РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССОВ ВОСПРИЯТИЯ
материал
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССОВ ВОСПРИЯТИЯ
МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА АВТОР О.П. РАДЫНОВА
ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ - это фундамент, на котором основывается все эмоционально-художественное восприятие.
ЦЕЛЬ: Формирование основ музыкальной культуры, начиная с дошкольного возраста.
Музыка есть совершенно особый, ничем другим не заменимый путь познания разнообразных оттенков эмоционально-чувственных состояний человека, его переживаний, настроений, является одновременно и инструментом познания, осмысления и освоения прекрасного в самой действительности, красоты и глубины человеческих чувств, отношений.
Технология О.П. Радыновой построена на основе концепции, обосновывающей важность накопления уже в раннем возрасте музыкально-интонационного опыта восприятия высокогоискусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребенком речи. Ориентация ребенка на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребенка, нравственно-эстетического становления личности. Автором создана научно-обоснованная и методически выстроенная система формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста, включающая принципы, содержание, методы и формы работы, учитывающая индивидуальные и психофизиологические способности детей и в интеграции со всеми образовательными областями в детском саду.
Используя технологию О.П.Радыновой, я стремлюсь сделать процесс общения детей с музыкой радостным и увлекательным Учитывая разный уровень музыкального и общего развития детей, их природные возможности особое внимание уделяю отбору музыкального материала для работы с детьми - музыки для слушания, песен, танцевальных мелодий и т.п. Эта музыка должна быть привлекательной для детей и вызывать у них эмоциональный отклик.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
Расширять знания о музыке
Вызывать и поддерживать интерес к музыке
Развивать музыкально-эстетические потребности, признание ценности музыки, начало вкуса, представления о красоте
Побуждать к оценке музыки (эмоциональной и словесной), оценочное отношение.
Приобщение к музыкальному искусству: воспитывать интерес к музицированию, развивать активность в импровизации на детских музыкальных инструментах.
Используется во всех видах образовательной деятельности, досугах, развлечениях, в групповых и индивидуальных занятиях, в пластическом интонировании (передача характера музыки в движении), на тематических, комплексных занятиях. В процессе образовательной деятельности дети учатся чувствовать красоту музыкального произведения, выражают свою радость от его восприятия словами, изобразительным творчеством. Формирование гармоничной личности происходит через восприятие классической музыки, умение ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в различных видах музыкальной деятельности, в работе с родителями и с воспитателями, имею большую фонотеку классической и русской народной музыки, дети на праздниках исполняют музыкальные произведения в оркестре на детских музыкальных инструментах.
ТРИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕПЕРТУАРА ДЛЯ
РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ:
- Приобщение к миру классической музыки. Очень важно формировать музыкальное восприятие детей, опираясь на высокохудожественные образы мировой музыкальной классики. Расширяя их познания о музыкальных стилях разных эпох.
- Использование музыкального фольклора, который должен составлять основу на ранних этапах музыкального развития ребенка и соответствовать высоким требованиям художественности. Фольклор (народные песни, танцы и инструментальная музыка) получил всеобщее признание, как одно их важнейших средств эстетического и нравственного воспитания детей. Освоение фольклора значительно расширяет представление детей о культуре, традициях и обычаях народов мира.
- Третье направление в использовании репертуара для развития музыкального восприятия детей – песни, написанные композиторами специально для детей. Но дети очень взыскательные слушатели и далеко не каждая песня находит свой путь к сердцу ребенка.
Подбирая песни для слушания и разучивания детьми, стараюсь опираться на яркие образцы
высокохудожественных детских песен, которые проверены временем и представляют большую воспитательную ценность: песни о дружбе, бережном отношении к природе, любви к животным. Это песни из мультфильмов и радиопередач, написанные композиторами А. Островским, В. Шаинским, Ю. Чичковым, Г. Гладковым, Е. Крылатовым,
А. Струве, А. Пахмутовой и другими.
ЭТАПЫ РАБОТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ МУЗЫКИ:
1 этап:
Создание художественно-развивающей среды в группе;
Организация диагностики развития творческого воображения детей;
Анализ результатов психодиагностики познавательной сферы ребенка.
2 этап:
Осуществление работы по накоплению детьми представлений, впечатлений и эмоциональных переживаний, которые помогут дошкольникам точно понять музыкальный образ, активизируют творческое воображение с помощью специальных игр и упражнений.
3 этап:
Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей;
Развитие интереса к слушанию музыки;
Способности передавать характер музыкального произведения в движении.
РЕЗУЛЬТАТЫ :
У ребенка развит навык слушания музыки, он выражает желание посещать концерты, театр.
Ребенок музыкально эрудирован, имеет представление о жанрах музыки. Проявляет себя в разных видах музыкальной исполнительской деятельности. Активен в театрализации, участвует в инструментальных импровизациях.
Литература
Музыкальные шедевры. Автор О.П. Радынова. Авторская программа и методические рекомендации.
Сборник « Музыкальные инструменты» 0бучающее пособие. Автор Радынова .О.П.
Ветлугина Н.А., Музыкальное воспитание в детском саду.
Зацепина М.Б., Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.
Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Огромную роль в обогашении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка - это и есть собственно эмоция. Влияние музыки в ...
Развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.
Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Огромную роль в обогашении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка - это и есть собственно эмоция. Влияние музыки в ...
"Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников, в процессе восприятия классической музыки.
Понятие «восприятия музыки» нельзя отождествлять с термином «слушание музыки». Восприятие музыки не сводится к одному виду деятельности. Активное восприятие – основа музыкального воспитания. Только то...
Развитие монологической речи детей в процессе восприятия пейзажных картин
В статье раскрываются лингвистические и психолого-педагогические аспекты развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия пейзажных картин....
Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".
Консультация "Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....
Образовательный проект по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста " Внедрение эффективных методов и приемов развития восприятия в процессе экспериментирования со звуками".
Краткосрочный образовательный проект по развитию слухового восприятия рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и направлен на развитие уменя детей слушать и слышать окружающие , в том чи...
Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» «Наша Майна в стихах и на картинах» (интеграция речевого развития, нравственного воспитания и художественного творчества детей в процессе восприятия живописи)
Конспект НОД по ОО «Речевое развитие»«Наша Майна в стихах и на картинах» (интеграция речевого развития, нравственного воспитания и художественного творчества ...