Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности «ШАХМАТНЫЕ МАГИ»
рабочая программа (старшая группа)
Программа создана согласно концепции развивающего обучения и предполагает системно-деятельностный, компетентностный подход к образованию детей дошкольного возраста.
Программа учитывает навыки и умения, которыми обладает дошкольник в настоящее время (в том числе способности, данные с рождения), и предлагает педагогические приемы, которые позволяют реализовать задачи социально-коммуникативного и познавательного развития и приобрести навыки, умения сначала при помощи взрослого, а потом – самостоятельно.
Важной составляющей процесса реализации Программы является интеллектуально-соревновательная деятельность, в которой ребёнок участвует совместно с другими детьми и взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shahmaty_2022.docx | 62.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образованием Ашинского муниципального района
Муниципальное казенное дошкольное
образовательноеучреждение
«Детский сад комбинированного Вида № 22»
Города Аши Челябинской Области
Рассмотрена и одобрена Педагогическим Советом МКДОУ № 22 г. Аши Протокол № 5от «02» августа 2022г. | УТВЕРЖДАЮ И. о. заведующего МКДОУ № 22 г. Аша __________________К.И.Федорова (подпись) Приказ № 70 от «02» августа 2022г. |
Дополнительная общеобразовательная программа
физкультурно-спортивной направленности
«ШАХМАТНЫЕ МАГИ»
ШАХМАТЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
для детей 5 – 7 лет
Срок реализации – 1 год.
Аша 2022г.
СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ................................................................................................ 5
1.1. Пояснительная записка…............................................................................... 5
1.2. Планируемые результаты освоения Программы.........................................6
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙРАЗДЕЛ ........................................................................ 7
2.1. Общие положения содержания ..................................................................... 7
2.2. Возрастные особенности развития детей .....................................................7
2.3. Тематическое планирование занятий ......................................................... 7
2.4. Формы совместной деятельности взрослых и детей при реализации Программы………………………………………………………………………. 9
2.5. Методы и технологии ................................................................................... 9
2.6. Формы сотрудничества с семьёй ................................................................ 10
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙРАЗДЕЛ.................................................................. 11
3.1. Объекты предметной среды ....................................................................... 11
3.2. Объекты социальной среды .........................................................................11
3.3. Учебно-методическое сопровождение .......................................................11
4.Условия реализации Программы………………………………......................12
4.1.Материально-техническое обеспечение……………………………………12
4.2.Учебно-методическое и информационное обеспечение………………….12
4.3.Кадровое обеспечение………………………………………………………13
5.Формы аттестации……………………………………………………………..13
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Возрождение ценностного потенциала отечественной шахматной школы направлено на реализацию личностно-развивающей и гуманистической государственной политики дошкольного образования в нашей стране. Программа по шахматам «Шахматные маги» для дошкольников ориентирована на формирование личностного развития ребёнка посредством вовлечения его в интеллектуально-спортивную среду, в частности путём знакомства с шахматным искусством. При этом ценностный потенциал, накопленный в шахматной педагогике, является инструментом как образования, так и воспитания.
Данная Программа разработана на основе системно-деятельностного подхода и направлена на формирование социально-коммуникативных и познавательных компетенций. Она предполагает стимулирование деятельности и структурирование процессов мышления (внимание, планирование, рефлексия, память, счёт, анализ и самоанализ). Соревновательная форма некоторых занятий позволяет сформировать активную социальную позицию и создать предпосылки для формирования лидерских качеств у подрастающего поколения. Однако «ситуация неуспеха», типичная для спорта, нацеленного на достижение высших результатов, в занятиях с дошкольниками должна сниматься организационными акцентами проведения состязаний (например, главный приз «За достойное поведение», «За помощь в организации турнира» и др.). Также важно подчеркнуть, что занятия шахматами в раннем возрасте являются средством выявления и поддержки математически одарённых детей.
Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность дошкольников:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России №1155 от 17 октября 2013 г.);
• Концепция дополнительного образования от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
• Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761);
• Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ№ 1101-р от 7 августа 2009 г.).
Настоящая Программа направлена на решение задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в области формирования общей культуры личности детей и обогащение (амплификацию) детского развития за счёт включённости в интеллектуально-спортивную среду.
Цель Программы: создание интеллектуально-спортивной среды для развития социально-коммуникативных и познавательных личностных свойств ребёнка.
Задачи Программы:
*социально-коммуникативные (правила поведения на соревнованиях, в том числе в ситуациях успеха и неуспеха):
– усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности (в том числе эффективнее – на примере сказочных персонажей);
– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
– формирование безопасных основ поведения в социуме;
– развитие навыков общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками в соревновательной деятельности;
*познавательные (во время теоретических и практических занятий):
– развитие любознательности и познавательной мотивации;
– формирование навыков сознательных действий посредством «действий в уме».
Концептуальные подходы
Программа создана согласно концепции развивающего обучения и предполагает системно-деятельностный, компетентностный подход к образованию детей дошкольного возраста.
Программа учитывает навыки и умения, которыми обладает дошкольник в настоящее время (в том числе способности, данные с рождения), и предлагает педагогические приемы, которые позволяют реализовать задачи социально-коммуникативного и познавательного развития и приобрести навыки, умения сначала при помощи взрослого, а потом – самостоятельно.
Важной составляющей процесса реализации Программы является интеллектуально-соревновательная деятельность, в которой ребёнок участвует совместно с другими детьми и взрослыми.
Основные принципы реализации Программы
В целях организации качественной работы предполагается придерживаться следующих принципов:
– системный подход, реализация образовательного содержания «от общего к частному»;
– принцип «единства аффекта и интеллекта» (Л. С. Выготский) – интегрированный подход к организации процесса освоения предлагаемого содержания Программы;
– развитие у детей навыков поисковой деятельности, т. е. создание проблемных ситуаций, которые будут мотивировать ребёнка к самостоятельному поиску возможностей их разрешения;
– учёт индивидуальных особенностей (в том числе лидерских качеств, инициативности, различий в темпе выполнения задач и пр.);
– создание условий для мотивации к саморазвитию (стимулирование у детей желания в различной свободной деятельности повторять (дополнять) пройденный материал);
– использование формата диалога (ребенка со взрослым, детей между собой, педагогов друг с другом и с родителями) как основной базы процесса передачи информации и способа речевого развития.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
В ходе реализации Программы предполагается достижение определённых результатов всеми участниками образовательных отношений. Планируемые результаты освоения Программы детьми соотнесены с основными требованиями ФГОС ДОк целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования, которые должны выступать гарантом и основанием преемственности дошкольного и начального общего образования ребёнка.Исходя из этого, для различных целевых групп (детей, педагогов, родителей) планируются следующие результаты освоения Программы.
РЕБЁНОК
*приобретает потребность в действиях в уме и начальную мотивацию к интеллектуальной деятельности; проявляет индивидуальный интерес к различным аспектам шахматной игры (соревнование, решение задач, иное); владеет умениями и навыками сотрудничества со сверстниками и взрослыми, в том числе на основе образно-символических и нормативно-знаковых материалов.
ПЕДАГОГ/ВОСПИТАТЕЛЬ
*создаёт интеллектуально-состязательную среду для развития социально-коммуникативных и познавательных личностных свойств ребёнка; укрепляет сотрудничество всех участников образовательного процесса «ребёнок – семья – дошкольная образовательная организация».
РОДИТЕЛЬ
*получает инструмент эмоционально здоровой коммуникации с детьми в виде интеллектуально-состязательной игры в досуговое время; расширяет диапазон ответственности за выбор интеллектуального предпрофессионального развития своего ребёнка на раннем этапе его социализации.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Общие положения содержания
Содержательная часть Программы направлена на приобщение подрастающего поколения к интеллектуальному досугу посредством шахматной игры. При реализации содержательной части Программы следует учитывать индивидуальные особенности развития дошкольника и применять разнообразные инструменты, накопленные в шахматном образовании.
Программа рассчитана на проведение досугового времени с детьми в любой период года в рамках образовательных и спортивных мероприятий. Ведущими формами организации занятия являются как групповые, так и подгрупповые. Основные методы занятий с детьми: рассказ, показ, групповая и индивидуальная беседы и мероприятия со спортивным уклоном, вызывающим отношение к шахматам, как виду спорта. Шахматы представлены как основной вид деятельности и как способ образования.
Содержание Программы ориентировано на детей всех групп здоровья. Продолжительность занятий варьируется от 20 минут (для средней группы) до 30 минут (для старшей и подготовительной групп). Занятия рекомендуется проводить два раза в неделю, чаще – в игровой форме.
2.2. Возрастные особенности развития детей
В дошкольный период у детей:
- головной мозг заканчивает своё анатомическое формирование;
- развивается образное мышление;
- активизируется внимание, оно становится произвольным;
- появляется способность управлять своим поведением;
- активизируются процессы сначала произвольного, а затем и преднамеренного запоминания.
Научные исследования, проводимые ведущими отечественными психолого-педагогическими школами, рекомендуют детям в возрасте 4-5 лет осваивать образно-символический материал, в 5-6 лет к образно-символическому материалу добавлять нормативно-знаковый материал, а в подготовительной группе (6-7 лет) – все типы материалов с более сложным содержанием. В соответствии с этими рекомендациями дидактические материалы Программы разрабатываются согласно возрастным особенностям дошкольников.
Учебный план
Группа | Количество занятий | |||
в неделю | в месяц | в год | ||
5-6 лет (2 год обучения) | 2 | 8 | 72 | |
6-7 лет (1 год обучения) | 2 | 8 | 72 | |
2.3. Тематическое планирование занятий
месяц | неделя | содержание работы |
октябрь | Тема1«Знакомство» | Познакомить с комплектом раздаточного материала и спортивным инвентарём. |
Тема 2 «Шахматная доска » | Сформировать представление о правилах размещения шахматной доски между партнёрами. | |
Тема 3 «Прямые линии» | Сформировать понятие прямой линии на шахматной доске. | |
Тема 4 «Знакомство с шахматной доской» | Познакомить с шахматной доской, формировать понятия «горизонталь», «вертикаль», «диагональ». | |
ноябрь | Тема 5 «Знакомство с шахматными фигурами» | Познакомить с шахматными фигурами, расстановкой фигур перед шахматной партией. |
Тема 6 «Знакомство с пешками» | Познакомить с пешкой, её местом в начальном положении партии, тем, как она ходит, бьёт другие фигуры. | |
Тема 7 «Пешка» | Закрепить навыки игры пешкой. | |
Тема 8 «Соревнование пешками » | Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях. Сыграть тренировочные позиции. | |
декабрь | Тема 9 «Знакомство с Ладьями» | Познакомить с шахматной фигурой Ладья, местом Ладьи в начальном положении, тем, как она ходит. |
Тема 10 «Ладья» | Закрепить навыки игры фигурой Ладья. | |
Тема 11 «Тренировочные позиции (Ладья)» | Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях. | |
Тема 12 Знакомство со Слонами | Познакомить с шахматной фигурой Слон, местом Слона в начальном положении, его ходами. | |
январь | Тема 13 Слон | Закрепить представления о шахматной фигуре Слон |
Тема 14 Слон | Закрепить представления о шахматной фигуре Слон | |
Тема 15 Тренировочные позиции (Слон) | Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях. | |
Тема 16 Тренировочные позиции (пешки, Ладьи и Слоны) | Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях. | |
февраль | Тема 17 Спортивное соревнование | Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать интерес к игре в шахматы, усидчивость, совершенствовать навыки решения простейших шахматных задач. |
Тема 18 Знакомство с Ферзями | Познакомить с шахматной фигурой Ферзь, местом Ферзя в начальном положении, тем, как он ходит, бьёт другие фигуры | |
Тема 19 Ферзь | Закрепить навыки игры шахматной фигурой Ферзь. | |
Тема 20 Ферзь и пешки | Закрепить навыки игры шахматными фигурами Ферзь и пешка. | |
март | Тема 21 Тренировочные позиции | Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях. |
Тема 22 Знакомство с Конями | Познакомить с шахматной фигурой Конь, местом Коня в начальном положении, его ходами. | |
Тема 23 Конь | Закрепить навыки игры шахматной фигурой Конь. | |
Тема 24 Конь угрожает | Закрепить навыки игры шахматной фигурой Конь, развивать внимание, умение отстаивать свою позицию. | |
апрель | Тема 25 Тренировочные позиции | Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях. |
Тема 26 Знакомство с Королями | Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях. | |
Тема 27 Король | Закрепить навыки игры шахматной фигурой Король. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение. | |
Тема 28 Тренировочные позиции | Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях. | |
май | Тема 29 Шах | Сформировать представление о позиции шах, развивать способность детей думать, рассуждать и анализировать различные ситуации. |
Тема 30 Шах и мат | Сформировать представление о комбинациях шах и мат. | |
Тема 31 Тренировочные | Закрепить знания о позициях шах и мат. | |
Тема 32 До свидания, шахматная страна Спортивное соревнование | Закрепить пройденный материал. Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях. Сыграть шахматные партии. |
2.4. Формы совместной деятельности взрослых и детей при реализации Программы
1. Рассказ, показ и объяснение различных аспектов шахматной игры.
2. Соревновательно-игровая деятельность в шахматах, направленная на создание интеллектуально-игровой коммуникации и содействующая:
– самоутверждению ребёнка;
– развитию внимания, памяти, специальных познавательных способностей, усвоению получаемых знаний;
– формированию у ребёнка способности понимать стоящую перед ним задачу, осознавать, запоминать игровые правила, контролировать свои и чужие действия;
– становлению умения действовать с партнёрами, применяя способы регуляции совместной деятельности, способности адекватно переживать удачу и неуспех;
– совершенствованию в совместных играх с правилами многих социальных представлений, в том числе о справедливости и несправедливости;
– воспитанию адекватной самооценки.
3. Организация и проведение шахматного праздника, соревнований и тематических праздников, направленных на развитие любознательности, инициативности и самостоятельности в процессе создания интеллектуально-спортивной среды как развивающего образовательного средства, благодаря которому ребёнок включается в процесс «действия в уме».
2.5. Методы и технологии
Словесные методы. В данной Программе преобладают такие методы, как рассказ, общая беседа, диалог. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать информацию.
Наглядные методы. Ребёнок получает информацию с помощью раздаточных материалов. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими способами обучения.
Практические методы обучения основаны на реальной деятельности детей и формируют практические умения и навыки шахматной игры. Выполнение практических заданий в соревновательном формате моделирует ситуации реальной жизни и повышает ответственность за принимаемые решения в ходе шахматной игры.
Также широко применяются активные методы, которые позволяют дошкольникам обучаться на собственном опыте, приобретать разнообразный субъективный опыт. Активные методы обучения предполагают использование в образовательном процессе определённой последовательности выполнения заданий: анализ и оценка конкретных шахматных ситуаций, игра с заданных позиций.
Репродуктивный метод применяется при повторении способа деятельности по заданию воспитателя. Деятельность воспитателя заключается в разработке и сообщении образца, а деятельность детей – в выполнении действий по образцу (например, решение шахматной задачи по теме занятия).
2.6. Формы сотрудничества с семьёй
Программа по шахматам «Шахматные маги» предусматривает добровольное и посильное включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания в рамках предлагаемого содержания занятий.
Сотрудничество с семьёй является одним из важнейших условий реализации Программы. Задача педагогического коллектива – установить конструктивные партнёрские отношения, объединить усилия в области организации здорового образа жизни, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные знания и умения родителей.
В дошкольный период детства происходит становление личности ребёнка, раскрываются его индивидуальные особенности. На данном жизненном этапе самыми близкими людьми для ребёнка являются родители. Приобщая воспитанника к шахматам в дошкольной организации, необходимо помнить, что семья должна поддерживать стремление ребёнка заниматься спортом.
Взаимодействие семьи и педагогов позволяет воздвигнуть тот фундамент, на котором смогут базироваться лучшие традиции, позволяющие воспитать нового гражданина России, возрождая традиции отечественной шахматной школы.
Формы работы с родителями:
– индивидуальные собеседования;
– консультации, беседы;
– совместное проведение мероприятий;
– организация консультаций с различными специалистами по запросам родителей, со спортсменами высокого класса по шахматам.
Условия работы с родителями:
– целенаправленность;
– систематичность;
– дифференцированный подход с учётом специфики каждой семьи;
– доброжелательность и внимание.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
В настоящей Программе понятие «интеллектуально-спортивная среда» понимается как часть «специально организованного интерактивного пространства для развития свойств личности и структурирования процессов мышления посредством шахматной игры», состоящего из материальных объектов предметной среды и педагогических технологий – объектов социальной среды, обогащённых учебно-методическим и материально-техническим сопровождением.
3.1. Объекты предметной среды
Помещение, в котором проводятся занятия, должно соответствовать требованиям, предъявляемым к развивающей предметной среде, которая должна быть оборудована с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Для реализации Программы «Шахматные маги» необходимо иметь спортивный инвентарь (шахматные комплекты) и сопутствующие материалы (раздаточные материалы для ребёнка и методические рекомендации для взрослого).
В современных образовательных организациях применяют технические средства наглядности – рекомендуется использовать компьютер (ноутбук) и интерактивную доску (могут быть рекомендованы интерактивные столы для дошкольников).
3.2. Объекты социальной среды
Для реализации целей и задач Программы важен диапазон охвата социальных объектов (семья, сверстники, представители шахматного спорта, другие объекты социума), поскольку все приобретаемые навыки не только используются ребёнком в дошкольной образовательной организации, но и реализуются вне её. В этой связи просветительская работа с родителями, иными членами семьи выходит на первый план.
3.3. Учебно-методическое сопровождение
В рамках Программы предлагается применять разработанные авторами раздаточные материалы и методические рекомендации. Также советуем использовать вспомогательные материалы для интерактивной доски (в зависимости от степени подготовленности педагога).
4.Условия реализации Программы.
4.1.Материально-техническое обеспечение.
Для реализации Программы дополнительного образования в МКДОУ № 22 г. Аши оборудованы кабинеты дополнительного образования.
Наименование кабинета дополнительного образования/место нахождения | Оборудование и материалы | |
Кабинет 1 этаж, проход из основного здания в пристрой/ социально-педагогическая направленность: «Кронтик и компания»;
| Стол шахматный – 4 шт.; Шкаф напольный для материалов и пособий – 2 шт.; Электронный книги (Дивайсы)– 11 шт.; Наушники – 10 шт. Шахматы большие настольные - 4 штуки. Шахматы мелкие, дорожные – 4 штуки. |
4.2.Учебно-методическое и информационное обеспечение.
Для обеспечения реализации дополнительного образования в МКДОУ №22 г. Аши разработаны и утверждены следующие нормативные правовые акты:
- Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным обще-развивающим программам.
-Положение о разработке, корректировке дополнительной обще-развивающей программы.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дополнительных обще-развивающих программ по различным направленностям (перечень современных источников, поддерживающих процесс обучения; основная и дополнительная литература; наглядный материал; дидактические пособия; интернет - ресурсы и т.п.) отражены в дополнительных обще-развивающих программах педагогов дополнительного образования.
4.3.Кадровое обеспечение.
Направленность дополнительного образования | Ф.И.О. | Стаж работы | Образование | Должность |
Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста с 5 до 7 лет физкультурно-спортивной направленности «Шахматные маги» | Жилина ЛейсанШамиловна | 2 года | высшее | Воспитатель МКДОУ № 22 г.Аши/ педагог доп.образования |
5.Формы аттестации.
Процедуры измерения и оценки результатов образовательного процесса:
- Создание проблемных, затруднительных заданий (решение проблемных задач, и т.п.).
- Организациясоревнований, презентации.
- Игры.
- Домашнее задание на самостоятельное выполнение или выполнение с родителями.
Описание некоторых форм аттестации.
Игра (дидактическая, деловая) – развивающие и познавательные игры способствуют развитию памяти, внимания, творческого воображения и аналитических способностей. Игры воспитывают наблюдательность, привычку к самопроверке, учат доводить начатую работу до конца. В познавательных играх, где на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков, содержание игры должно соответствовать уровню подготовленности обучающихся. Различные виды дидактических игр помогают закрепить и расширить предусмотренные программой знания, умения и навыки; определить уровень теоретической подготовки воспитанников в конкретной образовательной области, выявление степени сформированности практических умений и навыков детей в выбранном ими виде творческой деятельности.
Литература:
- Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
- Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
- Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
- Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
- Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
- Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
- Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
- Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
- Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
- Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
- Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
- Шахматы – школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.
- Веселых Инна, Веселых Иржи. Шахматный букварь.– М: Просвещение 1983.
- Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре.– М.: ГЦОЛИФК, .1984.
- Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука.– М.:. Детская литература, 1980.
Дидактические шахматные сказки
Сухин И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.
Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.
Сухин И. От сказки – к шахматам.
Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993.
Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.
Сухин И. Хвастуны в Паламеде.
Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.
Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах
- Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.
- Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.
- Добрыня, посол князя Владимира (былина).
- Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.
- Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.
- Кумма А., Рунге С. Шахматный Король.
- Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический мальчик.
- Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).
- Остер Г. Полезная девчонка.
- Пермяк Е. Вечный Король.
- Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.
- Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде.
- Сухин И. Котята-хвастунишки. М,
- Сухин И. Лена, Оля и Баба-Яга.
- Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка//Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению.– М.: Издательство фирмы ACT, 1993.
- Сухин И Удивительные приключения шахматной доски.
- Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов//Сухин И. «Книга-выручалочка по внеклассному чтению. Вып.. 2.– М.: Новая школа, 1994.
- Сухин И Шахматная сказка/УСухин И. Приключения в Шахматной стране.– М.: Педагогика, 1991.
- Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин.
- Шаров А. Сказка о настоящих слонах.
Стихотворения о шахматах и шахматистах
- Берестов В. В шахматном павильоне.
- Берестов В. Игра.
- Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС, 1975.
- Ильин Е. Средневековая легенда.
- Квитко Л. Турнир.
- Никитин В. Чья армия сильней? – Красноярск, 1977.
- Сухин И. Волшебная игра.
Художественная литература для детей по шахматной тематике
- Булычев К. Сто лет тому вперед.
- Велтистов Е. Победитель невозможного.
- Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания.
- Крапивин В. Тайна пирамид.
- Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье.
- Лагин Л. Старик Хоттабыч.
- Надь К. Заколдованная школа.
- Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.
- Носов Н. Незнайка в Солнечном городе.
- Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.
- Раскатов М. Пропавшая буква.
- Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки.
- Сухин И. Страна Грез // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 4, 5.
- Томин Ю. Шел по городу волшебник.
- Чжан-Тянь-И. Секрет драгоценной тыквы.
- Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности для детей 5-6 лет «Здоровый ребенок»
Дополнительная общеобразовательная программафизкультурно-спортивной направленности для детей 5-6 лет «Здоровый ребенок»...
Дополнительная общеобразовательная программа Физкультурно-спортивной направленности «Здоровый ребенок» для детей 4-7 лет
Рабочая программа "Здоровый ребенок"...
Дополнительная общеобразовательная программа Физкультурно-спортивной направленности «Игровой стретчинг»
Проблема здоровья подрастающего поколения дошкольников — одна из важнейших в жизни современного общества. Как добиться того, чтобы ребенок был здоров, что нужно делать для этого, какие меры прин...
титульный к программе «Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Юные олимпийцы
laquo;Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Юные олимпийцы...
Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности "Детский фитнес"
Дополнительная общеразвивающая программа «Детский фитнес» (далее программа) разработана на основе примерной образовательной программы дошкольного образования / Под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г....
Дополнительная общеобразовательная программа, физкультурно - спортивной направленности «Крепыш»
Здоровье – это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевног...
Дополнительная общеобразовательная программа Физкультурно-спортивной направленности детей дошкольного возраста "Маугли -стань чемпеоном"
Парциальная программа раннего физического развития детей разработана на основании статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»...