Логоритмика и психогимнастика
материал
Предварительный просмотр:
«ЛОГОРИТМИКА» М.КАРТУШИНА.
«ПСИХОГИМНАСТИКА» М.И.ЧИСТЯКОВА
Логоритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала, музыка не просто сопровождает движение , а является руководящим началом. Это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы.
Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более, что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.
Внедряя здоровьесберегающую технологию, я
1.Систематизирую проведение физкультминуток на занятии (во время малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки),
2.В начало и конец занятия внедряю элементы, позволяющие настроить детей на нужный лад (взбодрить, успокоить)
3. Систематизирую применение элементов здоровьесбережения во время танцев и игр-драматизаций.
В своей работе с детьми, я использую следующие виды оздоровления:
ЦЕЛЬ ЛОГОРИТМИКИ:
Взаимосвязь музыки, речи и движения, включающие в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
ЗАДАЧИ: развитие зрительного и слухового восприятия, развитие артикуляционного аппарата, увеличение объема памяти, формирование двигательных навыков, развитие у детей фантазии, побуждать детей к поиску выразительных движений.
ЦЕЛЬ ПСИХОГИМНАСТИКИ:
Научить ребенка справляться с жизненными трудностями, различать эмоции, возможность управлять ими, научить преодолевать барьеры в общении, снятие психического напряжения, создание возможности для самовыражения.
ЗАДАЧИ: уменьшение напряжения, снятие страхов и запретов, развитие внимания. Понимать невербальное поведение других людей.
Организация работы проводится по направлениям:
Групповая и индивидуальная работа с детьми: на праздниках и развлечениях, на тематических и комплексных занятиях, в музыкально-дидактических играх.
Ритмопластика. (Кружковая работа.), использую мимические упражнения, упражнения, регулирующие мышечный тонус и развивающие основные психомоторные качества, упражнения на развитие дыхания.
Психогимнастика. Этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Использую релаксацию, коммуникативные игры и танцы, цикл психогимнастических упражнений, ориентированных на развитие выразительных движений и эмоций, инсценировки.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Производится посредством проведения консультаций, собраний на темы здоровьесбережения ребенка в семье, проведение мастер-классов с родителями по применению здоровьесберегающих технологий.
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГОВ ДОУ.
Включает в себя проведение консультаций, совместное планирование самостоятельной музыкальной деятельности детей, проведение мастер-классов для педагогов по применению здоровьесберегающих технологий.
ЛОГОРИТМИКА – у детей осуществляется гармоничное развитие личности посредством логоритмических занятий, закрепляются двигательные умения и навыки, развиваются музыкальный, звуковысотный, тембровый, динамический слух. Развивается речевая моторика для формирования артикуляционной базы, темпа и ритма речи, совершенствуется речевое дыхание и певческий диапазон голоса. Развивается умение организовывать свои движения в пространстве, совершенствуется общая моторика и ритмика.
ПСИХОГИМНАСТИКА – у детей сбалансированы эмоции, проще проходит общение со сверстниками, дети могут выразить свои чувства. Понимают чувства других, укрепляется психическое и физическое здоровье, обеспечивается эмоциональное благополучие детей.
Провожу два раза в год диагностику музыкального развития. Наблюдаю положительную динамику. Положительная динамика результатов диагностики музыкальных способностей детей, позволяет сделать выводы о благоприятном влиянии здоровье сберегающих технологий на процесс музыкального и физического развития детей.
ЛИТЕРАТУРА.
Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста)
Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет.
Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет.
Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. Программа развития.
Коррекция речи и движения. Автор Боромыкова
Логопедические распевки, пальчиковая гимнастика, подвижные игры. Автор Гаврищева.
Чистякова М.И. Психогимнастика.
Приемы здоровьесберегающих технологий в логоритмике
Оздоровление детей становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги и медики ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностях каждого ребенка.
Логоритмика – это как раз собрание таких приёмов, способов и методов для здорового развития и воспитания детей.
Логоритмика - движение, соединенное с речью, речевым выражением эмоций. Форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Танец - развитие крупной моторики, чувства ритма, выработка правильной осанки, точности координации, источник удовольствия и положительных эмоций.
ПЕНИЕ – это вид музыкальной деятельности, который входит в логоритмику. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Метлов Н.А. в своей книге ''Музыка детям'' пишет об основных качествах детского голоса, о том, что ''голосовой аппарат очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка. Голосовые связки тонкие, короткие, поэтому звук детского голоса высокий и очень слабый. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание.
Дыхание – функция человеческого организма. Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Медиками доказано, что дыхательная гимнастика оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении (в том числе и легочной ткани), способствует восстановлению центральной нервной системы, улучшает дренажную функцию бронхов.
Основными задачами дыхательных упражнений являются:
Укреплять физиологическое дыхание детей;
Тренировать силу вдоха и выдоха;
Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох);
Развивать продолжительный вдох.
Огромную роль в логоритмике играют музыкально–ритмические движения.
Музыка и движения являются средствами, которые благотворно влияют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксирующую функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект.
Упражнения на согласование движений и речи
Валеологические песенки (Валеология обучает качествам, необходимым для здоровой и успешной повседневной жизни) поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат в коллективе. Валеологические песенки – отличное начало для любой непосредственно образовательной деятельности.
