Исследовательский проект «В мире шахмат»
проект
Великий советский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жизнь… как один из элементов умственной культуры».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt_v_mire_shahmat.docx | 62.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида"Рябинушка"
Исследовательский проект
«В мире шахмат»
Составила Воспитатель.
Давудова И.Ш.
Г.Покачи,2020г.
Содержание
Актуальность проекта ……………………………………………………………….3
Цели и задачи проекта…………………………………………………………………3
Этапы и сроки реализации проекта………...…………………………………………4
План работы………..………………………………………………………………...5-6
Опрос среди родителей…………………………………………………………………6
Ожидаемый результат…………………………………………………………………..7
Список литературы………………………………………………………………………7
Царь увидел пред собой
Столик с шахматной доской,
Вот на шахматную доску
Рать солдатиков из воску
Он расставил в стройный ряд.
Грозно куколки сидят,
Подбоченясь на лошадках,
В коленкоровых перчатках,
С палашами на плечах.
Александр Пушкин
Актуальность проекта
Великий советский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Шахматы –превосходная школа последовательного логического мышления. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жизнь, как один из элементов умственной культуры». Чем раньше человек начинает играть в шахматы, тем быстрее он усваивает предлагаемую информацию. Для детского сада обучение шахматной игре играет особую роль, так как появляется прекрасная возможность постоянно создавать на групповых занятиях и вне их ситуацию успеха, которая помогает старшим дошкольникам раскрывать свои возможности, а воспитателям - повышать уровень творческой и учебной мотивации детей.
Цель проекта:
Создание предпосылок для формирования и развития универсальных учебных действий старших дошкольников посредством соединения групповой творческой деятельности воспитанников и обучения игре в шахматы.
Задачи проекта:
Образовательные:
- познакомить детей с историей игры в шахматы;
- совместно с педагогом дополнительного образования научить детей действовать в соответствии с правилами игры;
- сформировать мотивацию к занятиям любыми интеллектуальными играми.
Развивающие:
- развивать навыки общения и коммуникативной культуры;
- создать благоприятные условия для развития мышления, речевых, творческих и спортивных способностей воспитанников, формирования всесторонне и гармонично развитой личности;
- привить дошкольникам 5-6 лет любовь к игре в шахматы через игровую и творческую деятельность на занятиях и в свободное время.
Воспитательные:
- содействовать формированию духовно-нравственных качеств личности ребёнка;
- формировать способность к адекватной самооценке и уверенность в своих силах и возможностях не только при игре в шахматы, но и на развивающих групповых занятиях;
- формировать умение радоваться не только своему успеху, но и успеху других детей независимо от личного отношения к ним (принцип толерантности);
- сформировать и развить заинтересованность родителей успехами детей через совместное творчество, участие в различных развлечениях и соревнованиях на базе детского сада.
ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Срок реализации проекта: сентябрь- апрель 2020-2021гг.
Этап | Содержание этапа |
Организационно-диагностический | Выбор, в рамках реализации проекта, теоретической модели проекта |
Определение ресурсного обеспечения реализации проекта | |
Проведение вводного тестирования | |
Практический | Работа над образовательным, творческим проектом |
Поощрение участников | |
Обобщающий | Оформление результатов реализации проекта |
Определение перспектив развития творческого потенциала воспитанников в рамках реализуемой темы |
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Эффективность реализации проекта определяется оптимальным обеспечением его методического сопровождения, которое реализуется по следующим основным направлениям:
- организационно-координационное;
- программно-методическое;
- информационно-аналитическое;
- диагностическое.
Проект предусматривает использование таких форм и методов обучения и воспитания, которые наиболее эффективно способствуют достижению планируемых результатов, вызывают интерес у детской аудитории 5-7 лет и их родителей.
Реализация проекта будет способствовать формированию и развитию творческих и универсальных умений; пропаганде шахмат среди воспитанников детского сада и их родителей; организации комфортной развивающей среды.
Реализация проекта «В мире шахмат» проходит 2020-21 учебном году:
- конкурс «Рисуем шахматы!» (по выставке художественного творчества «Мультяшки в стране шахмат»;
- по итогам конкурсов будет выпущен детский альбом «В мире шахмат»;
- оформление шахматного уголка.
первый этап:
- сменная выставка творческих работ по шахматной тематике (работы из пластилина, бумаги, теста и др.);
- оформление настенного логотипа шахматного кружка и шахматных фигур;
В 2020-2021 учебном году:
- развлечение на шахматную тематику для старших групп детского сада;
- чтение детской художественной литературы о шахматах;
- детское иллюстрирование понравившихся сказок и рассказов;
- выставка по итогам иллюстрирования;
- оформление шахматного уголка в МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»
второй этап:
- сменная выставка творческих работ по шахматной тематике в разной технике;
- изготовление отдельных напольных шахматных фигур для развивающих занятий.
Положительные результаты будут оформлены в рекомендации воспитателям. Авторы проекта планируют публикацию статьи по итогам сотрудничества в одном из профильных изданий или интернет - порталах для педагогов.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
Содержание работы | Формы представления результата | |
Разработка проекта. | Утверждение темы проекта, анкеты, тесты. | |
Знакомство с группой детей для участия в проекте. | Анализ наполнения группы, выявление наиболее способных детей. | |
Планирование работы. | План работы. | |
Тестирование групп детей. | Групповое и индивидуальное тестирование и его анализ. | |
1.Просмотр мультфильмов «Герои мультяшек играют в шахматы». 2. Выставка рисунков «Мультяшки в стране шахмат». 3. Консультация для родителей «Шахматы в дошкольном детстве». | Фотоотчет Выставка художественного творчества детей. Консультация для родителей. | |
Оформление альбома «Удивительный мир шахмат» стихи, загадки, сказки (совместное речевое творчество родителей и воспитанников группы). | «Семейная мастерская» совместное изготовление альбома. | |
1.Игра-путешествие «В страну шахматных фигур». | Фотоотчёт, сценарий мероприятия. | |
1.Непосредственно-образовательная деятельность по ручному труду «Шахматное оригами». 2. Просмотр фильма-сказки «Веселое сновидение. Смех сквозь слезы». | План-конспект НОД фотоотчет | |
Подготовка отчетных материалов за 1 год проекта. | Оформление результатов проекта в портфолио и его презентация на одном из методических мероприятий детского сада. | |
Просмотр фильма-сказки «Новые приключения Кота в сапогах в шахматном королевстве». 2. Чтение художественной литературы «Сказки и рассказы о шахматах». 3.Детское иллюстрирование понравившихся сказок и рассказов о шахматах. 1.Непосредственно-образовательная деятельность по ручному труду «Шахматы из теста, пластилина». 2.Изготовление творческих работ «Шахматный мир». 3.Изготовление отдельных напольных шахматных фигур. Развлечение «В стране шахматных фигур» (итоговое мероприятие). | Выставка рисунков «Шахматная фигура». фототчет План-конспект НОД Выставка творческих работ «Шахматный мир» (совместно с родителями); Совместно с родителями; фотоотчет Сценарий развлечения «Удивительный мир шахмат», фотоотчет. | |
Ежемесячные этапы конкурса «Рисуем шахматы!» | Ежемесячное подведение итогов, награждение победителей, фотосессия; оформление выставки. | |
Конкурс сказок на шахматную тематику (создание альбома). | Подведение итогов, награждение победителей, фотосессия, постоянная выставка. Участие лучших работ в конкурсах различного уровня. | |
Детское иллюстрирование понравившихся сказок и рассказов на шахматную тематику по итогам группового чтения. | Подведение итогов, награждение победителей, фотосессия, постоянная выставка. Участие лучших работ в конкурсах различного уровня. | |
Развлечение на шахматную тематику для подготовительных групп детского сада | Развлечение и его сценарий. | |
Участие в шахматных турнирах детского сада и района Талнах. | Фотоотчёты, награждение победителей. | |
Выбор формы представления результатов работы по теме. | Презентация результатов проекта, рекомендации для воспитателей. | |
Оформление результатов проекта (презентация). | Презентация результатов проекта на одном из методических мероприятий детского сада, рекомендации для воспитателей. |
Опрос среди родителей.
- Знаете ли вы игру «Шахматы»?
- Умеете ли Вы играть в шахматы?
- Как вы считаете, помогают ли шахматы детям лучше учиться?
- Шахматы развивают логику и мышление?
- Шахматы помогают в изучении математики?
Вопросы и ответы | да | нет | не знаю |
Знаете ли вы игру «Шахматы» | 25 | 0 | 0 |
Умеете ли Вы играть в шахматы | 10 | 15 | 0 |
Шахматы помогают лучше учиться | 13 | 7 | 5 |
Шахматы развивают логику и мышление | 16 | 5 | 4 |
Шахматы помогают в изучении математики | 14 | 6 | 5 |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ПРОЕКТУ
Реализация проекта позволит детям повысить интерес к игре в шахматы, развить свои творческие способности; помочь стать более уверенными в себе, целеустремленными; развить умение рассуждать, выдвигать объяснения, концентрировать внимание; улучшить эмоциональное и психофизическое состояние здоровья
Реализация проекта позволит родителям повысить заинтересованность членов семьи к игре в шахматы в условиях семейной педагогики; улучшить психологический климат в семье на основе формирования единства интересов всех ее членов; приобщать своих детей к занятиям спортом – шахматам.
Результатом реализации проекта является достижение поставленных целей и задач, а также создание продуктов проекта: оформление шахматного уголка , участие детей в творческих конкурсах различного уровня и шахматных соревнованиях детского сада, а также подготовка методических рекомендаций для воспитателей детских садов по итогам работы над проектом.
Результаты проекта могут быть использованы воспитателями детских садов и инструкторами по физическому воспитанию как пример совместной профессиональной деятельности по формированию и развитию универсальных умений и навыков старших дошкольников посредством через игровую деятельность и игру в шахматы.
Список литературы
"Шахматные правила" Мацукевич А.А. "Школа шахмат Евгения Гика"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный информационно - исследовательский проект "В мире растений"
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общени...
Творческо-исследовательский проект "В МИРЕ ДИНОЗАВРОВ"
Проект про мир динозавров, какие были виды, описание каждого из них, проект - динозавры из пластелина....
Познавательно- исследовательский проект « В мире растений»
Познакомить с разнообразием растительного мира,с его значимостью.Формировать навыки исследовательской деятельности. Развивать умения сравнивать и анализировать....
Познавательно-речевой, творчески-исследовательский проект "В мире профессий"
Образовательный проект "В мире профессий"Срок реализации проекта: 6 месяцевАктуальность проекта Дошкольное детство – важный этап вхождения ребёнка в человеческо...
Исследовательский проект "В мире часов"
Время – это одно из самых загадочных явлений во Вселенной. С одной стороны, его очень сложно объяснить, с другой стороны его можно измерить. Мы часто слышим, что нужно торопиться, чтоб...
Познавательно-исследовательский проект "В мире часов"
У детей в подготовительной к школе группе возник вопрос "Как появились часы?" Который в дальнейшем и стал "проблемой" в данном проекте."Я знал, что у часов есть циферблат, по ...
Исследовательский проект «В мире шахмат»
Для детского сада обучение шахматной игре играет особую роль, так как появляется прекрасная возможность постоянно создавать на групповых занятиях и вне их ситуацию успеха, которая помогает старшим дош...