Роль предметно-развивающей среды В. В. Воскобовича "Фиолетовый лес" в развитии детей раннего возраста. Его роль в адаптационный период.
статья (младшая группа)

Хохлова Рита Александровна

В статье говорится о важной и значимой роли предметно-развивающей среды "Фиолетовый лес" В. В. Воскобовича в развитии детей раннего возраста. О значимости развивающих игр "Сказочные лабиринты игры" В, В. Воскобовича. О влиянии методики В. В. Воскобовича на процесс адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_voskobovich_2.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

       Детский сад — новый период в жизни каждого ребенка. При поступлении в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество различных изменений: отсутствие близких рядом людей, окружение незнакомых ему детей и взрослых, другой режим дня, новое помещение. Все это не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем.   

      Адаптивные возможности маленького ребенка ограничены, поэтому резкий переход в новую социальную среду, пребывание в стрессовом состоянии длительное время может привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Поэтому необходимо помочь детям преодолеть стресс и успешно адаптироваться к детскому саду.

      В своей педагогической деятельности мы используем различные методы и приемы, которые способствуют снижению у детей раннего возраста повышенной тревожности, беспокойства, боязливости в новых ситуациях. Это пальчиковые игры, чтение сказок и потешек, инсценирование сказок с помощью кукольного театра, игры с песком и водой, игровые ситуации с мыльными пузырями, рисование пальчиками, игры с мозаикой и конструктором, игры на развитие мелкой моторики рук, музыкотерапия.          

      Немаловажную роль в такой работе играет развивающая среда, которая должна быть эстетически привлекательной, насыщенной яркими, красочными, интересными элементами, трансформируемой, вариативной, полифункциональной и доступной. Такой среде соответствует «Фиолетовый лес» В. В. Воскобовича. Он притягивает взгляды и внимание детей своей яркостью и необычностью. Поэтому при использовании данной среды происходит обеспечение положительного, благоприятного эмоционального состояния детей; снятие эмоционального напряжения (поскольку сам ребенок часто не контролирует свое состояние), что особенно важно в период адаптации детей к детскому саду.

   «Фиолетовый лес» способствует развитию у детей мыслительных процессов - памяти, мышления, воображения и конечно же речи, что. немало важно для детей раннего возраста. В этот период происходит интенсивное развитие речи. Даже самые молчаливые малыши после двух лет начинают говорить. Конечно, происходит это у всех по-разному. Некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соответствии со смыслом предложения изменяют их, употребляют не только простые, но и сложные предложения, начинают овладевать речью-описанием, другие произносят только отдельные слова.

       Путешествуя по Фиолетовому лесу, мы с детьми знакомимся с героями «Фиолетового леса», сочиняем сказки:

- Например, жил-был… (дети договаривают, а воспитатель выставляет героя на поле) и звали его… Пошел он гулять по Фиолетовому лесу и встретил…и т. д. Если мы используем животных, то можно добавить и звукоподражание.

Часто проводим беседы с детьми по сюжету в Фиолетовом лесу, например, по теме «Осень». Воспитатель спрашивает у детей, что они видят в лесу, на небе, почему на дереве растут разноцветные листочки и т. д.     Все это способствует развитию связной диалогической речи, пополняет словарь детей новыми словами.

- Для отрабатывания произношения гласных звуков Ы, И мы проводим артикуляционные упражнения «Мышка и ежик». Воспитатель рассказывает сказку «Мышка и ежик». Жила-была мышка и ежик. Они очень любили петь. Ежик пел так: ы, ы. ыыыы! Мышка ему подпевала: и. и, ииии! Днем, когда светило солнышко, друзья пели громко, а вечером они пели тихо (дети выполняют задание). Звуки в этом упражнении произносятся детьми четко на выдохе.

- Развиваем также артикуляционную моторику. Например, облака в небе. ООООО (округляют губы), красивые облака! Птичка в небе. УУУУУ 9вытягивают губы трубочкой). Как высоко летит! Ежик колючий выбежал на дорожку. Вытянул вперед остренький язычок. Смотрит ежик на птичку. УУУУУ (вытягивают губы трубочкой), как высоко летит! и т. п.

- С помощью «Фиолетового леса» учим с детьми стихотворения А. Барто. Например, «Наша Таня громко плачет» (все слова воспитатель сопровождает действиями, выставляя на панно объекты и предметы), или «Зайку бросила хозяйка», или «Оторвали мишке лапу» и т.д. С помощью такой методики мы помогаем детям быстрее запомнить стихотворения. Развивая при этом память, внимание и речь детей.

