Отчет
материал (младшая группа)

Отчет по  самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ochet.odt14.87 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида

Высокогорского муниципального района

Республики Татарстан»

Отчет по самообразованию

по теме:

«Русская народная сказка как средство нравственного

воспитания детей младшего дошкольного возраста»

воспитательницы младшей группы №2 «Тигрята»

Васильевой Гулины Ильвировны

2022 – 2023 учебный год

 "Сказки – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений".   В.А. Сухомлинский.

   В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Зная возрастные особенности детей, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелания делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. А именно с младшего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.  

Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, т.к. считаю, что сказки вошли в детский быт малыша и по своей сущности, сказка вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Исходя из всего этого, я поставила перед собой следующую цель

Цель: развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.

Задачи:

    1.Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

    2. Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам

    3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни   людей.

    4. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

    5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

    6. Воспитывать бережное отношение к книге, учить правилам пользования книгой.

Актуальность: В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с раннего возраста необходимо показывать малышу нравственную суть каждого поступка.

Срок реализации: начало работы по теме : сентябрь 2022 год

Предполагаемый срок окончания : май 2023 год

Этапы реализации задач.                                                                                       

I. Подготовительный 2022-2023 год

Изучение психолого-педагогической литературы:                                                 

1. Н. Виноградова «Воспитание нравственных качеств дошкольника»            

2. В. Петерина «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста

3. Т.А. Шарыгина «Вежливые сказки»                                                                  

4.А.Ф.Островская «Беседы с родителями (законными представителями) о нравственном воспитании дошкольника»      

5. Л.И. Божова «О нравственном развитии и воспитании детей» 1995г.            

6. О.Н. Пахомова «Добрые сказки» (Этика для малышей) 2003г.                       

7. Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 2005г. Стр. 14-16                                 

II. Практический                                                                                                  

 Работа с детьми:

Он включает в себя работу по формированию нравственных представлений и качеств личности детей. Составила план работы с детьми:    

- Подбор художественной литературы (сказок) соответствующих возрасту детей;                

- Чтение сказок с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев;

- Проведение дидактических игр на материале известных сказок;                         -    - Проведение бесед с детьми на темы хороших и плохих поступков;

 -Проведение бесед «Какие сказки я знаю»;   

 -Проведение родительского собрания  «Сказка ложь – да в ней намек»            

 -Провела конкурс среди детей "  Конкурс среди детей и их родителей "Мой любимый сказочный герой";

-Обыгрование вместе с детьми сказку «Репка».

Свою работу я начала с подбора художественной литературы (сказок) соответствующих возрасту детей. А так как моя группа была младшая группа я собрала библиотеку русских народных сказок по этим возрастам с иллюстрациями разных художников и начала знакомить детей со сказками. Самый распространенный метод – это чтение сказки воспитателем. Старалась детям читать выразительно, заворожительно, меняя интонацию голоса. Дети, слушали меня с интересом, внимательно, переживали за героев сказки. Во время чтения книг учила детей аккуратности и бережному обращению с книгой.                  

 Следующий метод - это рассказывание сказки. Тоже старалась рассказать так, чтобы дети заслушались. На закрепление знаний использовала рассматривание картинок, когда дети, глядя на иллюстрации, пересказывали сюжет сказок, задавала наводящие вопросы, на которые они отвечали, играли в дидактические игры такие как: «Найди пару!,»Назови сказку» и тд. Также благодаря  сказкам беседуя с детьми, побуждаю их думать и говорить, задавая им по 2-3 вопроса, даю детям высказаться. Это позволяет мне понять, о чем дети думают, что знают из личного опыта. Сказка не дает прямых наставлений детям типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", но в ее содержании всегда заложен урок, который дети должны понять с нашей помощью. Например, в сказке "Кот, петух и лиса" - кот изображен героем. Он трудолюбив, рассудительный, не оставляет товарища в беде. Сказка "Репка"- учит младших быть дружными, трудолюбивыми, "Маша и медведь" - предостерегает, что в лес одним ходить нельзя, можно попасть в беду."

 В сказках обязательно учат бороться со злом, а добро всегда побеждает. Так же в работе мне хорошо помогает комьютер по которому мы смотрим мультфильмы русских народных сказок. Пополнила театральный уголок настольными театрами, масками, пальчиковыми и кукольными театрами, театрами на фланелеграфе. Показываем самостоятельно  драматизации по русским народным сказкам, правда не всегда все получается, но мы не огорчаемся, учимся. Провела конкурс детских работ на тему: "Мой любимый сказочный герой".

Работа по предметно-развивающей среде.  Мы создали естественную комфортабельную,  многофункциональную, доступную, безопасную, рационально организованную обстановку, с книгами, играми, дидактическими материалами. В группе есть уголок книги, в котором мы разместили разные книги со сказками. Приобрели настольные игры, направленные на активизацию опыта детей по сказке: "Узнай сказку","Лото","Пазлы».

1. Периодически пополняли библиотеку русскими народными сказками с иллюстрациями разных художников.                                                                          

2. Пополнили  масками, костюмами для самостоятельной игры.                        

3. Пополнили   кукольные, настольные театры.                                                                  

 Работа с родителями (законными представителями)

 - Проведение консультаций «Что и как читать дома детям».

-  Проведение анкиторования на тему «Роль сказки в воспитании детей».       

 - Совместное творчество родителей и детей (рисунки)  .                                    

 - Рубрика в уголок "«Сказка в жизни вашего ребенка»", "Роль сказки в развитии детей", «Как выбрать полезную книгу»,«Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных».

- Выставка детских рисунков по сказкам.

 - Проведение родительских собраний на темы по нравственному воспитанию «Сказка ложь – да в ней намек».

-Просмотр презентацию на тему «Какая прелесть эти сказки».

III. Обобщающий                                                                                                   

1. Дети применяют накопленные практические навыки нравственных норм поведения в социуме.

 2. Дети различают полярные понятия «хороший» - «плохой», «красивый» - «некрасивый», «правда» - «ложь», «добро» - «зло» и т. д. в сказке и в жизни.

 3. Дети делают самостоятельный нравственный выбор.

 4. Дети распознают настроение по мимике: радость, гнев, удивление, печаль.

 5. Дети умеют выражать чувства и переживания словами.

 6.Улучшение состояния воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, отслеживание динамики роста нравственных показателей.

 7.Разработка методических рекомендаций для воспитателей младших групп.

Заключиние: Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Чтобы ребенок выроc хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего возраста. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. Из всего этого следует: нравственное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.  

Чтобы сказки не обидеть

Надо их почаще видеть                                                                                      

Их читать и рисовать,                                                                                            

Их любить и в них играть.                                                                            

Сказки всех отучат злиться,                                                                                    

Быть добрее и скромнее,                                                                                

  Терпеливее, мудрее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по опытно-экспериментальной деятельности предшкольного образования

У нас в детском саду в 2006 году была открыта экспериментальная площадка по реализации региональной модели предшкольного образования. Я работала в этом эксперименте. Также я являюсь муниципальным тьют...

Отчет перед общественностью (репортаж)

Репортаж о ежегодном отчете перед общественностью заведующей ДОУ № 91 города Краматорска Степанченко Анны Юрьевны...

В помощь аттестующемуся педагогу ДОУ "Отчет аттестующегося педагога дошкольного учреждения о применении современных образовательных технологий"

В данном файле я приведу пример отчета аттестующегося педагога дошкольного учреждения о применении современных образовательных технологий....

В помощь аттестующемуся педагогу ДОУ. Отчет о применении ИКТ

В данном документе  - пример отчета аттестуемого педагога дошкольного образовательного учреждения о степени владения ИКТ....

Отчет учителя-логопеда по итогам учебного года во второй младшей группе

Данная форма отчета учителя-логопеда по итогам учебного года является авторской. В отчете представлены следующие разделы: -состояние общего речевого развития; - количественно-качественный анализ...

Творческий отчет "Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание дошкольника"

Творческий отчет. Актуальность проблемы. Педагогические условия формирования представления о здоровом образе жизни, формирование правильного отношения к своему здоровью. Организация диагностического п...

Отчеты. Годовой отчет учителя - логопеда ДОУ.

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен Годовой отчет учителя - логопеда ДОУ. Годовой отчет пишется в конце учебного года по по пунктам Годового плана и является приложением к Аналитическ...