Природные явления
план-конспект урока (старшая группа)

Лопатина Галина В.

Задачи:

-активизировать словарь по данной теме;

-учить образовывать относительные прилагательные;

-подбирать прилагательные и глаголы к существительному;

-согласовывать существительных с числительными;

- развивать мышление, зрительное внимание и память, ориентировку на листе бумаги;

-закреплять умение составлять рассказ с помощью схем;

-развивать навыки сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osennie_yavleniya.docx16.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста на тему «Природные явления»

Цель: систематизация знаний детей об осени и осенних явлениях;

Задачи:

-активизировать словарь по данной теме;

-учить образовывать относительные прилагательные;

-подбирать прилагательные и глаголы к существительному;

-согласовывать существительных с числительными;

- развивать мышление, зрительное внимание и память, ориентировку на листе бумаги;

-закреплять умение составлять рассказ с помощью схем;

-развивать навыки сотрудничества.

Организация образовательной среды:

Для мотивации к НОД:

видеозапись «Шуршание листьев»

Для проведения НОД: ноутбук, проектор для просмотра презентации, схемы-модели, кленовые, дубовые, берёзовые листья, конверты, подносы, белые листы формата А3(по количеству пар детей).

Предварительная работа:

- педагога: разработка конспекта, изготовление пособий, подбор речевого материала по теме НОД, подготовка презентации;

-с детьми: изучение признаков осени.

-с родителями: закрепление речевого материала.

Формы организации совместной деятельности: игра, беседа,

самостоятельная деятельность, работа в парах, упражнение на развитие зрительно-моторной координации, ориентировки на листе бумаги.

Проведение НОД:

Мотивация:

1.Дети заходят в зал.

На доске размытое изображение осенних листьев.

-Ребята, что же это такое на доске? Я что-то не пойму. Давайте попробуем разобраться. (включить видео «Шуршание листьев»)

-Что вы видите? (Дети: -Кто-то идет по листьям)

-Что вы слышите? (Дети: -Шуршат листья)

-В какое время года можно услышать такие звуки? Почему?

-Сегодня мы вспомним все, что мы знаем об осени.

(Слайд)

(Дети садятся на стулья)

-Назовите осенние месяцы (Д:Сентябрь, октябрь, ноябрь)

-Какой сейчас месяц? (Д: -Ноябрь)

Реализация видов деятельности.

1. Игра «Угадай-ка»

-Ребята, сейчас я вам загадаю осенние загадки. Слушайте внимательно.

(После угадывания на доске появляется картинка)

-Осенью он холодный, моросящий, мелкий.

Что это? (Дождь)

–Слайд.

-Осенью он холодный, сильный, порывистый. (Ветер)

–Слайд.

-Осенью они тяжёлые, серые, тёмные, дождевые, низкие (Облака)

–Слайд.

-Осенью они желтые, красные, коричневые, оранжевые (Листья)

–Слайд.

-Осенью она желтая, вялая, сухая (Трава)

–Слайд.

2.

Игра «Подберидействие»(Игра с мячом, дети стоят полукругом)

-Я бросаю вам мяч и называю слово-предмет. Вы должны подобрать

к нему как можно больше действий. Дождь осенью (что делает?) -

моросит, идет, капает и т.д.

Листья осенью (что делают?) - желтеют, опадают и т.д.

Трава осенью (что делает?) - вянет, желтеет, засыхает...

Животные осенью (что делают?)-готовятся к зиме, меняют шубки.

3.

Игра «Посчитаем»

-Осенью в лесу выросло много грибов.

-Какие грибы вы знаете?

-Что это за гриб? (Лисичка).

-Но грибы часто не растут по одному, а целыми группами.

Давайте их посчитаем. (На доске картинка –5 лисичек)

«Одна лисичка, две лисички,... пять лисичек»

Аналогично мухомор.

-А эти всегда растут очень большими группами, очень любят расти на пеньках. Что же это за грибы? (опята)

-Посчитаем их (один, два, три...) Я думаю, что мы не сможем их сосчитать.

Как же можно сказать, сколько здесь опят? (Много опят)

-Ребята, какие из этих грибов съедобные?

(Лисички и опята -съедобные. Мухомор –ядовитый гриб)

–Слайд.

4.

