Проект "Узоры и орнаменты России"
проект (подготовительная группа)
Проект "Узоры и орнаменты России" разработан для детей подготовительной группы, в целях знакомства с различными видами народных промыслов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uzory_.docx | 19.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Территориальный отдел главного управления образования
администрации города по Октябрьскому району города
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
________________«Детский сад № 322 «Морозко»________________________
660130, г. Красноярск, ул. Гусарова, 31, тел. 246-47-79, dou322@mailkrsk.ru
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
«УЗОРЫ И ОРНАМЕНТЫ РОССИИ»
Воспитатель: Тюкпиекова Т.В
Красноярск 2023
Вид проекта: творческий
Продолжительность проекта: долгосрочный
Возраст детей: 6-7лет.
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Формы работы: групповая, фронтальная.
Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Цель: организация образовательно-развивающей среды с целью расширения кругозора детей и приобщение к традиционной русской народной культуре. Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с народными промыслами. Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской, хохломской, городецкой росписью, с гжелью, филимоновской игрушкой, жостовской росписью. Вызвать интерес у детей к народному творчеству. Учить видеть красоту и своеобразие дымковской, хохломской, городецкой, гжельской, филимоновской, жостовской росписи. Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей. Учить использовать растительные элементы. Научить детей ориентироваться в различных видах росписи. Учить наблюдать за живой природой.
Развивающие: Развитие познавательной активности детей. Развивать чувство цвета, композиционные умения. Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству. Воспитывать любовь к народному творчеству. Воспитывать уважение к работе народных мастеров. Воспитывать эстетические и этические чувства.
Предварительная работа:
1. Подбор литературы, иллюстраций;
2. Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц; «Узоры России»;
3. Чтение художественной литературы: Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома», М. Г. Смирнова «Дымка»
4. Беседа с родителями о содействии в пополнении уголка «Узоры России»;
5. Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен, загадывание загадок, чтение стихов;
6. Подбор подвижных народных игр, хороводов, дидактических игр;
7. Проведение развлечений, фольклорных праздников, посиделок;
8. Подбор материалов для родителей.
9. Сбор и оформление наглядного материала.
Этапы работы:
1. Подготовительный этап.
• Изучение методической литературы, интернет – ресурсов.
• Разработка конспектов.
• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические
картинки, плакаты с элементами росписи);
• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с декоративно –
прикладным искусством;
• Подготовка материалов для организации творческой деятельности
детей.
2. Основной этап (практический)
Содержание работы в процессе реализации проекта
Беседы:
«Что такое народное декоративно-прикладное искусство», «О труде взрослых,
создающих предметы декоративно-прикладного искусства»,
«Золотая Хохлома», «Гжель», «Городец», «Дымка» (расширить представления
о росписях, развивать умение выделять элементы узора, понимать
закономерности сочетания форм, цвета и композиционного расположения
росписи.)
Презентации: «Народные промыслы» (дать представление детям о
народном искусстве, его видах.) «Золотая хохлома», «Сказочная гжель»,
«Весёлый Городец» (продолжать знакомить с росписями, показать их
разнообразие и применение.)
Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала.
Д/и: «Узнай узор», «Продолжи роспись», «Русские узоры», «Назови
правильно», «Чей сувенир?», «Составь узор». (Развивать мыслительную
активность и индивидуальные способности детей. Закреплять умение
составлять узоры по мотивам народных росписей.)
Изготовление ходилки – бродилки по мотивам декоративно-прикладного искусства.
Познавательное развитие:
НОД по познавательному развитию на тему: Гжель, Дымковская роспись, Хохлома, Городецкая роспись, Жостовская роспись, Филимоновская игрушка, Полховско-Майданской росписи.
• Опыты-сравнения деревянных, фарфоровых изделий.
Творческая деятельность:
• Рисование элементов гжельской, хохломской, городецкой, дымковской, филимоновской, жостовской, полховско-майданской росписи.
• Раскраски: городецкой, хохломской, гжельской росписи.
• Расписывание плоскостных силуэтов элементами городецкой,
хохломской, гжельской росписи (Доска- гжель, подносы-Жостово, доски –
Городецкая роспись «Доски не простые – веселые расписные», Дымковский индюк - пластилин.)
• Конструирование из бумаги «Гжель».
• Аппликация «Кокошник. Гжель».
Работа с родителями:
• Подготовка информационного стенда для родителей «Народные
промыслы России».
• Привлечение родителей к организации выставки детских работ.
Совместная работа родителей с детьми:
• Рассматривание иллюстраций, презентаций по интернет – ресурсам на
тему «Народные росписи: гжель, хохлома, дымка, городецкая»».
3. Заключительный этап.
- Организация выставки творческих работ детей и родителей по теме
проекта.
- Наполнение уголка творчества необходимыми материалами для
самостоятельной творческой деятельности детей в соответствии с темой проекта.
- Изготовление тематического альбома с детскими работами и фотографиями детей.
Результаты реализации проекта:
1. Дети знают историю возникновения росписей. Знают, различают и
называют росписи: гжель, дымка, хохлома, городецкую.
2. Лепят, рисуют по мотивам народных росписей.
3. У детей появилось желание в самостоятельной творческой
деятельности использовать элементы росписей.
4. Улучшилась предметно-развивающая среда: литературой,
демонстрационными материалами.
5. Воспитанники и их родители приняли активное участие в создании
папок на тему «Народные росписи: гжель, хохлома, городецкая»».
6. Организована серия выставок творческих работ детей и родителей по
теме проекта.
7. Наполнение уголка творчества необходимыми материалами для
творческой деятельности детей
Список литературы
Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с
русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.:
Скрипторий, 2006.
Комарова Т. С. Детское художественное творчество. – М., 2008.
Косарева, В. Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3–7
лет. – Волгоград: Учитель, 2012.
Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. –
М.: Просвещение, 2006.
Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т. С. –
М.: Педагогическое общество России, 2005.
Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.
Соломенникова О. А. Радость творчества. – М., 2008.
Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративноприкладного искусства в процессе дидактических игр // Дошкольное воспитание. 2004. – №6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование национального орнамента на занятиях по изобразительной деятельности
Консультация для педагогов ...
конспект открытое занятие "Город мастеров"-аппликация на ткани. В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа , элементов орнамента,пословиц и поговорок о труде на дву ни, роспись готовых форм папье маше
(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1. Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....
конспект открытое занятие "Город мастеров"-аппликация на т ни. В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа , элементов орнамента,пословиц и поговорок о труде на дву ни, роспись готовых форм папье маше
(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1. Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....
конспект открытого занятия "Город мастеров.В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа, элементов орнамента, пословиц и поговорок о труде казахских народных мастеров на двух языках.
(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1. Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....
Презентация "Орнамент в народном костюме"
В данной презентации собран и обобщен материал из истории народного костюма.Ткани, цвет, значение орнамента в народном костюме....
Конспект НОД по изобразительной деятельности Тема: «Коми - пермяцкий орнамент. Элементы орнамента»
Ознакомление детей с основными элементами коми - пермяцкого орнамента и принципами его композиционного построения....
Картотека орнаментов народов России
Картотека орнаментов народов России...