Исследовательский проект «В мире шахмат»
проект

 Давудова Индира Шайдабеговна

Великий советский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жизнь… как один из элементов умственной культуры».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskiy_proekt_v_mire_shahmat.docx62.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение детский сад комбинированного вида"Рябинушка"

Исследовательский проект

«В мире шахмат»

Составила                                                                                                                                                              Воспитатель.

  Давудова И.Ш.

Г.Покачи,2020г.

Содержание

 Актуальность проекта   ……………………………………………………………….3

 Цели и задачи проекта…………………………………………………………………3

 Этапы и сроки реализации проекта………...…………………………………………4 

 План работы………..………………………………………………………………...5-6

 Опрос среди родителей…………………………………………………………………6

 Ожидаемый результат…………………………………………………………………..7

 Список литературы………………………………………………………………………7        

 Царь увидел пред собой

Столик с шахматной доской,

Вот на шахматную доску

Рать солдатиков из воску

Он расставил в стройный ряд.

Грозно куколки сидят,

Подбоченясь на лошадках,

В коленкоровых перчатках,

С палашами на плечах.

Александр Пушкин

    Актуальность проекта

Великий советский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Шахматы –превосходная школа последовательного логического мышления. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жизнь, как один из элементов умственной культуры». Чем раньше человек начинает играть в шахматы, тем быстрее он усваивает предлагаемую информацию. Для детского сада обучение шахматной игре играет особую роль, так как появляется прекрасная возможность постоянно создавать на групповых занятиях и вне их ситуацию успеха, которая помогает старшим дошкольникам раскрывать свои возможности, а воспитателям - повышать уровень творческой и учебной мотивации детей.

Цель проекта:

Создание предпосылок для формирования и развития универсальных учебных действий старших дошкольников посредством соединения групповой творческой деятельности воспитанников и обучения игре в шахматы.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • познакомить детей с историей игры в шахматы;
  • совместно с педагогом дополнительного образования научить детей действовать в соответствии с правилами игры;
  • сформировать мотивацию к занятиям любыми интеллектуальными играми.

Развивающие:

  • развивать навыки общения и коммуникативной культуры;
  • создать благоприятные условия для развития мышления, речевых, творческих и спортивных способностей воспитанников, формирования всесторонне и гармонично развитой личности;
  • привить дошкольникам 5-6 лет любовь к игре в шахматы через игровую и творческую деятельность на занятиях и в свободное время.

Воспитательные:

  • содействовать формированию духовно-нравственных качеств личности ребёнка;
  • формировать способность к адекватной самооценке и уверенность в своих силах и возможностях не только при игре в шахматы, но и на развивающих групповых занятиях;
  • формировать умение радоваться не только своему успеху, но и успеху других детей независимо от личного отношения к ним (принцип толерантности);
  • сформировать и развить заинтересованность родителей успехами детей через совместное творчество, участие в различных развлечениях и соревнованиях на базе детского сада.

                                     

                                   

                                        ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Срок реализации проекта: сентябрь- апрель 2020-2021гг.

Этап

Содержание этапа

Организационно-диагностический

Выбор, в рамках реализации проекта, теоретической модели проекта

Определение ресурсного обеспечения реализации проекта

Проведение вводного тестирования

Практический

Работа над образовательным, творческим проектом

Поощрение участников

Обобщающий



Оформление результатов реализации проекта

Определение перспектив развития творческого потенциала воспитанников в рамках реализуемой темы

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Эффективность реализации проекта определяется оптимальным обеспечением его методического сопровождения, которое реализуется по следующим основным направлениям:

  • организационно-координационное;
  • программно-методическое;
  • информационно-аналитическое;
  • диагностическое.

Проект предусматривает использование таких форм и методов обучения и воспитания, которые наиболее эффективно способствуют достижению планируемых результатов, вызывают интерес у детской аудитории 5-7 лет и их родителей.

