Исследовательский проект "В мире часов"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Время – это одно из самых загадочных явлений во Вселенной. С одной стороны, его очень сложно объяснить, с другой стороны его можно измерить. Мы часто слышим, что нужно торопиться, чтобы успеть что- то сделать, потому что время «бежит» или «идёт», что время «течёт» быстро и мы опаздываем. Так что же такое время? Можно ли его увидеть?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательский проект | 821.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Журавский детский сад «Журавлик»
Исследовательский проект
В мире часов
Руководитель проекта: Брюханова Е.В.
Участники проекта: дети старшей группы
2019 год
СОДЕЖАНИЕ
Паспорт проекта…………………………………….3
Ведение………………………………………………4
Этапы реализации проекта…………………………6
Список используемой литературы…………………8
Приложение…………………………………………9
Паспорт проекта
1.Название проекта «В мире часов»
2.Участники проекта: дети старшей группы
3.Руководитель проекта: Брюханова Екатерина Владимировна
Контактная информация: 8-91374-83-58; e-mail: guravlik48@mail.ru
4.Вид проекта: исследовательский
5.Организация, педставляющая проект:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Журавский детский сад « Журавлик»
Фактический адрес, телефон, электронный адрес: 632715, НСО, Чистоозерный район с. Журавка, ул. Центральная 39 В;
8 3836893310; guravlik48@mail.ru
6.Срок выполнения проекта: 2 месяца
Руководитель проекта:___________________ /Е.В. Брюханова /
Усатое солнышко
Спряталось за стёклышко.
Шевелит усами
Зовут (Часами)
Введение
Однажды в детском саду на занятии по формированию математических представлений у детей обсуждали, что такое время. Варя У. задала вопрос: «Если есть время, как его можно увидеть?», а Карина Р. спросила: «Говорят, что время идет, а почему никто не видел его ноги?»
От этих потребностей детей увидеть и почувствовать категорию времени и родилась идея организации исследовательского проекта.
Я предложила детям представить себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все часы… Что тогда будет? (Будет страшный беспорядок. Магазины будут работать, как захотят. Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу.)
Сейчас трудно представить, но когда-то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками. Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из-за горизонта, значит на дворе утро. Солнце прямо над головой - настал полдень.
Мой рассказ вызвал интерес у детей - они захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли. В процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях и современных часов. Поэтому я решила в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми включить цикл совместной деятельности на тему «В мире часов».
Актуальность
Время – это одно из самых загадочных явлений во Вселенной. С одной стороны, его очень сложно объяснить, с другой стороны его можно измерить. Мы часто слышим, что нужно торопиться, чтобы успеть что- то сделать, потому что время «бежит» или «идёт», что время «течёт» быстро и мы опаздываем. Так что же такое время? Можно ли его увидеть?
Цель исследования: сформировать у дошкольников способность к исследовательскому типу мышления.
Задачи проекта:
• Познакомиться с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.
• Выяснить всё о роли часов в жизни человека.
• Провести опыты и эксперименты по изучению свойств времени.
Гипотеза проекта
Мы предположили, что если время существует, то его можно увидеть.
Методы исследования:
- подумать самостоятельно;
- спросить родителей и воспитателя;
- создать коллекцию часов или мини музей часов.
- провести опыты и эксперименты по изучению свойств времени;
- посмотреть познавательную и художественную литературу;
- посмотреть в сети Интернет презентации об истории времени.
- составить коллаж «Время идёт, мы изменяемся».
- составить картотеки стихов, пословиц, поговорок, загадок о времени.
Результативность проекта:
- в практику работы с детьми внедряются методы проектной деятельности;
- сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого;
- дети познакомятся с историей возникновения часов (что стало причиной их появления);
- дети получат новые знания: главное назначение часов – фиксация времени.
Проблема:
Так что же такое время? Можно ли увидеть время?
Вид проекта: Познавательно- исследовательский
Продолжительность проекта: краткосрочный
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный:
- Беседа с детьми
- изучение познавательной и методической литературы
- подбор художественной литературы для детей о часах
- приобретение дидактических игр
- беседа с родителями о проекте
2. Практический
I. Эксперимент с песочными часами: «Течет ли время?»
Гипотеза: предположили, что время — это песчинки, которые находятся в песочных часах. Если они стекают (песчинки) сверху вниз, то можно предположить, что время течет.
