"Роль экспериментирования в развитии дошкольников "
статья по теме

Селиванова Ирина Андреевна

                             "Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой.»               

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentalnaya_deyatelnost._selivanova_i._a.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:
«Экспериментирование-  эффективное средство интеллектуального развития дошкольников.»

Воспитатель МБДОУ №8 г. Азова:  Селиванова Ирина Андреевна



                                                Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы и

получать на них фактические ответы, оказываясь

на более высоком и нравственном уровне по

сравнению с теми, кто такой школы не прошёл.

К.Е. Тимирязев

          На сегодняшний день все больше внимания уделяется качеству образования: на федеральном и региональном уровнях разрабатываются специальные программы, реализуются проекты, направленные на улучшение образовательной деятельности. Помимо этого, качество образовательного процесса определяется применяемой методикой, ведь обучение должно быть не только полезным, но и интересным, оно должно формировать мировоззрение человека, развивать в нем любознательность и эрудицию.
        Реализуя программу «Детство», изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, я обратила внимание на замечательное средство интеллектуального развития дошкольников – опытно-экспериментальную деятельность.
        Потому что ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая личность. Познавая мир, дети делают множество открытий, и экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников. Любой ребенок вовлечен в нее постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом. Детское экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности и, в первую очередь, с такими, как наблюдение и труд.      
Оно пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, непосредственно-образовательную деятельность, прогулку, сон.      
     Свои отношения с детьми я строю на основе партнёрства. Мои дети  на занятиях учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий».

В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность и получить ответы на волнующие их вопросы «Почему? Зачем? Как? Что будет, если…?», почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. При этом я выступаю не в роли учителя или  наставника, а в роли равноправного партнера, соучастника деятельности, что позволяет детям проявлять собственную исследовательскую активность.
      Перед собой я ставлю цель помочь дошкольнику в проведении исследований, сделать их полезными и безопасными для ребенка и его окружения. В современной образовательной практике значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным. А дети сами хотят исследовать практически все. Поэтому исследовательское поведение для дошкольника - главный источник получения представлений о мире.
Для того, чтобы дети могли реализовывать свои исследовательские способности, в моей группе оборудована мини – лаборатория, в которой имеются различные центры. В них представлена предметная развивающая среда для проведения исследований: специальная посуда, простые приборы, объекты живой и неживой природы, тазы с песком и водой, емкости с сыпучими продуктами, магниты и т. д.

            Центром экспериментирования являются познавательные занятия. Они требуют тщательной подготовки, определяются цели, задачи опыта или эксперимента, подбирается объект для исследования, а также пути решения поставленных задач. В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов. У ребенка постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и поляризации. Дети воспроизводят в речи все увиденное, формулируют обнаруженные закономерности, делают выводы. Поэтому я считаю важным включать экспериментирование в различные виды деятельности и интегрировать с различными образовательными областями. Всё это способствует поддержанию познавательного интереса детей.

          Начиная со второй младшей группы дети входят в мир экспериментирования. Происходит знакомство  со свойствами солнечных лучей, которые нагревают окружающие предметы, испаряют влагу. Изучая свойства песка, малыши делают вывод, что сухой песок светлого цвета, сыпучий, из него нельзя слепить куличик. Мокрый песок темный, из него легко лепить, но невозможно сделать рисунок, так как он не сыплется. Наблюдая за ветром, дети приходят к выводу, что при наличии ветра лопасти бумажных вертушек и султанчики вращаются медленно или с ускорением. Знакомясь со свойствами бумаги и ткани, ребята замечают, что бумага рвется. В зависимости от толщины ее можно мять, она намокает в воде. Ткань состоит из ниток, мнется, ее легко стирать, гладить. Очень интересны и увлекательны опыты с воздухом, так как он не видим. Мы с ребятами на прогулке с удовольствием запускаем воздушного змея, чтобы увидеть порывы ветра, движение воздушных масс. Набираем в полиэтиленовые мешки воздух и замечаем, что они становятся плотными, упругими. Дети дуют через трубочку на поверхность воды, при этом образуются волны и пузыри. А если через трубочку подуть на небольшой предмет, то он начнет двигаться. Интересных объектов для экспериментирования  великое   множество и опытно – экспериментальная деятельность у воспитанников очень популярна.

    В своей работе я выделяю такие особенности детского экспериментирования:

  1. Детское экспериментирование свободно от обязательств. Во время любого эксперимента у ребёнка должно сохраняться ощущение внутренней свободы.
  2. Как и при игре, не следует жестко регламентировать продолжительность опыта. Если ребенок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятие только потому, что истекло время. Если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал, его можно прекратить ранее запланированного срока.
  3. В процессе детского экспериментирования не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам.
  4. Я пришла к выводу, что дети не могут работать, не разговаривая. При организации экспериментов в детском саду я специально создаю условия, способствующие общению детей друг с другом, их раскрепощению. Однако при этом следует четко улавливать грань между творческим общением и нарушением дисциплины.
  5. Необходимо фиксировать полученные результаты с целью накопления опыта и его последующего использования.
  6. Немаловажный момент, который необходимо учитывать – это право ребенка на ошибку. Невозможно требовать, чтобы ребенок всегда имел только правильную точку зрения.

При проведении экспериментов особое внимание необходимо уделять соблюдению правил безопасности. Потому что дети в силу их возрастных особенностей ещё не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, дети просто забывают о правилах безопасности, поэтому эту обязанность я беру на себя.
         В нашем детском саду нет чёткой границы между жизнью и экспериментированием, между жизнью и обучением. Эксперимент- это не самоцель, а только способ ознакомления детей  с миром, в котором им предстоит жить. Очень важно, как входит окружающий мир в жизненный опыт ребёнка, как он эмоционально им осваивается. Я стараюсь заразить детей собственным энтузиазмом, восхищением прекрасным, потому что только положительное накопление эмоций даёт толчок к творчеству. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём. В результате такой активной деятельности воспитанники  идут в школу любознательными, открытыми и общительными!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для педагогов ДОУ «Роль детского экспериментирования в развитии дошкольников»

Данная статья поможет педагогам детских садов понять: какую роль для ребенка дошкольного возраста играет детское экспериментирование и насколько актуален данный метод в работе с детьми....

Консультация для воспитателей "Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста"

Консультация для воспитателей о значении экспериментирования в жизни ребёнка...

Доклад «РОЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства....

Консультация для родителей «Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста».

Консультациядля родителей«Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста»....

" Роль экспериментирования в развитии интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка"

quot; Роль экспериментирования в развитии интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка"...

Консультация "Роль экспериментирования в развитии дошкольника".

В дошкольных отделениях в настоящее время очень много внимания уделяют экспериментальной деятельности. И не зря! Ведь дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к познанию...

Консультация для педагогов Роль экспериментирования в развитии поисково-исследовательской деятельности дошкольников

В системе дошкольного образования в настоящее время приоритетными являются такие методы и формы, которые развивают у детей дошкольного возраста способности к начальным формам обобщения, умозаключения,...