«Современные формы работы экологического воспитания детей дошкольного возраста»
статья
Современный этап развития общества характеризуется принципиально новыми приоритетами в образовательной сфере. В соответствии с законом «Об образовании в РФ» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Именно в дошкольном возрасте создаются и накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, закладывается фундамент бережного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad3.docx | 27.06 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современные формы работы экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Современный этап развития общества характеризуется принципиально новыми приоритетами в образовательной сфере. В соответствии с законом «Об образовании в РФ» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Именно в дошкольном возрасте создаются и накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, закладывается фундамент бережного отношения к природе.
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. В связи с этим назрела необходимость разработки модели процесса экологического развития детей дошкольного возраста, отличающихся от традиционных подходов, разработки форм и методов по экологическому развитию детей.
ФГОС ДО закрепил позицию экологического образования дошкольников. Согласно данному документу в качестве целевых ориентиров образовательной программы выступают пять направлений, которые формируются через ознакомление детей с окружающим миром природы: познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; физическое развитие.
В связи с этим, одним из приоритетных направлений в работе нашего ДОУ является экологическое воспитание детей. В нашем учреждении построена целостная система экологического образования, основанная на научно разработанных принципах создания экологических программ с учетом ФГОС дошкольного образования.
Над формированием у детей дошкольного возраста начал экологической культуры я работаю на протяжении 12 лет. Моя работа по данному направлению тесно связана с целями и задачами нашего дошкольного учреждения.
Цель: Воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.
Задачи:
- Учить детей: понимать самоценность природы; осознавать себя, как часть природы.
- Формировать у детей: понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе; умение рационально использовать природные богатства; эмоционально – положительное отношение к окружающему миру.
- Воспитывать: уважительное отношение ко всем, без исключения, видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий; активную жизненную позицию.
- Обучать азам экологической безопасности.
- Подводить детей к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.
Основная часть
Экологическое воспитание дошкольников, организованное в нашем ДОУ— это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, который осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельность детей, в ходе режимных моментов, организованной образовательной деятельности, игровой, продуктивной.
Экологическое воспитание дошкольников мною реализуется через такие виды деятельности: наблюдения; опыты; исследования; игры; труд; художественно-эстетическая практика; знакомство с природоведческой литературой; занятия физкультурой и спортом.
Стремлюсь по мере возможности теоретические знания, полученные на занятиях, закреплять в процессе предметно-преобразующей деятельности в природе. Привлекаю детей к уходу за растениями и животными, сохранению благоприятной экологической обстановки. В результате у дошкольников формируется личный опыт воздействия на природу, активизируются познавательные интересы, сформируется потребность к деятельности в природе.
Организуя работу по экологическому воспитанию, использую педагогические технологии и методы:
• Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология.
• Технология развивающего обучения, направленная на освоение не частных способов действия, умений и навыков, а принципов действия.
• Технология проблемного обучения, позволяющая выработать у ребенка
умения и навыки самостоятельного поиска способов и средств решения проблемных задач.
• Метод наглядного моделирования.
• Метод поисковой деятельности.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, стимулируя развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника.
• Компьютерные технологии.
• Технология проектирования.
Данные педагогические технологии и методы стимулируют активность детей, создают положительный эмоциональный настрой, что как следствие, ведет за собой сохранность физического и психического здоровья. В результате чего у детей повышается познавательная активность, заинтересованность, любознательность.
Нами были реализованы долгосрочные проекты, длительностью 1 год:
-Проект «Формирования экологической культуры у детей 4 -5 лет средствами художественной литературы»
Цель: Воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы средствами художественной литературы.
-Проект «В гостях у природы»(для детей 6 -7 лет).
Цель данного проекта – осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно – следственных связей в окружающем мире; формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья, формирование начал экологического мировоззрения и культуры.
И краткосрочные проекты: «Вода вокруг нас», «Зимующие птицы», «Здравствуй, дерево», «Секреты воды», «Чистый мир» и другие.
Работа с родителями по экологическому образованию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу — воспитание экологически грамотного человека. В работе с родителями использую различные методы работы. Совместно с родителями принимали участие в акциях: «Покормите птиц зимой», «Берегите, дети, ёлку», «Украсим свой участок», «Подари цветок детскому саду» и др.
Одна из форм работы экологического воспитания являются праздники
и развлечения. Стало традицией проводить праздник «День Земли», использую различные игры, викторины, конкурсы.
Много времени уделяю наблюдениям, целевым прогулкам, экскурсиям в природу, что позволяет детям пополнить их запас знаний по экологическому воспитанию.
Работа в данном направлении показала положительные результаты в экологического воспитания дошкольников.
У детей:
отсутствует отрицательная динамика в состоянии здоровья;
Сформированы:
- система представлений об окружающем материальном мире;
- осознание ребенком себя, как части природного мира;
- представления детей о явлениях и объектах неживой природы как факторах экологического благополучия;
- знания природоведческого и природоохранного характера, основ планетарного экологического сознания.
У родителей:
Сформировано позитивное отношение к воспитательно – образовательному процессу не только в ДОУ, но и дома.
Заключение
Идея воспитания в детях дошкольного возраста человечности, доброты, милосердия, бережного и ответственного отношения к природе была и есть весьма актуальной. Ведь общение с природой имеет не только познавательное, но и оздоровительное, нравственное значение. Поэтому у дошкольников нужно формировать экологические знания, нормы и правила взаимодействия с природой, воспитывать сопереживание к ней.
Результаты проведенной работы говорят о том, что используемые методы и приемы поддерживают и развивают интерес дошкольников к получению новых знаний. Осуществляется сотрудничество нас как воспитателей и родителей, по всем аспектам вопроса экологического образования детей.
Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.
Список литературы:
1. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю. , Чечулина О. Г. . «Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями». - М., 2009 г.
2. Иванова Л. И.. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду, М., 2004 г.
3 Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. — М.: Просвещение, 2002. — 144 с.
4. Сборник методических материалов по экологии, Тамбов «Бионика», 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ОПЫТУ РАБОТЫ "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ОПЫТУ РАБОТЫ...
Современный подход к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
Без сомнения, и раньше с помощью обычных иллюстрированных картинок и бесед педагоги формировали все те качества и знания, что и сейчас, с помощью современных технологий. Но, согласитесь, просто посмот...
Формы работы экологического воспитания детей дошкольного возраста
Экологическое вoспитание способствует формирoванию духовных и нравственных ценностей. Так же онo способствует развитию наблюдательности и практического oпыта по ухoду за растениями и живoтными; ...
Презентация. Семинар - практикум для воспитателей «Современные подходы к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»
Презентация поможет повысить профессиональную компетентность воспитателей в вопросах экологического воспитатания детей дошкольного возраста....
«Современные требования к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО»
Доклад на тему "Современные требования к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО"...
Методы и формы реализации экологического воспитания детей дошкольного возраста
Реализация экологического воспитания дошкольников возможна посредством соответствующих методов воспитательно-образовательной работы с детьми. Специалисты по дошкольной педагогике подразделяют методы о...
Современные формы работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь современного общества, мир человеческих чувств и взаимоотношений....