«Использование художественного слова в качестве средства познавательного развития детей»
консультация
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Использование художественного слова в качестве средства познавательного развития детей»
Подготовила воспитатель: Комисарчук Н.В.
Успешность становления у каждого ребенка своей собственной картины окружающего мира зависит от того, насколько органической будет осуществляемая взрослым помощь ребенку в развитии познавательного интереса, познавательной активности, творческой активности, какие переживания и чувства вызывает у ребенка вхождение в новый мир. В формировании познавательного интереса ребенка среди других средств большую роль играет художественное слово, книга.
Именно через художественное слово (колыбельную, сказку, пословицу, рассказ и тому подобное) ребенок с первых дней получает самые первые и важнейшие уроки общественной жизни, воспринимать человеческую мудрость, под его воздействием у детей воспитываются потребности в познании мира, знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками. Ценность художественной литературы также в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком.
Познавательный потенциал книг бесконечен и разнообразен, но, чтобы чтение книг стало главным средством развития познавательного интереса, чтение должно быть интересным и не принудительным. «Незаинтересованное», но интересное чтение — вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека».
Знакомство со стихотворением, загадкой или считалкой может проходить как в процессе непосредственно-образовательной деятельности дошкольников, так и в процессе совместной деятельности с взрослым в ходе режимных процессов. Использование художественного слова в различных ситуациях, делают совместную деятельность детей и взрослого более разнообразной.
Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления и события: «Весна красна цветами, а осень плодами», «Март с водой, апрель с травой» и т.д.
Давно доказано, что поэтический язык детским мозгом воспринимается намного эффективнее, чем прозаический. Чтобы углубить и уточнить знания детей об окружающем мире, полезно загадывать загадки:
Наступили холода,
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь;
В спячку впал в бору медведь.
Кто знает? Кто скажет, когда это бывает?
Также стихотворения классиков (Есенина, Тютчева) и современных поэтов, или рассказы Бианки, Чарушина, …помогают нам рассказать о красоте природы, приметах каждого времени года, о жизни животных их повадках. Но очень важно правильно подобрать соответствующую литературу, необходимо учитывать возраст детей и их интересы. Чтобы детям хотелось ещё больше узнать по этой теме.
На занятиях по познавательному развитию при знакомстве с овощами детям можно предложить следующие стихи:
Мы сажали огород, Что на грядке растет? Вот капуста, вот лучок, Помидор и кабачок. Посмотри сюда дружок, Помидор, редис, чеснок. Овощи мы собираем Урожаем удивляем. Вот какой наш урожай! Все что хочешь, выбирай. Огурец, морковь и лук, Кабачок наш лучший друг. С мамой грядки посадили, Пропололи и полили. Затем собрали урожай, Что там было угадай. (Дети угадывают, что в волшебном мешочке)
Мы собрали урожай, Что в корзине? Угадай. Огурец, морковь, чеснок, Лук, свекла и кабачок. Посчитаем по порядку Сколько овощей на грядке?
Раз картофель, два лучок, Три пузатых кабачок, А четыре перец сладкий. С урожаем все в порядке. Выросли на грядке Дружные ребятки. Помидоры, огурцы Все собрали? (Дети отвечают) Молодцы!
В процессе формирования у дошкольников элементарных математических представлений также целесообразно использовать художественное слово. Оно способствует математическому развитию дошкольников. Например, можно использовать загадки. Главное подвести детей к размышлению над загадкой, натолкнуть на сравнения, которые доступны детям и могут привести их к нахождению ответа.
Например: 1) «Пять котят, да мама кошка. Сколько кошек на окошке?»
2) Мы собрали урожай, Что в корзине? Угадай. Огурец, морковь, чеснок, Лук, свекла и кабачок. Посчитаем по порядку Сколько овощей на грядке?
В качестве загадок хорошо подходят фрагменты произведений писателей: К. Чуковского, А. Барто , С. Михалкова , В. Берестова , и др.
Например, стихотворение-загадка на сообразительность К. Чуковского «Шел Кондрат в Ленинград...":
Шёл Кондрат в Ленинград, А навстречу – двенадцать ребят. У каждого по три лукошка и т. д .
И задумался старый Кондрат. Сколько мышат и котят, Ребята несут в Ленинград.
Стихотворные задачки развивают гибкость ума, дают возможность упражняться в применении своих знаний. Выполнение заданий в стихотворной форме рассчитано на сообразительность, требует смекалки, внимания, воображения.
Глупый, глупый Кондрат! Он один и шагал в Ленинград. А ребята с лукошками, С мышами и кошками Шли навстречу ему – в Кострому.
Таким образом, при использовании художественного слова для математического развития детей дошкольного возраста основные усилия педагога должны быть направлены на то, чтобы воспитать у дошкольника интерес к самому процессу познания математики, научить ребёнка находить самостоятельный путь решения познавательных задач. Здесь важно добиться не только конкретного ответа, но и способствовать возникновению познавательного интереса, развитию креативного мышления, речи, сообразительности, самостоятельности.
Можно самим придумывать сказочные истории, которые помогут малышу усвоить названия цветов и умения различать их, закрепить навык счета, закрепить названия геометрических фигур, умение ориентироваться в пространстве и во времени, узнать о явлениях природы.
Чтобы научиться сочинять такие истории, в качестве основы, для начала, можно использовать знакомые сюжеты (сказки «Колобок», «Теремок» и т. д., «подстраивать» под них свои темы и «наполнять» необходимым содержанием.
Развивающие игры палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, счётные палочки послужат прекрасным материалом для составления сказок.
Можно сделать домик, на окне которого лежат объемные или плоскостные геометрические формы (конус, цилиндр, пирамида, шары по количеству детей) и рассказывать сказку.
«Жили – были дед и баба. Испекла баба колобок, положила его на окно. (предложить детям выбрать из геометрических фигур ту, которая напоминает форму колобка). Скатился колобок на землю и покатился по тропинке», выложенной из блоков Дьенеша (или из пяти красных счётных палочек, или по синей дорожке, которая на две палочки длиннее, чем красная). Катится колобок, а на встречу ему …(построить из палочек Кюизенера Зайчика)».
Дети выполняют задания, предлагаемые в этой сказке.
Сказочные истории можно сочинять, о чем угодно, главное, чтобы ребенку было интересно.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира используемый в работе с детьми дошкольного возраста является метод экспериментирования. Сочетание процесса детского экспериментирования с процессом ознакомления со сказками является одним из эффективных вариантов развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Сказочный материал становится основой для развития познавательной активности детей: ведь очень часто дети не до конца понимают почему, например, растаяла Снегурочка (из сказки «Снегурочка», или почему Пузырь не утонул (из сказки «Три дровосека»).
Когда читаем сказку Алексея Николаевича Толстого «Мужик и медведь». Сразу возникают вопросы у детей что такое вершки и корешки? Можно, конечно, объяснить детям на словах эти понятия, рассмотреть иллюстрации растений. А можно посадить семена редиски, петрушки и зерно пшеницы, а затем подробно рассмотреть, что же выросло, изучить с детьми называния частей растения, которые находятся над землёй и под землей. После такой проведенной работы, дети четко представляют, что такое вершки и корешки.
Изучая тему «Хлеб всему голова», целесообразно вспомнить украинскую народную сказку «Колосок». Детям будет интересно узнать, а как это у героев сказки из зерен получилась мука. А дальше провести опыт. Сначала рассмотреть колоски, зернышки, муку. Возникает вопрос как превратить колосья пшеницы в муку. Как петушок молотил колосья, чтобы получить зёрнышки? Вместе детьми «обмолотить» зёрна. Обратить внимание детей, что зёрна твёрдые, а мука.... Дети предлагают свои варианты превращения зёрен в муку. Что же предложил петушок мышатам? «Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!» Попробовать с детьми растереть зёрна в ступке. Объяснить детям, что такое мельница, какой она была раньше, и как производят муку сейчас. Затем на ручной или электрической кофемолке как на мельнице превратить зёрна в муку. После проведения данного опыта и чтения сказки дети поймут, как получается мука.
Интересно прочитать сказку Х. К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Вспомним тот момент, когда мальчики нашли его на улице и посадили в самодельную лодку из старой газеты. «Лодочка зачерпнула воду правым бортом, потом левым, наполнилась водой до самых краев и погрузилась на дно.» Можно предложить детям сделать лодочки из газеты, опустить их в воду и посмотреть, почему лодочка в сказке пошла на дно. Можно сравнить со сказкой «Кораблик» Сутеева (скорлупа грецкого ореха, сколько там было пассажиров (4), а кораблик не утонул. (свойства бумаги, также если лодка наполняется водой, она становится тяжелой и тонет). А почему солдатик утонул вместе с лодкой, а не остался на плаву? А если бы солдатик был не из олова, а из другого материала, утонул бы он или нет? Можно предложить предметы из дерева, пластмассы, железа, пластилина, олова, кусочек бумаги. Дети с удовольствием будут проводить эксперимент, пытаться объяснить и сделать вывод. А чем же закончилась эта история? «Вдруг один из мальчиков схватил оловянного солдатика и ни с того ни с сего швырнул его прямо в печку. Наверно, это всё тролль подстроил! А оловянный солдатик растаял и сплавился в комочек.» Какой бы опыт провести с детьми, чтобы увидеть, как плавится олово? Так как температура плавления олова очень высока, мы не можем его использовать в опыте в детском саду. Чем же мы можем заменить олово в детском саду? Мы можем расплавить свечу. Конечно же, это делает воспитатель, соблюдая все правила пожарной безопасности. Конечно, сказка заканчивается грустно, из–за того, что солдатик расплавился. Можно предложить детям рассмотреть расплавленный кусочек свечи, на что он похож, во что превратился, развивается фантазия воображение. Солдатик не пропал, а превратился во что - то очень красивое. Можно предложить родителям вместе с детьми расплавить свечку, посмотреть, что получилось и зарисовать.
Итак, художественная литература обладает большим потенциалом для интеллектуального и эмоционального развития личности, дети искренне доверяют сказке, а значит с ее помощью легче развивать и воспитывать дошкольников. Благодаря сказке ребенок познает окружающий мир, узнаёт много нового и интересного о явлениях природы, о растениях, о свойствах разных предметов. Также дошкольники развивают способности к анализу и оценке поведения героев, развивается эмпатийные способности. Литература является толчком для развития познавательного интереса дошкольников, мышления, воображения, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Книги знакомить ребёнка с тем, насколько разнообразен мир, насколько сложно и интересно его устройство. Поэтому важно развивать у детей интерес к книге как источнику знаний. Научить ребёнка учиться с интересом и удовольствием, верить в свои силы – главная цель педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация.Тема: "Художественное слово - как главное средство эстетического воспитания детей"
КОНСУЛЬТАЦИЯТема: "Художественное слово - какглавное средство эстетическоговоспитания детей". Воспитатель: Попова Т. А Ноябрь 2010Эстетическое воспитание - многоаспектное философ...
Использование сказки как средства познавательного развития детей младшего дошкольного возраста
В работе представлены как теоретические аспекты работы над текстом, так и представлен опыт работы по данному направлению....
Статья на тему "Чтение художественной литературы как важное средство познавательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья"
Статья на тему "Чтение художественной литературы как важное средство познавательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья"...
Использование сказок в качестве средства речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
В статье представлена полезная информация для педагогов и родителей...
Конспект НОД Использование нетрадиционных техник рисования как эффективное средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста " Весёлая матрёшка".
Веселая матрешка...
Использование технологии «Судоку» как средство познавательного развития детей дошкольного возраста.
Данный материал поможет в работе с дошкольниками по теме легоконструирования в доу....
проект" использование кругов Луллия как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"
данный проект разработан для педагогов ДОУ...