Реализация проекта будет способствовать формированию и развитию творческих и универсальных умений; пропаганде шахмат среди воспитанников детского сада и их родителей; организации комфортной развивающей среды.

Реализация проекта «В мире шахмат» проходит 2020-21 учебном году:

  • конкурс «Рисуем шахматы!» (по выставке художественного творчества «Мультяшки в стране шахмат»;
  • по итогам конкурсов будет выпущен детский альбом «В мире шахмат»;
  • оформление шахматного уголка.

первый этап:

  • сменная выставка творческих работ по шахматной тематике (работы из пластилина, бумаги, теста и др.);
  • оформление настенного логотипа шахматного кружка и шахматных фигур;

В 2020-2021 учебном году:

  • развлечение на шахматную тематику для старших групп детского сада;
  • чтение детской художественной литературы о шахматах;
  • детское иллюстрирование понравившихся сказок и рассказов;
  • выставка по итогам иллюстрирования;
  • оформление шахматного уголка в МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»

второй этап:

  • сменная выставка творческих работ по шахматной тематике в разной технике;
  • изготовление отдельных напольных шахматных фигур для развивающих занятий.

Положительные результаты будут оформлены в рекомендации воспитателям. Авторы проекта планируют публикацию статьи по итогам сотрудничества в одном из профильных изданий или интернет - порталах для педагогов.

ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

Содержание

работы

Формы представления результата

Разработка проекта.

Утверждение темы проекта, анкеты, тесты.

Знакомство с группой детей для участия в проекте.

Анализ наполнения группы, выявление наиболее способных детей.

Планирование работы.

План работы.

Тестирование групп детей.

Групповое и индивидуальное тестирование и его анализ.

1.Просмотр мультфильмов «Герои мультяшек играют в шахматы».

2. Выставка рисунков «Мультяшки в стране шахмат».

3. Консультация для родителей «Шахматы в дошкольном детстве».

Фотоотчет

Выставка художественного творчества детей.

Консультация для родителей.

Оформление альбома «Удивительный мир шахмат» стихи, загадки, сказки (совместное речевое творчество родителей и воспитанников группы).

«Семейная мастерская» совместное изготовление альбома.

1.Игра-путешествие «В страну шахматных фигур».

Фотоотчёт, сценарий мероприятия.

1.Непосредственно-образовательная деятельность по ручному труду «Шахматное оригами».

2. Просмотр фильма-сказки «Веселое сновидение. Смех сквозь слезы».

План-конспект НОД

фотоотчет

Подготовка отчетных материалов за 1 год проекта.

Оформление результатов проекта в портфолио и его презентация на одном из методических мероприятий детского сада.

Просмотр фильма-сказки «Новые приключения Кота в сапогах в шахматном королевстве».

2. Чтение художественной литературы «Сказки и рассказы о шахматах».

3.Детское иллюстрирование понравившихся сказок и рассказов о шахматах.

1.Непосредственно-образовательная деятельность по ручному труду «Шахматы из теста, пластилина».

2.Изготовление творческих работ «Шахматный мир».

3.Изготовление отдельных напольных шахматных фигур.

Развлечение «В стране шахматных фигур» (итоговое мероприятие).

Выставка рисунков «Шахматная фигура».

фототчет

План-конспект НОД

Выставка творческих работ «Шахматный мир» (совместно с родителями);

Совместно с родителями;

фотоотчет

Сценарий развлечения «Удивительный мир шахмат», фотоотчет.

Ежемесячные этапы конкурса «Рисуем шахматы!»

Ежемесячное подведение итогов, награждение победителей, фотосессия; оформление выставки.

Конкурс сказок на шахматную тематику (создание альбома).

Подведение итогов, награждение победителей, фотосессия, постоянная выставка. Участие лучших работ в конкурсах различного уровня.

Детское иллюстрирование понравившихся сказок и рассказов на шахматную тематику по итогам группового чтения.

