Консультация "Формирование самостоятельности и ответственности у дошкольников"
статья
Формирование самостоятельности и ответственности у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_samostoyatelnosti_i_otvetstvennosti_u_doshkolnikov.docx | 26.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование самостоятельности и ответственности у дошкольников
Волевые качества личности человека являются стержневой стороной его характера, и их воспитанию должно быть уделено особое внимание. Дошкольный возраст представляется наиболее благоприятным периодом для формирования нравственно-волевых качеств личности, в том числе основ самостоятельности и ответственности.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) прямо указано, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности», специальным образом организуя образовательную среду. Согласно п.3.2.1 ФГОС ДО необходимо при реализации основной образовательной программы дошкольного образования как программы позитивной социализации дошкольников целенаправленно создавать психолого-педагогические условия поддержки инициативы, самостоятельности и ответственности детей в специфических для них видах деятельности. Поэтому, перед дошкольными учреждениями встаёт задача в создании условий для воспитания и развития гармоничной личности, способного полноценного функционировать в современных условиях общественной жизни.
Современному обществу необходим самостоятельный человек в принятии решений, который будет нести ответственность за результат. Конечно, такие личностные качества не возникают сами по себе. Основы их закладываются еще с раннего возраста в семье. Отношение родителей к проявлениям активности детей оказывает влияние на их дальнейшее личностное развитие, в том числе на развитие ответственности и самостоятельности.
Самостоятельность и ответственность является важным условием успешного развития детей. Самостоятельность, как качество личности, представляет собой способность человека ставить цель, находить пути и способы решения ситуаций. Самостоятельное поведение подразумевает под собой социально приемлемое поведение, которое подчиняется социальным нормам и нормам морали. Ответственность является важной чертой личности, которая обеспечивает гармоничное функционирование человека в обществе.
Формирование ответственности и самостоятельности у детей дошкольного возраста осуществляется на основе постепенного обогащения ребенка разными видами деятельности и приобретением личного опыта ответственного поведения. В рамках дошкольного учреждения, для развития этих качеств, педагогами создается среда, приближенная к реальной действительности, что бы дети могли проработать полученные знания и умения на практике. А также, для развития волевых качеств у дошкольников, педагогами активно используется и другие методы, и средства развития: продуктивная, игровая и трудовая деятельность детей.
Процесс развития самостоятельности и ответственности достаточно длительный, требующий от взрослых немалых усилий и стараний. Достичь положительных и видимых результатов можно только при условии участия семьи в развитии данных качеств. Важно, чтобы полученные умения и навыки, закреплялись в условиях семьи. Родителям необходимо подкреплять проявления у детей самостоятельности, формировать у них ответственность за свои поступки.
К окончанию дошкольного возраста ребенок должен проявлять самостоятельность в выборе разных видов деятельности; самостоятельно выбирать себе род занятий и товарищей по игре; осознавать необходимость трудовой деятельности для себя и других людей; нести ответственности за результат своей деятельности.
При формировании личностных качеств у детей, необходимо учитывать взаимосвязь ответственности и самостоятельности. Дети могут быть самостоятельными, но при этом, их поведение не будет соответствовать социально принятым нормам. Отсюда формируется асоциальное поведение.
Сформированная самооценка и ответственность является высшим показателем личностного развития человека. Самостоятельные и ответственные личности способны полноценно функционировать в обществе, соответствовать требованиям, предъявляемые обществом к современному человеку. С помощью таких личностных качеств, человек может гармонично развиваться и общаться с другими людьми. Конечно, полноценное формирование и развитие данных личностных качеств невозможно сформировать без подкрепления их в условиях семейного воспитания. Исходя из этого возникает необходимость в повышении педагогической культуры родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание у детей самостоятельности и ответственности в процессе организации хозяйственно-бытового труда»
Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость; плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной....
Формирование самостоятельности, инициативности, ответственности у детей или как воспитать успешного ребёнка.
Статья о том, как не загубить самостоятельность детей в раннем детстве, данную им от природы, а помочь её развить, создав необходимые условия, и реализовать. И, как следствие этого, появление ин...
СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ ВЫБОРА КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Мастер-класс смотра-конкурса профессионального мастерства среди воспитателей ДОУ г.Саянска 2014 г. по теме:СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ ВЫБОРА КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕ...
«Условия развития инициативности, самостоятельности и ответственности у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их ...
Технология формирования инициативности, самостоятельности и ответственности дошкольников 3-7 лет
Данная технология была модифицирована на основе авторской технологии к.п.н. Г.Б. Мониной «Лесенка РОСТА», направленной на формирование интегративных качеств: инициативности, самостоятельно...
Презентация «Условия развития инициативности, самостоятельности и ответственности у дошкольников в соответствии с ФГОС»
Презентация «Условия развития инициативности, самостоятельности и ответственности у дошкольников в соответствии с ФГОС»...