     Неоценимое значение «Фиолетовый лес» представляет в сенсорном развитии, и пронизывает всю деятельность детей раннего возраста. Доказано, что на развитие интеллекта дошкольников влияет развитие мелкой моторики. Чем лучше развита мелкая моторика, тем выше интеллект у ребенка.
     С помощью «Фиолетового леса» развиваем также у воспитанников способность к анализу, сравнению, обобщению. С детьми мы закрепляем такие понятия, как «один» и «много», например, используя игровые ситуации «Подари ежику один листочек и много листочков», «Собери под деревом один грибочек и много грибочков» и т.д.  Закрепляем понятия «большой» и «маленький» (грибочек, листочек, ежик).

     Изучаем названия основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый листочек.

      Конечно же, панно «Фиолетовый лес» способствует и развитию мелкой моторики рук детей, так как каждый элемент необходимо «прилепить» или «отлепить». Особенно при работе с «Разноцветными веревочками» детям нужно приложить некоторое усилие, чтобы снять их, так как они прочно прикрепляются к панно. И все это, несомненно, благотворно сказывается на моторном развитии рук и пальцев детей.

     Большое внимание мы также уделяем и настольным дидактическим играм В. В. Воскобовича. Увлекательной является настольная игра «Черепашки». С помощью этого пособия мы знакомим детей с понятием «величина». Суда же мы отнесем и набор В. В. Воскобовича «Разноцветные кружки», которые разные по величине.

      Деткам очень нравится играть с «Корабликом «Плюх - Плюх», «Разноцветными лепестками», «Елочкой двухцветной», «Елочкой радужной», комплектами «Разноцветные веревочки» и пособием «Разноцветные квадраты», которые является помощниками в изучении названий основных цветов.

        С понятием «форма» познакомить детей нам помогают игровые конструкторы такие, как: «Чудо-крестики», «Фонарики», «Квадрат Воскобовича», а также наборы «Разноцветные кружки» и «Разноцветные квадраты».

       Хорошо развиваем пальчики детей с помощью пособия «Шнур-малыш». На конце шнурочка завязываем узелок. Начинаем с обучения нырять и выныривать. Затем учим их огибать кнопочки. Когда мы овладели действиями одной ручкой, делаем все тоже самое другой рукой.

Игры подобного рода психологически комфортны., что положительно сказывается на процессе адаптации детей раннего возраста.

        С пособиями В. В. Воскобовича, с их применением на практике, мы знакомим и наших родителей.  Проводим родительские собрания, мастер– классы, рекомендуем консультации по использованию игр. В группе мы организовали «Домашнюю игротеку», из которой родители могут взять домой игры-пособия и позаниматься с ними дома со своим ребенком

     При использовании развивающей среды «Фиолетовый лес» мы пришли к выводу, что адаптация детей проходит более плавно и мягко. Мы заметили также, что у детей наблюдается снижение тревожности, плаксивости. Исходя из опыта внедрения данной технологии, мы можем сделать следующие выводы, что использование игр с материалами предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» положительно сказывается на процессе адаптации детей к детскому саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие с педагогами групп детей раннего возраста «Помощь ребенку в адаптационный период»

обучение педагогов использованию способов поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период....

Предметно -развивающая среда группы, направленная на равитие речи детей (ранний возраст)

Предметно -развивающая среда группы, направленная на равитие речи детей (ранний возраст)...

Консультация «Организация предметно-развивающей среды как важнейшее условие развития речи детей раннего возраста»

В презентации раскрыты особенности организации предметно-развивающей среды как важной составляющей развития речи дошкольников (ранний дошкольный возраст)...

Презентация«Роль предметно-развивающей среды в развитии коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»

Цель :Мотивирование педагогов на использование в своей работе представленного игрового материала по развития коммуникативных навыков общения детей....

Непосредственная роль изобразительной деятельности в речевом и художественно-эстетическом развитии детей раннего возраста

Результатом занятий по рисованию, лепке и аппликации является созданный ребенком продукт его деятельности. Такого рода деятельность ребенка благоприятна для развития речи. Деятельность с бумагой, плас...

«ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ГРУППЫ, КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА. »

laquo;ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ГРУППЫ, КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА. »...