Эффективные методы и приёмы мотивации и стимулирования трудовой деятельности детей дошкольного возраста
консультация

1. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.

3. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

4. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

5. Принцип развивающего образования (системность и последовательность).

6. Принцип новизны (использование новейших информационных технологий)

7. Принцип интеграции (взаимодействие образовательных областей).

8. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trud.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективные методы и приёмы мотивации и стимулирования

трудовой деятельности детей дошкольного возраста

     Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей не упустить этот момент, ведь дошкольный возраст - благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности.

     Труд должен войти в жизнь ребенка и помочь ему в его успешном всестороннем развитии.

     Трудовая деятельность – осознанная энергозатратная общепризнанная, целесообразная деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществление работы.

     Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду

1. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.

3. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

4. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

5. Принцип развивающего образования (системность и последовательность).

6. Принцип новизны (использование новейших информационных технологий)

7. Принцип интеграции (взаимодействие образовательных областей).

8. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

     Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий.

     Условия организации труда детей.

- Создание мотивации трудовой деятельности.

- Создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда.

- Подбор оборудования для труда.

- Систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера.

- Демонстрация заинтересованности педагога.

- Учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребенка.

- Поощрения в процессе и по результатам труда.

- Создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полезным делам.

     Как привить детям навыки трудиться? Почувствовать поддержку родителей, увидеть желание детей трудится, да и самим получить радость от успехов в этой работе. Трудолюбие и способность к труду не даётся от природы, но воспитывается с самого раннего детства.

     Участие в труде, достижение результата и его использование изменяют отношение детей к труду, мотивы труда, т.е. то, ради чего ребёнок трудится. Результативность труда уже у детей дошкольного возраста зависит от того, какие мотивы, сформулированные взрослыми, направляют их деятельность. Общественные мотивы труда, как наиболее ценные, возникают уже в дошкольном возрасте.

     Однако, ведущими они становятся не сразу. Общественные мотивы трудовой деятельности складываются под влиянием следующих условий:

- Знаний о результатах труда, их общественной значимости и необходимости людям, а затем знаний об общественной значимости труда в жизни людей.

- Общественного использования в детском саду и семье результатов труда, достигнутых детьми.

- Организации практической деятельности детей, направленной на оказание помощи взрослым, сверстникам, младшим детям.

- Оценки результатов труда взрослым, значимости их для других людей.

     Компонентом трудовой деятельности является мотив.

     Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей.

     Первый тип - игровая мотивация - «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме:

1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.

2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.

3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.

4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж -подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь).

5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.

6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными. При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

     Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме:

- Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.

- Каждому ребёнку даётся посильное задание.

- В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

     Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме:

1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому.

2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.

3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.

4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.

     Например: - Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?

     Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.

     Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.

2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.

3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду.

     Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:

- нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)

- обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.

- обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.

- действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.

     Использование игровых персонажей

     На занятиях с детьми нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда малышей.

     Хотелось бы отметить, что в работе воспитателя необходимо использовать более доходчивые и убедительные живые образцы, подлинный пример труда. Жизненная наглядность обеспечит наибольшую отчетливость представлений. В процессе дальнейших бесед,  рассказов воспитателя,  нужно уточнять, закреплять полученные знания, пользоваться наглядными методами, умело сочетать их со словесными. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы подготовки руки к письму у детей дошкольного возраста

Материал составлен в виде практических советов педагогам и родителям, для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов " Использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в процессе знакомства детей дошкольного возраста с народной куклой"

Используя в своей работе элементы технологии ТРИЗ, я решила попробовать применить методы и приёмы этой технологии в процессе знакомства детей с народными тряпичными куклами....

Консультация для педагогов на тему: "Методы и приемы стимулирования речевой деятельности детей дошкольного возраста"

повысить компетентность и успешность педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста; познакомить с современными методами и приемами стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольно...

Консультация для педагогов на тему: «Методы и приемы стимулирования речевой деятельности детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов на тему: «Методы и приемы стимулированияречевой деятельности детейдошкольного возраста»...

Выступление на семинаре "Эффективные методы и приёмы мотивации и стимулирования трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста"

Эффективные методы и приёмымотивации и стимулирования трудовой деятельностидетей младшего дошкольного возраста...

консультация для педагогов "Методы и приемы мотивации и стимулирования трудовой деятельности детей дошкольного возраста" (старший дошкольный возраст)

Эффективные методы и приемы мотивации и стимулирование трудовой деятельности детей дошкольного возоаста (старший дошкольный возраст)....