в природу. Под сенью леса, на лугу, у реки можно преподносить уроки доброты по отношению к природе. В детском возрасте гораздо легче усвоить: варварское отношение к природе есть преступление.

      Основная цель  экологического образования  и  воспитания дошкольников:

- воспитание  начальных  навыков экологической  культуры, элементарных навыков  взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения;

- воспитание доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни и к себе.

     Мы, воспитатели  дошкольных учреждений, при ознакомлении  дошкольников с природой  решаем две основные задачи:

1)      сообщение определённого круга знаний о природе и формирование на этой основе ряда конкретных и обобщённых представлений  о явлениях неживой и живой природы;

2)      воспитание любви к родной  природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать её красоту, бережно относиться к растениям и животным.

   Работая над темой: «Формирование основы экологически  грамотного поведения, экологической  культуры у детей дошкольного возраста» я понимала, чтобы научить детей понимать и любить природу ,ценить её богатства, мне, как педагогу, необходимо было вооружиться знаниями о растительном и животном мире, о тех взаимосвязях и взаимозависимостях, которые существуют в природе. С этой целью углублённо изучила литературу природоведческого характера, список которой в заключении данного материала.

     Сама я родилась в сельской местности, росла на лоне природы. Привязанность к различным  объектам родного края сохранилась во мне и после того, как я стала жить в Москве .Эту любовь к природе и свои знания о ней стремлюсь передать теперь своим воспитанникам.

      Изначально, в своей работе я спроектировала модель экологического воспитания. Решая задачи по формированию у детей бережного отношения к окружающей природе, руководствовалась следующим:

     -дать  детям не только конкретные знания о мире природы, но и о связях и закономерностях её явлений;

      -формировать у дошкольников действенное отношение к природе, охранять, обогащать её;

     -познакомить детей с природоохранной деятельностью нашего государства.

Для осуществления этих задач составила перспективный план работы, согласно возрастным особенностям детей дошкольного возраста, руководствуясь примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Спланировала опытническую работу с детьми. В данном опыте моей работе показаны лишь некоторые аспекты реализации плана природоохранной работы.

     Я понимала, что успех природоохранной работы с детьми зависит от тесного контакта с родителями воспитанников. На первом родительском собрании спросила у родителей, как они понимают высказывание замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Человек был и всегда остаётся сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир ,окружающий ребёнка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума». Беседуя, некоторые родители пришли к выводу, что природа – помощник в воспитании. В процессе непосредственного общения с ней рождается и крепнет  у детей бесценное свойство человеческой личности – доброта. И кем-бы не стали наши дети в будущем, какую бы они не выбрали профессию, это качество для них всегда будет необходимым, так как человек с добрым сердцем  непременно окружён людьми, у него всегда найдутся друзья, готовые поддержать его в трудную минуту. Я согласилась с мнением родителей. Ведь природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и умножать её богатства. Мы, педагоги, поставили перед мамами и папами следующие задачи:

1.       Приучать детей не рвать без необходимости  цветы, не ломать кустарники, не портить деревья.

2.       Учить детей бережно относиться к насекомым, птицам, животным. При необходимости оказывать им помощь.

3.       Систематически объяснять детям  взаимосвязь природы и человека. Учить замечать красоту окружающей природы.

4.       Воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам, к воде и электроэнергии.

Мы учим родителей обращать внимание детей на красоту окружающей природы, на бережное отношение к ней. Необходимо подвести самих детей к выводу, т.е.  не давать детям готовых правил поведения в природе. Старайтесь впереди правил убирать частицу «не», т.е. правила должны быть направлены не на запрет, а на поведение.  (Пример: не «Не рви цветы», а надо сказать: «Давай полюбуемся цветами, или пришли в лес – давай послушаем пение птиц»).

     Объясняем, что во время наблюдений расширяется кругозор детей. И времени на это специально отводить е надо. Достаточно посмотреть вокруг, когда идёте по дороге в дошкольное учреждение или обратно.  Всегда можно увидеть интересное: как солнышко встаёт, как блестят капельки росы на траве, как сверкает иней на деревьях, как сверкает на солнце всеми цветами радуги обыкновенная ледяная сосулька;  услышать, как звенят снежинки и т.п. Советовали родителям: « Пожалуйста, позаботьтесь о том, чтобы  около вашего ребёнка было  что-то живое. Рыбка, птичка, хомячок, котёнок, всё равно кто. Но чтобы  он это живое любил, и чтобы он любил удивляться этому живому… Но прежде чем заводить что-либо живое, нужно подумать о той большой ответственности перед этим живым существом. Не забудьте и о том, что собак следует регистрировать органах ветеринарного надзора, помните, многие домашние и дикие животные болеют некоторыми болезнями, свойственными и человеку. Чесотка, стригущий лишай передаются животными при прямом контакте. Что касается мелких диких животных, белочек, ежей, лягушек, певчих птиц, не ловите их в природе. Все эти дикие  птички и зверьки, оставшись жить в природе, принесут нам с вами гораздо больше пользы, чем если бы они жили в неволе. Предостерегала родителей, что если ваш ребёнок поддаст ногой пластмассовую или резиновую лягушку, и вы не остановите его, не объясните доступно, какую  пользу приносят лягушки, то он став подростком ,возможно, будет продолжать играть в футбол уже живыми лягушками, а потом и котятами, щенками… Ко всем существам, содержащимся поблизости от детей, необходимо самое гуманное отношение со стороны взрослых. Это незаметно будет быстро воспринято детьми. Предложила родителям  посадить дерево вместе  с ребёнком у себя во дворе или на даче.  Наблюдения показывают, что ребёнок, который вместе со взрослым  ( особенно с родителями  ) посадил дерево, не станет ломать ветки сам и не позволит делать это другим, своим сверстникам.  Ведь наличием и состоянием зелёных насаждений в значительной степени определяется уровень культуры народа.

     Родители  заинтересовались природоохранной работой,  их взволновала данная проблема. Так мама Андрея, работая озеленителем, предложила саженцы кустарников для посадки с детьми на территории нашего учреждения. Родители приняли активное участие в выставках творческих работ из природного материала «Удивительная сказка – это природа» и «Волшебное лукошко» .Сначала родители помогали нам собирать материал: привозили красивые камни с моря, собирали шишки, плоды каштана, жёлуди, семена клёна, тополиный пух, солому. Наши мамы и папы участвуют в оформлении наглядной агитации – пособий по охране природы. Совместно с родителями изготовили буклет «Растения, подлежащие охране».   Родители приняли участие в анкетировании экологического содержания под названием:

      - «Как выбрать для прогулок с детьми безопасный участок»;

     - «Воскресный день»;

     - Как выбрать место для летнего отдыха»;

     - «Воздух в Вашей квартире»;

     - «Курение и воздух»;

     «Как используется  ознакомление с природой в нравственном воспитании ребёнка»;

     - «Воспитание у детей предпосылок материалистического понимания».

     Осуществляя педагогическую пропаганду, я использую в своей работе сочетание разных видов наглядности, групповой  стенд «Для Вас , родители». Здесь помещаю рекомендации по сезонам, где рассказывается об основных, наиболее характерных изменениях, свойственных,  для каждого времени года. Подготовила выставку на тему: «Солидарность взрослых и детей в охране окружающей среды». Здесь  поместила советы друзьям природы. Поместила экологический календарь, календарь природы Подмосковья. Были даны рекомендации для чтения детской литературы природоведческого характера. Так как в государственном, всенародном деле защиты окружающей среды роль нашей детской литературы как воспитателя  бережного взгляда на всё живое возрастает. Детские писатели учат ребят уважать природу. Дети с удовольствием  слушают рассказы М.Пришвина, Е.Чарушина, Г.Скрябицкого, В. Бианки, Н.Сладкова, Б. Житкова, Л. Толстого «Рассказы о животных и растениях».

     Провела консультации для родителей по темам: «Прогулка в лес с семьёй –школа познания и воспитания  любви к природе»; «Московские музеи экологического направления, интересные для посещения с дошкольниками»; «Наблюдения в природе»; «Природа – средство эстетического воспитания детей»; «Наблюдайте природу летом»; «Как сохранить живые цепочки в природе»; «Крылатые помощники»; «Свежесть букета»; «Лекарственные растения – детям»; «Растения, занесённые в Красную книгу». Так же провела семинар –практикум для родителей на тему: «Природа и  нравственное воспитание старшего дошкольного возраста». Провела мастер-класс под названием: «Поможем нашим пернатым!»  Его цель: организация зимней подкормки птиц; изготовление различных видов кормушек из бросового материала.

     Среди видов труда, рекомендованных примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, особое место занимает труд  детей в природе. Детям свойственно  наглядно – образное мышление, и они  легко запоминают то что видят. Так,  на участке нашего учреждения дошкольники вместе с родителями подготовили землю для детского огорода. Мы, воспитатели, вместе с детьми  оформили грядки, засеяли их семенами и дождались появления всходов.  Работу, которую выполняли дети, мы старались сделать интересной, привлекательной и вполне доступной для них.  Чтобы она удовлетворяла потребности детей в движении, затрате энергии в данной трудовой деятельности.  Для нас, взрослых, было важно, чтобы цель труда была близка и понятна детям, а результат его – ярким и наглядным. Овощи( горох , редис, салат, лук на перо) мы посадили ранней весной. В середине мая сняли урожай, а освободившиеся грядки заняли под огурцы, бахчевые культуры. Повторные посадки  позволили сделать труд  детей в природе более систематичным, помогли закрепить у них навыки и умения в редко выполняемых видах труда ( разбивка гряд и т.д.).  

     Выбирая овощные культуры для детского огорода, мы учитывали ещё одну биологическую особенность растений: место развития плода  ( над землёй и под землёй). Дети до получения урожая наблюдали  за ростом и развитием растений, радовались появлению первых цветов и рассматривали созревающие плоды. Постоянные изменения внешнего вида растений  вызывало у детей желание ещё лучше ухаживать за ними. Чтобы сделать период  ожидания урожая менее утомительным для детей, мы установили на грядках таблички  с названиями овощных культур. Время  от времени мы собирали всю группу у одной из грядок, показывали, какой зелёной, красивой она стала. Отмечали, что листья стали шире, длиннее, кустики подросли, скоро и урожай поспеет. Обсуждали  с детьми возможную величину урожая, советовались, как мы его используем, кого угостим, что приготовим. Очень любили дети  загадки:

     «Сидит девица в темнице, а коса на улице»(морковь);

«В земле сидит, красна на вид. Не мышка, а с хвостом» (редис);

«Сидит дед в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает» (лук) и т.п.

С удовольствием  дети рисовали отгадки, а иногда и сами придумывали загадки. В период сбора урожая мы, воспитатели, проводили разнообразные игры с овощами, например: «Найди овощи по описанию» (загадывают четверо: один называет форму растения, второй – цвет, третий – вкус, четвёртый – листья.  Остальные отгадывают); «Найди овощи в ботве». Осенью,  когда дети хорошо запомнили части растений, которые были на нашем огороде, я проводила игру «Вершки и корешки»(М.В. Лучич) Она заключалась в следующем: я называла овощи, у которых едят только вершки (огурцы…), дети поднимали руки вверх;  если едят только корешки (морковь, свекла, редис…), дети прятали за спину; а если – все части (петрушка, лук…) дети хлопали в ладоши. Дети с удовольствием играли в дидактические игры: «Угадай по вкусу», «Узнай по запаху», они  помогли детям  установить зависимость между некоторыми свойствами растений и их использованием. (Щавель кислый , поэтому из него щи варят. Петрушка и укроп пахнут хорошо, поэтому их в борщ и суп добавляют).Полюбилась детям считалка Г. Ладонщикова «Прятки», которую они использовали во время игр.

    «Как – то вечером на грядке репа, свёкла, редька, лук поиграть решили в прятки, но сначала стали в круг. Рассчитались чётко тут же: «Раз, два, три, четыре, пять. Прячься лучше! Прячься глубже! Ну, а ты иди искать».

Таким образом, подбор сельскохозяйственных культур с разным жизненным циклом позволил нам, воспитателям, поддерживать интерес  к наблюдениям и работе на огороде. Ведь перед  глазами детей постоянно находились и первые ростки, и цветущие растения, и созревающие плоды.

     А начиналась моя природоохранная работа с детьми с самого простого, наглядного, доступного – с трудовых поручений в уголке природы. Учила детей ухаживать за растениями: поливать их, вытирать с них пыль, рыхлить землю, удобрять.  Были подобраны растения контрастные по строению стебля, форме, величине и окраске листьев, цветению, требующие разнообразных приёмов ухода. В игре «Узнай по описанию» закреплялись названия растений. Так, ребята узнали, что колеус, бальзамин поливают чаще, чем фикус; сенполия (фиалка) требует умеренного полива; наличие воды на поддонах говорит о влажности почвы; поливку аспарагуса определяют не по внешнему виду, а разрыхлением почвы палочкой. Дети узнали, что растения опрыскивают, счищают с них щёточкой, тряпочкой пыль.  Ребятам было интересно увидеть, как из кусочков листа сансевьеры ( в народе называют «щучьим хвостом» или «кукушкиным пером», размером  5 -6 см., посаженных  в песок под стекло, через некоторое время начинали появляться молоденькие листочки. Черенки содержали в тёплом, светлом месте, регулярно поливали. С помощью трудовых поручений подводила детей к мысли, что комнатные растения не только украшают помещение, но и приносят пользу – очищают воздух. Дети ухаживают не только за комнатными растениями, но и в цветнике. Осенью уголок природы  пополняем цветами, которые выкапываем до заморозков. В помещении  эти цветы долго цветут и радуют ребят. А ранней весной, когда обрезают деревья, я ставлю несколько веточек в воду в групповой комнате. В тёплом помещении из почек быстро появляются листья.  «На улице деревья стоят голые, а на веточках уже листочки появились», - радуются дети.

     Чтобы восприятие какого – либо природного явления или объекта было более ярким и образным, использую художественное слово о природе. Например, в уголке леса нашего учреждения, наблюдая за ландышами, сообщаю детям, что ландыш майский стал редким, исчезающим растением, читаю стихотворение С. Маршака

     «Природой бережно спелёнатый,

     Свернутый  в зелёный лист.

     Растёт цветок в глуши нетронутой.    

     Прохладен, хрупок и душист».

Или,  наблюдая из окна за первым  снегом, читаю четверостишие  из стихотворения Е. Трутневой «Первый снег».

     Что такое за окном?

     Сразу в доме посветлело!

     Это снег лежит ковром,

     Самый первый, самый белый.

Наблюдая весной за цветением фруктовых деревьев, читаю строки из поэтического произведения Н. Некрасова:

     Как молоком облитые,

     Стоят сады вишнёвые.

     Тихохонько шумят…

А чтобы не было испуга у детей при первых раскатах грома, мгновенно реагирую на их состояние, читаю строки из стихотворения Ф.И. Тютчева:

     Люблю грозу в начале мая,

     Когда весенний первый гром…

     Как бы резвясь и играя,

     Грохочет в небе голубом.

Среди дидактических средств загадка занимает достойное место. Дети любят не только  отгадывать загадки природоведческого содержания, но и пытаются вместе со мной придумывать загадки. Учу детей во время наблюдений не только смотреть на предмет, а всматриваться в него, вслушиваться, т.е. учу их видеть. Например: «Посмотрите на этот цветок, а потом закройте глаза и представьте форму, окраску листьев, расположение лепестков. Теперь откройте глаза и обратите внимание на те детали, которые не удалось запомнить в первый раз». Этот приём повторяю несколько раз.

     В воспитании у детей бережного отношения к природе помогает опытническая работа. Летом после тёплых дождей я организовала  наблюдение за дождевыми червями, поскольку именно эти низшие больше всего подвергаются преследованиям со стороны детей.  Рассказала, что садоводы считают дождевых червей своими помощниками. Предложила провести опыт с дождевыми червями, чтобы выяснить, чем это объясняется. Опыт заключался в следующем. В две стеклянные банки насыпала землю, взятую с одного участка. В одну банку поместила дождевых червей и посыпала землю сверху песком, а затем обе банки дети поставили в уголок природы, чтобы наблюдать за тем, что произойдёт. Уже на следующий день ребята увидели, что в банке с дождевыми червями почва « прорезана» нитками песка, а в песке проложены чёрные бороздки, в другой же банке почва осталась без изменения. Отвечая на вопрос: «Чем объяснить изменение состояния почвы впервой банке?», дети самостоятельно сделали вывод: «Песок в разных слоях почвы – это следы передвижения дождевых червей». Я дополнила ответ: «Черви перемешивают разные слои почвы. Она становится более рыхлой, способной задержать воду и поглощать растворённые в ней питательные вещества. Это объяснение помогло детям установить взаимосвязь межу наличием в земле и передвижением дождевых червей и повышением плодородия почвы. Через несколько дней  снова предложила ребятам сравнить почву в обеих банках. Они увидели, что в первой банке исчезли  соломинки, листья, корешки травянистых растений;  во второй  всё осталось без изменения. Предложила детям подумать и ответить: «Куда же исчез весь мусор?». Уточнила ответ детей: «Дождевые черви не просто поедают остатки растений, а наполняют свой объёмистый желудок почвой, которую потом снова выбрасывают. Таким образом, дождевые черви являются санитарами почвы и улучшают доступ к ней воздуха. Затем предложила детям  на основе проведённого опыта и  наблюдений за птицами, земноводными установить взаимосвязь дождевых червей с растениями, животными, человеком, подвела к выводу:  «Дождевые черви  питаются отмирающими растениями, повышают плодородие почвы, тем самым помогают человеку получать высокие урожаи технических и пищевых культур. Дождевыми червями  питаются  рыбы, лягушки, жабы, насекомые, птицы. Поэтому дождевые черви очень важны в природе и  уничтожать  их нельзя.

     Привожу другой пример. На мой вопрос «Почему каждый год перелётные птицы улетают, а зимующие остаются?» Дети ответили: «Перелётные птицы боятся  холода, а зимующие – закалённые». Чтобы показать  детям ошибочность их представлений, в осенний период, организуя наблюдения за перелётом птиц, обращала внимание на постепенность  этого природного явления: вначале улетают стрижи, ласточки, скворцы – птицы зерноядные, потом – водоплавающие. Тем самым подводила детей к обобщённым понятиям: насекомоядные, зерноядные и водоплавающие птицы.

     В ходе итоговой беседы на тему: «Осень» предложила детям ответить на следующие вопросы:

1.       Как изменяется погода осенью?

2.       Повлияло ли изменение погоды на рост и развитие растений?

3.       Как растения подготовились к суровым условиям зимы?

4.       Почему исчезли насекомые?

5.       В какой последовательности происходило исчезновение насекомых?

6.       От чего зависят изменения в жизни птиц осенью?

В конце беседы помогла детям сделать обобщение: осенью солнце светит меньше и, следовательно, растения меньше получают тепла, которое  необходимое для их роста и развития.

Изменения в жизни растений вызывают изменения в жизни насекомых. Первыми исчезают летающие насекомые, которые питаются нектаром цветков, затем – питающиеся соком листьев, стеблей или корней растений, и последними – насекомые, питающиеся исчезнувшими насекомыми. А поскольку для стрижей и ласточек  летающие насекомые – единственный корм, то с их исчезновением птицы улетают в тёплые страны. Затем отправляются в путь птицы, питающиеся не только насекомыми, но и семенами травянистых растений, плодами деревьев и кустарников. Последними  улетают птицы, которые питаются рыбой. С сильным похолоданием  замерзают реки и озёра, и из подо льда водоплавающие не могут достать корм.  Значит, птиц гонит в тёплые страны не холод, а голод. Объясняла  детям, когда птицы накормлены, ни какой мороз им не страшен. В зимнее время надо кормить птиц утром  и перед наступлением сумерек; в сильные морозы – три раза в день: дополнительную подкормку проводили  с детьми днём – перед  уходом их с прогулки. Я помогаю детям сделать вывод: «В природе всё взаимосвязано». Проведённая работа способствовала формированию у детей желания помогать птицам. Дети заботились о подкормке птиц в зимний период: заготавливали семена арбуза, дыни, тыквы, подсолнуха, льна, хвойных деревьев, а также крупу; вывешивали кормушки.

     Особый  интерес у детей вызвал опыт со снегом. Предложила детям набрать снег в два одинаковых ведёрка (до отметки), но в одно – рыхлый снег, а в другое – плотный. Мелом пометили их условными значками и отнесли в помещение. В конце прогулки вынесли ведёрки и дети увидели, что в том ведре, где был плотный снег, воды больше, чем в том, где был рыхлый снег. Объяснила детям, что снежной водой полезно поливать комнатные растения, так как в ней много кислорода. Проведение наблюдения и опыт со снегом способствовали установлению детьми следующих связей: снег предохраняет почву от промерзания, увлажняет её, насыщает кислородом; снег предохраняет растения от замерзания, поит их, доставляет питательные вещества, снег играет большую роль в повышении урожая.  После этого предложила детям  подумать и объяснить смысл народных пословиц и поговорок: «Много снега – много хлеба», «Спасибо, мороз, что снегу принёс», «Снега надует – хлеба прибудет».

       В дальнейшем, обращая внимание детей на чистый, морозный воздух, помогла им увидеть   и понять, что  падающий снег как бы вбирает в себя из воздуха мельчайшие  частицы пыли и тем самым  оздоравливает  человека. Для этого в начале прогулки предложила детям  собрать немного снега в блюдце и отнести в помещение. По окончании прогулки ребята увидели, что снег растаял, и вместо него в блюдце образовалась грязная вода. На данном опыте природоохранная работа показала: для того чтобы научить детей любить и беречь природу, надо вооружить их знаниями о ней;  сформировать сознательную убеждённость в том, что в природе нет ни одного животного или растения  только полезного или только вредного. Всё в природе взаимосвязано и имеет определённое значение в жизни человека. Кратковременные наблюдения и проведение опытов дали возможность детям устанавливать частные причинные связи отдельных явлений между собою, дети подмечали последовательность сезонных, метеорологических изменений в природе.

     Свою  работу по экологическому воспитанию я стараюсь строить через игру, сказку, экскурсии и путешествия, опытническую работу с детьми, чтение художественной литературы, проведение праздников и развлечений. Это даёт положительный результат. Так как отношение детей заметно изменилось. Даня и Саша, которые раньше могли листочек без нужды сорвать, и веточку отломать, теперь делают замечания другим детям: «Что же ты машину к самому стволу дерева поставил? Ведь так и кору можно поцарапать». Андрей предложил: «Давайте охранять муравейник и следить, чтобы никто его не разрушал». Рита объяснила малышу, который в уголке леса сорвал ландыш: «Этот цветок занесён в Красную книгу, его нельзя рвать, им надо любоваться, таких цветочков мало осталось на нашей планете. Сорванным цветком ты полюбуешься несколько дней, если поставишь в воду, а цветами, которые ты не тронул, мы все, будем любоваться долгое время, целый период цветения». Дети нашей группы с моей помощью сочинили такой призыв: «Прежде чем прикоснуться к живому, нужно быть уверенным в том, что от того, что хочешь сделать, от простого твоего любопытства никому  никакого вреда не будет!».

     Таким образом, мир природы поистине необъятен, и у каждого представителя этого мира – от травинки до векового дуба, от едва различимой глазом букашки до огромного слона – свой образ жизни, свои привычки, склонности, особенности. Любой ущерб, нанесённый этому миру, становится ущербом  для каждого из нас. Так как животный и растительный мир  тяжело переживает нанесённые обиды и огорчения, необходимо всегда помнить о том,  что каждую травинку  в поле и цветок на лугу, каждое дерево надо жалеть и защищать.

     Я стараюсь привить своим воспитанникам  любовь к родному краю, к родной природе, ко всей необъятной стране. Так как воспитать настоящего человека без любви к природе, любви  действенной, подкрепляемой  полезными делами, без заботы об охране природы просто невозможно. Хочу, чтобы  дети пришли в школу из дошкольного учреждения  с чуткими, добрыми душами, чтобы впоследствии  они стали настоящими ценителями и защитниками природы и, конечно же, патриотами нашей Родины.

          Перечень изученной литературы:

1.Шорыгина Т.А.

Птицы. Какие они?   Деревья. Какие они?   Какие звери в лесу?  Насекомые. Какие они?   Цветы. Какие они?   Фрукты. Какие они?   Овощи. Какие они?   Домашние животные. Какие они?   Грибы. Какие они?   Рыбы. Какие они?   Ягоды. Какие они?   Кустарники. Какие они?   Травы. Какие они?   Москва, 2006.

2.Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В.  Развивающие игры для дошкольников.   Ярославль, «Академия  Холдинг», 2002.

3.Николаева С.Н.   Юный эколог.   Москва,  «Мозаика – Синтез», 2005.

4. Ковинько Л.В.   Мир удивительных открытий.   Москва, «Педагогика», 1977.

5.Виноградова Н.В., Козлов С.А.  Наша Родина.  Москва, «Просвещение», 1984.

6.Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф.  Родной край.  Москва, «Просвещение», 1985.

7.Литвинова Л.С., Жиренко О.Е.   Нравственно – экологическое воспитание.  Москва, 2007.

8.Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. «Здравствуй, мир!», ООО «Баласс», 1999.

9.Николаева С.Н.   Экологическое воспитание младших дошкольников.  Москва, «Мозаика – Синтез»,2004.

10.Географический атлас «Мир и человек».  Москва,1986.

11.Марковская М.М.  Уголок природы в детском саду.  Москва, «Просвещение»,1989.

12.Соломенникова О.А.  Экологическое воспитание в детском саду.  Москва, «Мозаика – Синтез».2006.

13.Горбатенко О.Ф.  Система экологического воспитания в Д.О.У.  Волгоград, «Учитель»,2008.

14.Золотницкий Н.Ф.  Аквариум любителя.  Москва, «ТЕРРА»,1993.

15.Калинин В.Ф.   Твой аквариум.  Культурно – просвет. центр, 1989.

16.Флинт В.   Птицы наших лугов.  Москва, «Детская литература», 1978.

17.Тамбиев А.Х.  Экологическая азбука для детей.  Животные, растения.   Дошкольное воспитание и обучение.  Москва, «Школьная пресса», 2000.

18.Газина О.М.   Экологическая азбука для детей. Жизнь морей и океанов.  Дошкольное воспитание и обучение.  Москва, «Школьная пресса», 2000.

19.Степанова Г.Б.   Кто живёт в воде.  Москва, «Дрофа» 1998.

20.Рыжова Н.А.  Наш дом – природа.

21.Рыжова Н.А.   Экологическое содержание в детском саду.  Москва, «Карапуз» 2001.

22.Маневцева Л.М. , Саморукова П.Г.  Мир природы и ребёнок.  С – Петербург, «Акцидент», 1998.

23.Бондаренко Т.М.  Экологические занятия с детьми  5 -6 лет; 6 -7 лет.  Воронеж, 2007.

24.Николаева С.Н., Комарова И.А.  Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников.  Москва, 2005.

25.Николаева С.Н.   Место игры в экологическом воспитании дошкольников.  Москва, «Новая школа»,1996.

26.Владимирская Л.А.   От осени до лета.  Волгоград, 2006.

27.Иванова А.И.   Живая экология.  Москва, «Творческий центр», 2006.

28.Николаева С.Н.   Как приобщить ребёнка к природе.  Москва, «Новая школа»,1993.

29.Дыбина О.В. и др.   Неизведанное рядом.  Москва, «Творческий центр»,2001.

30.Чернякова В.Н.  Экологическая работа в ДОУ.  Москва, «Творческий центр», 2008.

31.Баймашева В.А., Охапкина Г.М.  Ознакомление дошкольников с комнатными растениями».  Москва, 2008

 

32. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001

33. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004

34. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008

35. Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2002

36. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

37. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008.

38. Экологические стихи и сказки клубов друзей Е. Кузнецова. - М.: Всемирный фонд дикой природы, 2006

39. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников

Автор: Аксенова З. Ф.
Издание: Сфера   2011

40. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты. Методическое пособие

Автор: Воронкевич О. А.
Издание: Детство-Пресс   2014

Статьи из журналов

41. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2005

42. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2006

43. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2005

44. Николаева, С.Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. – 2009

45. Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2004

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ"

Природа - наша кладовая. В ней есть все для жизни, но она постепенно истощается. Поэтому охоана окружающей среды, разумное отношение к природе, рциональное использование ее богаства, стали в настоящее...

Опыт работы: «Экологическое воспитание детей раннего возраста через наблюдение и дидактическую игру»

Из опыта работы: «Экологическое воспитание детей раннего возраста через наблюдение и дидактическую игру»...

Опыт работы "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста ".

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощуще...