Познавательная беседа для детей старшего возраста на тему " Где песня льется, там весело живется"
материал (старшая группа)

Грачева Татьяна Сергеевна

  Сегодня мы с вами поговорим о русской народной песне. Послушаем, какие песни бывают : напевные, мелодичные, задушевные, грустные, весёлые. Песня-это радуга красок окружающего нас мира. Она может рассказать о многом и ответить на любые,  самые неожиданные вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnaya_beseda_dlya_detey_na_temu.docx16.44 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательная беседа для детей на тему

«  Где песня льется там весело живется»

 

  Сегодня мы с вами поговорим о русской народной песне. Послушаем, какие песни бывают : напевные, мелодичные, задушевные, грустные, весёлые. Песня-это радуга красок окружающего нас мира. Она может рассказать о многом и ответить на любые,  самые неожиданные вопросы.

Песня учит быть добрым и внимательным, чутким и заботливым, учит   видеть  в самом простом и понятном удивительное и необыкновенное.

Она печалится вместе с нами, когда нам грустно, и смеется звонко и радостно, когда мы веселимся. Встреча с любимой песней - праздник.

В русской деревне песня сопутствовала человеку буквально всю жизнь. Песнями баюкали младенца в  колыбели, постарше пели потешки, дразнилки, заклички.    Пели за рукоделием, в дороге и дома, за работой и на отдыхе.

А праздники всегда проходили с играми и песнями. Именно в песне раскрывалась душа народа.

Русский народ всегда любил.  С песней тяжёлая работа становилась лёгкой, а жизнь светлее. Давайте вспомним пословицы о песне.

 «Где песня поётся, там весело живётся».

 «С песней труд спорится».

 «С песней грусть – печаль уносится».

Крепко любят свою Родину русские люди, берегут её, воспевают в песнях. С нежностью обращаются к рябинушке кудрявой, реченьке быстрой, травушке шёлковой, берёзоньке белой, калинушке красной. Очень любима на Руси берёзка. В старину девушки и парни вокруг неё водили хороводы.

 Сочиняли наши предки и колыбельные песни. Раньше кроватку называли колыбелью, от слов «колебать», качать. Над колыбелью звучали незатейливые песни, в которых родители рассказывали о труде в поле, дома, звучала и тревога родителей избавить дитя от всяких напастей, от злых людей. Колыбельные песни пели спокойно протяжно.

А вам, ребята, поют колыбельные песни?

 Вос-ль(Приятно слышать). Как жалко. Попросите. Вот увидите, каким будет сладким и спокойным ваш сон.А в помощники для колыбельных песен брали Дрёму, месяц, ветер, глубей. А ещё был… а кто? Послушайте загадку

Зверь усатый и хвостатый,

Зверь бывает полосатый.

Коль погладишь - запоёт,

В каждом доме он живёт.

Кто это?

 Верно. Мягкий, пушистый, приятно мурлыкающий кот был в каждой избе. Кот любит поспать. Вот и брали его в помощники, чтобы он навёл дрёму на ребёнка. К коту обращались с лаской, обещали ему угощения. Ребята, а мы с вами знаем колыбельную, давайте споём.

Баю-баюшки-баю, баю деточку мою.

Приди, котик, ночевать, нашу деточку качать.

Уж как я тебе коту за работу заплачу.

Дам кусочек пирога да кувшин молока.

Уж ты, котик, не кроши, больше, котик, не проси.

Баю-баюшки-баю, баю деточку мою.

Вос-ль: В старые времена молодёжь часто собиралась на посиделках. Собирались в чьей-нибудь избе зимой, а летом - на околице, завалинке.  

 Пришли к нам из старины песенки-потешки. Пелись они малым детушкам. Да вы их помните, наверное. Это «Сорока-сорока»«Ладушки»«Петушок»«Идёт коза рогатая». Давайте споём о петушке.

Создавали русские люди и заклички. Это обращение к силам природы, к животным. Люди верили, что они обратятся к ним, то будет и дождик вовремя, урожай богатый, уйдёт холодная зима, наступит тёплая весна.

Дети нараспев рассказывают заклички о весне и скворушке.

Весна пришла – отворяй ворота.

Первым март пришёл – белый снег сошёл.

А вторым апрель – отворяй окна и дверь.

А уж как пришёл май – солнце в терем приглашай!

Скворушка, прилетай, себе домик выбирай.

На дереве высоком, с крылечком с широким.

Да почаще свисти, да погромче дуди Звонки песни выводи

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организации совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательно-речевому развитию детей старшего возраста по теме: «Зимушка – зима».

Конспект организации совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательно-речевому развитию детей старшего возраста по теме: «Зимушка – зима»....

Конспект познавательного занятия для детей старшего возраста на тему: "Продукты всякие нужны, продукты всякие важны".

Конспект познавательного развития детей. Знакомит детей с многообразием продуктов питания....

НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста на тему: «Опасные предметы».

НОД  по познавательному  развитию для детей старшего  возраста на тему:  «Опасные предметы».Задачи: 1. Закрепить  у  детей  представление об опасных  для жизни ...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста на тему: "Зимушка - зима" с использованием ИКТ

Конспект предназачен для детей старшего возраста. Разработан в игровой форме с применением интерактивной доски....

НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста на тему: «Опасные предметы дома».

НОД  по познавательному  развитию для детей старшего  возраста на тему:  «Опасные предметы  дома».Задачи: 1. Закрепить  у  детей  представление об опасных...

Беседа для детей старшего возраста на тему: «Кто в лесу главный?»

Беседа с детьми старшего возраста "Кто в лесу главный"Цель: Дать детям представлениео леснике - человеке, который заботиться о лесе; способствовать формированию у детей навыков разумног...