Статья "Как ребенок становиться читателем"
статья (младшая группа)
В статье говориться как ребенок становиться читателем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Как ребенок становиться читателем" | 22.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья.
«Как ребенок становиться читателем».
Характерной чертой восприятия литературы младшими дошкольниками является тесная зависимость понимания художественного произведения от непосредственного личного опыта ребенка. Литературные факты, которые совпадают с жизненными представлениями детей, осознаются ими легко и правильно. Факты же, противоречащие опыту, не совпадающие с ними, часто осознаются неверно. Иногда дети неожиданно по-своему осмысливают самые, казалось бы, простые вещи. Например, строчки из стихотворения А.Барто «Девушка-ревушка»- «Никуда я не пойду! Мне не нравится в саду» и «Ой, пойду обратно, дома неприятно»- некоторые трехлетние пересказывают по-своему, в соответствии со своими первыми «детсадовскими» впечатлениями: «Она топнула ногой, не хотела в детский садик идти… Она потом не хотела из детского садика уходить». В связи с такой особенностью детского восприятия особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они выполняют в книге для младшего дошкольника роль первоначального импульса для воссоздания героев и событий; без рисунков художника воображение малыша может не включиться в работу и текст не будет понят. Однако наряду с непосредственным и очень ограниченным опытом в этом возрасте появляется и первый литературный опыт, помогающий малышу осознавать содержание произведений.
В беседах и пересказах мы нередко сталкиваемся с ним. Так в беседе по сказке «Коза- дереза», давая оценку поступкам козы, почти все малыши опираются на вторую часть сказки где коза выживает зайчика из дома, а петух ее прогоняет. На вопрос «Плохая коза или хорошая?» дети отвечали: «Плохая, она рогатая. Зайчика выгнала. Еще лиса его выгнала… Плохая коза, она в домик залезла. Он сел на пенек и плачет». Мы видим, что малыши не принимают во внимание начало, в котором речь идет о том, как коза дерзит, наговаривает на своих пастухов. В то же время они используют свой «литературный опыт»- услышанную ранее песенку «Идет коза рогатая» и сказку «Заюшкина избушка» на ту же тему.
Приведем еще один пример привлечения ребенком своего читательского опыта- при пересказе сказки «Снегурочка и лиса»: «Жила бабушка и дедушка. Была Аленушка. Ее подружки закинули (покинули в лесу). Испугалась она, плакала очень и все читала (причитала). А волк не съел, а Красную Шапочку хотел съесть. Хороший был, а не плохой. Села она лисичке на спинку и поехала».
Мы видим, что при восприятии сказки, в которой волк- персонаж положительный, у малыша возникают ассоциации со сказкой «Красная Шапочка», где волк жестокий и коварный.
Сопоставление персонажей приводит к непроизвольной оценке, которую ребенок включает в ткань пересказа.
Слушая литературные произведения, дети прежде всего устанавливают наиболее легко осознаваемые связи, когда события четко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего. Такое построение сюжета характерно для большинства сказок, которые читают и рассказывают младшим дошкольникам («Теремок», «Волк и козлята», «Колобок», «Репка» и др.). если прямая связь событий прерывается и по ходу сюжета появляется скрытый замысел, это существенно усложняет восприятие, а порою приводит к непониманию произведения. Например, дети не всегда отчетливо осознают содержание сказки братьев Гримм «Заяц и еж» или даже совсем простой по сюжету сказки «Маша и медведь». Нам приходилось наблюдать, как многие малыши не улавливали скрытого замысла девочки Машеньки и в связи с этим неправильно понимали некоторые события и поступки героев сказки. Пересказывая ее, дети «спрямляют» сюжет, опуская эпизоды, где Маша попадает к медведю- печет пирожки- садится в короб с пирожками- медведь доставляет ее к бабушке с дедушкой.
Определенную трудность вызывает у малышей восприятие сказок с двух частной композицией, сюжет которых объединяет несколько историй ( «Лиса и волк», «Кот петух и лиса», «Петушок и бобовое зернышко» , «Коза-дереза» и др.) обычно ребенок улавливает и воспроизводит только одну из историй (частей) сказки. Опора при этом происходит чаще всего на первую часть или эпизоды, либо более простые по содержанию, либо знакомые детям ( как это было в примере со сказкой «Коза-дереза», приведенном выше).
При восприятии литературного произведения в центре внимания ребенка главный персонаж. Детей интересуют его внешность, действия, поступки. Самостоятельно мысленно представить героя, воссоздать его образ в своем воображении дети чаще всего не могут и нуждаются в наглядной опоре-иллюстрациях. К числу особенностей детского восприятия относится и то, что прежде всего ребенок видит действия и поступки персонажа, но не понимает еого переживаний, мотивов поведения. например, нередко дети положительно оценивают поведение медведя из сказки «Маша и медведь»- « потому что он Машеньку к бабушке с дедушкой принес», игнорируя то обстоятельств, что девочка хитростью побудила его к этому.
Эмоциональное отношение детей к героям ярко окрашено. Ребенок бурно радуется победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом. Пересказывая, например, сказку «Коза дереза», почти все малыши с торжеством заканчивают ее тем, что коза упала с печки и разбилась. Активно действуя (мысленно) вмести с героем, дети пытаются иногда вмешаться в события (прерывают чтения, закрывают глаза, шлепают по картинке и изображением «плохого» персонажа и т.п.). вместе с тем в этом возрасте эмоциональное отношение детей к героям часто бывает не связано с текстом. Оно определяется ограниченным жизненным опытом детей, которые не всегда дает возможность правильно понять произведение.
Так, мишку из сказки «Теремок» ребенок называет хорошим только потому, что всегда дает возможность правильно понять произведение.
Своеобразие воспитания литературных произведений у детей 2-4 лет заключается в том, что при осмыслении текста малыш опирается главным образом на имеющийся у него непосредственный опыт, еще очень ограниченный. Личный опыт превалирует над осознанием текста, мешая ребенку понять те литературные ситуации, которые не совпадают с его жизненной практикой.
Есть и еще одна характерная для младшего дошкольника особенность, которую отмечают исследователи детства, - это необычная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации.
Человек, по утверждению К. И. Чуковского, начинает говорить не прозой, а стихами. Первые слова, которые произносит ребенок, по симметричному расположению главных звуков является совпадающей рифмой: ма-ма, па-па, бо-бо и др. сама природа ребенка раннего и младшего дошкольного возраста требует стихотворного материала. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют прежде всего к ритмам динамичным, методике радостной, плясовой. Оттого-то малышам нравится произведения детского фольклора, поэтическая природа которого, гармонично сочетающая в себе слово, ритмику, интонацию, музыку и действие, точно соответствует эмоциональным потребностям ребенка. Каждая из песенок, подобных «Ладушкам», «Козе», «Сороке- белобоке»,- это блестящий мини-спектакль для малыша, в котором он одновременно и слушатель, и зритель, и певец, и танцор, и актер, и чтец. усваивая звуковой склад малых форм фольклора, повторяя слова, восклицания, интонации, ребенок усваивает национальный колорит русской поэзии, ее дух, отчего литература становится для него поистине родной.
Исходя из особенностей восприятия и понимания произведений литературы ребенком 2-4лет, можно выделить ведущие задачи ознакомления детей с книгой на этом возрастном этапе.
-формирование у детей интерес к книге, приучать внимательно слушать литературные произведения;
-обогащать жизненный опыт малышей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг;
-учить при отборе книг для детей тяготение ребенка к фольклорным и поэтическим произведениям;
-помогать детям устанавливать простейшие (последовательные) связи в произведении;
-помогать детям выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;
-поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребенка при восприятии книги;
-помогать детям мысленно представить, увидеть события и героев произведения (с помощью отбора иллюстраций, опоры на личный опыт детей и др.), учить рассматривать иллюстрации;
-поддерживать интерес ребенка к словотворчеству
Круг детского чтения
Проблема отбора книг для детского чтения- одна из самых важных и сложных проблем литературоведения, психологии и педагогики. Издавна велись и до сих пор не прекращаются споры о том, что предпочтительнее читать детям и как определить круг детского чтения: какие темы и жанры должны знать главенствующее положение, какова специфика влияния детской книги на личность ребенка; допустим ли психологизм в детской книге; какое количество литературных произведений должен узнать ребенок на протяжении дошкольного возраста; что представляет собой детская «начитанность», что должно войти в круг обязательного чтения ребенка-дошкольника и др.
Значимость продуманного отбора книг для детского чтения определяется тем, что он неизбежно влияет на литературное развитие ребенка, на формирование его литературного опыта на важном этапе – этапе дошкольного детства, на воспитание отношений к книге: интереса и любви или равнодушия. Интерес к книге, возникший в ранние годы, поможет ребенку в дальнейшем, когда он будет осваивать технику самостоятельного чтения, преодолевать все трудности ради того, чтобы испытывать радость открытого нового.
Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений становятся сюжетами детских игр. Проживая в игре жизнь героев, дети приобретают их духовный и нравственный опыт. Таким образом, путем правильного отбора книг можно оказывать благотворное влияние на нравственное становление личности ребенка, на формирование его духовных ценностей.
Хорошая детская книга вводит малыша в мир художественных образов, дает первые и по этому наиболее сильные впечатления о прекрасном.
Специфика литературы в том, что средством выражения художественного содержания является неповторимый языковой образ, который привлекает ребенка, останавливает его внимание своей красотой, необычностью. Это побуждает малыша к многократному повторению яркого живого слова, к игре словом, в результате чего последнее становится его достижением. Книга совершенствует содержание речи ребенка, обогащает и шлифует его форму.
Итак, отбор книги играет важную роль в формировании личности маленького читателя, развитии его словесного творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь ребенку стать читателем
Советы родителям. Что делать, чтобы ребенок полюбил читать книги."Люди перестают мыслить, когда они перестают читать" (Д.Дидро)...
Буклеты "Как вашему ребенку стать читателем"
Информация для родителей...
Открыть в ребенке талант читателя или как стать родителями читающего ребенка
Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; акти...
Дети становятся читателями на коленях своих родителей.
Знакомим дошкольников с детскими писателями доступно, понятно и интересно....
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ "Как помочь ребенку стать читателем"
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ...
Консультация для родителей "Помоги своему ребенку стать читателем"
Что нужно, чтобы чтение превратить в удовольствие...
"Как помочь ребенку стать читателем?"
Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию....