Заклички. Природные явления
консультация (средняя группа) по теме
Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaklichki.docx | 14.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда.
Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке, как одушевлённые существа. Ребёнок сам вступает с ними в контакт, сговор: солнце просит о тепле и ласке, о щедром лете; радугу – «перебить дождя»; гром – пожалеть дом, не пугать конец, гусей, детей; подсказывает дождю, что поливать и сколько воды вылить; обещает за исправную работу подарок – сварить борщик, дать огурчик.
В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств-переживаний, восхищения, нежности, восторга. Эмоции радости, доверия, убежденности в хорошем заложены в самом строе стиха – в волнообразных повторах, в смене картинок-просьб, в ритме - бойком, задорном, в звучании каждой строчки, каждого слова.
Закличка рождает в ребёнке веру в весомость и значимость слова. Эта вера укрепляется самим действием заклинания и в то же время чувством защищённости в случае неблагоприятного исхода просьбы, ибо обращается к силам природы ребёнок всегда вместе с другими детьми (возможно, и взрослыми).
Заклички, а также веснянки, приговорки называются традиционными, они переходили из поколения в поколение.
Чаще заклички сопровождают уличные игры и используются в затруднительных случаях. Например, попала вода в ухо при купании. Надо попрыгать на одной ножке и прокричать: «Мышка, мышка, вылей воду на дубовую колоду!»
Заклички при солнце
Солнышко, покажись! Дождик, дождик, пуще,
Красное, снарядись! Я насею гущи,
Поскорей, не робей, цельну кадушку,
Нас ребят обогрей! Сверху лягушку!
Солнышко, покажись! Туча, туча,
Красное, снарядись! Дождь не прячь!
Чтобы год от года Лейся, дождик,
Давала нам погода: Дам калач!
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.
Дождик, жоджик, пуще! Морозушка-Мороз!
Дам тебе гущи, Не тяни домой за нос,
Хлебе краюку, Не стучи, не балуй,
Щей черепушку, А на окнах рисуй!
Дам тебе ложку –
Кушай понемножку!
Дождик, дождик, пуще. Радуга-дуга,
На мамину капусту, Не давай дождя,
На папин лен, Давай солнышко,
Поливай ведром. Красно вёдрышко.
Ай, радуга-дуга. Вихрь, вихрь, не на меня,
Не давай дождя, А на злого старика!
Давай солнышко, Он в мышиной норе,
Красно вёдрышко- На медвежье тропе!
К нам в оконышко!
Гром, гром,
Не бей в наш дом!
А бей в колоду,
В болотную воду-
Жабке напиться,
Блошке утопиться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия: Природное явление - кислотный дождь?
Занятие, которое учит детей бережно относиться к природе, через литературное слово, невербальные средства общения, непосредственное общение с природой. На занятии используется множество различных мето...
Льдинка и снежинка: природные явления
Занятие по экологическому воспитанию с использованием ИКТПлан –конспект занятия-исследования на кружке «Юный эколог».Тема: «Льдинка и снежинка –природные явления».МБДОУ-детский сад «Ласточка» г. Аркад...
«Опыты и эксперименты в детском саду (на примере природных явлений ХМАО-ЮГРЫ)»
АУ ДОУ ДСОВ №10 "Березка" «Опыты и эксперименты в детском саду (на примере природных явлений ХМАО-ЮГРЫ)» Составила воспитатель Ермакова С.И....
Картотека познавательных рассказов о природных явлениях
«Организация образовательной работы с детьми по программе «Детство» (картотека познавательных рассказов о природных явлениях)...
Конспект занятия "Отражение представлений о красивых природных явлениях (Радуга)"
План-конспект занятия. Одно из первых занятий по программе. Для педагога оно показатель возможности дентей: знание цветов; умение организовать свое рабочее место; умение польз...
Конспект занятия «Взаимодействие природных явлений и животного мира в осенний период» в старшей группе, образовательная область "Познавательное развитие" - природный мир "
Формирование начал экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста посредством познания, опытнической деятельности, художественно – эстетического развития, эмоциональ...
Опасные природные явления с использованием ИКТ "Есть природное явление, людям всем на удивление"
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по ОБЖ....