Упражнение на согласование движений с музыкой
Игроритмические упражнения - специальные упражнения для согласования движений с музыкой. Игра и движение важнейшие компоненты жизнедеятельности детей. Подобные упражнения способствуют развитию воображения, музыкально-творческих способностей ребенка, формированию процесса восприятия и включению в работу обоих полушарий мозга, снимает мышечную закрепощенность, улучшает физическое самочувствие, повышает общительность детей. Через игроритмические упражнения ребенок выражает свои чувства и высвобождает накопленную энергию, превращая её в акт творчества. Для ребёнка с нарушением речи ритм имеет также немаловажную роль.
Расслабляющие упражнения (релаксация) обычно проводятся в конце занятия и приводят детей в спокойное состояние после целого ряда двигательных и речевых нагрузок.
Почему расслабление так необходимо? Состояние спокойствия в большей мере обеспечивается общим мышечным расслаблением. От напряженных мышц в центральную нервную систему постоянно идут мощные нервные импульсы, которые и держат в возбуждении отдельные участки мозга. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя.
Способность напрягать или расслаблять мышцы – это тоже очень важно для детей, поэтому в логоритмику включаются:
упражнения на регуляцию мышечного тонуса. Они помогают одним укрепить мышечную массу, а другим наоборот - расслабиться.
Большое значение в логоритмике уделяется пальчиковой гимнастике.
Выполняя её, дети развивают речь. Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга. Она развивает умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.
Пальчиковая гимнастика учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи, поэтому это отличное упражнение для развития памяти. С помощью пальчиковых игр также можно развивать фантазию и воображение. В процессе выполнения таких упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими, что поможет в дальнейшем в освоении навыка письма.
Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Упражнения по артикуляционной гимнастике позволяют научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Она не только укрепляет речевой аппарат, но и развивает певческий голос и способствует его охране, а также укрепляет здоровье ребёнка.
Игровой массаж
Почему нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком? Почему всем – и взрослым, и детям – нравится массаж? Все дело в том, что массируя определенные точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, легким, печени, желудку и другим органам. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека. Обучение детей простейшим массажным приемам лучше всего происходит в игре.
Музыкотерапия
Музыкотерапия - одно из перспективных направлений оздоровительной работы в ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Например слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастическим этюдом М.Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности, физически взбодрить. Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце, а вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.
В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно. Особое внимание следует уделить музыкально-рефлекторному пробуждению детей после дневного сна. Эта методика разработана Н.Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей. Услышав звучание привычной музыки, малышам будет легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы несложных упражнений, не поднимая малышей с кровати.
«Легкая мелодия – самый лучший утешитель для возбужденной фантазии и лекарство для мозга» В. Шекспир
В последнее время отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений психо-эмоциональной сферы. В дошкольные учреждения приходит всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями.
Анализируя основы коррекционной работы с детьми, многие учёные отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия. Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «исцеление музыкой». Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Музыкотерапия – наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Для этого не надо быть музыкантом – достаточно включить музыку.
Ученый Томатис пришел к удивительному открытию: «Ухо предназначено не только для того, чтобы слышать, но и чтобы питать энергией разум и тело. Клетки мозга работают как маленькие батарейки-аккумуляторы. Они заряжаются не путем метаболизма тела, а с помощью энергии звуков».
Опытным путем удалось установить, что человеческий организм в большинстве случаев «откликается» на музыку, подстраиваясь под ее темп, что сказывается на частоте пульса, дыхании, кровообращении, работе внутренних органов и желез секреции. Поэтому спокойное классическое произведение способно погрузить ребенка в состояние, близкое к медитации, во время которого его организм начинает работать в замедленном режиме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие для дошкольников по логоритмике. Логоритмика- один из методов преодоления речевых нарушений.
Логоритмика -это такая форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.Работая с детьми, имеющими...
Психогимнастика, как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников. Игры, упражнения, этюды по психогимнастике.
Материал предоставлен для воспитателей ДОУ. В материале содержатся методика проведения игр и занятий по психогимнастике в детском саду для детей старшего возраста. также в материале и...
Взаимодействие специалистов ДОУ в рамках непосредственной образовательной деятельности с элементами логоритмики и психогимнастики с детьми дошкольного возраста.
Увеличение контингента детей с речевыми нарушениями, посещающих образовательное дошкольное учреждение, отмечается все чаще....
Комплексное коррекционное НОД с элементами логоритмики и психогимнастики. Возраст детей: 6 -7 лет. Тема: «Зимняя прогулка».
Данный материал будет полезен для педагогов-психологов, учителей-логопедов, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада. Использование материала полезно для сплочения де...
Музыкальное занятие с использованием логоритмики и психогимнастики в подготовительной группе "В гостях у гномов"
Конспект музыкального занятия с использованием логоритмики и психогимнастики в подготовительной группе "В гостях у гномов"...
КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ и КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕТема: “В осеннем саду”Программное содержание:Учить детей правильно продвигаться по гимнастической скаме...
Психогимнастика в детском саду. Консультации. Картотека релаксационных игр и упражнений по психогимнастике для детей
Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной ...