Исследовательский проект "В мире часов"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Брюханова Екатерина Владимировна

Время – это одно из самых загадочных явлений во Вселенной. С одной стороны, его очень сложно объяснить, с другой стороны его можно измерить. Мы часто слышим, что нужно торопиться, чтобы успеть что- то сделать, потому что время «бежит» или «идёт», что время «течёт» быстро и мы опаздываем. Так что же такое время? Можно ли его увидеть?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательский проект821.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Журавский детский сад «Журавлик»http://www.newsedu.net/img/krasivye_fony_na_shkol'nuju_temu_10.jpg

Исследовательский проект

В мире часов

                                                 Руководитель проекта: Брюханова Е.В.

Участники проекта: дети старшей группы

2019 год

СОДЕЖАНИЕ

Паспорт проекта…………………………………….3

Ведение………………………………………………4

Этапы реализации проекта…………………………6

Список используемой литературы…………………8

Приложение…………………………………………9

Паспорт проекта

1.Название проекта «В мире часов»

2.Участники проекта: дети старшей группы

3.Руководитель проекта: Брюханова Екатерина Владимировна

Контактная информация: 8-91374-83-58; e-mail: guravlik48@mail.ru

4.Вид проекта: исследовательский

5.Организация, педставляющая проект:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Журавский детский сад  « Журавлик»

Фактический адрес, телефон, электронный адрес: 632715, НСО, Чистоозерный район с. Журавка, ул. Центральная 39 В;

8 3836893310;  guravlik48@mail.ru

6.Срок выполнения проекта: 2 месяца

Руководитель проекта:___________________ /Е.В. Брюханова /

Усатое солнышко

Спряталось за стёклышко.

Шевелит усами

Зовут (Часами)

Введение

Однажды в детском саду на занятии по формированию математических представлений у детей обсуждали, что такое время. Варя У. задала вопрос: «Если есть время, как его можно увидеть?», а Карина Р. спросила: «Говорят, что время идет, а почему никто не видел его ноги?»

От этих потребностей детей увидеть и почувствовать категорию времени и родилась идея организации исследовательского проекта.

Я предложила детям представить себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все часы… Что тогда будет? (Будет страшный беспорядок. Магазины будут работать, как захотят. Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу.)

Сейчас трудно представить, но когда-то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками. Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из-за горизонта, значит на дворе утро. Солнце прямо над головой - настал полдень.

Мой рассказ вызвал интерес у детей - они захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли. В процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях и современных часов. Поэтому я решила в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми включить цикл совместной деятельности на тему «В мире часов». 

Актуальность

Время – это одно из самых загадочных явлений во Вселенной. С одной стороны, его очень сложно объяснить, с другой стороны его можно измерить. Мы часто слышим, что нужно торопиться, чтобы успеть что- то сделать, потому что время «бежит» или «идёт», что время «течёт» быстро и мы опаздываем. Так что же такое время? Можно ли его увидеть?

Цель исследования: сформировать у дошкольников способность к исследовательскому типу мышления.

Задачи проекта:

• Познакомиться с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.

• Выяснить всё о роли часов в жизни человека.

• Провести опыты и эксперименты по изучению свойств времени.

Гипотеза проекта

Мы предположили, что если время существует, то его можно увидеть.

Методы исследования:

  • подумать самостоятельно;
  • спросить родителей и воспитателя;
  • создать коллекцию часов или мини музей часов.
  • провести опыты и эксперименты по изучению свойств времени;
  • посмотреть познавательную и художественную литературу;
  • посмотреть в сети Интернет презентации об истории времени.
  • составить коллаж «Время идёт, мы изменяемся».
  • составить картотеки стихов, пословиц, поговорок, загадок о времени.

Результативность проекта:

- в практику работы с детьми внедряются методы проектной деятельности;

- сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого;

- дети познакомятся с историей возникновения часов (что стало причиной их появления);

- дети получат новые знания: главное назначение часов – фиксация времени.

Проблема:

Так что же такое время? Можно ли увидеть время?

Вид проекта: Познавательно- исследовательский

Продолжительность проекта: краткосрочный

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный:

- Беседа с детьми

- изучение познавательной и методической литературы

- подбор художественной литературы для детей о часах

- приобретение дидактических игр

- беседа с родителями о проекте

2. Практический

I. Эксперимент с песочными часами: «Течет ли время?»

Гипотеза: предположили, что время — это песчинки, которые находятся в песочных часах. Если они стекают (песчинки) сверху вниз, то можно предположить, что время течет.

Описание эксперимента:

Ставили песочные часы на стол и пробовали собрать игрушки, пока стекают песчинки. Одевались на улицу и пробовали за 1 минуту обрисовывать фигуры по трафарету на бумаге, перекладывать фасоль из одной емкости в другую. Потом мы попробовали с ребятами просто сидеть 1 и 3 минуты без задания и сделали вывод, что когда мы заняты делом, то и время течет быстрее.

Эти же опыты мы провели и с водяными часами.

Вывод: Вместе с песчинками, которые текут в песочных часах «течет» и время, так же узнали, что означает высказывание «Сколько воды утекло» -это значит, что прошло много времени.

II. Эксперимент с секундомером: «Может ли время прыгать, бежать, скакать».

Гипотеза: Предположить, что время не только течет, а если у него есть «ноги», значит, оно может прыгать, бегать и скакать.

Описание эксперимента:

Наблюдали, сколько кругов обежит стрелка секундомера, пока в песочных часах пересыпается песок.

Измеряли за какое время можно подняться на второй этаж, спуститься вниз, пробежать змейкой по группе и т. д.

Вывод: Путём наблюдений с детьми за секундной стрелкой установили, что время может не только течь, как в песочных часах, но и прыгать, скакать, бежать.

III. Эксперимент с фотографиями: «Время и фотографии».

Гипотеза: Предположить, что время движется вместе с нами, не стоит на месте.

Описание эксперимента:

Воспитатели попросили нас принести свои фотографии (разные периоды детства).

Рассмотрели фотографии, мы пришли к выводу, что все живое развивается и растет и вместе с ним идет время.

Интересный опыт мы провели с использованием самодельной конструкции водяных часов.

Взяли обрезанную бутылку, наполнили водой, закрыли крышкой с маленькой дырочкой и поставили в другую пустую бутылку донышком вверх. Наблюдали и сравнивали с песочными часами. После мы сделали на бутылке мерки (одна мерка = 1 минуте). Вот и водяные часы собственной конструкции.

Вывод:  В ходе исследования мы пришли к выводу о том, что время — это      такое понятие, которое нельзя пощупать, увидеть, мы его можем только осознать, почувствовать через протяженность действий.

Работа с родителями:

Привлечение родителей к созданию мини – музея «Такие разные часы».

Консультация «Ребёнок и время», «Как научить ребёнка определять время»

 Папка передвижки  «Время - часть нашей жизни»

3. Заключительный

- Создание мини - музея «Такие разные часы»

Выставка рисунков «Мы рисуем часы»

- Создание альбома «Путешествие в прошлое часов»

Список использованной литературы:

1. ДыбинаО. Что было до. – М.: Издательство «Творческий центр», 2001

2. Кобитина И. Дошкольникам о технике. – М.: Издательство «Просвещение», 1991

3. Гризик .Я познаю мир.- М: Издательство «Просвещение», 1995

4. Интернет ресурсы

ПриложениеC:\Users\User\Desktop\катюха\Новая папка\IMG_20190220_095508.jpgC:\Users\User\Desktop\катюха\Новая папка\IMG_20190304_094448.jpg

C:\Users\User\Desktop\катюха\Новая папка\IMG_20190304_131927.jpg

C:\Users\User\Desktop\катюха\Новая папка\IMG_20190304_131858.jpg

C:\Users\User\Desktop\катюха\Новая папка\IMG_20190305_140034.jpg

C:\Users\User\Desktop\катюха\Новая папка\IMG_20190304_131808.jpg

C:\Users\User\Desktop\катюха\Новая папка\IMG_20190305_165944.jpg

C:\Users\User\Desktop\катюха\Новая папка\IMG_20190305_163025.jpg

C:\Users\User\Desktop\катюха\Новая папка\IMG_20190305_165201.jpg

C:\Users\User\Desktop\катюха\Новая папка\IMG_20190305_164118.jpg

C:\Users\User\Desktop\катюха\Новая папка\IMG_20190305_164409.jpg

C:\Users\User\Desktop\катюха\Новая папка\IMG_20190304_131828.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению дошкольников с часами "В мире часов" с использованием ИКТ

Занятие по ознакомлению дошкольников с часами "В мире часов"  с использованием ИКТ  Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Познакомить дет...

Исследовательско - творческий проект "Часы такие разные"

Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Одни часы - круглые, другие -  квадратные, одни – толстые, другие ...

Познавательно-исследовательский проект "В мире часов"

У детей в подготовительной к школе группе возник вопрос "Как появились часы?" Который в дальнейшем и стал "проблемой" в данном проекте."Я знал, что у часов есть циферблат, по ...

НОД по ознакомлению старших дошкольников с часами "В мире часов" с использованием ИКТ

Занятие по ознакомлению старших дошкольников с часами "В мире часов" с использованием ИКТЦель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:·...

Познавательное развитие. Презентация исследовательско-творческого проекта "В мире часов"

Проект "В мире часов" предназначен для детей средней группы. Ожидаемые результаты: расширение представлений детей о мире предметов, развитие познавательной мотивации. Цель: формирование...

Исследовательский проект «Про часы и о часах»

          Данный проект - это организация работы по ознакомлению детей со временем и историей возникновения часов...