Подведение итогов, награждение победителей, фотосессия, постоянная выставка. Участие лучших работ в конкурсах различного уровня.

Развлечение на шахматную тематику для подготовительных групп детского сада

Развлечение и его сценарий.

Участие в шахматных турнирах детского сада и района Талнах.

Фотоотчёты, награждение победителей.

Выбор формы представления результатов работы по теме.

Презентация результатов проекта, рекомендации для воспитателей.

Оформление результатов проекта (презентация).

Презентация результатов проекта на одном из методических мероприятий детского сада, рекомендации для воспитателей.

Опрос среди родителей.

  1. Знаете ли вы игру «Шахматы»?
  2. Умеете ли Вы играть в шахматы?
  3. Как вы считаете, помогают ли шахматы детям лучше учиться?
  4. Шахматы развивают логику и мышление?
  5. Шахматы помогают в изучении математики?

Вопросы и ответы

да

нет

не

знаю

Знаете ли вы игру «Шахматы»

25

0

0

Умеете ли Вы играть в шахматы

10

15

0

Шахматы помогают лучше учиться

13

7

5

Шахматы развивают логику и мышление

16

5

4

Шахматы помогают в изучении

математики

14

6

5

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ПРОЕКТУ

Реализация проекта позволит детям повысить интерес к игре в шахматы, развить свои творческие способности; помочь стать более уверенными в себе, целеустремленными; развить умение рассуждать, выдвигать объяснения, концентрировать внимание; улучшить эмоциональное и психофизическое состояние здоровья

Реализация проекта позволит родителям повысить заинтересованность членов семьи к игре в шахматы в условиях семейной педагогики; улучшить психологический климат в семье на основе формирования единства интересов всех ее членов; приобщать своих детей к занятиям спортом – шахматам.

Результатом реализации проекта является достижение поставленных целей и задач, а также создание продуктов проекта: оформление шахматного уголка , участие детей в творческих конкурсах различного уровня и шахматных соревнованиях детского сада, а также подготовка методических рекомендаций для воспитателей детских садов по итогам работы над проектом.

Результаты проекта могут быть использованы воспитателями детских садов и инструкторами по физическому воспитанию как пример совместной профессиональной деятельности по формированию и развитию универсальных умений и навыков старших дошкольников посредством через игровую деятельность и игру в шахматы.

Список литературы

"Шахматные правила" Мацукевич А.А.                                                                                                                     "Школа шахмат Евгения Гика"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный информационно - исследовательский проект "В мире растений"

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общени...

Творческо-исследовательский проект "В МИРЕ ДИНОЗАВРОВ"

Проект про мир динозавров, какие были виды, описание каждого из них, проект - динозавры из пластелина....

Познавательно- исследовательский проект « В мире растений»

Познакомить с разнообразием растительного мира,с его значимостью.Формировать навыки исследовательской деятельности. Развивать умения сравнивать и анализировать....

Познавательно-речевой, творчески-исследовательский проект "В мире профессий"

Образовательный проект "В мире профессий"Срок реализации проекта: 6 месяцевАктуальность проекта     Дошкольное детство – важный этап вхождения ребёнка в человеческо...

Исследовательский проект "В мире часов"

Время – это одно из самых загадочных явлений во Вселенной. С одной стороны, его очень сложно объяснить, с другой стороны его можно измерить. Мы часто слышим, что нужно торопиться, чтоб...

Познавательно-исследовательский проект "В мире часов"

У детей в подготовительной к школе группе возник вопрос "Как появились часы?" Который в дальнейшем и стал "проблемой" в данном проекте."Я знал, что у часов есть циферблат, по ...

Исследовательский проект «В мире шахмат»

Для детского сада обучение шахматной игре играет особую роль, так как появляется прекрасная возможность постоянно создавать на групповых занятиях и вне их ситуацию успеха, которая помогает старшим дош...