Описание эксперимента:
Ставили песочные часы на стол и пробовали собрать игрушки, пока стекают песчинки. Одевались на улицу и пробовали за 1 минуту обрисовывать фигуры по трафарету на бумаге, перекладывать фасоль из одной емкости в другую. Потом мы попробовали с ребятами просто сидеть 1 и 3 минуты без задания и сделали вывод, что когда мы заняты делом, то и время течет быстрее.
Эти же опыты мы провели и с водяными часами.
Вывод: Вместе с песчинками, которые текут в песочных часах «течет» и время, так же узнали, что означает высказывание «Сколько воды утекло» -это значит, что прошло много времени.
II. Эксперимент с секундомером: «Может ли время прыгать, бежать, скакать».
Гипотеза: Предположить, что время не только течет, а если у него есть «ноги», значит, оно может прыгать, бегать и скакать.
Описание эксперимента:
Наблюдали, сколько кругов обежит стрелка секундомера, пока в песочных часах пересыпается песок.
Измеряли за какое время можно подняться на второй этаж, спуститься вниз, пробежать змейкой по группе и т. д.
Вывод: Путём наблюдений с детьми за секундной стрелкой установили, что время может не только течь, как в песочных часах, но и прыгать, скакать, бежать.
III. Эксперимент с фотографиями: «Время и фотографии».
Гипотеза: Предположить, что время движется вместе с нами, не стоит на месте.
Описание эксперимента:
Воспитатели попросили нас принести свои фотографии (разные периоды детства).
Рассмотрели фотографии, мы пришли к выводу, что все живое развивается и растет и вместе с ним идет время.
Интересный опыт мы провели с использованием самодельной конструкции водяных часов.
Взяли обрезанную бутылку, наполнили водой, закрыли крышкой с маленькой дырочкой и поставили в другую пустую бутылку донышком вверх. Наблюдали и сравнивали с песочными часами. После мы сделали на бутылке мерки (одна мерка = 1 минуте). Вот и водяные часы собственной конструкции.
Вывод: В ходе исследования мы пришли к выводу о том, что время — это такое понятие, которое нельзя пощупать, увидеть, мы его можем только осознать, почувствовать через протяженность действий.
Работа с родителями:
Привлечение родителей к созданию мини – музея «Такие разные часы».
Консультация «Ребёнок и время», «Как научить ребёнка определять время»
Папка передвижки «Время - часть нашей жизни»
3. Заключительный
- Создание мини - музея «Такие разные часы»
- Выставка рисунков «Мы рисуем часы»
- Создание альбома «Путешествие в прошлое часов»
Список использованной литературы:
1. ДыбинаО. Что было до. – М.: Издательство «Творческий центр», 2001
2. Кобитина И. Дошкольникам о технике. – М.: Издательство «Просвещение», 1991
3. Гризик .Я познаю мир.- М: Издательство «Просвещение», 1995
4. Интернет ресурсы
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ознакомлению дошкольников с часами "В мире часов" с использованием ИКТ
Занятие по ознакомлению дошкольников с часами "В мире часов" с использованием ИКТ Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Познакомить дет...
Исследовательско - творческий проект "Часы такие разные"
Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Одни часы - круглые, другие - квадратные, одни – толстые, другие ...
Познавательно-исследовательский проект "В мире часов"
У детей в подготовительной к школе группе возник вопрос "Как появились часы?" Который в дальнейшем и стал "проблемой" в данном проекте."Я знал, что у часов есть циферблат, по ...
НОД по ознакомлению старших дошкольников с часами "В мире часов" с использованием ИКТ
Занятие по ознакомлению старших дошкольников с часами "В мире часов" с использованием ИКТЦель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:·...
Познавательное развитие. Презентация исследовательско-творческого проекта "В мире часов"
Проект "В мире часов" предназначен для детей средней группы. Ожидаемые результаты: расширение представлений детей о мире предметов, развитие познавательной мотивации. Цель: формирование...
Исследовательский проект «Про часы и о часах»
Данный проект - это организация работы по ознакомлению детей со временем и историей возникновения часов...