Коррекционно-развивающие игры и их роль в интеллектуальном развитии дошкольников.
статья по логопедии по теме
В сообщении по теме: "Коррекционно-развивающие игры и их роль в и нтеллектуальном развитии дошкольников" представлены теоретическая часть, в которой описываются значимость, цели, условия проведения и организации коррекционно-развивающих игр и практическая часть, в которую включены примеры игр и упражненений. Данные игры можно использовать как базу для создания собственных КРИ, с учетом конкретных целей и задач определенного занятия или мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kri.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно - развивающие игры
и их роль в интеллектуальном развитии дошкольников.
У детей с нарушениями речи, как правило, имеются и другие отклонения. Зачастую при обследовании данной группы детей отмечаются такие виды недостаточности как мимическая, эмоциональная, моторная, сенсорная, голосовая, недостаточность психических функций и т.д. Поэтому речь следует формировать не изолированно, а в комплексе с общим развитием, прежде всего с развитием интеллекта.
Всем известно, игра – основной вид деятельности дошкольников. Вместе с тем, она является и методом, и формой обучения, и средством всестороннего развития личности ребенка. Дидактическая (обучающая) игра должна быть обязательно включена в коррекционный процесс. Ее сущность и заключается в том, что она позволяет детям решать мыслительные задачи в игровой форме. Используя коррекционно - развивающую игру, педагоги стремятся перенести радость от игровой деятельности в радость учения. То, что ребенок воспринимает мыслительную задачу как игровую, повышает его умственную активность.
В игре обостряется наблюдательность, концентрируется внимание, запоминание происходит быстрее и становится более прочным, упражняется воля детей.
Коррекционно - развивающие игры способствуют развитию речи детей: они пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение точно выражать мысли, совершенствуют грамматический строй речи. В неразрывной связи с развитием речи в играх осуществляется развитие мышления детей, способности сравнивать, группировать, классифицировать предметы, обобщения. Игры развивают сенсорное восприятие, так как тренируют ребенка в узнавании характерных признаков предметов.
Игры могут быть использованы на занятиях и во внеучебное время, как логопедом, так и воспитателем. Любую игру можно адаптировать в соответствии с возможностями и уровнем развития детей, с учетом возраста.
Коррекционно – развивающие игры дают возможность:
- Обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы детей во время занятий;
- Повысить речевую мотивацию;
- Компенсировать недостаточность фонематического слуха;
- Повысить скорость запоминания и улучшить речевое продуцирование;
- Активизировать и восстанавливать высшие психические функции;
- Автоматизировать необходимые звуки в результате запоминания большого количества речевого материала;
- Совершенствовать лексико-грамматический строй языка.
Приведем несколько примеров коррекционно-развивающих игр.
Игры, направленные на совершенствование звукопроизношения.
- «Что без чего не бывает?»
Цель игры: автоматизация звука С.
Дети отвечают на вопрос, глядя на предъявленную картинку.
Без чего не бывает сливы? – Не бывает сливы без косточки.
Без чего не бывает часов? – Не бывает часов без стрелок.
Без чего не бывает стула? – Не бывает стула без спинки.
Без чего не бывает сосны? – Не бывает сосны без ствола.
Без чего не бывает автобуса? – Не бывает автобуса без колес.
- «Измени слово, чтобы появился звук Ш».
Цель игры: автоматизация звука Ш.
Детям предлагается изменить слово так, чтобы в нем появился звук Ш.
Например: скворец – скворушка.
Домик – домишко, хлеб – хлебушек, петух – петушок, заяц – зайчишка и т.д.
3. «Что с чем?»
Цель игры: автоматизация звука С.
Дети отвечают на вопрос, глядя на предъявленную картинку.
С чем скамейка? – Скамейка со спинкой.
С чем куст? – Куст с листьями.
С чем краски? – Краски с кисточкой.
С чем лес? – Лес со снегом.
С чем пастух? – Пастух со стадом.
- Рифмованная миниатюра.
Цель игры: автоматизация звука Р.
Педагог начинает стихотворение, дети по одному или коллективно продолжают, глядя на предъявленные картинки.
Вот со звуком Р игра. Нам играть в нее пора:
Виноград, трамвай, топор, шар, крапива, помидор,
Сковородка, ранец, груша, крыша, радуга, каркуша,
Рыба, курочка, тетрадка, крот, смородина, кроватка,
Груши, грузовик, петрушка, виноград, трамвай, пеструшка.
5. «Найди предмет, к которому подходит действие».
Цель игры: автоматизация звука С.
Дети ищут предмет, который подходит к действию.
Саня слепил (снеговика) Саня снял (сапоги)
Саня связал (носки) Саня смял (скатерть)
Саня сварил (сосиски) Саня съел (ананас)
Саня спилил (сук) Саня срисовал (сосну)
Саня скинул (сандалии) Саня спас (собаку)
- «Четвертый лишний».
Цель игры: автоматизация звука Л.
Дети выбирают из четырех предъявленных слов лишнее и объясняют, почему именно это слово не подходит к остальным.
Лось, лыжи, рыба, лапа;
Лужа, лавка, ложка, сумка;
Лошадь, зубы, лупа, лопата.
Игры, направленные на формирование лексического состава языка, на развитие грамматического строя речи.
- «Кто у кого?»
Лексические темы: «Животные», «Птицы».
Цель игры: - уточнение и расширение словаря;
- правильное использование и образование форм род. падежа ед. числа и им. падежа ед. и мн. числа существительных.
Кто у курицы? – У курицы цыпленок, у курицы цыплята.
Кто у утки? – У утки утенок, у утки утята.
Кто у собаки? – У собаки щенок, у собаки щенята.
- «Живой уголок»
Лексическая тема: «Домашние животные».
Цель игры: правильное использование и образование форм дательного, творительного и винительного падежей им. сущ.;
А. Винит. падеж.
«Кто что любит?»
Дети отвечают на вопрос, глядя на предъявленную картинку.
Что любит кошка? - Кошка любит молоко.
Что любит собака? – Собака любит косточку.
Что любит черепаха? – Черепаха любит морковь.
Что любит попугай? – Попугай любит семечки.
«Найди в живом уголке место для каждого животного».
Дети подбирают нудную картинку и составляют предложение.
Я посажу черепаху в коробку.
Я пущу рыбку в аквариум. Я положу кота в корзину и т.д.
Б. Винит. падеж и твор. падеж.
«Дай животным еду».
Дети отвечают на вопрос, выбирая нужную картинку. Я дом кошке молоко.
Я дам собаке косточку.
Я дам черепахе морковь и т.д.
«Угости зверюшек». Я угощу кошку молоком.
Я угощу собаку косточкой.
Я угощу черепаху морковью и т.д.
- «Без чего игрушка?», «С чем игрушка?»
Лексическая тема: «Игрушки».
Цель игры: - уточнение и расширение словаря;
- правильное использование и образование форм род. и твор. падежей ед. ч. им. сущ.
Дети отвечают на вопрос, глядя на предъявленную картинку.
Без чего машинка? – Машинка без колеса.
Без чего мишка? – Мишка без лапы.
Без чего паровоз? – Паровоз без трубы.
С чем машинка? – Машинка с колесом.
С чем мишка? – Мишка с лапой.
С чем паровоз? – Паровоз с трубой.
- Лексическая тема: «Посуда».
Цель игры: - согласование прил. с сущ. в роде, числе, падеже.
- практическое употребление предлогов.
А. «Расставь посуду на столе». На наборное полотно ставится картинка большая картинка с изображением белочки. Детям объясняется, что белочка ждет гостей, и предлагается помочь ей. Перед детьми выкладываются картинку с изображениями большой чашки, маленькой чашки, большого чайника, вазочки, салфетницы. Дети закрепляют картинки на столе и комментируют свои действия:
Я поставлю чайник на стол.
Я поставлю маленькую чашку рядом с чайником. И т.д.
Б. «Что изменилось?»
Картинки с изображением посуды меняются. Дети комментируют:
Вместо большой чашки на столе стоит маленькая чашечка.
Вместо салфетницы на столе стоит сахарница и т.д.
В. «Где находится посуда?» Дети отвечают на вопросы.
Где чайник? – Чайник у белочки.
Где чашка? – Чашка около чайника.
Где вазочка? – Вазочка между молочником и сахарницей. И т.д.
- Лексические темы: «Посуда», «Игрушки», «Мебель», «Фрукты».
Цель игры: - обобщение предметов;
- согласование местоимений мой, моя, мое, мои с сущ.
- согласование числительных 1 – 2 – 5 с сущ.
А. «Назови одним словом».
Дети, глядя на картинку, перечисляют предметы и называют обобщающее понятие:
чашки, стакан, тарелка, ножи – это посуда. И т.д.
Б. «Назови свою посуду»
Моя чашка, мой стакан и т.д.
В. «Считай 1 – 2 – 5 и называй».
1 чашка – 2 чашки – 5 чашек;
1 стакан – 2 стакана – 5 стаканов и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Игрушки вашего малыша, их роль в интеллектуальном развитии дошкольника"
Если вы хотите развить способности малыша, научить его думать, понимать речь взрослых, действовать с предметами, играйте с ним как можно ч...
Роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников
Личные качества ребёнка формируются в активной деятельности, которая является ведущей на каждом возрастном этапе. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. Уже на ранних и старших возра...
Роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности....
Игра в шашки - инновационная технология интеллектуального развития дошкольников
Актуальность проблемы. Проект "Умные шашки". История возникновения игры "Шашки". Правила игры в русские шашки для дошкольников. Перспективное планирование кружка "Умные шашки...
Методическая разработка "Использование игры - головоломки «Танграм» в процессе интеллектуального развития дошкольников"
Танграм – старинная китайская игра-головоломка.Методическая разработка раскрывает возможности её использования для развития у детей восприятия, внимания, памяти, воображения, а также с...
Мастер-класс для воспитателей «Развивающие игры В.В.Воскобовича в интеллектуальном развитии дошкольников»
Мастер-класс для воспитателей «Развивающие игры В.В.Воскобовича в интеллектуальном развитии дошкольников»...
"Игра - головоломка Танграм в процессе интеллектуального развития дошкольников".
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают мате...