Игра «Какой лист»

Дети выбирают конверты, в которых находятся разрезанные листья. Собирают их на ковре.

-Попробуйте собрать листочки из нескольких частей.

Какой у тебя лист? (дубовый, кленовый, березовый). Какого он цвета?

-А теперь скажи: «У меня желтый березовый лист»

Листья четырех цветов: красные, желтые, оранжевые, коричневые.

5.

Работа в парах.

Дети разбиваются на пары по цвету листьев.

- У кого были желтые листья? Красные? Оранжевые? Коричневые? У нас

получились пары. Каждой паре я даю лист бумаги и

разноцветные листья.

-Соберем осенний узор. Посмотрите на картинку и запомните её. (

Образец на слайде).

Дети выкладывают узор по памяти.

-Какие красивые узоры у вас получились. А сейчас проверим.

(Показать образец, дети проверяют, исправляют ошибки)

6. Составление рассказа об осени с помощью схем.

-Как много мы вспомнили про осень.

А сейчас давайте составим рассказ об осени. Поможет нам схема.

-Что означает эти картинки?

Знак вопроса –о чем мы будем рассказывать;

Облако–какие осенью облака;

Капли дождя, снежинки–какие осадки бывают осенью;

Наклоненное дерево–какой ветер осенью;

Листья, трава–какие осенью листья и трава;

Стрелочка -что еще можно сказать об осени.

Образец рассказа.

Наступила осень. По небу плывут тёмные, низкие облака. Осенью часто идет мелкий, холодный дождь. Иногда может пойти и снег. Осенью дует сильный, холодный ветер. Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Трава желтеет, засыхает. Осенью в лесу растут грибы.

Дети составляют свой рассказ об осени с помощью схемы-модели.

Подведение итогов.

-Сегодня мы вспомнили о прекрасном времени года –об осени.

(Отметить каждого ребенка).

-На память о нашем занятии я дарю вам осенние раскраски.

Организация детей, не участвующих в НОД. Закрепление материала в ходе индивидуальной НОД.

Взаимодействие с родителями. Закрепление речевого материала с детьми дома.

Литература

1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и

родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. –СПб.: Детство-Пресс, 2010.

2.Вальчук Е.Развитие связной речи детей 6-7 лет: конспекты занятий. ФГОС ДО. –М.:Учитель, 2015.

3. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я., Савченко С.Ф.Занятия с логопедом по обучению связной речи на основе разрезных картинок. Для детей 6-7 лет. М.: Каро, 2009.

4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по теме «Осень»для детей с ОНР

.М.: ГНОМ, 2011.

5. Сеничкина В.В. Конспекты тематических занятий по формированию

лексико-грамматических категорий языка и связной речи у детей с ОНР., СПб.: Детство-Пресс, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия: Природное явление - кислотный дождь?

Занятие, которое учит детей бережно относиться к природе, через литературное слово, невербальные средства общения, непосредственное общение с природой. На занятии используется множество различных мето...

Льдинка и снежинка: природные явления

Занятие по экологическому воспитанию с использованием ИКТПлан –конспект занятия-исследования на кружке «Юный эколог».Тема: «Льдинка и снежинка –природные явления».МБДОУ-детский сад «Ласточка» г. Аркад...

«Опыты и эксперименты в детском саду (на примере природных явлений ХМАО-ЮГРЫ)»

АУ ДОУ ДСОВ №10 "Березка"      «Опыты и эксперименты в детском саду (на примере природных явлений ХМАО-ЮГРЫ)»   Составила воспитатель Ермакова С.И....

Картотека познавательных рассказов о природных явлениях

«Организация образовательной работы с  детьми по программе «Детство» (картотека познавательных рассказов о природных явлениях)...

Заклички. Природные явления

Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда....

Конспект занятия "Отражение представлений о красивых природных явлениях (Радуга)"

План-конспект  занятия.    Одно из первых занятий по программе. Для педагога оно показатель возможности дентей: знание цветов; умение организовать свое рабочее место; умение польз...

Конспект занятия «Взаимодействие природных явлений и животного мира в осенний период» в старшей группе, образовательная область "Познавательное развитие" - природный мир "

Формирование начал экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста   посредством познания, опытнической деятельности, художественно – эстетического развития, эмоциональ...