РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА
статья
Игра - наиболее доступ - первоначальный этап, усвоенный ребенку вид деятельности. Игра - ведущий вид деятельности ребенка, в ней он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. С помощью игры дошкольник начинает самостоятельно искать способ и средство достижения результата, а это немаловажно в развитии ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_muzykalnoy_igry_v_razvitii_doshkolnika_maruhnenko_i.v.docx | 20.69 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА »
МАРУХНЕНКО И. В.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»
ТАМБОВСКИЙ РАЙОН С. СТРЕЛЬЦЫ
maruhnenko.irina@yandex.ru
2022 г.
Игра - наиболее доступ - первоначальный этап, усвоенный ребенку вид деятельности. Игра - ведущий вид деятельности ребенка, в ней он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики.
С помощью игры дошкольник начинает самостоятельно искать способ и средство достижения результата, а это немаловажно в развитии ребенка.
Группы игр.
Игры, инициаторами которых становятся сами дети (самостоятельные игры):
- сюжетно-отобразительная;
- сюжетно-ролевая игра;
- режиссёрская постановка;
- театрализованная импровизация.
Игры, рождающиеся по инициативе взрослых. Игры с ярко выраженным обучающим характером:
- дидактические игры с сюжетным рисунком;
- игра-эксперимент, игра-путешествие с поисковыми элементами;
- подвижные разного уровня интенсивности;
- дидактические игры с музыкальным сопровождением.
Игры, являющиеся формой отдыха или смены деятельности:
- развлекающие игры;
- интеллектуальные головоломки и состязания;
- календарные и тематические праздники, карнавальные представления;
- театрально-костюмированные;
- народные игры и фольклорные традиции, пришедшие в современный мир из исторического прошлого.
Особенностью сюжетно-отобразительной игры является то, что дошкольник играет один и свои игровые действия заостряет на определенной игрушке. При этом прекрасно отображает мир человеческих отношений: споры, ссоры, радость или грусть, воспитание или бунт. Таким образом, ребенок с помощью игрушки, в игровых действиях воспроизводит модель поведения, которая свойственна определенному человеку.
Сюжетно-ролевые игры — это игры, которые придумывают сами дети. В сюжетно-ролевой игре отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Сюжетно-ролевая игра — это игра, в которой дети «одевают» на себя роль, передавая ее характер, и действуют по определенному заданному сюжету или сами создают его.
Режиссёрская игра - особый вид индивидуальной игры, который строится ребенком в двух планах: за себя как режиссера и за игрушку, наделенную определенной ролью.
Театрализованная игра - социализация дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.
Театрально-игровая деятельность направлена на целостное развитие личности дошкольника, его раскрепощение, развивает интерес к литературе, театру, раскрывает творческие и индивидуальные способности ребенка.
Дидактическая игра — это вид учебных занятий, организуемый в виде учебных игр, специально созданных педагогом для обучения детей.
Подвижные игры — один из способов физического развития ребенка. С помощью подвижной игры активно развивается мышечная система, выходит накопленная энергия, вырабатывается смекалка и ловкость у дошкольника. Подвижная игра — источник радостных эмоций ребенка.
Можно сделать выводы что, игра оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Она обладает поразительным воспитательным потенциалом.
В игре формируются все стороны личности ребенка, в игре дети учатся общению друг с другом, умению устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Известно, что у детей в игре значительно успешнее проходит усвоение новых знаний, нежели на учебных занятиях.
Игра формирует характер ребенка. В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [3, 45].
Она закладывает основу для будущей учебной и профессиональной деятельности.
Нельзя недооценивать роль игры в жизни ребенка, ведь игра помогает ребенку:
- гармонично войти в окружающий мир;
- найти свои механизмы общения с людьми;
- научиться строить отношения;
- адекватно использовать разные предметы и воспринимать реальность;
- обрести уверенность в себе;
- наполнить жизнь интересным, увлекательным содержанием;
- удовлетворить свои социальные потребности и интересы.
Игра имеет колоссальный развивающий потенциал.
На занятиях имеет место музыкальная игра, при выполнении условий которой дети изучают, осваивают и закрепляют музыкальные виды деятельности. Игровая форма музыкальных занятий в детском саду создается при помощи особых игровых приемов, которые, как правило, я применяю с целью облегчить детям понимание сути музыкального произведения и его художественных особенностей.
На занятиях значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку. В процессе систематических занятий по движению у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие. Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементов танцевальных движений осуществляется в сочетании с приёмами, включающими в себя музыкальные игры и творческие задания.
Для детей старшего возраста я использую музыкальный центр, ноутбук, компьютер, с помощью которого дети с удовольствием слушают детские песни современных композиторов. Использование мною звукозаписи в свободное от занятий время дает возможность детям самостоятельно импровизировать движения, составлять несложные композиции плясок, хороводов, игр.
Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для них я использую в игровых ситуациях разнообразные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку.
Данные музыкально-игровые приёмы я часто применяю в процессе пения и это помогает при обучении детей выразительно и непринуждённо петь, учить брать дыхание между музыкальными фразами и удерживать его до конца.
Эффективно действует применяемый мною вокальный приём «пение про себя», когда часть ранее выученного детьми музыкального материала исполняется как обычно, а другая часть - «молча»: её пропевают только внутренним слухом.
В процессе слушания музыки знакомлю детей с вокальными, инструментальными произведениями разного характера и они переживают определённые чувства и эмоции.
Обращаю внимание на словесное оформление впечатления о музыкальном произведении, так как оно способствует развитию освоения музыки, углубляет осознанность и эмоциональную окраску самого процесса. Существует реальная необходимость развивать у дошкольников умение характеризовать музыку, обогащать их художественно-выразительный лексикон.
Таким образом, игра, как основной вид деятельности ребёнка до школьного возраста, является важным средством развития. В. Л. Сухомлинский писал о том, что духовная жизнь детей является полноценной, лишь когда «ребёнок живёт в мире игр, сказки, музыки, фантазии, творчества» [3, 45].
Литература:
1. М. Литвинова «Русские народные подвижные игры»;
2. Выготский Л. С. «Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка»;
3. Сухомлинский В. А. Сборник дидактических игр и произведений;
4. Дзержинская И. Л. «Игра, как средство педагогического воздействия к разным видам музыкальной деятельности», М.: Просвещение, 1999. - 236 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающие игры и их роль в интеллектуальном развитии дошкольников.
В сообщении по теме: "Коррекционно-развивающие игры и их роль в и нтеллектуальном развитии дошкольников" представлены теоретическая часть, в которой описываются значимость, цели, условия проведе...
Роль конструирования в развитии дошкольников.
Всем педагогам давно известно, какую важную роль играет конструирование в развитие дошкольников. Как заметил З. В. Лиштван, в процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими н...
консультация РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА
консультация для педагогов при проведении педсовета или педчаса на тему «Роль игры в развитии дошкольника»...
"Роль игры в развитии дошкольника"
quot;Роль игры в развитии дошкольника"...
Консультация для родителей "Роль сказки в развитии дошкольников"
Консультация для родителей...
Роль загадок в развитии дошкольника
В статье описывается значение загадок для развития дошкольников....
"Роль экспериментирования в развитии дошкольников "
"Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и о...